бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Методология теории государства и права бесплатно рефераты

Реферат: Методология теории государства и права

Министерство образования РФ

Владимирского государственного университета

кафедра «Юриспруденции»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему: «Методология предмета “Теория государства и права”»

Выполнил: студент

заочной группы ЗЮ-102

Буланов А.А.

Проверил:

научный руководитель

Жеребин

Владимир 2003г.

План.

1. Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной

методологии теории государства и права.

2. Методология предмета теории государства и права.

1) философский метод

2) общие методы

а) исторический и логический методы, их особенности;

б) метод анализа и синтеза, его формы;

3) частнонаучные методы

а) системный метод и его структура;

б) функциональный метод;

в) статистический метод, его стадии;

г) метод моделирования и его проблемы;

д) метод конкретно – социологических исследований;

е) сравнительно – правовой метод.

ж) специальные методы: ( формально – юридический)

3. Заключение. Значение методологии в познании государства и права.

Литература

Введение.

Теория государства и права – наука, изучающая государство и право в их

историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической

обусловленности.

Исходники для установления предмета, изучаемого любой наукой, является

признание его объективности. Факт объективного сосуществования государства и

права очевидны. Государство и право, их законы возникновения и развития

выступают как проявление законов общественного развития. Наконец, государство

и право – относительно самостоятельного социального явления, принадлежащее

юридической действительности, и как таковые обладают правовыми свойствами,

собственными частными закономерностями формирования и эволюции. Таким образом

предметом науки теории государства и права являются объективные свойства

государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а

также закономерности их возникновения, функционирования и развития как

относительно самостоятельных общественных институтов. Закономерностями по

своему характеру могут быть общими, распространяющимися на все разновидности

государства и права, или частными относящимся лишь к отдельным историческим

типам. Предмет теории государства и права – историчен. Он применяется по мере

вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и

правовой действительности.

Как всякая наука теория государства и права изучает свой предмет при помощи

методов, которые сформировавшись в ходе его исторического познания.

Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним

предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен

быть истинным. Изменения в содержании теории требует совершенствования методов.

Научную методологию права и государства можно представить как применение

обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных

теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования

государственно-правовых явлений.[1]

Изучение методологии теории государства и права актуально

теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии

теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а

без теории метод останется беспредметным, наука-бессодержательной. И наоборот.

Лишь теория вооруженная адекватным методом познания, может выполнить стоящую

перед ней задачу, создать подлинную научную картину предмета познания.

Практическая актуальность изучения темы методологии теории государства и

права состоит в реальном применении методов к действующим государственным и

правовым институтам, нормам права, законам. Правильный выбор и использование

метода обеспечивают и научную корректность теории и практическую

результативность.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, одной из важнейших проблем

методологии государственно-правовой теории является проблема

деидеологизации.

Кризисное положение общественно-политической науки в целом не случайно отражает

потерю методологических ориентиров и, в свою очередь, фактором. Проблема

методологического обновления, вставшая перед политико-юридической наукой,

требует процесса – творческого и реалистического подхода, критической оценки

ответственного восприятия нового. Отвержение догматизма, ревизия наличного

теоретического баланса предполагают конструктивность самих методологических

предпосылок.[2]

В течении длительного времени в государственно-правовых исследованиях

господствовали исключительно классовый подход, сугубо идеологизированная

точка зрения, чему способствовало догматическое отношение классиков. Цитируя

К.Маркса и Ф.Энгельса точку ставили там, где авторы продолжали им свою мысль,

то есть идея вырывалась из контекста.

Идеологизированный классовый подход «логично» приводит к заключению о том, что

принципиальные вопросы о государстве и праве и его роли в классовом обществе

домарксистская мысль не могла не только решить, но и правильно поставить

[3]. Считалось, что главная функция государства – защита эксплуататоров,

подчеркивался также классовый характер права.

Кроме того изменился подход, в котором подчеркивалось, что и право по

происхождению и по функциям есть порождение государства. Этот подход также не

выдержал испытания временем, прейдя в противоречие с новыми знаниями. Поэтому

возникла необходимость рассматривать государство и право не только в их

органической связи, но и как самостоятельные институты. Хотя

государство и право являются самостоятельными социальными институтами, между

ними существовали и существуют органические реальные связи – и в процессах их

возникновения, и в процессах их функционирования. Все это обсуждается только в

рамках реальных исторических процессов. [4]

II. Методология предмета теории государства и права.

Метод представляет собой совокупность правил, требований которые обеспечивают

успех в работе. Процесс научного познания осуществляется особым методом. Методы

предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с

помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о

сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.

