Реферат: Методология теории государства и права
Реферат: Методология теории государства и права
Министерство образования РФ
Владимирского государственного университета
кафедра «Юриспруденции»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Теория государства и права»
на тему: «Методология предмета “Теория государства и права”»
Выполнил: студент
заочной группы ЗЮ-102
Буланов А.А.
Проверил:
научный руководитель
Жеребин
Владимир 2003г.
План.
1. Введение. Актуальные темы и некоторые проблемы современной
методологии теории государства и права.
2. Методология предмета теории государства и права.
1) философский метод
2) общие методы
а) исторический и логический методы, их особенности;
б) метод анализа и синтеза, его формы;
3) частнонаучные методы
а) системный метод и его структура;
б) функциональный метод;
в) статистический метод, его стадии;
г) метод моделирования и его проблемы;
д) метод конкретно – социологических исследований;
е) сравнительно – правовой метод.
ж) специальные методы: ( формально – юридический)
3. Заключение. Значение методологии в познании государства и права.
Литература
Введение.
Теория государства и права – наука, изучающая государство и право в их
историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической
обусловленности.
Исходники для установления предмета, изучаемого любой наукой, является
признание его объективности. Факт объективного сосуществования государства и
права очевидны. Государство и право, их законы возникновения и развития
выступают как проявление законов общественного развития. Наконец, государство
и право – относительно самостоятельного социального явления, принадлежащее
юридической действительности, и как таковые обладают правовыми свойствами,
собственными частными закономерностями формирования и эволюции. Таким образом
предметом науки теории государства и права являются объективные свойства
государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а
также закономерности их возникновения, функционирования и развития как
относительно самостоятельных общественных институтов. Закономерностями по
своему характеру могут быть общими, распространяющимися на все разновидности
государства и права, или частными относящимся лишь к отдельным историческим
типам. Предмет теории государства и права – историчен. Он применяется по мере
вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и
правовой действительности.
Как всякая наука теория государства и права изучает свой предмет при помощи
методов, которые сформировавшись в ходе его исторического познания.
Теория и метод возникают одновременно, они генетически связаны, к ним
предъявляются сходные требования: не только результат, но и путь к нему должен
быть истинным. Изменения в содержании теории требует совершенствования методов.
Научную методологию права и государства можно представить как применение
обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных
теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования
государственно-правовых явлений.[1]
Изучение методологии теории государства и права актуально
теоретически и практически. Теоретическая ценность и актуальность методологии
теории государства и права состоит в том, что в основе метода лежит теория, а
без теории метод останется беспредметным, наука-бессодержательной. И наоборот.
Лишь теория вооруженная адекватным методом познания, может выполнить стоящую
перед ней задачу, создать подлинную научную картину предмета познания.
Практическая актуальность изучения темы методологии теории государства и
права состоит в реальном применении методов к действующим государственным и
правовым институтам, нормам права, законам. Правильный выбор и использование
метода обеспечивают и научную корректность теории и практическую
результативность.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день, одной из важнейших проблем
методологии государственно-правовой теории является проблема
деидеологизации.
Кризисное положение общественно-политической науки в целом не случайно отражает
потерю методологических ориентиров и, в свою очередь, фактором. Проблема
методологического обновления, вставшая перед политико-юридической наукой,
требует процесса – творческого и реалистического подхода, критической оценки
ответственного восприятия нового. Отвержение догматизма, ревизия наличного
теоретического баланса предполагают конструктивность самих методологических
предпосылок.[2]
В течении длительного времени в государственно-правовых исследованиях
господствовали исключительно классовый подход, сугубо идеологизированная
точка зрения, чему способствовало догматическое отношение классиков. Цитируя
К.Маркса и Ф.Энгельса точку ставили там, где авторы продолжали им свою мысль,
то есть идея вырывалась из контекста.
Идеологизированный классовый подход «логично» приводит к заключению о том, что
принципиальные вопросы о государстве и праве и его роли в классовом обществе
домарксистская мысль не могла не только решить, но и правильно поставить
[3]. Считалось, что главная функция государства – защита эксплуататоров,
подчеркивался также классовый характер права.
Кроме того изменился подход, в котором подчеркивалось, что и право по
происхождению и по функциям есть порождение государства. Этот подход также не
выдержал испытания временем, прейдя в противоречие с новыми знаниями. Поэтому
возникла необходимость рассматривать государство и право не только в их
органической связи, но и как самостоятельные институты. Хотя
государство и право являются самостоятельными социальными институтами, между
ними существовали и существуют органические реальные связи – и в процессах их
возникновения, и в процессах их функционирования. Все это обсуждается только в
рамках реальных исторических процессов. [4]
II. Методология предмета теории государства и права.
Метод представляет собой совокупность правил, требований которые обеспечивают
успех в работе. Процесс научного познания осуществляется особым методом. Методы
предмета теории государства и права – это совокупность приемов и способов, с
помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о
сущности и закономерностях государственно-правовых явлений.
[5]
Методология предмета теория государства и права достаточно сложна. Она
включает в себя самые различные по степени общности и познавательными
задачами приемы:
1) Всеобщий философский метод –
его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех
конкретных науках на всех стадиях, этапах научного познания;
2) Общие методы – анализ,
синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от
абстрактного к конкретному. Общие методы также используются во всех конкретных
науках. Однако сфера их применения ограничивается решением определенных
познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;
[6]
3) Специальные методы –
статические, конкретно-социологические, психологические, математические,
разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых и
государственных явлений;
4) Частные методы – к их числу
относят методы толкований права, сравнительно-правовой метод и некоторые
другие;
5) Историко-правовой метод –
является основным способом познания закономерностей становления и развития
права и государства.
