бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государство и право в годы гражданской войны бесплатно рефераты

отделов и исполкомов отделов местных Советов.

Одним из первых решений II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов было

создание Комитета по военным и морским делам. Вслед за этим началась чистка

офицерского корпуса армии, устранявшая офицеров не разделявших идеологию

нового правительства, либо препятствовавшей ей.16 декабря 1917 г. СНК принял

декреты "Об уравнении всех военнослужащих в правах" и "О выборном начале и об

организации власти в армии".

Однако на практике выборные командиры отнюдь не всегда могли обеспечить

боеготовность частей и соединений, что заставило в условиях начавшейся

гражданской войны вернуться к единоначалию и отказаться от комплектования

войск по принципу добровольности, вследствие невозможности в таких условиях

создания боевых резервов и отсутствия системы подготовки пополнений.

Вследствие этого декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. было объявлено об

обязательном наборе в армию. 5-й Всероссийский съезд Советов в июне 1918 г. в

постановлении "О строительстве Красной Армии" установил всеобщую обязательную

воинскую повинность трудящихся в возрасте от18 до 40 лет, отменил выборность

командного состава, подтвердил принцип единоначалия, подчеркнул необходимость

широкого использования знаний военных специалистов из числа генералов и

офицеров.

Важное значение в деле обеспечения интересов и безопасности республики имело

воссоздание пограничных войск. 30 марта 1918 г. на базе бывшего штаба

отдельного корпуса пограничной стражи было организовано Главное управление

пограничной охраны при Наркомате финансов (до Октябрьской революции

пограничные войска находились в ведении Министерства финансов). Одновременно

началось формирование частей пограничных войск. 28 мая 1918 г. В.И. Ленин

подписал декрет СНК об учреждении пограничной охраны РСФСР, на которую

возлагалась защита пограничных интересов РСФСР, а в пределах пограничной

полосы - защита личности и имущества советских граждан.

В годы гражданской войны пограничные войска охраняли лишь незначительные

участки государственной границы (например - Карельский перешеек), поскольку

подавляющая часть территории страны была изрезана на подвижной линией

фронтов. Войсковая охрана сочеталась с оперативной деятельностью созданных в

1918 г. пограничных отрядов ВЧК. В ходей войны пограничные войска 19.08.18 г.

были переданы наркомату по военным и морским делам, а с переходом к мирному

строительству постановлением РВСР и СТО от 24.11.20 г. и 19.01.21 г.

ответственность на охрану государственной границы была возложена на особый

отдел ВЧК, а пограничные войска переданы под начало чрезвычайной комиссии. В

введении наркомата торговли остался лишь таможенный досмотр.

Российская Советская республика возникла как унитарное государство. Однако в

решениях уже II съезда Советов был заложен принцип самоопределения наций.

Третий Всероссийский съезд Советов в январе 1918 г. провозгласил федеративное

устройство Российской Советской республики, приняв декларацию прав

трудящегося и эксплуатируемого народа.

Формирование Российской Федерации началось в начале 1918 г. Формы тех или

иных республик принимались на основе свободного волеизъявления населения

конкретных национальных районов. Первоначально в момент возникновения РСФСР

внутри ее сложилась форма - автономии - автономная республика, во 2-й

половине 1918 г. возникла новая форма - автономная трудовая коммуна; а в 1920

г. - автономная область. Наиболее высокая форма автономии - автономная

республика (АССР) - представляет собой государство. Специфическим для ее

государственного механизма является наличие органов власти и управления, по

названиям и функциям сходными со Всероссийскими. Она имеет свою правовую

систему, Конституцию. Правовой статус АССР за годы гражданской войны

изменялся. В 1918 г. некоторые автономные республики имели вооруженные силы,

участвовали во внешних сношениях - дипломатических и внешнеторговых,

управляли транспортом, осуществляли денежную эмиссию.

В 1919 г. такая деятельность постепенно свертывалась, а в 1920 г. эти функции

были переданы общероссийским органам.

От АССР по правовому статусу отличалась трудовая коммуна и автономная

область, которые имели все права наиболее крупной в годы гражданской войны

административной единицы - губернии (областные единицы, объединявшие по

несколько губерний, в годы централизации государственного управления были

ликвидированы в начале осени 1918 г.). Но в отличие от губернии национальные

трудовые коммуны и автономные области были национально-государственными

образованиями.

