бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Конституция Великобритании бесплатно рефераты

Реферат: Конституция Великобритании

Введение

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно

называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией)

традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада

Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания — развитое

индустриально-аграрное капи­талистическое государство. По размерам территории

она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человек

е 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по

доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Глава 1. Форма правления и государственный режим в Великобритании

§1. Форма правления

Великобритания представляет собой конституционную монархию. Монархия —

старейший политический институт Великобри

тании. Наследственный король или королева — глава

государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С

теоретической точки зрения монарх является главой исполни­тельной, составной

частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными

силами и светским гла­вой англиканской церкви. На практике в результате

длитель­ной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть

монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает

лишь номинально; фактичес­ки полномочия монарха осуществляются Правительством,

и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весь­ма и весьма

немногочисленны.

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются

даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе

Премьер-ми­нистра, когда в Палате общин отсутствует большинство у ка­кой-либо

партии; косвенное воздействие монархии как оли­цетворение консервативности,

отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от

сохранения мо­нархии для правящих кругов являются большими, чем по­следствия ее

недостатков. Монархия — идеологическое ору­дие воздействия на население. Его

политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно

при­менение королевских прерогатив.

§2. Государственный режим

Великобритания относистся к странам с демократическим государственным

режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:

- признание политических прав и свобод в таком объеме, который

обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в

определении государственной политики и позволяет легально и на равных

условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную

политику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

- политический плюрализм и переход политического руководства от одной

партии к другой, а следовательно, формирование основных выс­ших органов

государства (парламента, главы государства) путем всеоб­щих и свободных

выборов гражданами; все партии, общественные объ­единения, граждане имеют при

этом юридически равные возможности;

- разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти

(законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдер-жек и

противовесов и обеспечении взаимодействия;

- обязательное и реальное участие в осуществлении государствен­ной

власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет

право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики

государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав

меньшинства и прав политической оппо­зиции;

- свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее

после­дователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают пра­вил

морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Основы правового статуса личности

Поскольку в Великобритании нет отчетливо выраженного юридичес­кого

разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и

обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике

содержание основных прав определяется не столько закона­ми (хотя принят ряд

специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными

прецедентами и конституционными обычаями. Главный

из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе

делать все, что не запрещено правовыми нормами.

После второй мировой войны, когда у власти находилась Лейборист­ская

партия, в законодательстве были зафиксированы определенные га­рантии

социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчет­ливо не

закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в

школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права

(свобода слова, собраний, митингов, демон­страций) регулируются в основном

обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно

существующими, и оно устанавли­вает лишь определенные требования для их

осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение

демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах,

где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Лич­ные

права регулируются немногими законами (например, упомянутым

хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с

актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными

прецедентами.

В последние десятилетия, когда у власти находятся консерваторы, некоторые

положения законодательства о правах граждан ужесточе­ны — в отношении

профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ог­раничения личных прав введены в

связи с актами о борьбе против терроризма.

В Великобритании действует несколько парламентских уполномо­ченных

(комиссаров, омбудсманов), в том числе

уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за

соблюдением прав граждан органами управления.

Правовое регулирование общественных объединений

Как и в США, огромное значение для деятельности государственного механизма

в Великобритании имеет двухпартийная система, но в от­личие от США одна из двух

партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. В

последние десятилетия эта сис­тема испытывает определенные сдвиги. Поскольку в

парламентских вы­борах участвуют обычно около десяти традиционных и вновь

образован­ных партий, ни одна из двух основных партий (Консервативная и

Лейбо­ристская) не может получить и в редчайших случаях получает явное

большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необхо­димость в

коалиции одной из двух главных партий с какой-либо неболь­шой партией, чтобы

обеспечить большинство в парламенте для формирования правительства. Правда,

пока применение мажоритарной системы относительного большинства исключает это.

Консервативная партия (2 млн. членов) является наследницей партии тори,

выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время

большинство в ней составляют рабочие и фер­меры. Партия не имеет перспективной

программы, устава, хотя суще­ствует фиксированное членство. Высший орган партии

— ежегодная национальная (т.е. общегосударственная) конференция. Ее основной

состав не избирается, а включает членов обеих палат парламента — консерваторов,

а также 150 местных представителей. Конференция не играет существенной роли в

определении политики партии, она созы­вается прежде всего для утверждения

лидера партии, который опреде­ляет ее деятельность и избирается фракцией этой

партии в палате общин (но теоретически на конференции может выставить свою

кан­дидатуру на пост лидера партии любой ее член). Не играет большой роли и

исполком партии — группа партийных функционеров, объеди­няющаяся вокруг лидера

партии.

Партия образует более десятка региональных организаций, в которых создается

местный совет партии, исполком и имеется оплачиваемый пар­тийный аппарат (его

сотрудники назначаются центральными органами партии). В каждом избирательном

округе образуется местная организа­ция партии — ассоциация, объединяющая членов

партии во главе с мест­ным партийным функционером. При Консервативной партии

действует несколько объединений — молодежная организация (Союз молодых

кон­серваторов), женская организация, а также особое учреждение — поли­тический

центр. Все эти объединения имеют местные организации, при­мыкающие к местным

партийным организациям.

Внутри Консервативной партии имеется несколько политических те­чений, но в

целом партия выступает за ограничение государственного регулирования, развитие

частной инициативы, реорганизацию экономи­ки за счет сокращения неэффективных

производств, сокращение госу­дарственных субсидий, за денационализацию

некоторых отраслей, ранее национализированных лейбористами (например, железных

дорог), за па­раллельные с государственными альтернативные частные объекты в

целях повышения эффективности первых.

Лейбористская партия значительно крупнее Консервативной (в ней 6,5 млн.

