бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Государственный контроль за ценообразованием бесплатно рефераты

Реферат: Государственный контроль за ценообразованием

Министерство общего и профессионального образования РФ

Институт экономики и права

РЕФЕРАТ

По дисциплине: “Ценообразование”

Тема: “Государственный контроль за ценообразованием”

Выполнил Зуборев В.В.

Группа ЭК-71

Руководитель работы к.э.н. доцент

Сергеева Л.В.

Работа защищена 2.10.01

Оценка отлично

Курск-2001

Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Как вне экономики

не может вершиться политика, так и политические факторы ак­тивно влияют на

экономические решения. -

Сделав свой окончательный выбор движения по пути демократии, Россия должна

выработать и новую экономическую политику. Стремление продол­жить рыночные

реформы необходимо подкрепить пониманием долговремен­ных и текущих задач

государственного регулирования хозяйственной дея­тельности, особенно на этапе

перехода от централизованной экономики к рыночной.

Нигде в мире не существовала и не существует рыночная или централизо­ванная

экономика в чистом виде. Реальная экономика - смешанная, ибо в ней сочетаются

черты и рыночной и централизованной, действуют и рыночные отношения и

государственное регулирование.

+ Государство не может устраниться от регулирования экономической жиз­ни,

которое предполагает установление самых общих правил поведения уча­стников

рынка, чаще всего в виде "мягких" ограничений, касающихся вида товаров, объема

продаж, цен. Его вмешательство в деятельность предприятий и предпринимателей в

странах с ярко выраженной рыночной экономикой но­сит преимущественно косвенный

характер. Оно воздействует на хозяйствен­ные субъекты посредством

законодательных ограничений и запретов, нало­говой системы, обязательных

платежей и отчислений, государственных инве­стиций, субсидий, льгот,

кредитования, осуществления социальных и эконо­мических программ.

Государственное регулирование может использоваться как в целях огра­ничения

или даже подавления нежелательных для общества видов экономиче­ской

деятельности (например, производство и торговля наркотиками), так и в целях

развития некоторых форм предпринимательства (содействие фермер­ским хозяйствам,

поддержка малых форм экономической деятельности, осво­бождение от налогов

отдельных видов доходов, направляемых, скажем, на инвестиции или

благотворительность).

Основная цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов

общества в целом и прежде всего социально незащищенных слоев населения, защита

интересов будущих поколений, охрана окружающей среды.

( Одним из главных видов государственного воздействия на экономику яв­ляется

ценовое регулирование. Цены как основной инструмент уравновеши­вания спроса и

предложения увязывают возможности потребителя (покупателя) с денежным запросом

производителя (продавца), выполняя в то же время и очень важную социальную

функцию: влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень

жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. И особенно

чувствительной бывает реакция людей на уровень цен и его изменения.

Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров,

анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздейство­вать на

процессы внутреннего ценообразования. При этом уровень и динами­ка цен

рассматриваются как одни из важнейших характеристик состояния экономики в

целом, а влияние на цены - как составная часть воздействия на развитие всей

экономической ситуации. ;

Переход, от устанавливаемых государством цен к свободным рыночным не

может быть мгновенным, что подтверждает и либерализация цен 1992 г. в России.

Но то, что и в условиях рыночной экономики активно используется влияние

государства на цены, ценовой механизм, об этом свидетельствует опыт развитых

капиталистических стран.

Регулирование цен государственными органами носит ограниченный ха­рактер,

охватывая преимущественно цены на товары и услуги, имеющие жиз­ненное значение

для общества (топливо, энергия, стратегическое сырье, про­дукция оборонного

назначения, общественный транспорт, потребительские товары первой

необходимости, жилищно-коммунальные услуги и Др.).

Весьма велика власть монополистов над рынком своих товаров, особенно если это

предметы первой необходимости. Поэтому государство старается не допустить

возникновения и существования абсолютно монопольных рынков, за исключением

естественной монополии, обусловленной природой реализуе­мого продукта или

особыми правами его собственника.

Как же осуществляется государственное регулирование цен в развитых

капиталистических странах? Приведем несколько примеров.

В Европейском сообществе (ЕС) существует наднациональное регулиро­вание цен в

сельском хозяйстве и черной металлургии (охватывает до 15% цен). Решения по

ценам в сельском хозяйстве принимает Совет Министров ЕС (на уровне министров

сельского хозяйства), который устанавливает обяза­тельные для всех стран ЕС

минимальные и максимальные фермерские цены, а в черной металлургии -

Европейская организация угля и стали (ЕОУС), опре­деляющая базисные цены на

продукцию черной металлургии.

В США регулируется от 5 до 10% цен, в основном сельскохозяйственных.

Министерство сельского хозяйства определяет уровень залоговых цен для фермеров,

следит за паритетным соотношением между ценами на фермерскую продукцию и

товары, приобретаемые фермерами.

