Реферат: Особенности Российского федерализма
Реферат: Особенности Российского федерализма
Содержание:
Введение. 2
Общие понятия федеративного устройства. 6
Из истории развития федерации в России. 8
Форма Государственного устройства РФ.. 13
Территориальная организация государственной власти в Р.Ф. 14
Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации. 19
Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации. 19
Экономическое неравноправие субъектов РФ. 20
Обострение межнациональных отношений в России. 22
Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф. 24
«Трансформация» национального суверенитета в государственный. 27
Заключение: 31
Список используемых источников: 33
В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное устройство России
нуждается в радикальной реформе. И дело – по-моему не в заложенных в
Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со стороны субъектов
РФ да и самими органами федеральной власти.
Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства
России являются очень непростыми.
Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как
сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо
от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.
Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных
особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.
Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на
достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,
на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и не должно
осуществляться за счет прав и интересов других наций.
К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом видно политическое,
экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправие субъектов
Федерации и их граждан.
Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ
необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особое
место среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театром
военных действий между различными политическими силами, занимало
федеративное устройство.
Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным государством: в
течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же круг субъектов
этой Федерации, ибо края и области признаками таких субъектов не обладали, а
национально-автономные формирования занимали сравнительно небольшую часть
территории России.
В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики
объявили себя суверенными государствами в составе России.
Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской.
Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.
Представители республик требовали для них преимущественного статуса в
создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на
природные ресурсы.
Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиков
конституционного проекта создать условия для последующей оптимизации
территориального устройства, получив гарантии сохранения существующей его
системы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса с
республиками.
Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта
1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной стороны,
и соответственно с республиками, краями, областями, городами федерального
значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами и единственной
оставшейся автономной областью — с другой. Апрельская конституционная реформа
1992 г. включила текст этих договоров в качестве приложения в Конституцию. Хотя
договоров три, но нередко о них говорится в единственном числе и приложение к
Конституции называлось "Федеративный договор".
В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров,
получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось
результатом наработок Конституционной комиссии.
Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми, а
только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и Ингушетии.
Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение бывшей
Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.
Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного договора
и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в феврале 1994 г.
Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской Федерацией
многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев и областей.
При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками
предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией
разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет
федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается лишь
сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государства и
родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своего
времени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и прежде всего
в принципах федеративного устройства.
При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции РФ
сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранее
справедливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъекты
делились на четыре «сорта», то субъекты Российской Федерации делятся на три
«сорта»:
1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной власти;
2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования (края,
области, города федерального значения);
3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования
(автономная область, автономные округа).
Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в стране
сложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другими
законами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19 из
21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Закону страны.
Это - нонсенс!
В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципах
конституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимости
реформирования существующей системы федеративного устройства нашего
государства.
Федеративное устройство - это обусловленное coцuально - экономической
сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на
государства, национально-государственные и политико-территориальные
образования, определяющие форму государственных связей между государством в
целом и его частями, их правовой статус.
Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда
государств, национально-государственных или политико-территориальных
образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех
прав, которые принадлежат всей федерации в целом.
Федеративные государства отличаются следующими признаками:
1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило,
субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их
статус.
2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые действуют
на его территории и должны соответствовать федеральному законодательству.
3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную систему.
Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В России действует
единая правовая и судебная система.
4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в
политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность
территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.
5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства,
которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия)
признают только союзное гражданство, так же как и в России.
6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного
парламента.
7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными
государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они провозглашаются
суверенными и за некоторыми из них закреплено право свободного выхода из
федерации.
Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной
раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и
ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот
процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные
присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия
превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью
исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими,
социальными, культурными, политическими. Однако Россия создавалась и
развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла
царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали
государственные формы.
Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не
признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать
особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь
примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии
можно было найти в Финляндии и в Польше.
Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой
мировой войны: "Россия могла быть только единым государством. Она никогда не
образовывала и не образует ни федерации, ни унии"
1. И это было сказано не случайно. Основные законы царской России
провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В
верховном управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же
управления подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень
власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его
именем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от
которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в
государственное устройство России мало нового.
Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он
ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является
негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги
самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше
требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей,
отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось
крупному централизованному государству.
Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму.
Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за
политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия
провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на
отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же
была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно
смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых
актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве
практически не затрагивался.
Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала
радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за свое
выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей
"единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно вышли из
состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную
самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность
отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и
Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для
сохранения крупного государства.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа1:
1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
2) Утверждение фактического унитаризма в государственном
устройстве России (1937-1985);
3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции
1993 года.
1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим
схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию
власти, а преодоление «национального гнета». Российская федерация была
провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим
устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России
(как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на
территории которой впоследствии был создан СССР. На российской территории
начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по
национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального
расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было
смешанным. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия
Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская,
Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская,
Карельская, Марийская и др.). Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11
автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Созданный
в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо
состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение
народов было тесно связано с антидемократической сущностью тоталитарного
государства и являло собой фиктивную федерацию. Самым заметным результатом
такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся
национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном
обществе и на произвольно определенных территориях. После создания СССР
внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно
ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой
революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР
потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались
вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как результат национальной
политики партии и лично И.В. Сталина.
2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937
г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были
поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10
имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей,
в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами
Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо правового камуфляжа были
ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации.
Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что
тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идея преодоления «национального гнета»
и утверждение «национальной государственности» служили средством, отвлекающим
народы от создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм
являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства.
3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и
последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития
Страницы: 1, 2, 3
|