членов), но благодаря коллективным членам, которыми являются профсоюзы и

кооперативные общества (около 6,2 млн. членов), индивидуальных членов в партии

только около 300 тыс. Правда, числен­ность партии постоянно меняется.

Лейбористская партия была создана для избрания рабочих в парламент. Главную

роль в ней также играет парламентская фракция в палате общин, и прежде всего ее

лидер, кото­рый на деле определяет политику партии, подбирает партийное

руковод­ство. По процедуре лидер избирается на ежегодной конференции партии

(помимо парламентской фракции в коллегии выборщиков участвуют представители

профсоюзных организаций и местных отделений партии). Конференция избирает

исполком, который играет большую роль, чем у консерваторов, но тоже не очень

значительную. Поскольку деятельность партии приспособлена прежде всего к

выборам, местные партийные ор­ганизации действуют в избирательных округах, ими

руководят избирае­мые комитеты, но на практике основную роль играет местный

лидер.

Социал-демократическая партия создана в 1981 г. и коренным образом

реорганизована в 1988 г. Вопреки названию по своим позициям она ближе к

консерваторам, чем к лейбористам. В 1988 г. создана Партия социал-либеральных

демократов. По своим экономическим требованиям она также ближе к консерваторам,

но в политике требует введения про­порциональной избирательной системы и

усиления роли парламента. Как и Социал-демократическая партия, это партия

центристская. Обще­государственными партиями являются Коммунистическая партия

Вели­кобритании (около 7 тыс. членов), Коммунистическая партия Британии (менее

2 тыс.) и Партия зеленых. Число членов последней партии посто­янно изменяется,

но влияние «зеленых» падает, поскольку ее экологи­ческие лозунги перехватывают

и трансформируют в своих интересах другие, особенно две главные партии.

Несколько партий имеют местный характер. В Шотландии действует Шотландская

национальная партия (80 тыс. членов), в Уэльсе —

Уэльская национальная партия (Плайд

Камри). Первая выступает за независимость Шотландии, а в качестве переходной

меры — за очень широкую автономию, вторая — за самоуправление Уэльса, но

избирате­ли этих регионов на референдуме 1979 г. не поддержали ни ту, ни другую

партию. В Северной Ирландии действуют Юнионистская партия Ольстера, Народная

юнионистская партия Ольстера и др.

В Великобритании нет закона о партиях, законодательные акты избе­гают даже

упоминания о них, оперируя понятиями «правительство его (ее) Величества» и

«оппозиция его (ее) Величества». Партии действуют на основе конституционного

обычая о праве на объединения.

Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация

британской промышленности. Теоретически ее члена­ми, как и в США, являются

предприятия, но их представляют руководи­тели-собственники. В состав

Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих

объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно

половина работающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте

(они вы­ступают как депутаты от партий), в комитетах парламента; ее

представи­тели участвуют в различных рабочих группах как правительства, так и

оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов формулируют зада­чи

экономической политики, отстаивают требования предпринимателей в парламенте и

правительстве, ведут переговоры с профсоюзами. Дейст­вует Конфедерация

британской промышленности на основе конституци­онного обычая о свободе

ассоциаций.

В Великобритании практически существует организационное, но не идейное

единство профсоюзного движения, поскольку более 90% членов профсоюзов (7,3 млн.

человек) состоят в Британском конгрессе тред-юнионов, который является

коллективным членом Лейбористской пар­тии. Действуют также Всеобщая

конфедерация тред-юнионов (230 тыс.) и Шотландский конгресс тред-юнионов (940

тыс.).

В отличие от США британские профсоюзы многочисленнее (в них состоит около

40% всех работающих), активнее и выступают более спло­ченно. Однако численность

профсоюзов уменьшается и в этой стране по тем же причинам — в связи с падением

численности промышленного пролетариата, увеличением числа работников

умственного труда и сферы обслуживания, изменением технологии, что способствует

росту индивидуальных контрактов.

В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но дейст­вуют

различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают

представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специ­альных комитетов

палаты общин наряду с представителями правительст­ва и предпринимателей, другие

ограничивают права профсоюзов. Осо­бенно это относится к законодательству,

принятому при правительстве консерваторов (ограничения возможности забастовок,

запрещение неко­торых видов забастовок неполитического характера,

принудительный арбитраж при определенных условиях, возможность ареста по

судебно­му приказу забастовочных фондов профсоюзов и др.).

Средства выражения общественного мнения. Средства выраже­ния общественного

мнения опираются на конституционные обычаи сво­боды слова, информации. В

Великобритании имеются мощные государст­венные средства информации (радио,

телевидение, прежде всего Би-би-си), издаются

партийные и профсоюзные газеты и журналы, существуют независимые периодические

издания. Ежедневно издается около 100 об­щенациональных и региональных газет и

журналов.

Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Как и в США, в Великобритании существует принцип разделения властей, но в

его ином варианте, поскольку принята концепция верховен­ства парламента. Выбор

ы в нижнюю палату — палату общин (верх­няя — палата лордов — не избирается,

как и глава государства мо­нарх) — имеют решающее значение для страны, ибо

палата общин фор­мирует правительство. Избираются также представительные органы

на местах — советы. В Великобритании, как и в США, нет назначаемых на места

представителей центра, контролирующих деятельность органов местного

самоуправления.

Выборы осуществляются на основе принципов всеобщего, равного, прямого

избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы не сформулированы как

конституционные, но на деле из них исходят различные акты, регулирующие выборы.

Активное избирательное право предоставляется гражданам Великобритании,

достигшим 18 лет (с 1983 г.), а также гражданам Ирландской Республики и

гражданам бри­танского Содружества, постоянно проживающим в Великобритании.

Граждане, постоянно проживающие за границей, имеют право участво­вать в выборах

в парламент только в течение 5 лет после того, как они покинули страну.

Страницы: 1, 2, 3