3. Конституция 1918 г. - первый основной

закон российской республики

Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории конституций

Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел

Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация

прав трудящегося и эксплуатируемого народа".

Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый

конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской

революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического

государства. Проект декларации был написан В.И. Лениным.

Текст декларации состоит из 4-х разделов:

В 1-м разделе устанавливаются политические основы Советского

социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов

рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в

центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза

свободных наций как федерация Советских национальных республик.

2-й раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью -

уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления

общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления

социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной

собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ,

национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты

результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное и

полное разоружение имущих классов.

3-й раздел декларировал принципы советской внешней политики - борьба за

мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех

народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих

трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК

независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время 1-й

мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении,

аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.

4-й раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в

управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти

трудящемуся народу и его полномочным представителям - Советам, подчеркивалось,

что Советская власть ограничивается установлением коренных начал федерации

советских республик предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять

самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных

учреждениях.

Декларация заложила краеугольный камень основ конституционного строя РСФСР,

магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая чаяния

трудящихся, основные положения декларации тем не менее носили ярко выраженную

классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.

Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - классовый характер

перешел и в Конституцию РСФСР, принятую 10 июля V Всероссийским съездом

Советов 1918 г.

Главной особенностью данной конституции было то, что она не столько создавала

новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые

стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В

конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и

идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового

оформления, покончить с временным статусом "рабоче-крестьянского

правительства" страны.

Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в

собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию,

как форму наиболее приемлемую для многонационального государства.

В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных

социальных групп населения. Например, в ходе выборов в высшие органы власти 5

голосов крестьян приравнивались к 1 голосу рабочего, преимущества городских

рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых

выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские

Советы). По смыслу статей Конституции роль крестьянства определялась в

качестве "меньшего брата" пролетариата, силы ведомой и направляемой

последним. Участие иных социальных групп в выборах органов власти вообще

исключалось, равное избирательное право отсутствовало.

Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему Советов,

подробно рассмотренную в 1 вопросе. Согласно Конституции высшим органом

государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным,

исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами -

ВЦИК, который образовывал правительство Республики - СНК. Органами Советской

власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные),

волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся

система органов власти строилась на основе принципа демократического

централизма, пришедшего из практики партийного строительства.

Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной

властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными

органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно

Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом,

различия не функций, а места в иерархии.

Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно,

без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд

Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК:

"установление, дополнение и изменение основных начал Конституции" и "

ратификацию мирных договоров". Тем не менее ст. 49 возлагала на ВЦИК право

"утверждения, изменения и дополнения Конституции". Таким образом, из-за

подобных формулировок возникал деликатный вопрос, какие же изменения

Конституции считать основными? Таким образом, единственной четкой

прерогативой Съезда Советов можно считать лишь ратификацию мирных договоров.

Подобная система высших органов власти позволяла с максимальным эффектом

использовать на практике тактику партийного манипулирования, использовать

государство по образному выражению К. Маркса как "работающую корпорацию в

одно и то же время законодательствующей и исполняющей законы". Более того,

В.И. Ленин считал взаимную сбалансированность различных ветвей власти вовсе

необязательной в Советской республике, основанной лишь на "одной

всеохватывающей силе - российском пролетариате и его партии".

Конституция не предусматривала реализацию принципов частного права, как и не

предусматривала конституционно-правовых ограничений в деятельности

государственных органов. Классово-ограниченный характер первой Российской

Конституции не позволяет классифицировать государственное устройство ею

закрепленное, как демократическое и правовое.

В условиях гражданской войны опыт очень раннего Советского законодательства

вскрыл широкий разрыв между идеалистическими принципами, заложенными в

Конституции, и суровой практической реальностью.

4. Развитие права

После Октябрьской революции развитие права было подчинено цели закрепления и

углубления отношений, основанных на государственной собственности основных

средств производства, на праве государства обратить в свою собственность

любое имущество свыше установленного им предела.

Основу советского права составили нормативные акты, регулировавшие

имущественные и личные неимущественные отношения. Упорядоченной кодификации

законодательства в период гражданской войны не было.

В декретах ВЦИК и СНК законодательно закреплялся новый вид собственности -

социалистическая. Декрет "О Земле" отменял частную собственность на землю,

леса, недра, воды. Декретом ВЦИК в марте 1919 г. Ранее 27 мая 1918 г.