В Японии вопросами ценообразования занимается правительственный орган - Бюро

по ценам, которое составляет макроэкономические прогнозы динамики цен,

разрабатывает предложения по политике цен в стране, дает заключения на

предложения отраслевых министерств по минимальным уров­ням цен. Регулируются в

основном тарифы на коммунальные услуги и цены в энергетической отрасли.

В Швейцарии существует Федеральное ведомство по контролю за ценами. Цены

регулируются в отраслях, финансируемых государством, прежде всего в

сельскохозяйственном производстве, на транспорте, в образовании и

здраво­охранении.

В Австрии цены находятся в ведении соответствующих подразделений Министерства

экономики и Министерства сельского и лесного хозяйства. Регулируются цены на

лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сы­рье и лекарственные

препараты, газ, электрическую и тепловую энергию.

В некоторых странах приняты специальные законодательные акты по це­нам. В США

и Канаде это - антимонопольный закон, затрагивающий вопро­сы конкуренции и

регулирования цен. В Австрии - Закон о ценах, изданный в 1945 г. и претерпевший

несколько изменений: в 1952, 1976, 1988 гг. (от 100% регулируемых цен до 10%).

В Дании существуют Закон о ценах и прибыли (1974 г.) и Закон о конкуренции

(1989 г.), в Норвегии - Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением

конкуренции (1953 г.). В Швейцарии цены регулируются федеральными законами,

постановлением федерального прави­тельства о защитных ценах на товары (1961 г.)

и постановлениями по кон­кретным отраслям и видам продукции.

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конститу­ции РФ,

находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закре­плены

законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан.

Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государст­венной ценовой

политики определяются другими законе дательными и Правовыми нормативными

актами, в том числе указами Президента и постановле­ниями Правительства

Российской Федерации. Они предусматривают даль­нейшую либерализацию цен и

развитие конкуренции на товарных рынках в сочетании с государственным

регулированием цен, в первую очередь естест­венных монополий.

С марта 1991 г. действует Закон РФ "О конкуренции и ограничении

мо­нополистической деятельности на товарных рынках" с внесенными в него

из­менениями и дополнениями, главная цель которого - воспрепятствовать

ог­раничению конкуренции на региональных и местных товарных рынках.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 220 введено

государственное регулирование естественных монополий, а Феде­ральный закон "О

естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. М° 147-ФЗ определил правовые

основы федеральной политики в отношении естествен­ных монополий в Российской

Федерации и сферы деятельности субъектов ес­тественных монополий, в том числе

правовые основы государственного регу­лирования тарифов на электрическую и

тепловую энергию, закрепленные Фе­деральным законом "О государственном

регулировании тарифов на электри­ческую и тепловую энергию в Российской

Федерации" от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.

Указом от 28 февраля 1995 г. № 221 Президент предоставил Правительст­ву РФ

право определять и пересматривать перечни продукции, товаров и ус­луг, цены

(тарифы), которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат

государственному регулированию Правительством РФ, федераль­ными органами

исполнительной власти субъектов РФ, а также устанавливать порядок их

регулирования. Такие перечни утверждены постановлениями Правительства РФ от 7

августа 1995 г. № 793 и 8 февраля 1996 г. № 131.

V На Министерство экономики РФ, как один из главных экономических федеральных

органов государственной власти, возложены формирование предложений по вопросам

ценовой политики и их реализация, разработка порядка регулирования цен

(тарифов) на продукцию, товары и услуги в соот­ветствии с утвержденными

перечнями, методологии ценообразования, обес­печивающей единую политику

ценового регулирования на всей территории, осуществление государственного

контроля за соблюдением порядка примене­ния регулируемых цен (тарифов) и

координация деятельности органов кон­троля цен субъектов Федерации.

Исходя из сложившейся практики в различных регионах страны, в основ­ном

применяются следующие методы ценового регулирования: введение фик­сированных

цен (тарифов), установление предельных уровней рентабельно­сти, коэффициентов

изменения цен (тарифов), предельных уровней торговых и снабженческо-сбытовых

надбавок, декларирование цен (тарифов). -

у Какова же роль контроля в проведении государственной политики

регу­лирования цен? Некоторые экономисты полагают, что в условиях рынка во­обще

нет нужды в контроле. Долгое время насаждавшееся негативное отно­шение к нему

привело к тому, что многие хозяйственные руководители и спе­циалисты слабо

увязывают процессы, происходящие в экономической жизни, с необходимостью

контроля.

Довольно распространенным является мнение, будто в условиях свобод­ного

предпринимательства все будет вершить рынок и потому надобность в каких-либо

формах государственного и общественного контроля за

произ­водственно-экономической деятельностью предприятий и организаций, за

исключением налоговой инспекции, сама собой отпадет.

