бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Гражданство РФ : определение, порядок приобретения, порядок выхода из гражданства, прераготивы презедента бесплатно рефераты

Реферат: Гражданство РФ : определение, порядок приобретения, порядок выхода из гражданства, прераготивы презедента

Госстрой РФ

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Реферат

Тема: "Гражданство Российской Федерации: понятие, порядок приобретения и

прекращения гражданства"

Выполнил: студент III курса

Специальности: АСОИиУ

Неугодников Михаил Юрьевич

Екатеринбург 2003

содержание

1.

Введение.....................................................................

..........стр. 2

2. Приобретение гражданства

РФ................................................стр. 3

3. Утрата гражданства

РФ...........................................................стр. 5

4. Двойное

гражданство.............................................................стр.

6

5. Пререготивы Президента в вопросах о гражданстве.........стр. 8

6. Литература..........................................................стр.11

Введение.

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с

государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав,

обязанностей и ответственности и основанная на признании и

уважении достоинства, основных прав и свобод человека и граж-

данина. С гражданством связаны самые существенные последствия

для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

До 1917 года в России понятия гражданства не существова-

ло. Все жители Российской империи считались подданными. Дек-

рет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23

(10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее

для всего населения России наименование "граждане Российской

Республики". Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно ко-

торому гражданство Российской Федерации приобретается и прек-

ращается в соответствии с федеральным законом (ст. 6). Таким

законом в настоящее время является Закон РФ "О гражданстве

РФ" от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992

года. В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип

единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, что за-

конодательство республик, входящих в состав Российской Феде-

рации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.

Единство гражданства означает следующие: граждане России,

постоянно проживающие на территории республики, являются од-

новременно и гражданами этой республики. В соответствии с За-

коном о гражданстве Российской Федерации прекращение граж-

данства Российской Федерации влечет за собой и прекращение

гражданства республики в ее составе.

Конституцией провозглашается принцип равного гражданства

независимо от оснований его приобретения. В законодательстве

ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены

определенные ограничения в приобретении гражданства в зависи-

мости от оснований приобретения. Россия идет по более демок-

ратическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в

зависимости от того как и когда оно было приобретено.

Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет

его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина

России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не

влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства

одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства

другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения граж-

данства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Принадлежность лица к гражданству того или иного госу-

дарства имеет существенное значение, поскольку гражданин об-

ладает в отношении государства всеми правами и свободами, а

государство защищает своего гражданина, где бы он не находил-

ся. Гражданство - это наделение гражданина не только соот-

ветствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обла-

дает на ее территории всеми правами и свободами и несет рав-

ные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской

Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися

на территории России, наделены правами в сфере осуществления

политической власти. Например, только граждане могут избирать

и быть избранными в представительные органы государственной

власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать

наше отечество и нести некоторые другие обязанности.

Одной из важных гарантий использования гражданином Рос-

сийской Федерации своих прав и свобод является закрепление

в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность

лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Фе-

дерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за

пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан

другому государству иначе как на основании закона или между-

народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим

гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

Приобретение гражданства Российской Федерации.

Гражданство - это первый и основополагающий элемент пра-

вового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод

и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ гово-

рит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с

федеральным законом (Законом РФ "О гражданстве").

Закон говорит, что гражданство представляет собой устой-

чивою связь человека с государством. Эта связь выражается в

совокупности прав и обязанностей, основанных на уважении и

достоинстве основных прав и обязанностей.

Закон о гражданстве РФ установил следующие основания при-

обретения гражданства:

1. Гражданами России признаются все граждане бывшего

СССР, постоянно проживающие на территории России на день

вступления в силу закона о гражданстве (6 февраля 1992 года),

если в течение одного года после опубликования закона они не

заявили о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. Лица, родившиеся после 30 декабря 1922 года и утратив-

шие гражданство СССР, будут считаться гражданами России при

условии, что они родились на территории России или хотя бы

один из родителей был гражданином СССР и проживал на террито-

рии России. При этом под территорией России понимается ее

территория по состоянию на момент рождения гражданина.

3. Гражданами России признаются лица по принципу "по рож-

дению" ("по крови"). Если один из родителей является гражданином России,

а второй родитель - лицо без гражданства, то ребенок будет яв-

ляться гражданином Российской Федерации.

Если один из родителей - гражданин России, а второй -

гражданин иностранного государства, то вопрос о гражданстве

ребенка, не зависимо от места его рождения, определяется

письменным соглашением родителей. При отсутствии такого сог-

лашения ребенок становится гражданином России если он родился

на ее территории. Если ребенок будет найден на территории Российской

Федерации, а родители его не будут установлены, то он становится

гражданином России. Если же впоследствии будут найдены роди-

тели или опекуны ребенка, то ребенок может изменить гражданство.

Если ребенок родился на территории России у родителей,

являющимися гражданами иностранных государств, то он будет

признан гражданином России, если эти государства не предоста-

вят ему своего гражданства.

