Реферат: Государство и право Российской империи в период абсолютизма
В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным ("дуракам",
по терминологии указа 1722 г. "О свидетельствовании дураков в Сенате").
На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся и начальства
для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии для дворян.
Крепостные вступали в брак с дозволения господ. По закону требовалось
свободное согласие брачующихся.
Признавался только церковный брак. С 1721 г. разрешено было заключать
смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами),
брак с иноверцами запрещался.
Поводы для расторжения брака предусматривались следующие: политическая смерть
и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в
течение трех лет, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов,
неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного из супругов на жизнь
другого, недоносительство о готовящемся преступлении против монарха.
В 1753 г. специальным актом закрепляется раздельность обязательственных прав
супругов, подчеркивается свобода одного из них от долгов и обязательств,
принятых другим.
В отношении детей родители пользовались почти такой же властью, как и раньше:
их можно было наказывать, отправлять в монастырь и отдавать в работу на срок
по найму.
По закону отец должен был содержать своих незаконнорожденных детей и их мать,
однако незаконнорожденные дети не имели имущественных прав и не могли
претендовать на участие в наследовании по закону.
По указу 1714 г. опекунство над малолетними членами семьи возлагалось на
наследника недвижимого имущества. Опека устанавливалась над
несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия.
Совершеннолетие наступало для наследников недвижимости в двадцать лет, для
наследников движимого имущества - в восемнадцать лет (женщин в семнадцать).
Опека могла устанавливаться также над умалишенными и патологически жестокими
помещиками.
Просвещенный абсолютизм в России
В 1736 г. срок дворянской службы фиксируется в двадцать пять лет, начало
службы сдвигается с пятнадцати на двадцать лет, один из
братьев помещика вовсе освобождался от службы, а в 1762 г. по манифесту Петра
III "О даровании вольности и свободы всему
российскому дворянству" дворяне освобождались от обязательной
военной и государственной службы. Это обстоятельство заметно повлияло
на экономическое поведение дворянства. Начинается и
постепенно усиливается земельная и промышленная экспансия дворянства. С 1762
г. значительно усиливается приток дворян на
проживание в деревне. Впервые в России запретили пороть, но
пока лишь дворян.
Помещичьи крестьяне несли в пользу помещика различные повинности: барщину,
оброк и пр. На них ложились рекрутские наборы (ежегодно с каждых двадцати
дворов по рекруту) и государственные повинности. Подушная подать 1718 г. и
размещение армии по деревням и селам (постойная повинность), усугубляли
ситуацию.
Установление единой подушной подати уравняло в фискальном отношении все
категории крестьянского населения, ликвидировало особые категории: холопов и
вольных (гулящих) людей. Государство стремились включить в свою орбиту все
категории лиц, ранее ему не подконтрольных: вольных людей забирали в солдаты
или записывали за помещиком.
В результате секуляризации церковных земель появилась особая категория
экономических крестьян, находившихся под управлением коллегии экономии. После
упразднения этой коллегии в 1786 г. они вошли в число государственных
крестьян.
Екатерина II, поклонница Вольтера, мечтала освободить крестьян. Но на трон ее
возвели дворяне, и она вопреки всему расширяет их привилегии.
Помещики могли применять телесные наказания и отдавать крестьян в
смирительные дома (с 1775 г.). В 1767 г. был установлен многоступенчатый
порядок принесения жалоб на помещиков и запрещено жаловаться в центр.
Не применялись нормы Соборного уложения, предписывающие казнить помещика, до
смерти забившего своего крепостного, или нормы, угрожавшие конфискацией
имения за псевдосудебное самоуправство.
В 1765 г. дворянам разрешили отправлять крестьян на каторгу. Своим
многочисленным фаворитам царица раздарила 800 тыс. крепостных крестьян.
Продажа крестьян принимала в 60-е гг. огромные размеры, хотя законы
устанавливали ряд ограничений в этой области: в 1766 г. запрещалось продавать
крестьянина менее чем за три месяца до рекрутского набора, в 1771 г.
запрещалось при конфискации помещичьего имущества продавать крестьян без
земли. Но в 1792 г. люди опять стали товаром на торгах.
В мае 1744 г. появился знаменитый указ Елизаветы в ответ на то, что в стране
безвинно чинится смертная казнь. Последовало указание о присылке в Сенат всех
дел со смертными приговорами, их применение было приостановлено. На местах
оказались этим не слишком довольны, посыпались ходатайства об отмене указа,
но в 1746 г. он был подтвержден.
29 марта 1754 г. было предписано заменить казнь наказанием кнутом и вечной
каторгой.
С 1754 г. начинает работу новая уложенная комиссия, задачей которой вновь
становится переработка старой и создание новой системы права.
