бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государство и право Российской империи в период абсолютизма бесплатно рефераты

В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным ("дуракам",

по терминологии указа 1722 г. "О свидетельствовании дураков в Сенате").

На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся и начальства

для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии для дворян.

Крепостные вступали в брак с дозволения господ. По закону требовалось

свободное согласие брачующихся.

Признавался только церковный брак. С 1721 г. разрешено было заключать

смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами),

брак с иноверцами запрещался.

Поводы для расторжения брака предусматривались следующие: политическая смерть

и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в

течение трех лет, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов,

неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного из супругов на жизнь

другого, недоносительство о готовящемся преступлении против монарха.

В 1753 г. специальным актом закрепляется раздельность обязательственных прав

супругов, подчеркивается свобода одного из них от долгов и обязательств,

принятых другим.

В отношении детей родители пользовались почти такой же властью, как и раньше:

их можно было наказывать, отправлять в монастырь и отдавать в работу на срок

по найму.

По закону отец должен был содержать своих незаконнорожденных детей и их мать,

однако незаконнорожденные дети не имели имущественных прав и не могли

претендовать на участие в наследовании по закону.

По указу 1714 г. опекунство над малолетними членами семьи возлагалось на

наследника недвижимого имущества. Опека устанавливалась над

несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия.

Совершеннолетие наступало для наследников недвижимости в двадцать лет, для

наследников движимого имущества - в восемнадцать лет (женщин в семнадцать).

Опека могла устанавливаться также над умалишенными и патологически жестокими

помещиками.

Просвещенный абсолютизм в России

В 1736 г. срок дворянской службы фиксируется в двадцать пять лет, начало

службы сдвигается с пятнадцати на двадцать лет, один из

братьев помещика вовсе освобождался от службы, а в 1762 г. по манифесту Петра

III "О даровании вольности и свободы всему

российскому дворянству" дворяне освобождались от обязательной

военной и государственной службы. Это обстоятельство заметно повлияло

на экономическое поведение дворянства. Начинается и

постепенно усиливается земельная и промышленная экспансия дворянства. С 1762

г. значительно усиливается приток дворян на

проживание в деревне. Впервые в России запретили пороть, но

пока лишь дворян.

Помещичьи крестьяне несли в пользу помещика различные повинности: барщину,

оброк и пр. На них ложились рекрутские наборы (ежегодно с каждых двадцати

дворов по рекруту) и государственные повинности. Подушная подать 1718 г. и

размещение армии по деревням и селам (постойная повинность), усугубляли

ситуацию.

Установление единой подушной подати уравняло в фискальном отношении все

категории крестьянского населения, ликвидировало особые категории: холопов и

вольных (гулящих) людей. Государство стремились включить в свою орбиту все

категории лиц, ранее ему не подконтрольных: вольных людей забирали в солдаты

или записывали за помещиком.

В результате секуляризации церковных земель появилась особая категория

экономических крестьян, находившихся под управлением коллегии экономии. После

упразднения этой коллегии в 1786 г. они вошли в число государственных

крестьян.

Екатерина II, поклонница Вольтера, мечтала освободить крестьян. Но на трон ее

возвели дворяне, и она вопреки всему расширяет их привилегии.

Помещики могли применять телесные наказания и отдавать крестьян в

смирительные дома (с 1775 г.). В 1767 г. был установлен многоступенчатый

порядок принесения жалоб на помещиков и запрещено жаловаться в центр.

Не применялись нормы Соборного уложения, предписывающие казнить помещика, до

смерти забившего своего крепостного, или нормы, угрожавшие конфискацией

имения за псевдосудебное самоуправство.

В 1765 г. дворянам разрешили отправлять крестьян на каторгу. Своим

многочисленным фаворитам царица раздарила 800 тыс. крепостных крестьян.

Продажа крестьян принимала в 60-е гг. огромные размеры, хотя законы

устанавливали ряд ограничений в этой области: в 1766 г. запрещалось продавать

крестьянина менее чем за три месяца до рекрутского набора, в 1771 г.

запрещалось при конфискации помещичьего имущества продавать крестьян без

земли. Но в 1792 г. люди опять стали товаром на торгах.

В мае 1744 г. появился знаменитый указ Елизаветы в ответ на то, что в стране

безвинно чинится смертная казнь. Последовало указание о присылке в Сенат всех

дел со смертными приговорами, их применение было приостановлено. На местах

оказались этим не слишком довольны, посыпались ходатайства об отмене указа,

но в 1746 г. он был подтвержден.

29 марта 1754 г. было предписано заменить казнь наказанием кнутом и вечной

каторгой.

С 1754 г. начинает работу новая уложенная комиссия, задачей которой вновь

становится переработка старой и создание новой системы права.

Предусматривались простые и квалификационные (сожжение, колесование,

четвертование) виды смертной казни. Сенат это одобрил, но Елизавета

приказала не вводить казнь в будущее Уложение. И все же карательная

практика в России оставалась жестокой. При Елизавете были тысячи сосланных, а

в 1755 г. 49 человек, арестованных за участие в башкирском

восстании, умерло под пытками во время допросов.

Государственный переворот, в результате которого Екатерина взошла на престол,

прервал работу над Уложением. Комиссия была переведена в Москву, а в начале

1763 г. распущена.

При Екатерине имелось лишь несколько случаев вынесения смертных приговоров:

Пугачеву в 1755 г., Мировичу в 1764 г., двум участникам чумного бунта в

Москве в 1771 г.