4. Принцип "в порядке регистрации".

Эта форма приобретения гражданства РФ распространяется на:

· а) лиц, у которых супруг или родственник по прямой восхо-

· дящей линии является гражданином РФ;

· б) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из ро-

· дителей был гражданином РФ, но который приобрел иное граж-

· данство по рождению, в течение 5 лет после достижения 18, лет

· могут заявить и стать гражданином РФ;

· в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в

· течение 5 лет по достижении 18 лет, подать заявление о приоб-

· ретении Российского гражданства;

· г) лица - граждане бывшего СССР, проживающие на террито-

· рии государств, входивших в состав бывшего СССР, а также при-

· бывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992

· года, если они в течение трех лет после принятия закона о

· гражданстве заявили о своем желании приобрести гражданство

· РФ;

· д) лица без гражданства, которые на день вступления в си-

· лу закона о гражданстве постоянно проживают на территории

· России или на территории других республик, входивших в состав

· бывшего СССР при условии, что они в течение одного года после

· вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем наме-

· рении получить гражданство России;

· е) иностранные граждане и лица без гражданства независимо

· от их места жительства если они сами или хотя бы один из ро-

· дственников по прямой восходящей линии состояли в Российском

· гражданстве "по рождению" и при условии, что эти иностранные

· граждане и лица без гражданства в течение одного года после

· вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем жела-

· нии приобрести гражданство России.

5. Прием в гражданство. Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста

и несостоявшее в гражданстве РФ, имеет право ходатайствовать

о приеме в гражданство РФ. При этом закон о гражданстве закреп-

ляет принцип равноправия для всех лиц ходатайствующих о граж-

данстве. В качестве обычного условия приема в гражданство в

России установлено - постоянное проживание на ее территории.

Для иностранцев и лиц без гражданства необходимо прожить 5

лет на территории РФ при этом 3 года непрерывно перед обраще-

нием о приеме в гражданство. Непрерывным считается проживание

в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или

лечения не более, чем на 3 месяца. Особый статус при хода-

тайстве о приобретении гражданства РФ имеют беженцы, офици-

ально признанные законом. В этом случае сроки сокращаются

вдвое.

6. Восстановление в гражданстве РФ.

Восстановление осуществляется в порядке регистрации и

распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекра-

тилось в связи с установлением опеки или попечительства; на

лиц, у которых гражданство прекратилось в связи с изменением

гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происхо-

дит в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста по за-

явлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства рос-

сийской Федерации без их свободного волеизъявления считаются

восстановленными в гражданстве российской Федерации.

7. В результате выбора гражданства при изменении границ

РФ (оптация). Лицо, проживающее на территории, изменившей

свою принадлежность, имеет право на выбор гражданства.

8. Гражданство может быть дано и по другим основаниям,

указанным в законе.

Утрата гражданства Российской Федерации.

Закон Российской Федерации "О гражданстве" определяет ос-

нования прекращения российского гражданства:

1. В результате выхода из гражданства Российской Федера-

ции. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться

двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина, закон

предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в

случае проживания гражданина или его намерения поселится в

стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о

правовой помощи, но имеющего либо имущественные обязательства

перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не испол-

ненные обязанности перед государством, вытекающие из основа-

ний, определенных законом России. Во-вторых, в порядке ре-

гистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, зая-

вившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из

родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо ес-

ли лицо выехало на постоянное место жительства в другое госу-

дарство в установленном порядке. При этом должны отсутство-

вать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями

выхода из гражданства по ходатайству. Закон определяет и слу-

чаи, не допускающие выхода из гражданства России ни по хода-

тайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после по-

лучения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее

окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий

о выходе из гражданства России, привлечен в качестве обвиняе-

мого по уголовному делу либо в отношении него имеется всту-

пивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный

приговор суда.

2. В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ.

Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших граж-

данство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых до-

кументов. Сам факт представления таких сведений и документов

устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о

приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от от-

ветственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не

распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое

гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказа-

на их осведомленность о том, что гражданство было приобретено

незаконным путем. Установлен срок, в течение которого возмож-

на отмена решения о приеме в гражданство, - 5 лет после приё-

ма.

3. В результате выбора гражданства (оптации) при измене-

нии государственной принадлежности территории. При изменении

границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава

России, может прекратить российское гражданства.

4. По другим основаниям, предусмотренным международными

договорами Российской Федерации. Имеются в виду иные, чем

предусмотренные в Законе, основания прекращения гражданства

России.

5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о граж-

данстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба

родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети

в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть

тоже прекращают гражданство России.

Двойное гражданство.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного

гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения

государствами разных принципов при решении вопросов приобре-

тения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданс-

тво, например, при различном гражданстве родителей или в слу-

чае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе

замуж за иностранца, если по законам его государства жена

должна следовать гражданству своего мужа.

