Реферат: Государственный контроль за ценообразованием
Реферат: Государственный контроль за ценообразованием
Министерство общего и профессионального образования РФ
Институт экономики и права
РЕФЕРАТ
По дисциплине: “Ценообразование”
Тема: “Государственный контроль за ценообразованием”
Выполнил Зуборев В.В.
Группа ЭК-71
Руководитель работы к.э.н. доцент
Сергеева Л.В.
Работа защищена 2.10.01
Оценка отлично
Курск-2001
Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Как вне экономики
не может вершиться политика, так и политические факторы активно влияют на
экономические решения. -
Сделав свой окончательный выбор движения по пути демократии, Россия должна
выработать и новую экономическую политику. Стремление продолжить рыночные
реформы необходимо подкрепить пониманием долговременных и текущих задач
государственного регулирования хозяйственной деятельности, особенно на этапе
перехода от централизованной экономики к рыночной.
Нигде в мире не существовала и не существует рыночная или централизованная
экономика в чистом виде. Реальная экономика - смешанная, ибо в ней сочетаются
черты и рыночной и централизованной, действуют и рыночные отношения и
государственное регулирование.
+ Государство не может устраниться от регулирования экономической жизни,
которое предполагает установление самых общих правил поведения участников
рынка, чаще всего в виде "мягких" ограничений, касающихся вида товаров, объема
продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в
странах с ярко выраженной рыночной экономикой носит преимущественно косвенный
характер. Оно воздействует на хозяйственные субъекты посредством
законодательных ограничений и запретов, налоговой системы, обязательных
платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот,
кредитования, осуществления социальных и экономических программ.
Государственное регулирование может использоваться как в целях ограничения
или даже подавления нежелательных для общества видов экономической
деятельности (например, производство и торговля наркотиками), так и в целях
развития некоторых форм предпринимательства (содействие фермерским хозяйствам,
поддержка малых форм экономической деятельности, освобождение от налогов
отдельных видов доходов, направляемых, скажем, на инвестиции или
благотворительность).
Основная цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов
общества в целом и прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита
интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.
( Одним из главных видов государственного воздействия на экономику является
ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновешивания спроса и
предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом
производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную
функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно
чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения.
Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров,
анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на
процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динамика цен
рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в
целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей
экономической ситуации. ;
Переход, от устанавливаемых государством цен к свободным рыночным не
может быть мгновенным, что подтверждает и либерализация цен 1992 г. в России.
Но то, что и в условиях рыночной экономики активно используется влияние
государства на цены, ценовой механизм, об этом свидетельствует опыт развитых
капиталистических стран.
Регулирование цен государственными органами носит ограниченный характер,
охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение
для общества (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборонного
назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой
необходимости, жилищно-коммунальные услуги и Др.).
Весьма велика власть монополистов над рынком своих товаров, особенно если это
предметы первой необходимости. Поэтому государство старается не допустить
возникновения и существования абсолютно монопольных рынков, за исключением
естественной монополии, обусловленной природой реализуемого продукта или
особыми правами его собственника.
Как же осуществляется государственное регулирование цен в развитых
капиталистических странах? Приведем несколько примеров.
В Европейском сообществе (ЕС) существует наднациональное регулирование цен в
сельском хозяйстве и черной металлургии (охватывает до 15% цен). Решения по
ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ЕС (на уровне министров
сельского хозяйства), который устанавливает обязательные для всех стран ЕС
минимальные и максимальные фермерские цены, а в черной металлургии -
Европейская организация угля и стали (ЕОУС), определяющая базисные цены на
продукцию черной металлургии.
В США регулируется от 5 до 10% цен, в основном сельскохозяйственных.
Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров,
следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и
товары, приобретаемые фермерами.
В Японии вопросами ценообразования занимается правительственный орган - Бюро
по ценам, которое составляет макроэкономические прогнозы динамики цен,
разрабатывает предложения по политике цен в стране, дает заключения на
предложения отраслевых министерств по минимальным уровням цен. Регулируются в
основном тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли.