"Основной закон о лесах" объявил верховную собственность государства на

лесные угодья. 20 июня 1918 г. СНК принял декрет о национализации нефтяной

промышленности, а 28 июня - Декрет о национализации всей крупной

промышленности, предприятий железнодорожного транспорта и парковых мельниц. К

объектам социалистической собственности были отнесены также средние

предприятия, а также муниципальные коммунальные предприятия и жилой фонд

городов.

Источниками возникновения государственной социалистической собственности

являлись национализация, конфискация, секвестр, реквизиция и

бесхозяйственность имущества (на основании Декрета СНК от 13.11.20 г.).

Объекты государственной собственности изымались из гражданского оборота и

переходили в сферу действия административного права.

В сфере гражданского права - действовала правовая

регламентация кооперативной собственности, которая контролировалась

государством через национализированный Народный банк. Кооперация в это время

фактически являлась придатком органов Наркомпрода.

Частная и личная собственность постановлением СНК от 26.10.18 г. "Об

аннулировании государственных процентных бумаг" ограничивалась верхним

пределом в 10 тыс. рублей. Более того, государство ограничивало право

распоряжения личным недвижимым имуществом. Так, постановлением Наркомюста от

06.09.18г. объявлялась незаконность купли-продажи строений в сельских

местностях.

Усиление позиций государственного запретительного правового регулирования

вызвала резкое свертывание гражданского оборота, вызывала широкое

распространение подпольных сделок (например: аренду земли у сельских обществ

или частных лиц). Имущественные отношения регулировались административно-

правовыми методами. Национализация изъяла из оборота основные фонды

предприятий. Система и плановых заданий ликвидировала отношения купли-продажи

при снабжении предприятий и ставила их в область административного

регулирования. Продразверстка ликвидировала договорные отношения.

Сосредоточение экономической деятельности в промышленности и транспорте в

руках единого хозяйственного субъекта - государства, принудительная поставка

с/х продукции из деревни обусловили слабое регулирование государством

обязательственных отношений. Вместо них, в условиях централизации много чаще

действовали административно-правовые отношения.

В сфере наследственного права Декретом ВЦИК от 14 апреля 1918г. были

установлены ограничения в наследовании родственниками имущества трудовой

собственности - размер которой не должен был превышать 10 тыс. руб., излишки

отходили государству. Наследование собственности не признанной трудовой по

закону и по завещанию не производилось. Это имущество становилось

собственностью государства. Нетрудоспособные родственники по прямой линии

получали из доли наследства средства в рамках социального обеспечения.

Существенно было урезано авторское и изобретательское право .

Государство на основании декрета ВЦИК от 26.11.18 г. имело право

национализировать произведения любого автора и изобретателя. Отменялась частная

собственность на произведения и изобретения. Передача прав по наследству

отменялась.

Право изобретателя защищалось авторским свидетельством, но не давало права

собственности на изобретения (Декрет СНК от 30.07.1919 г. "Об изобретениях").

Таким образом, в период гражданской войны в сфере права наблюдалось сужение

сферы гражданского регулирования за счет роста административных

правоотношений.

Трудовое право

Трудовое право регулировало отношения, возникающие на основе всеобщей

трудовой повинности на всех производствах, за исключением крестьянских

хозяйств.

Декретом СНК от 29.10.17 г. был установлен 8-ми часовой рабочий день, а для

лиц моложе 18 лет - 6-ти часовой.

С 01.11.17г. устанавливалось социальное страхование рабочих и служащих.

09.12.1918 г. был издан кодекс законов о труде, закрепивший вслед за

Конституцией всеобщую трудовую повинность, нормы условий труда и

продолжительность рабочего времени. Однако в условиях войны нормы КЗОТа

неизменно не выдерживались. Сверхурочные работы были повсеместным явлением,

уход с работы по собственному желанию был затруднен.

Методом осуществления трудовой повинности были трудовые мобилизации,

практиковалась милитаризация производства, рабочие переводились на положение

военнослужащих. С целью укрепления дисциплинарной ответственности Декретом

СНК от 14.11.19 г. были введены рабочие дисциплинарные суды. В 1920 г. был

принят декрет "О борьбе с прогулами", предусматривающий обязательное

возмещение прогульщиком рабочего времени.

