бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Конституция 1918 года бесплатно рефераты

Реферат: Конституция 1918 года

План работы:

Введение

2

1. Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года 3

1.1. Основные принципы Конституции 6

2. Структура органов власти и управления по Конституции 8

3. Советская избирательная система 10

4. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года 12

Заключение 14

Список используемой литературы 16

Введение

В истории Российской Федерации насчитывается 5 Конституций—соответственно

1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г.

Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что

показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества,

подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно

новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых

концепций или углубление и развитие прежних.

Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими

социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности,

присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом

преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей,

утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как

воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный

характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в

жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти

трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России,

возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и

свобод.

Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в

содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-

правовых институтов.

Конституция РСФСР 1918г. — первая Конституция, принятая вскоре после

октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим

появлением ознаменовала становление основ советского права.

1. Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были

зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая

Советская Конституция обобщила хотя и весьма небольшой опыт государственного

строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с

октября 1917 г.

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое

место занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого

народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Декларация решила

основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового

общественного строя:

- национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение

всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться,

поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия

объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам»

[1]. Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти:

«III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов

полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами,

эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России,

Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на

основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных

республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации.

«...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно,

тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд

Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских

республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять

самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде:

желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в

остальных федеральных советских учреждениях»

[2].

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики:

борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций

на самоопределение в международном масштабе.

Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции

Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией

Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в

условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на

всей территории страны, государственный механизм находился в стадии

строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в

принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось

состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.

Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки

Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных

учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить

этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду

Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим

дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено

не было. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно

изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания

полного Основного закона Российской Советской республики.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение

поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для

разработки Основного закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании

ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти

членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию

вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера

и один эсер-максималист (с совещательным голосом) Председателем комиссии стал

Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А.

Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот

факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена

Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков),

крупные ученые, видные государственные деятели.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако

сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку

большевики преобладали в комиссии: против 2—3 эсеров могли выступить 10—12

большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее

члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами

обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила

безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой

ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения

мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими

большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества

Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а

опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г.

было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В.

Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государство

веду профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах

устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции

[3]. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений

Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер

исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма,

что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься

в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер

мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию

административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта

идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению

государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по

стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной

государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной

практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по

национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3

голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение

основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к

работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой

принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим

проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако

завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о

Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к

приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне

съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V

съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить

работу над проектом.

В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об

основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый

проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной

комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них.

На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована

комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По

докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был

единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено

окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в

действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с

этого момента вступил в силу.

1.1. Основные принципы Конституции.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на

местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государственности —

диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих,

крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые

экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта,

банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как

«переход от капитализма к социализму».

Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами

федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание

областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из

нескольких национальных областей.

Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд советов

рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал

ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет

(ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР— Совет Народных Комиссаров,

состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные

комиссариаты.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные

съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и

селениях создавались городские и сельские советы.

Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом.

Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение

Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира,

общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой,

устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации

вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали

общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал

исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.

Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших

органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать

декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие

общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь

решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в

пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия

по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование

«демократического централизма».

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся

социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь

представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись

ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и

вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная

часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный

труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные

торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии,

полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса

«социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право

как всеобщее.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило,

действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были

выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней

избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов

представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный

фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный,

так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого

голосования.

Комплекс провозглашенных конституционных прав граждан ставился в самую тесную

связь с их обязанностями и объявлялся конкретно гарантированным, а не только

провозглашенным.

2. Структура органов власти и управления по Конституции.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила

в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а

следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того,

вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного

закона.

Статья 11 Конституции[4] закрепила

то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и

национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти

автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую

Социалистическую Федеративную Советскую Республику»

[5].

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России

— государство с автономными включениями. Членами федерации являются

Страницы: 1, 2