В Швейцарии существует Федеральное ведомство по контролю за ценами. Цены
регулируются в отраслях, финансируемых государством, прежде всего в
сельскохозяйственном производстве, на транспорте, в образовании и
здравоохранении.
В Австрии цены находятся в ведении соответствующих подразделений Министерства
экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства. Регулируются цены на
лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные
препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.
В некоторых странах приняты специальные законодательные акты по ценам. В США
и Канаде это - антимонопольный закон, затрагивающий вопросы конкуренции и
регулирования цен. В Австрии - Закон о ценах, изданный в 1945 г. и претерпевший
несколько изменений: в 1952, 1976, 1988 гг. (от 100% регулируемых цен до 10%).
В Дании существуют Закон о ценах и прибыли (1974 г.) и Закон о конкуренции
(1989 г.), в Норвегии - Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением
конкуренции (1953 г.). В Швейцарии цены регулируются федеральными законами,
постановлением федерального правительства о защитных ценах на товары (1961 г.)
и постановлениями по конкретным отраслям и видам продукции.
В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции РФ,
находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закреплены
законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан.
Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государственной ценовой
политики определяются другими законе дательными и Правовыми нормативными
актами, в том числе указами Президента и постановлениями Правительства
Российской Федерации. Они предусматривают дальнейшую либерализацию цен и
развитие конкуренции на товарных рынках в сочетании с государственным
регулированием цен, в первую очередь естественных монополий.
С марта 1991 г. действует Закон РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" с внесенными в него
изменениями и дополнениями, главная цель которого - воспрепятствовать
ограничению конкуренции на региональных и местных товарных рынках.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 220 введено
государственное регулирование естественных монополий, а Федеральный закон "О
естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. М° 147-ФЗ определил правовые
основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской
Федерации и сферы деятельности субъектов естественных монополий, в том числе
правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и
тепловую энергию, закрепленные Федеральным законом "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской
Федерации" от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.
Указом от 28 февраля 1995 г. № 221 Президент предоставил Правительству РФ
право определять и пересматривать перечни продукции, товаров и услуг, цены
(тарифы), которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат
государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами
исполнительной власти субъектов РФ, а также устанавливать порядок их
регулирования. Такие перечни утверждены постановлениями Правительства РФ от 7
августа 1995 г. № 793 и 8 февраля 1996 г. № 131.
V На Министерство экономики РФ, как один из главных экономических федеральных
органов государственной власти, возложены формирование предложений по вопросам
ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования цен
(тарифов) на продукцию, товары и услуги в соответствии с утвержденными
перечнями, методологии ценообразования, обеспечивающей единую политику
ценового регулирования на всей территории, осуществление государственного
контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен (тарифов) и
координация деятельности органов контроля цен субъектов Федерации.
Исходя из сложившейся практики в различных регионах страны, в основном
применяются следующие методы ценового регулирования: введение фиксированных
цен (тарифов), установление предельных уровней рентабельности, коэффициентов
изменения цен (тарифов), предельных уровней торговых и снабженческо-сбытовых
надбавок, декларирование цен (тарифов). -
у Какова же роль контроля в проведении государственной политики
регулирования цен? Некоторые экономисты полагают, что в условиях рынка вообще
нет нужды в контроле. Долгое время насаждавшееся негативное отношение к нему
привело к тому, что многие хозяйственные руководители и специалисты слабо
увязывают процессы, происходящие в экономической жизни, с необходимостью
контроля.
Довольно распространенным является мнение, будто в условиях свободного
предпринимательства все будет вершить рынок и потому надобность в каких-либо
формах государственного и общественного контроля за
производственно-экономической деятельностью предприятий и организаций, за
исключением налоговой инспекции, сама собой отпадет.