Несмотря на то, что в РСФСР была впервые осуществлена кодификация трудового

права, оно не распространялось на подавляющую часть населения страны -

крестьянство. 16 сентября 1918 г. был принят Кодекс законов об актах

гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.

На основании этого акта осуществлялась обязательная государственная

регистрация актов гражданского состояния (рождение, смерть, изменение

фамилии). В городах эту деятельность осуществляли отделы ЗАГС, в сельской

местности - исполкомы сельсоветов.

Регистрация брака в сельской местности не носила обязательного характера.

Брачные отношения идентифицировались по факту совместного проживания и

ведения общего хозяйства. Кодекс регулировал имущественные и личные

неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, устанавливал

порядок оформления опекунства, усыновления, лишения родительских прав.

Суд

Первым актом нового государства о суде был декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 г.

N 1 "О суде". Этот декрет упразднял всю старую судебную систему и создавал

первые советские местные суды, ставшие впоследствии основным звеном Советской

судебной системы. К их компетенции относилось рассмотрение уголовных дел, по

которым обвиняемому угрожало наказание не свыше 2 лет лишения свободы, а

гражданский иск не превышал 3 тыс. рублей. Приговоры местных судов были и не

подлежали обжалованию в апелляционном порядке. Суды рассматривали дела в

составе постоянного судьи и двух заседателей, избираемыми местными Советами.

Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей

единолично, причем их постановления о личном задержании и предании суду

должны были подтверждаться постановлением всего местного суда. Уголовные дела

на фронтах разрешались местными судами, которые тем же порядком избирались

полковыми Советами или комитетами.

Для борьбы против контрреволюции и решения дел о мародерстве, хищениях,

саботаже и прочих злоупотреблений торговцев, промышленников, чиновников и

прочих лиц Декретом утверждались рабочие и крестьянские революционные

трибуналы в составе одного председателя и шести заседателей, избираемыми

губернскими и городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских

депутатов. Предварительное следствие по этим делам производилось особыми

следственными комиссиями, которые образовывались при тех же Советах.

07.03.18 г. ВЦИК принял Декрет "О суде" N 2. По этому декрету местные суды

были переименованы в местные народные суды. Для рассмотрения дел, превышающих

подсудность местного суда, создавались окружные суды.

Предусматривавшиеся этим Декретом областные народные суды и Верховный

судебный контроль фактически созданы не были.

Декрет N 2 "О суде" закрепил важнейшие принципы правосудия: "судоговорение"

на местных языках (ст.7); свободу суда от каких-либо формальных соображений

при рассмотрении вопроса о допуске доказательств (ст.14); установил порядок

пересмотра приговоров и решений суда (ст.4-6); равноправие народных

заседателей с судьей.

Положением о народном суде РСФСР от 30.11.18 г. на всей территории республики

учреждался единый народный суд, который рассматривал уголовные дела в составе

постоянного народного судьи и двух или шести (в зависимости от категории

дела) народных заседателей. К компетенции народного суда были отнесены все

гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных деяниях

и выступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже, рассматривавшихся

революционным трибуналом (ст.4). 12 апреля 1919 г. ВЦИК РСФСР принял

Положение о революционных трибуналах, определившее организацию и порядок

деятельности всех революционных трибуналов, кроме военно-революционных.

Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах республики, по

одному на губернию с целью "рассмотрения дел о контрреволюционных всяких иных

деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к

ослаблению силы и авторитета Советской власти". Революционные трибуналы

действовали в составе председателя суда и двух членов, избираемыми местными

Советами или их исполкомами из числа ответственных политических работников

сроком на 1 месяц.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов

рассматривал кассационный трибунал при ВЦИК.

Таким образом, в период гражданской войны сложились две системы

судопроизводства - по обычным гражданским и уголовным делам - народные суды,

и революционные трибуналы - по делам о государственно-политическим

преступлениям.

Уголовное право - являлось одним из ведущих инструментов осуществления

Советской властью классовой политики, подавления и физического истребления

противников нового строя и бездействующих лиц, осуществлять задачи защиты

создавшегося общественного и государственного строя РСФСР.

Главной особенностью создавшегося советского уголовного права являлось

понятие классовой природы преступления. Уголовное право заботилось не столько

об интересах и безопасности личности, сколько об охране основ существовавшего

социального порядка. Вследствие этого в уголовном праве доминировали виды

ответственности за государственно-политические преступления, трактовавшиеся

как действия или бездействие, направленное на ослабление мощи Советской

власти, на подрыв завоеваний революции. Данные деяния квалифицировались как

контрреволюционные и наказывались с повышенной суровостью.