[5]

Методология предмета теория государства и права достаточно сложна. Она

включает в себя самые различные по степени общности и познавательными

задачами приемы:

1) Всеобщий философский метод

его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех

конкретных науках на всех стадиях, этапах научного познания;

2) Общие методы – анализ,

синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от

абстрактного к конкретному. Общие методы также используются во всех конкретных

науках. Однако сфера их применения ограничивается решением определенных

познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

[6]

3) Специальные методы

статические, конкретно-социологические, психологические, математические,

разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых и

государственных явлений;

4) Частные методы – к их числу

относят методы толкований права, сравнительно-правовой метод и некоторые

другие;

5) Историко-правовой метод

является основным способом познания закономерностей становления и развития

права и государства.

6) Прогностический метод

представляет собой совокупность приемов, позволяющих составить

научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых

явлений. Знание будущих состояний процессов и явлений представляет собой

необходимое условие компетентного и целенаправленного управления обществом,

экономическими, политическими или иными социальными процессами.

[7]

1) Философский метод

Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания.

Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет

исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического

материализма, должен реализовать требования объективности

[8] и все сторонности познания, исторического и конкретно-исторического

подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон

и др.[9]

Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к

исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не

домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них

нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в

процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях,

уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной

направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге,

экономическими отношениями общества.

Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование

всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми

надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся

неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное

понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и

права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения

[10], но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития.

Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению

истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также

его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития.

Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических

правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях,

проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими,

специальными и частными методами.[11]

Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет получить

плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философскими

методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его

принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих

методологию теории государства и права, философский метод реализуется

полностью.

Принципы философии не связаны с какими-то одними общими, специальными или

частными методом, а реализуется в нескольких методах, выполняющих одинаковые

познавательные задачи.[12]

В методологии предмета теории государства и права имеется широкий круг способов

изучения социально-правовой практики, анализа и обобщения единичных фактов, что

свидетельствует о весьма высоком уровне ее разработки. Философский метод

оставляет большую свободу для выбора и исследования отдельных общих и

специальных методов в соответствии со спецификой фактического материала,

задачами исследования, уровнями науки и т.д. Чем разнообразнее и совершеннее

метод конкретной науки, чем полнее в нем отражены достижения науки и условия в

которых протекает процесс познания, тем полнее и глубже осуществляется познания

предмета этой науки.[13]

Таким образом, основой философского метода теории государства и права

выступает диалектика – то есть учение о наиболее общих закономерностях,

становлении и развитии бытия и познания.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в

качественные (расширение и сужение сферы государственного социального

страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению

сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие

государства и права буквально пронизано этой борьбой);

[14] закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда

присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).

Важнейшей категорией диалектики является материя; прежде всего категория материи

не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет исходную

диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий. С ней

неразрывно связаны основные формы существования материи: движение,

пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычислить

тот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его

свойства, установить различие и тождество. Основополагающее методологическое

положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих

материализационное выделение из системы всеобщей связи явлений права и

государства с экономическим базисом общества. Определяющая, в конечном счете,

роль экономики, производство материальных благ не отрицают самой существенной

зависимости права и государства от большого количества самых разнообразных

надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом.

Временами и субъективные моменты, «человеческий фактор», например уровень

менталитета законодателя, могут оказать весьма существенные для формы

проявления того или иного правового феномена или процесса.

[15]

2) Общие методы изучения предмета «Теории государства и права»

Среди общих методов изучения предмета «Теории государства и права» существенное

место занимают взятые в единстве исторический и логический методы

. До последнего времени эти методы рассматривались не иначе как в качестве

составляющих частиц исторического материализма. Однако исторический и

логический методы имеют и самостоятельное значение.

Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы

различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными

задачами исследования.

Исторический метод характеризуется конкретно – историческими,

историко-эмпирическими формами материалов; Логический метод

абстрактно – теоретическими формами[16].

Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства

и права является логическое. Это тот же исторический способ, только

освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в

историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных

категориях[17]. Исторический и

логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии а в

последовательной смене одного исторического плана другим, как правило более

прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может

рассматривается в качестве исторического образца

[18].

В качестве общих методов изучения предмета «Теории государства и права»

используются анализ и синтез, представляющие собой процессы

мысленного и фактического разделения целого на составные части и воссоединение

целого из частей. Условия всестороннего познания государства и права,

различных государственно-правовых явлений – многогранность их анализа.

Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру

изучаемого объекта, (структуру механизма государства, системы права). Одна

Страницы: 1, 2