Если вновь обратиться к опыту стран, где уже давно и прочно утвердились
рыночные отношения, то приходится констатировать, что там не ставится вопрос
"Быть или не быть контролю?", а "Каким ему быть?". Ведь контроль - не
самоцель. Он является составной частью управления экономическими объектами и
процессами, и это можно характеризовать как наблюдение за объектом с целью
проверки соответствия последнего желаемому или необходимому состоянию,
предусмотренному законом или другим правовым актом. С точки зрения профилактики
нарушений, очень важно выявить их на возможно более ранней стадии, с тем чтобы
иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях -
привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб
или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в
будущем.
В чем же заключаются функции контроля в условиях рынка? Естественно, что
предприятия при рыночной экономике контролируют себя сами. Предприятие
жизнеспособно, когда приносит прибыль, если ее нет, то индикатором низкой
эффективности деятельности являются понесенные им убытки, и оно должно изменить
свою хозяйственную политику, снизить себестоимость, сократить количество
работающих, приступить к выпуску новой продукции или принять другие меры по
своему оздоровлению. Иначе оно обанкротится и исчезнет с рынка. С этой точки
зрения нет необходимости в государственном контроле за частными предприятиями.
Однако необходим контроль в государственной и коммунальной сферах за
правильностью и эффективностью расходования государственных средств, с тем
чтобы они использовались по назначению.
В то же время сплошь и рядом встречаются факты, когда не только отдельные
граждане, мелкие предприниматели, но и крупные, пользующиеся солидной
репутацией фирмы ради получения сверхприбыли идут на умышленный обман, встают
на путь хозяйственных злоупотреблений, совершают незаконные финансовые
махинации. Не случайно во всех цивилизованных странах издавна сложились и
успешно функционируют системы бюджетно-финансового государственного контроля за
предпринимательской деятельностью, имеется разветвленная сеть
контрольно-ревизионных органов, организация и деятельность которых, несмотря
на различие форм государственного устройства и правления, национальных
традиций, базируются на общих принципах, выработанных многолетним международным
опытом.
Суверенностью можно сказать, что и государственная ценовая политика
Российской Федерации не может быть реализована без эффективного контроля за
соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Такой контроль
помогает осуществлять обратную связь с регионами, позволяет судить о
фактическом положении дел в области ценообразования на местах, о том, как
выполняются и насколько действенны нормативные акты, принимаемые Президентом и
Правительством РФ по этим вопросам. На основе полученной в ходе проверок
информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой
деятельности и вносить изменения и дополнения в государственную ценовую
политику.
Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации с
1967 г. В середине 1989 г. в автономных республиках, краях, областях и городах
республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в
городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. •
После ликвидации Роскомцен в 1994 г. система органов ценообразования и
контроля цен распалась. Функции федерального органа по ценовой политике
перешли к Минэкономики. Но в отличие от финансовых, налоговых, таможенных,
антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную
структуру управления, у Минэкономики нет своих территориальных органов. Органы
ценообразования и контроля цен бывших автономных республик, краев, областей и
городов республиканского подчинения были переформированы и, фигурируя под
разными названиями в структуре органов исполнительной власти субъектов
Федерации, стали выполнять функции государственного контроля за соблюдением
порядка применения регулируемых цен и тарифов в соответствии с
законодательными и нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ,
а также органов государственной власти субъектов Федерации.
В настоящее время органы ценообразования и контроля цен России насчитывают
почти 3000 чел., в том числе около 1700 специалистов, занимающихся
непосредственно контролем за соблюдением порядка применения регулируемых цен и
тарифов.
Несмотря на принятие органами государственной власти ряда нормативных актов,
в которых указывается на необходимость контроля со стороны государства за
соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов (Указ Президента от
28 февраля 1995 г. № 239 и др.), контроль за ценами (тарифами) не имеет
законодательной базы. Отсутствие правового статуса органов контроля цен,
закрепленного законом, приводит к тому, что арбитражные суды нередко признают
недействительными решения органов исполнительной власти субъектов Федерации о
взыскании финансовых санкций за нарушение субъектами предпринимательской
деятельности порядка применения регулируемых цен и тарифов. Решения о
взыскании в доход бюджета таких сумм принимаются только органами
ценообразования и контроля цен согласно действующему Порядку применения
экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен,
утвержденному Роскомцен, Минфином и Госналогослужбой России от 1 декабря 1992
г. № 01-17/030-23, № ВЗ-6-05/410 и зарегистрированному Минюстом России 15
декабря 1992 г. за № 101, а исполняются - органами государственной налоговой
службы.