Предусматривались простые и квалификационные (сожжение, колесование,
четвертование) виды смертной казни. Сенат это одобрил, но Елизавета
приказала не вводить казнь в будущее Уложение. И все же карательная
практика в России оставалась жестокой. При Елизавете были тысячи сосланных, а
в 1755 г. 49 человек, арестованных за участие в башкирском
восстании, умерло под пытками во время допросов.
Государственный переворот, в результате которого Екатерина взошла на престол,
прервал работу над Уложением. Комиссия была переведена в Москву, а в начале
1763 г. распущена.
При Екатерине имелось лишь несколько случаев вынесения смертных приговоров:
Пугачеву в 1755 г., Мировичу в 1764 г., двум участникам чумного бунта в
Москве в 1771 г.
Уложенная комиссия 1767 г. В период правления Екатерины II принципы
"просвещенного абсолютизма" укрепляются. Екатерина II написала "Наказ" (1766
г.), в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы.
Значительная часть текста "Наказа" (250 статей) заимствована из трактата Ш.
Монтескье "О духе законов", трактата Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях"
(около ста статей), "Энциклопедии" Д. Дидро и д'Аламбера. В целом заимствования
составили более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концепции Наказ был
самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного
абсолютизма".
В 1767 г. после подготовки "Наказа" в Москве создается новая Комиссия по
подготовке проекта нового Уложения. В состав комиссии направлялись
депутаты: от центральных органов управления, уездного дворянства, жителей
каждого города, однодворцев, - или государственных крестьян каждой провинции,
"некочующих инородцев" (Казанской, Сибирской и Оренбургской губерний), казаков.
Губернская реформа 1775 г.
Реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было
удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.
Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному
принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков.
Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата
к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто
количественный критерий - численность населения. На территории губернии
проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда - около 30 тысяч душ.
Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе
воеводств проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались, Упразднялись
провинции как территориальные единицы.
Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В
своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили
губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии
решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ
общественного призрения.
Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два
губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе
уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял
земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган
управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два
заседателя). Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-
губернатору.
1. Для цворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого
(уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.
Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший
из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд
создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за
деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных
императором председателя и вице-председателя и избранных на три года
дворянством десяти заседателей.
2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты,
члены которых избирались на три года.
3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в
которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями
чиновники.
4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных
представителей (председателя и двух заседателей)
5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты
(по гражданским и уголовным делам). 6. Сенат оставался высшим судебным органом
для судов всей системы.
Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не
удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров,
некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались
губернатором. Председатели всех судов назначались правительством.
С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая
была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14
глав, 274 статьи.
Устав регламентировал структуру полицейских органов. Органом полицейского
управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который
входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы
гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.
Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой
полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный
надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".
Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из
перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение
воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил
маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение
таможенных правил и некоторые имущественные преступления.
Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной
деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.
"Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское
право.
Сословный строй XVIII в. - первой половины XIX в.
Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала
"Жалованная грамота дворянству" (полное название "Грамота на права и
преимущества благородного российского дворянства") 1785г.
Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные
преступления, в которых проявилось моральное падение
преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.
Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на
защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от
обязательной государственной службы и др.
Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на
приобретение, использование и наследование любого вида имущества.
Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и
крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих
имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и
вести морскую торговлю. Дворяне создавали общество или Собрание,
наделенное правами юридического лица, из числа уездных предводителей
дворянства. Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские
предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором
или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не
имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах
права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом
дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в
сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.
Существовало около 20 правовых оснований для причисления к дворянству.
"Жалованная грамота" сохраняла отличие прав личного дворянства от
прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало
равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в
титулах и древности рода.
Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться
еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при
Петре 1 (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки
городского населения укрепили этот процесс,
В 1769 г. был разработан проект положения "О среднем роде людей" или
правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица, занимающиеся
наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники);
лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и
мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).
"Средний род" людей располагал полнотой государственных прав, правом на
жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на
неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на
защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось
переводить в крепостное состояние.
Все городское население делилось на шесть категорий: 1) "настоящие городские
обыватели", имеющие в городе дом и иную недвижимость;
2) записанные в гильдии купцы (1 гильдия - с капиталом от 10 до 50 тысяч
рублей, II-от 5 до 10 тысяч рублей, III -от 1 до 5 тысяч рублей);
3) состоявшие в цехах ремесленники;
4) иногородние и иностранные купцы;
5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее
пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в
городской администрации, ученые, художники, музыканты);
6) прочее посадское население.
Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами,
освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и
торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые
граждане.
Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года),
старост и судей словесных судов (на год).
отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право
заниматься земледелием, промыслами и торговлей.В 1785 г. был разработан проект
еще одной сословной грамоты "Сельского положения". Документ касался
положения только государственных крестьян, утверждал за ними неотъемлемые
сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое
имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни,
фабрики, заводы и крестьян), право
Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо
себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать
только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными
Страницы: 1, 2, 3, 4
|