бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Налоговая система РФ бесплатно рефераты

Реферат: Налоговая система РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В.Ломоносова

РЕФЕРАТ

По предмету: Государственное управление

На тему: Налоговая система РФ

.

МОСКВА,2000г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение..............................3

2. Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации.....4

- классификация налогов.......................5

- принципы налогообложения.....................9

3. Развитие налоговой системы России в 1990-х годах..............10

4. Недостатки налоговой системы России...................12

5. Заключение...............................16

6. Список использованной литературы......................17

ВВЕДЕНИЕ

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая

определенными денежными средствами. Их должны предоставить все

заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и

юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных

платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка,

регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних

отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной

постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с

такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями

в налоговой системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь

эффективно действующая налоговая система страны определяет не только уровень

доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов РФ и муниципальных

образований, но во многом способствует экономическому развитию государства.

Неэффективно же действующая налоговая система страны, наоборот, становится

тормозом экономического развития, что и наблюдается в современной России.

Поэтому неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были

поставлены на первое место среди наиболее важных проблем современной

экономики России, требующих скорейшего решения.

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере.

Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются

различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на

собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около

20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключается

в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие

формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача,

потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

- финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство в

народном хозяйстве,

- финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения,

образования, здравоохранения и др.,

- обеспечивает свою оборону и безопасность,

- содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной

власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим

странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для

государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов

государства. В настоящее время налоговой системе России присущ

преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в

налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и

развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого

строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его

равней тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых

ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в

одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни

малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения

граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели

больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших

доходов - по более низким.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового

продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и

перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода

реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует

свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Целью данной курсовой работы является анализ особенностей и проблем

современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и

оценка пре8дложений по ее оптимизации;

В соответствии с поставленными задачами я рассматриваю основные понятия,

принципы и механизмы налоговой системы и налоговой политики в Российской

Федерации.

Налоги и сборы, существующие на территории Российской Федерации

По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской

Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим

платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или

во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,

определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и

других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую

систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом

понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с

организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)

муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос,

взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из

условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами,

органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и

должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление

определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов

Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по

различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм

их действия.

Налоги классифицируются следующим образом:

- по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,

взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то

же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним

относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.

- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные

налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода

налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или

имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.

Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие,

производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные

предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к

косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или

услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно

он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.

Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее

использовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этом

случае под налоговым воздействием оказываются и материальные, и рабочая сила,

и доход.

- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на

налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет

соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и

используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на

различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные

внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд,

фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд

занятости, земельный фонд.

- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.

Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в

зависимости от их территориального уровня:

1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным

законодательством),

2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и

региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),

3.местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и

муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным.

Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е.

региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или

сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие

законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и

местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их

территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по

этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым

кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.

Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую

нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным

законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые

условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок

налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от

введения всех региональных или местных налогов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и

обязательны к уплате на всей территории России

К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:

косвенные налоги:

- налог на добавленную стоимость (НДС),

- акцизы на отдельные виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального сырья,

- таможенная пошлина и таможенные сборы,

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,

выраженных в иностранной валюте.

прямые налоги:

- налог на прибыль(доход) организаций,

- налог на доходы от капитала,

- подоходный налог с физических лиц,

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,

- налоги на пользование недрами,

- государственная пошлина,

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими

ресурсами,

- лесной налог

- водный налог

- экологический налог

- федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в

определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога

на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные

бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет

следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20%

налога на покупку иностранн2ых денежных знаков, 30% земельного налога, 100%

остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым

кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на

территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц

республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.)

в настоящее время относятся 7 налогов:

косвенные налоги:

- налог с продаж.

прямые налоги:

- налог на имущество предприятий;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в

соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных

образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных

образований.

К местным налогам относятся:

-земельный налог

-налог на имущество физических лиц

-налог на рекламу

-налог на наследование и дарения

-местные лицензионные сборы

-регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью

-налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники

-сбор за выигрыш на бегах

-сбор за право проведения кино и телесъёмок

-сбор за право использования местной символики

-курортный сбор

-сбор за право торговли

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.

Действующие на данный момент ставки налогообложения по основным налогам

приведены в табл.1.1.

Формально ставка налогообложения прибыли в России (35%) более или менее

соответствует уровню развитых стран, но действующие правила определения

налогооблагаемой базы приводят к тому, что уровень изъятия реальной прибыли

предприятий в России значительно выше и нередко превышает 100%.

Откровенно конфискационный характер налогообложения прибыли связан с тем, что

в налогооблагаемую базу включаются многие виды расходов, которые в

международной практике принято относить в себестоимость (например, расходы на

рекламу), и с тем, что отечественная методика прибыли недооценивает уровень

инфляции. Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она

ориентирована на устранение дефицитности бюджета путем изъятия доходов,

вследствие чего многие из предприятий поставлены на грань убыточности и

банкротства.

В отличие от многих развитых стран подоходный налог в России до сих пор

остается, как во времена командной экономики, преимущественно налогом на

зарплату и взимается почти исключительно по месту ее выплаты, т.е. на

предприятиях (в 1995 г. по данным ГНС доля подоходного налога, удерживаемого

на предприятиях и организациях составила 99% его общих поступлений).

Остальные доходы физических лиц, не являющиеся заработной платой, фактически

ускользают от подоходного налогообложения (не говоря уж об занижении во

многих организациях в официальной отчетности реального уровня заработной

платы, процветает т.н. система выдачи заработной платы в "конвертах"),

вследствие чего подоходный налог слабо затрагивает наиболее состоятельных

граждан.

Табл.1.1. Действующие на территории РФ ставки налогообложения по основным

видам налогов, 2000 г., %

- налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц

- налог на прибыль 30 %

- подоходный налог12, 20, 30

- налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43%

- налог на имущество граждан 0,1%

- налог на добавленную стоимость 20%

- земельный налог 0,1-2%

- налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10%

- налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5%

- налог на имущество предприятий 2%

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 1,5%

Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили также

предприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдается

огромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций, а

Страницы: 1, 2