бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Особенности Российского федерализма бесплатно рефераты

Реферат: Особенности Российского федерализма

Содержание:

Введение. 2

Общие понятия федеративного устройства. 6

Из истории развития федерации в России. 8

Форма Государственного устройства РФ.. 13

Территориальная организация государственной власти в Р.Ф. 14

Общие проблемы федеративного устройства Российской Федерации. 19

Политическое неравноправие субъектов Российской Федерации. 19

Экономическое неравноправие субъектов РФ. 20

Обострение межнациональных отношений в России. 22

Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф. 24

«Трансформация» национального суверенитета в государственный. 27

Заключение: 31

Список используемых источников: 33

Введение

В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное устройство России

нуждается в радикальной реформе. И дело – по-моему не в заложенных в

Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со стороны субъектов

РФ да и самими органами федеральной власти.

Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства

России являются очень непростыми.

Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как

сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо

от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.

Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных

особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.

Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на

достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания,

на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и не должно

осуществляться за счет прав и интересов других наций.

К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом видно политическое,

экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправие субъектов

Федерации и их граждан.

Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ

необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась – главное, особое

место среди конституционных проблем в 1990 –1993 годах, ставших театром

военных действий между различными политическими силами, занимало

федеративное устройство.

Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным государством: в

течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же круг субъектов

этой Федерации, ибо края и области признаками таких субъектов не обладали, а

национально-автономные формирования занимали сравнительно небольшую часть

территории России.

В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики

объявили себя суверенными государствами в составе России.

Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской.

Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.

Представители республик требовали для них преимущественного статуса в

создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на

природные ресурсы.

Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиков

конституционного проекта создать условия для последующей оптимизации

территориального устройства, получив гарантии сохранения существующей его

системы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса с

республиками.

Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта

1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной стороны,

и соответственно с республиками, краями, областями, городами федерального

значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами и единственной

ос­тавшейся автономной областью — с другой. Апрельская конституционная реформа

1992 г. включила текст этих договоров в качестве приложения в Конституцию. Хотя

договоров три, но нередко о них говорится в единствен­ном числе и приложение к

Конституции называлось "Федеративный договор".

В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров,

получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось

результатом наработок Конституционной комиссии.

Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми, а

только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и Ингушетии.

Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение бывшей

Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.

Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного договора

и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в феврале 1994 г.

Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской Федерацией

многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев и областей.

При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками

предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией

разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет

федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается лишь

сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государства и

родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своего

времени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и прежде всего

в принципах федеративного устройства.

При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции РФ

сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранее

справед­ливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъекты

делились на четыре «сорта», то субъекты Российской Федерации делятся на три

«сорта»:

1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной власти;

2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования (края,

области, города федерального значения);

3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования

(автономная область, автономные округа).

Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в стране

сложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другими

законами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19 из

21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Закону страны.

Это - нонсенс!

В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципах

конституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимости

реформирования существующей системы федеративного устройства нашего

государства.

Общие понятия федеративного устройства

Федеративное устройство - это обусловленное coцuально - экономической

сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на

государства, национально-государственные и политико-территориальные

образования, определяющие форму государственных связей между государством в

целом и его частями, их правовой статус.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда

государств, национально-государственных или политико-территориальных

образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех

прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются следующими признаками:

1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, как правило,

субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их

статус.

2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые действуют

на его территории и должны соответствовать федеральному законодательству.

3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную систему.

Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В России действует

единая правовая и судебная система.

4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в

политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность

территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.

5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства,

которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия)

признают только союзное гражданство, так же как и в России.

6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного

парламента.

7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными

государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они провозглашаются

суверенными и за некоторыми из них закреплено право свободного выхода из

федерации.

Из истории развития федерации в России

Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной

раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и

ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот

процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные

присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия

превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью

исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими,

социальными, культурными, политическими. Однако Россия создавалась и

развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла

царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали

государственные формы.

Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не

признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать

особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь

примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии

можно было найти в Финляндии и в Польше.

Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой

мировой войны: "Россия могла быть только единым государством. Она никогда не

образовывала и не образует ни федерации, ни унии"

1. И это было сказано не случайно. Основные законы царской России

провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В

верховном управлении его власть действовала непосредственно, а "в делах же

управления подчиненного", как говорилось в то время, определенная степень

власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его

именем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905 года, от

которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в

государственное устройство России мало нового.

Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он

ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является

негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги

самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше

требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей,

отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось

крупному централизованному государству.

Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму.

Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за

политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия

провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на

отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же

была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно

смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых

актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве

практически не затрагивался.

Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала

радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за свое

выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей

"единой и неделимой" отпадали все новые регионы. Окончательно вышли из

состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную

самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность

отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и

Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для

сохранения крупного государства.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа1:

1) Создание основ социалистического федерализма (1918-1936);

2) Утверждение фактического унитаризма в государственном

устройстве России (1937-1985);

3) Реформы государственного устройства перед принятием Конституции

1993 года.

1) Федерализм в России возник и развивался по идеологическим

схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию

власти, а преодоление «национального гнета». Российская федерация была

провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Этим

устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России

(как мы ее понимаем сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на

территории которой впоследствии был создан СССР. На российской территории

начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по

национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального

расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было

смешанным. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия

Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская,

Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская,

Карельская, Марийская и др.). Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11

автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Созданный

в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо

состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение

народов было тесно связано с антидемократической сущностью тоталитарного

государства и являло собой фиктивную федерацию. Самым заметным результатом

такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся

национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном

обществе и на произвольно определенных территориях. После создания СССР

внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно

ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой

революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР

потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались

вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как результат национальной

политики партии и лично И.В. Сталина.

2) Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937

г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были

поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10

имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей,

в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами

Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо правового камуфляжа были

ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации.

Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что

тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идея преодоления «национального гнета»

и утверждение «национальной государственности» служили средством, отвлекающим

народы от создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм

являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства.

3) Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и

последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития

Страницы: 1, 2, 3