Уложенная комиссия 1767 г. В период правления Екатерины II принципы

"просвещенного абсолютизма" укрепляются. Екатерина II написала "Наказ" (1766

г.), в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы.

Значительная часть текста "Наказа" (250 статей) заимствована из трактата Ш.

Монтескье "О духе законов", трактата Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях"

(около ста статей), "Энциклопедии" Д. Дидро и д'Аламбера. В целом заимствования

составили более 80% статей и 90% текста. Однако по своей концепции Наказ был

самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного

абсолютизма".

В 1767 г. после подготовки "Наказа" в Москве создается новая Комиссия по

подготовке проекта нового Уложения. В состав комиссии направлялись

депутаты: от центральных органов управления, уездного дворянства, жителей

каждого города, однодворцев, - или государственных крестьян каждой провинции,

"некочующих инородцев" (Казанской, Сибирской и Оренбургской губерний), казаков.

Губернская реформа 1775 г.

Реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было

удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному

принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков.

Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата

к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто

количественный критерий - численность населения. На территории губернии

проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда - около 30 тысяч душ.

Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе

воеводств проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались, Упразднялись

провинции как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В

своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили

губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии

решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ

общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два

губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе

уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял

земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган

управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два

заседателя). Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-

губернатору.

1. Для цворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого

(уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший

из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд

создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за

деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных

императором председателя и вице-председателя и избранных на три года

дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты,

члены которых избирались на три года.

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в

которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями

чиновники.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных

представителей (председателя и двух заседателей)

5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты

(по гражданским и уголовным делам). 6. Сенат оставался высшим судебным органом

для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не

удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров,

некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались

губернатором. Председатели всех судов назначались правительством.

С 1779 г. начинается работа над проектом "Устава о благочинии", которая

была завершена в 1781 г. В 1782 г. Устав был опубликован. Он разделялся на 14

глав, 274 статьи.

Устав регламентировал структуру полицейских органов. Органом полицейского

управления в городе стала управа благочиния, коллегиальный орган, в который

входили полицмейстер, обер-комендант или городничий, приставы

гражданских и уголовных дел, выборные от граждан ратманы-советники.

Город делился на части и кварталы по числу зданий. В части главой

полицейского управления был частный пристав, в квартале - квартальный

надзиратель. Все полицейские чины вписывались в систему "Табели о рангах".

Полиция могла применять санкции только за некоторые правонарушения из

перечисленных сфер: ведение споров против православия, несоблюдение

воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта, нарушение правил

маклерского посредничества, неразрешенное ношение оружия, нарушение

таможенных правил и некоторые имущественные преступления.

Наказания, применяемые полицией, были следующими: штраф, запрещение определенной

деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом.

"Устав благочиния" фактически сформировал новую отрасль права - полицейское

право.

Сословный строй XVIII в. - первой половины XIX в.

Наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства, стала

"Жалованная грамота дворянству" (полное название "Грамота на права и

преимущества благородного российского дворянства") 1785г.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные

преступления, в которых проявилось моральное падение

преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на

защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от

обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на

приобретение, использование и наследование любого вида имущества.

Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и

крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих

имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и

вести морскую торговлю. Дворяне создавали общество или Собрание,

наделенное правами юридического лица, из числа уездных предводителей

дворянства. Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские

предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором

или представителем монарха в губернии. Устранялись от выборов дворяне, не

имевшие земель и не достигшие 25-летнего возраста. Ограничивались при выборах

права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом

дворян исключали из состава Собрания. Собрание избирало также заседателей в

сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Существовало около 20 правовых оснований для причисления к дворянству.

"Жалованная грамота" сохраняла отличие прав личного дворянства от

прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало

равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в

титулах и древности рода.

Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться

еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при

Петре 1 (ратуши, магистраты) и установление определенных льгот для верхушки

городского населения укрепили этот процесс,

В 1769 г. был разработан проект положения "О среднем роде людей" или

правовом статусе мещанства. К этому сословию относились лица, занимающиеся

наукой и несущие службу (белое духовенство, ученые, чиновники, художники);

лица, занятые торговлей (купцы, фабриканты, заводчики, владельцы судов и

мореплаватели); прочие лица (ремесленники, мещане, работные люди).

"Средний род" людей располагал полнотой государственных прав, правом на

жизнь, безопасность и имущество. Предусматривались судебные права, права на

неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на

защиту в суде. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось

переводить в крепостное состояние.

Все городское население делилось на шесть категорий: 1) "настоящие городские

обыватели", имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (1 гильдия - с капиталом от 10 до 50 тысяч

рублей, II-от 5 до 10 тысяч рублей, III -от 1 до 5 тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее

пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в

городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы 1 и II гильдий пользовались дополнительными личными правами,

освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и

торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые

граждане.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года),

старост и судей словесных судов (на год).

отказываться от уплаты незаконных податей, сборов и повинностей, право

заниматься земледелием, промыслами и торговлей.В 1785 г. был разработан проект

еще одной сословной грамоты "Сельского положения". Документ касался

положения только государственных крестьян, утверждал за ними неотъемлемые

сословные права: право на свободное звание, право собственности на движимое

имущество, право приобретать в собственность недвижимость (исключая деревни,

фабрики, заводы и крестьян), право

Все категории крестьян имели право нанимать работников, выставлять вместо

себя нанятых в рекруты, обучать своих детей (крепостные могли это делать

только с разрешения помещика), заниматься мелкой торговлей и кустарными

Страницы: 1, 2, 3, 4