бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Политика занятости населения бесплатно рефераты

0,3 в 1994г. Несмотря на то, что сравнения меду странами проблематичны,

оценка указывает на очень большие несоответствия на начальном этапе

переходного периода. Этот дисбаланс, возможно, окажется тем "узким местом",

которое определит трудоустройство безработных.

Безработица в Восточной и Центральной Европе

Безработица, которая ранее каралась по закону как тунеядство повсюду в

Восточной Европе, где у власти находились коммунистические режимы, не только

получила права гражданства, но и стала важнейшей политической и экономической

проблемой этих стран. За короткий срок уровень безработицы в некоторых

странах вырос с практически нулевой базы до критической отметки, в других же

странах события на рынке труда были куда менее драматичными. Главным фактором

роста безработицы было существенное снижение занятости в государственном

секторе , следствие "поворота" производства лицом к потребителю. Частично это

снижение компенсировалось сокращением экономической активности населения . Но

степень изменения экономической активности сильно различалась по странам, в

результате чего обнаружились глубокие отличия в соотношении прирост

численности безработных/уменьшение занятых. Теперь стало очевидным, что лишь

на первом этапе перехода к рыночной экономике снижение экономической

активности "срабатывало"

как фактор, замедляющий рост безработицы. Достаточно скоро эта возможность

поглощения потенциально безработных оказывается исчерпанной. Ясно

обозначились три пути эволюции безработицы в странах Восточной и Центральной

Европы. В Польше, Венгрии и Чешской Республике спад, затронувший

государственные предприятия, сопровождался мощным ростом частного сектора. В

этих странах ключевой вопрос заключается в том, как далеко должно зайти

сокращение занятости в государственном секторе и насколько устойчивым

окажется рост частного сектора по завершении в экономике процесса

перераспределения трудовых ресурсов. В Болгарии, и в меньшей степени в

Словакии, сильное сокращение занятости в государственном секторе не

сопровождалось равным по силе ростом частных предприятий. Поэтому ключевой

вопрос здесь - не окажется ли та цена, которую общество платит за реформы в

виде безработицы и экономического спада, слишком высокой в политическом

плане, и не приведет ли это к их замедлению. В России, и отчасти в Румынии,

отсутствие жестких финансовых ограничений для государственных и

полугосударственных предприятий позволяет им

удерживаться "на плаву" и сохранять занятость. И ключевой вопрос -насколько

такая мягкость совместима с макроэкономической стабилизацией и структурной

перестройкой.

Безработица - лишь один из каналов, через которые происходит

перераспределение трудовых ресурсов. Доля работников, прошедших через него и

средняя продолжительность пребывания без работы в ходе такого перелива имеет

серьезные экономические последствия. Рынки труда в большинстве стран

Восточной и Центральной Европы характеризуются весьма невысокими показателями

текучести в рядах безработных - и низким притоком, и невысоким выбытием.

Основной канал перераспределения трудовых ресурсов -прямой переход с одного

места работы на другое, минуя состояние безработицы. С другой стороны, те,

кому не посчастливилось оказаться среди безработных, остаются без работы

долгое время -средняя продолжительность безработицы .велика. А это означает

большие страдания для безработных и для членов их семей, и ведет к

постепенной утере трудовых навыков. Безработица имеет столь большую

продолжительность не в последнюю очередь потому, что распределение вакансий

по регионам сильно отличается от распределения безработных. Такая структурная

несбалансированность рынка труда

усугубляется высокими издержками миграции, связанными с неразвитостью рынков

капитала и недвижимости.

Государственная политика на рынке труда в большинстве стран сосредотачивается

на пассивных мерах, вроде выплат пособий по безработице, и социальных пособий

не имеющим работы длительное время. Большинство государств, столкнувшихся с

проблемой безработицы, тратит значительные средства на программы страхования

по безработице. Попытки активной политики на рынке труда -такие как

переобучение, консультации по трудоустройству, общественные работы -отнюдь не

всегда приводят к успеху. Опыт показывает, что отдача от средств, выделяемых

на активные мероприятия, оправдывает эти расходы только при сосредоточении на

контингенте безработных, ищущих работу длительный срок.

3. Проблема занятости в современной России

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в

СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых

общей направленностью экономики на

преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задач

преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы

для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически

полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное

хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью.

В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная

сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый

управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест

в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала

безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в

использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны

проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка

рабочей силы.

Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств,

разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в

условиях командно - административной системы без учета интересов территорий и

трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и

обострение межнациональных отношений в регионах страны - все это привело к

усилению межреспубликанского /в пределах СНГ/ движения населения. Это

негативно сказывается на эффективности использования накопленного

производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного

населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов

безработицы.

Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает

высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию

на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие

- с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится

ее качество.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения

людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание

по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого

подразделения.

Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств

по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции,

сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и

политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на

руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии.

Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации,

профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях

производственной и непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной

хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация

повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам

занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного

ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта

экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в

качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов

своего существования. Наконец общество признало право работника на

самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской

власти, но и на деле. Всвязи с этим, нового осмысления потребовало такое

экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она

приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось

прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить

спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто

занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы

формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека

распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью

спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и

перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право

граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый

человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и

профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными

способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она

достигается

тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но

это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений

потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и пререраспределения рабочей силы

зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм

собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий

прозводств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы,

затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости,

обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная

политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль

государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности

экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических

преобразований.

4. Государственное регулирование занятости

Для реализации государственной политики в области занятости

населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в

Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству,

переобучению и профориентации населения создается

государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие

занятости. С одной стороны, признается законной добровольная

незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться

обществом или служить основанием для привлечения человека к

административной или уголовной ответственности. С другой стороны -

незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория

населения должна находиться в поле зрения государства, призванного

обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого

населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто

оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено

незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых

принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства

на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый

гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в

Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо,

ищущее работу. И с этого момента у государства наступает

обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему

подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о

подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и

начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов

занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу,

содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их

профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую

силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка

труда;

2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по

вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное

внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она

позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке

информации, оставляет время для разбора различных вариантов

принимаемых решений. Основным средством автоматизации является

вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание

распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом

информацией между ними по всем уровням службы

занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно

создание персонифицированных банков данных по гражданам,

обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

3. консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и

работодателей о возможностях получения работы и обеспечения

рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и

работникам;

4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а

работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается

работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст,

трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность

нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на

свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не

обязательно через службу занятости.

5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и

повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости

или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и

определении содержания курсов обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого

населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий

общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78%

работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую.

При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется

организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной

программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб

занятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующих

учебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для

переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и

незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке

кадров, исходя из потребностей административно – территориальных делений,

анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность

обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а

региональные службы занятости - рассчитывать

потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать

соответствующее финансирование. Центры занятости городов,

ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с

высвобожденными работниками соглашения и направлять на

профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6. оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве

высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

в связи с этим необходима разработка новой концепции развития

системы профориентации, охватывающей все категории населения,

определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы

развития сети центров профориентации и психологической поддержки.

Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи,

но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.

Это требует развитие сети профконсультационных подразделений,

входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы

профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза

занятости, разработки программ и организации общественных работ; по

профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения

безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей

компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено

незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло

выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не

всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и

может рассчитывать на социальную помощь или

поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста

и обладать способностью к систематической работе по какой-либо

профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение

службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и

обязанность пронять предложение о подходящей работе.

8. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки

граждан, трудоустройство которых требует получение новой

профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по

безработице и приостановление выплаты этих пособий;

10. подготовка предложений и заключений об использовании труда

иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе

межправительственных соглашений и лицензий;

11. разработка республиканских и региональных программ

занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по

социальной защищенности различных групп населения;

Таким образом, функции Государственной службы занятости

значительно расширились по сравнению с функциями ранее

действовавшей системы трудоустройства населения.

5. Приложение

Уровни безработицы

(в процентах от экономически активного населения)

уровни199219931994 (Апрель)1994 (Октябрь)1995 (Июль)1995 (Октябрь)
Безработные по опросу экономической активности4.85.65.67.07.88.1
Зарегистрированные безработные1.11.42.12.32.72.9

Реферат: Политика занятости населения

Реферат: Политика занятости населения

Реферат: Политика занятости населения

7. Список используемой литературы

1. Хайек Ф. Безработица и денежная политика//Экономические науки.1991, №

11,12

2. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: ТПО “Квадрат”,1991.

3. "Экономика тpуда" под pедакцией Г.Р.Погосяна и Л.И. Жукова

M.: Экономика, 1991

4. И.Заславский "О пользе рынка труда", "Вопросы экономики"

N9 - 91г.

5. А.Карташева, Е.Кубишин "Ситуация на рынке труда: направления

развития", "Экономист" N12-92г.

6. В.Колосов "Правовое регулирование занятости", "Советские

профсоюзы" N2-92г

7. Г.Г. Руденко "Служба занятости и ее функции", Москва,

РЭА, 1992г.

8. Н.Матыцина "Обеспечение занятости населения", "Экономист",

N4-92г.

Страницы: 1, 2