Кроме того, органы контроля цен субъектов Федерации в соответствии со
статьями 1466 и 2248 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях вправе накладывать на руководителей предприятий, нарушивших
государственную дисциплину цен, штраф в размере от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда.
В отсутствие федерального закона о государственном контроле за соблюдением
порядка применения регулируемых цен и тарифов и впредь до его введения в
действие контроль осуществляется в соответствии с нормативными актами
Президента и Правительства Российской Федерации, изданными до введения в
действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому
возникла настоятельная необходимость разработать проект Федерального закона "О
государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и
тарифов", целью которого является защита прав потребителей, повышение
социальной защищенности граждан.
Закон должен регулировать отношения между органами контроля цен и субъектами
предпринимательской деятельности, производящими (реализующими) продукцию
(товары, услуги), цены и тарифы на которую подлежат государственному
регулированию. Эти перечни, а также сферы применения такого регулирования
определяются Президентом или Правительством РФ с учетом норм, установленных
законодательством России.
Закон определяет перечень органов контроля цен. Так, на федеральном уровне
это - Министерство экономики РФ, на уровне субъектов Российской Федерации -
органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие контроль за ценами в
пределах своей компетенции; на местном уровне - органы местного самоуправления.
Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов
в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы
государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы
регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы,
государственные торговые инспекции и др.
Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют право
принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и
реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы,
выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам
контроля цен для принятия решений.
Все контролирующие органы получают право беспрепятственно проверять все
субъекты предпринимательской деятельности Российской Федерации в отношении
соблюдения ими порядка применения цен и тарифов и давать им в ходе проверки или
после нее обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а
также привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или
штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской
деятельности, виновных в подобных нарушениях.
Предлагается налагать административные штрафы от пятидесяти до ста
минимальных окладов на руководителей субъектов предпринимательской
деятельности, допустивших несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий,
их ограничивающих, и до пятидесяти минимальных окладов - за неисполнение
предписаний. Проект закона, согласованный с Минфином и Минюстом России и
доработанный с учетом замечаний и предложений ряда заинтересованных федеральных
органов государственной власти, направлен в Правительство РФ для внесения в
Государственную Думу.
В течение 1995 г. органы контроля цен провели 87726 проверок, в том числе
5072 - на предприятиях промышленности, 52698 - на предприятиях и в организациях
торговли, 5941 - на предприятиях общественного питания, 2773 - бытового
обслуживания, 6428 - коммунального хозяйства, 1424 - транспорта, 1829 - в
агропромышленном комплексе. Почти каждое третье предприятие из числа
проверенных оказалось нарушителем порядка применения цен и тарифов, в
результате чего было изъято в доход бюджета 252,7 млрд. руб. Кроме того, было
рассмотрено 5356 дел по статье 1466 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях и на 2979 должностных лиц, виновных в
нарушении дисциплины цен, наложен штраф на общую сумму 1651 млн. руб.
Основным нарушением порядка применения цен и тарифов явилось завышение
снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, предельного уровня рентабельности.
Оценивая эффективность работы органов контроля цен, можно констатировать,
что несмотря на все многочисленные трудности (отсутствие закрепленных законом
полномочий, зависимость от местных органов власти и затруднения в доступе на
объекты, подлежащие проверке, в получении необходимой информации) ими в 1995
г. взыскана с нарушителей в доход бюджета сумма, многократно превышающая
расходы на содержание контролирующих органов.
Из всего изложенного выше следует вывод: проведение государственной политики
цен в условиях становления рынка требует укрепления органов ценообразования и
контроля цен и принятия законов, регулирующих их деятельность и определяющих
государственную ценовую политику.
Список литературы
1) Главбух – 1998г. №19, стр 20-22.
2) Экономист №9, 1999 г
|