Основными источниками уголовного права были первые декреты Советской власти и

понятие революционной законности, которым В.И. Ленин призывал

руководствоваться судей.

К источникам уголовного права так же относились:

  • Инструкция НКЮ от 19.12.1917 г. о революционном трибунале;
  • постановление СНК о Красном терроре, вышедшее в августе 1918 г.;

  • Декреты "О суде";

  • руководящие начало по уголовному праву от

    12.12.1919 г.

Нормы дореволюционного Уголовного Уложения использовались в тех случаях,

когда они не противоречили нормам "революционной законности".

В соответствии с вышеизложенными актами квалифицировались виды преступлений.

Деяния, направленные против существовавшего строя и порядка управления

классифицировались как контрреволюционные. К ним относились - заговоры и

мятежи, антисоветские выступления в печати, присвоение иными организациями

функций Советской власти, измена Родине - вступление в контрреволюционные

войска, шпионаж, диверсия, вредительство, теракты, саботаж. В соответствии с

Декретом СНК "О Красном терроре" за одну лишь принадлежность к

контрреволюционной организации или организации, объявленной в качестве

таковой, виновные подлежали расстрелу.

Особо опасными преступлениями признавались погромы, хищения, бандитизм,

спекуляция, хулиганство. Предусматривалась ответственность и за должностные

преступления - взяточничество, волокиту и прочее.

Из воинских преступлений наиболее тяжким видом признавалась измена военных

специалистов. Уголовная ответственность предусматривалась и в случаях хищения

или промокания военного имущества, мародерство, дезертирство и прочее.

Применялись в качестве санкции различные виды наказания - от денежного

штрафа, высылки и общественного порицания, до объявления врагом народа,

лишения свободы и высшей меры наказания. В ходе Красного террора судебная

практика использовала все более суровые наказания, а практика внесудебных

репрессий - главным образом расстрел.

Начало кодификации Советского уголовного законодательства было положено в

Инструкции НКЮ от 12.12.19г. "О руководящих началах уголовного права РСФСР".

Этот акт содержал нормы общей части уголовного права, и впоследствии явился

основой Общей части Уголовного кодекса, принятого в 1922 году.

В водной части давалась характеристика и основные принципы Советского

уголовного права. в III-м разделе давались определения преступления и

наказания. Само преступление классифицировалось как нарушение порядка

общественных отношений, охраняемую законом. Данная трактовка давала весьма

широкое понятие преступлению.

VI раздел инструкции был посвящен видам наказаний, которых предусматривалось

16 видов, начиная с расстрела и объявления вне закона и заканчивая

"внушением" и общественным порицанием. Из лексикона времен Великой

Французской революции в Уголовную практику РСФСР перешел и прочно в ней

обосновался термин "враг народа". Классификация лица в данном качестве

автоматически влекла за применение самых жестких мер наказания.

Впоследствии руководящие начала по уголовному праву без изменений были

приняты на Украине, Белоруссии и в Закавказье.

В целом в Уголовном праве господствовали принципы этатизма, превалирования

государственных интересов над личными, общественной собственности над частной

и личной.

Становление советского процессуального права было связано с созданием

советских судебных органов.

Обвиняемый имел право защиты как в суде, так и на стадии предварительного

следствия, однако на практике часто это право не осуществлялось, особенно в

порядке внесудебных установлений.

Суд кассационной инстанции имел право отменить решение нижестоящего суда не

только вследствие существенного нарушения процессуального порядка, но и в том

случае, если считал, что обсуждаемое решение явно несправедливо. Такой же

порядок действовал и в сфере уголовного порядка в отношении приговора

нижестоящего суда. Тем не менее, законодательство продолжало носить одно

классовый характер и служило в первую очередь политическим целям Советского

государства.

Список литературы

1.История государства и права России под ред. Титова Ю.П. М. 1997.

2. История отечественного государства и права. Часть I., II. Под ред. О.И.

Чистякова. Изд. 1. М. 1996; изд. 2. М. 1998.

3. История государства и права России. Под ред. Кара-Мурзы. М. 1999.Исаев

И.А. История государства и права России. М. 1998.

Страницы: 1, 2