До последнего времени российское законодательство стояло

на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства:

в случаях, когда российский гражданин имел доказательства

принадлежности к гражданству иностранного государства и фак-

тически становился лицом с двойным гражданством, законода-

тельство рассматривало его только как российского гражданина.

Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве

РФ от 28 ноября 1991 года.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский

гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного

государства. Но допускается это только в одном из следующих

случаев:

1) если такую возможность предусматривает федеральный за-

кон;

2) если это предусмотрено международным договором Рос-

сийской Федерации. Упоминание в Конституции федерального закона означает,

что решение вопроса двойного гражданства в других законода-

тельных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданс-

тве российскому гражданину может быть разрешено по его хода-

тайству иметь одновременно гражданство другого государства, с

которым имеется соответствующий международный договор. как

видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию

- наличию международного договора - Закон о гражданстве дру-

гих возможностей признания двойного гражданства не добавляет.

Признание в соответствии с Конституцией двойного граж-

данства российских граждан лишь в указанных, строго ограни-

ченных случаях означает, что общий принцип, по которому за

лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не приз-

нается принадлежность к гражданству другого государства, про-

должает действовать. Гражданин иностранного государства при прио-бретении

гражданства российской Федерации может сохранить гражданство этой страны

(обязательного отказа от иностранного гражданства, при получении российского,

не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет

рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет

за ним приз-

нано в России, лишь если с иностранным государством, гражда-

нином которого он является, имеется соответствующий междуна-

родный договор. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного

государства может создать определенные трудности, поскольку обла-

датель двух гражданств оказывается связанным с двумя госу-

дарствами и должен подчиняться закона обоих. Это касается,

например, несения военной службы.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж-

данства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не

освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского

законодательства. Однако ч. 2 ст. 62 допускает, что федераль-

ным законом или международным договором РФ может быть предус-

мотрено то или иное ограничение или освобождение от обязан-

ностей, вытекающее из факта двойного гражданства.

В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положе-

ние в России иностранцев и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие

доказательства своей принадлежности к гражданству иностранно-

го государства. Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь рос-

сийскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлеж-

ности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст.

15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право

каждого на гражданство, Российское государство стремится к

устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее

территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше го-

сударство поощряет приобретение гражданства России лицам без

гражданства и не препятствует приобретению ими другого граж-

данства . В полном соответствии с общепринятыми нормами международ-

ного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных

граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязан-

ностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих

лиц национальный режим .Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип

приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или между

народным договором Российской Федерации не установлено иное.

Отклонение от национального режима (в сторону ограничения

прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами рос-

сийских граждан) могут быть согласно Конституции установлены

только федеральным законом или международным договором Рос-

сийской Федерации. Введение особых правил для иностранных

граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Специальные правила российского законодательства установ-

лены для отдельных групп находящихся в России иностранных

граждан: дипломатов6 пользующихся дипломатическим иммуните-

том, консулов6 членов экипажей иностранных военных кораблей и

самолетов и т. п. Конституция не связывает применение к иностранным гражданам

национального режима с принципом взаимности: он предос-

тавляется в России независимо от того, пользуются ли таким

режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы

(а значит, и российские граждане). В то же время, если огра-

ничение прав и свобод в иностранном государстве касаются

только российских граждан (в отличие от других иностранцев),

т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России

могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о пра-

вовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограниче-

ния (реторсии).

Пререготивы президента в вопросе о гражданстве.

Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ, Президент уполно-

мочен решать вопросы гражданства Российской Федерации. Следу-

ет отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к ведению Российс-

кой Федерации вопросы гражданства России решаются прежде все-

го федеральным парламентов путем принятия законов. Содержание

же полномочий Президента Российской Федерации в этой области

состоит в решении конкретных вопросов гражданства в соответс-

твии с Законом и регулировании порядка их рассмотрения. Сог-

ласно Закону о гражданстве Президент России решает вопросы

приема в гражданство Российской Федерации иностранных граж-

дан,граждан бывшего СССР и лиц без гражданства; принимает ре-

шения по вопросам восстановлении в гражданстве; дает разреше-

ние на выход из гражданства; разрешает гражданину России

иметь одновременно гражданство другого государства; отменяет

решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное граж-

данство Российской Федерации. В осуществлений полномочий по

делам о гражданстве Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства

при Президенте действует образованная им Комиссия по вопросам

гражданства. Ее полномочия установлены ст. 34 Закона о граж-

данстве. Президент утвердил Положение о комиссии.

Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Фе-

дерации определяется Положением, утвержденным Указом Прези-

дента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года N 386 в ре-

дакции Указа от 27 декабря 1993 года.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юриди-

ческая литература 1993 год.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., Изда-

тельство БЕК. 1994 г.

3. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., Юрид.

Лит. 1994 г.

4. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994

год.