Реферат: Налоговая система РФ
Реферат: Налоговая система РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М.В.Ломоносова
РЕФЕРАТ По предмету: Государственное управление
На тему: Налоговая система РФ
.
МОСКВА,2000г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение..............................3
2. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации.....4
- классификация налогов.......................5
- принципы налогообложения.....................9
3. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах..............10
4. Недостатки налоговой системы России...................12
5. Заключение...............................16
6. Список использованной литературы......................17
ВВЕДЕНИЕ
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая
определенными денежными средствами. Их должны предоставить все
заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и
юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных
платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка,
регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних
отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.
В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной
постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с
такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями
в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь
эффективно действующая налоговая система страны определяет не только уровень
доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов РФ и муниципальных
образований, но во многом способствует экономическому развитию государства.
Неэффективно же действующая налоговая система страны, наоборот, становится
тормозом экономического развития, что и наблюдается в современной России.
Поэтому неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были
поставлены на первое место среди наиболее важных проблем современной
экономики России, требующих скорейшего решения.
Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере.
Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются
различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на
собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около
20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключается
в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие
формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача,
потребление, экспорт и импорт) налогообложения.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
- финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство в
народном хозяйстве,
- финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения,
образования, здравоохранения и др.,
- обеспечивает свою оборону и безопасность,
- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим
странам.
Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для
государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов
государства. В настоящее время налоговой системе России присущ
преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в
налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и
развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого
строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его
равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых
ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в
одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.
Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни
малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения
граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели
больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших
доходов - по более низким.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового
продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и
перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода
реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует
свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем
современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и
оценка пре8дложений по ее оптимизации;
В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия,
принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской
Федерации.
Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации
По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим
платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и
других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую
систему.
Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,
взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами,
органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и
должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Классификация налогов
Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по
различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм
их действия.
Налоги классифицируются следующим образом:
- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,
взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то
же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним
относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.
- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные
налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.
Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода
налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или
имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.
Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие,
производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные
предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к
косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или
услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно
он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.
Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее
использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом
случае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочая сила,
и доход.
- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на
налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет
соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и
используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на
различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные
внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд,
фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд
занятости, земельный фонд.
- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.
Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в
зависимости от их территориального уровня:
1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным
законодательством),
2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и
региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),
3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и
муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).
При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным.
Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е.
региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или
сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие
законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и
местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их
территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по
этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым
кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.
Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую
нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным
законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые
условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок
налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от
введения всех региональных или местных налогов.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и
обязательны к уплате на всей территории России
К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:
косвенные налоги:
- налог на добавленную стоимость (НДС),
- акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального сырья,
- таможенная пошлина и таможенные сборы,
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте.
прямые налоги:
- налог на прибыль(доход) организаций,
- налог на доходы от капитала,
- подоходный налог с физических лиц,
- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,
- налоги на пользование недрами,
- государственная пошлина,
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами,
- лесной налог
- водный налог
- экологический налог
- федеральные лицензионные сборы.
Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в
определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога
на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные
бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет
следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20%
налога на покупку иностранн2ых денежных знаков, 30% земельного налога, 100%
остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым
кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на
территории соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц
республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)
в настоящее время относятся 7 налогов:
косвенные налоги:
- налог с продаж.
прямые налоги:
- налог на имущество предприятий;
- налог на недвижимость;
- дорожный налог;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в
соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных
образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных
образований.
К местным налогам относятся:
-земельный налог
-налог на имущество физических лиц
-налог на рекламу
-налог на наследование и дарения
-местные лицензионные сборы
-регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью
-налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники
-сбор за выигрыш на бегах
-сбор за право проведения кино и телесъёмок
-сбор за право использования местной символики
-курортный сбор
-сбор за право торговли
-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.
Действующие на данный момент ставки налогообложения по основным налогам
приведены в табл.1.1.
Формально ставка налогообложения прибыли в России (35%) более или менее
соответствует уровню развитых стран, но действующие правила определения
налогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли
предприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%.
Откровенно конфискационный характер налогообложения прибыли связан с тем, что
в налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые в
международной практике принято относить в себестоимость (например, расходы на
рекламу), и с тем, что отечественная методика прибыли недооценивает уровень
инфляции. Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она
ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия доходов,
вследствие чего многие из предприятий поставлены на грань убыточности и
банкротства.
В отличие от многих развитых стран подоходный налог в России до сих пор
остается, как во времена командной экономики, преимущественно налогом на
зарплату и взимается почти исключительно по месту ее выплаты, т.е. на
предприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога, удерживаемого
на предприятиях и организациях составила 99% его общих поступлений).
Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработной платой, фактически
ускользают от подоходного налогообложения (не говоря уж об занижении во
многих организациях в официальной отчетности реального уровня заработной
платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в "конвертах"),
вследствие чего подоходный налог слабо затрагивает наиболее состоятельных
граждан.
Табл.1.1. Действующие на территории РФ ставки налогообложения по основным
видам налогов, 2000 г., %
- налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц
- налог на прибыль 30 %
- подоходный налог12, 20, 30
- налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43%
- налог на имущество граждан 0,1%
- налог на добавленную стоимость 20%
- земельный налог 0,1-2%
- налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10%
- налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5%
- налог на имущество предприятий 2%
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 1,5%
Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили также
предприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдается
огромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций, а
Страницы: 1, 2
|