6) Прогностический метод –
представляет собой совокупность приемов, позволяющих составить
научно-обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно-правовых
явлений. Знание будущих состояний процессов и явлений представляет собой
необходимое условие компетентного и целенаправленного управления обществом,
экономическими, политическими или иными социальными процессами.
[7]
1) Философский метод
Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания.
Совокупность этих принципов зависит от того, какое философское учение разделяет
исследователь. В частности, ученый-юрист, придерживающийся диалектического
материализма, должен реализовать требования объективности
[8] и все сторонности познания, исторического и конкретно-исторического
подходов, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон
и др.[9]
Принцип объективности означает, что в процессе познания нужно подходить к
исследуемым явлениям и предметам так, как они существуют в реальности, не
домысливая и не добавляя к ним ничего такого, чего в действительности в них
нет. В свете этого требования необходимо рассматривать государство и право в
процессе их многовекового развития, в его действительных связях и отношениях,
уметь отличать помыслы и побуждения политиков и юристов от действительной
направленности законодательства, обусловленного, в конечном итоге,
экономическими отношениями общества.
Для раскрытия сущности государства и права весьма важным является и требование
всесторонности познания. Государство и право находятся во взаимосвязи со всеми
надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из этих связей останутся
неисследованными, то это повлечет за собой неточное и в ряде случаев неверное
понимание сущности государства и права. Для исследования сущности государства и
права важны не только их связи и отношения, существующие на момент изучения
[10], но и отношения, которые существовали на различных этапах их развития.
Ибо научный подход к познанию социальных явлений сводится к рассмотрению
истории возникновения и главных этапов развития исследуемого явления, а также
его современного состояния, как итога, результата предшествующего развития.
Всеобщие философские принципы не содержат и не могут содержать специфических
правил, принципов познания права, и поэтому в конкретных исследованиях,
проводимых учеными-юристами, они применяются в тесном единстве с общими,
специальными и частными методами.[11]
Любой метод, как бы ни велика была его роль в познании, позволяет получить
плодотворные результаты лишь в ограниченном взаимодействии с философскими
методом в качестве одной из форм конкретизации определенной совокупности его
принципов. В совокупности общих, специальных и частных методов, составляющих
методологию теории государства и права, философский метод реализуется
полностью.
Принципы философии не связаны с какими-то одними общими, специальными или
частными методом, а реализуется в нескольких методах, выполняющих одинаковые
познавательные задачи.[12]
В методологии предмета теории государства и права имеется широкий круг способов
изучения социально-правовой практики, анализа и обобщения единичных фактов, что
свидетельствует о весьма высоком уровне ее разработки. Философский метод
оставляет большую свободу для выбора и исследования отдельных общих и
специальных методов в соответствии со спецификой фактического материала,
задачами исследования, уровнями науки и т.д. Чем разнообразнее и совершеннее
метод конкретной науки, чем полнее в нем отражены достижения науки и условия в
которых протекает процесс познания, тем полнее и глубже осуществляется познания
предмета этой науки.[13]
Таким образом, основой философского метода теории государства и права
выступает диалектика – то есть учение о наиболее общих закономерностях,
становлении и развитии бытия и познания.
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в
качественные (расширение и сужение сферы государственного социального
страхования и социального обеспечения фактически способствуют изменению
сущности государства); закон единства и борьбы противоположностей (развитие
государства и права буквально пронизано этой борьбой);
[14] закон отрицания (в новой государственно-правовой системе всегда
присутствуют элементы старой и зародыши новой системы).
Важнейшей категорией диалектики является материя; прежде всего категория материи
не обусловлена никакими предпосылками, а сама составляет исходную
диалектическую форму для развертывания всех остальных категорий. С ней
неразрывно связаны основные формы существования материи: движение,
пространство, время. Бесконечное многообразие форм материи позволяет вычислить
тот или иной объект исследования, констатировать его бытие, раскрыть его
свойства, установить различие и тождество. Основополагающее методологическое
положение для теоретиков-правоведов и государствоведов, исповедующих
материализационное выделение из системы всеобщей связи явлений права и
государства с экономическим базисом общества. Определяющая, в конечном счете,
роль экономики, производство материальных благ не отрицают самой существенной
зависимости права и государства от большого количества самых разнообразных
надстроечных факторов: политики, морали, традиций, религии, культуры в целом.
Временами и субъективные моменты, «человеческий фактор», например уровень
менталитета законодателя, могут оказать весьма существенные для формы
проявления того или иного правового феномена или процесса.
[15]
2) Общие методы изучения предмета «Теории государства и права»
Среди общих методов изучения предмета «Теории государства и права» существенное
место занимают взятые в единстве исторический и логический методы
. До последнего времени эти методы рассматривались не иначе как в качестве
составляющих частиц исторического материализма. Однако исторический и
логический методы имеют и самостоятельное значение.
Совпадая по конечной цели исследования, исторический и логический методы
различаются между собой исходными материалами, а также непосредственными
задачами исследования.
Исторический метод характеризуется конкретно – историческими,
историко-эмпирическими формами материалов; Логический метод –
абстрактно – теоретическими формами[16].
Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства
и права является логическое. Это тот же исторический способ, только
освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в
историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных
категориях[17]. Исторический и
логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии а в
последовательной смене одного исторического плана другим, как правило более
прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может
рассматривается в качестве исторического образца
[18].
В качестве общих методов изучения предмета «Теории государства и права»
используются анализ и синтез, представляющие собой процессы
мысленного и фактического разделения целого на составные части и воссоединение
целого из частей. Условия всестороннего познания государства и права,
различных государственно-правовых явлений – многогранность их анализа.
Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру
изучаемого объекта, (структуру механизма государства, системы права). Одна
Страницы: 1, 2
|