Если вновь обратиться к опыту стран, где уже давно и прочно утверди­лись

рыночные отношения, то приходится констатировать, что там не ста­вится вопрос

"Быть или не быть контролю?", а "Каким ему быть?". Ведь кон­троль - не

самоцель. Он является составной частью управления экономиче­скими объектами и

процессами, и это можно характеризовать как наблюде­ние за объектом с целью

проверки соответствия последнего желаемому или необходимому состоянию,

предусмотренному законом или другим правовым актом. С точки зрения профилактики

нарушений, очень важно выявить их на возможно более ранней стадии, с тем чтобы

иметь возможность принять кор­ректирующие меры, а в отдельных случаях -

привлечь виновных к ответствен­ности, получить компенсацию за причиненный ущерб

или осуществить меро­приятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в

будущем.

В чем же заключаются функции контроля в условиях рынка? Естественно, что

предприятия при рыночной экономике контролируют себя сами. Пред­приятие

жизнеспособно, когда приносит прибыль, если ее нет, то индикато­ром низкой

эффективности деятельности являются понесенные им убытки, и оно должно изменить

свою хозяйственную политику, снизить себестоимость, сократить количество

работающих, приступить к выпуску новой продукции или принять другие меры по

своему оздоровлению. Иначе оно обанкротится и исчезнет с рынка. С этой точки

зрения нет необходимости в государствен­ном контроле за частными предприятиями.

Однако необходим контроль в государственной и коммунальной сферах за

правильностью и эффективно­стью расходования государственных средств, с тем

чтобы они использовались по назначению.

В то же время сплошь и рядом встречаются факты, когда не только от­дельные

граждане, мелкие предприниматели, но и крупные, пользующиеся солидной

репутацией фирмы ради получения сверхприбыли идут на умыш­ленный обман, встают

на путь хозяйственных злоупотреблений, совершают незаконные финансовые

махинации. Не случайно во всех цивилизованных странах издавна сложились и

успешно функционируют системы бюджетно-финансового государственного контроля за

предпринимательской деятельно­стью, имеется разветвленная сеть

контрольно-ревизионных органов, органи­зация и деятельность которых, несмотря

на различие форм государственного устройства и правления, национальных

традиций, базируются на общих принципах, выработанных многолетним международным

опытом.

Суверенностью можно сказать, что и государственная ценовая политика

Российской Федерации не может быть реализована без эффективного кон­троля за

соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Та­кой контроль

помогает осуществлять обратную связь с регионами, позволяет судить о

фактическом положении дел в области ценообразования на местах, о том, как

выполняются и насколько действенны нормативные акты, прини­маемые Президентом и

Правительством РФ по этим вопросам. На основе по­лученной в ходе проверок

информации можно оперативно устранять недос­татки в нормотворческой

деятельности и вносить изменения и дополнения в государственную ценовую

политику.

Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Феде­рации с

1967 г. В середине 1989 г. в автономных республиках, краях, областях и городах

республиканского подчинения были образованы государственные инспекции цен, а в

городах и районах введены должности инспекторов по контролю за ценами. •

После ликвидации Роскомцен в 1994 г. система органов ценообразования и

контроля цен распалась. Функции федерального органа по ценовой поли­тике

перешли к Минэкономики. Но в отличие от финансовых, налоговых, таможенных,

антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную

структуру управления, у Минэкономики нет своих территориальных органов. Органы

ценообразования и контроля цен бывших автономных республик, краев, областей и

городов республиканского подчи­нения были переформированы и, фигурируя под

разными названиями в структуре органов исполнительной власти субъектов

Федерации, стали вы­полнять функции государственного контроля за соблюдением

порядка при­менения регулируемых цен и тарифов в соответствии с

законодательными и нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ,

а также органов государственной власти субъектов Федерации.

В настоящее время органы ценообразования и контроля цен России на­считывают

почти 3000 чел., в том числе около 1700 специалистов, занимаю­щихся

непосредственно контролем за соблюдением порядка применения регу­лируемых цен и

тарифов.

Несмотря на принятие органами государственной власти ряда норматив­ных актов,

в которых указывается на необходимость контроля со стороны государства за

соблюдением порядка применения регулируемых цен и тари­фов (Указ Президента от

28 февраля 1995 г. № 239 и др.), контроль за ценами (тарифами) не имеет

законодательной базы. Отсутствие правового статуса органов контроля цен,

закрепленного законом, приводит к тому, что арбит­ражные суды нередко признают

недействительными решения органов испол­нительной власти субъектов Федерации о

взыскании финансовых санкций за нарушение субъектами предпринимательской

деятельности порядка примене­ния регулируемых цен и тарифов. Решения о

взыскании в доход бюджета та­ких сумм принимаются только органами

ценообразования и контроля цен согласно действующему Порядку применения

экономических санкций за на­рушение государственной дисциплины цен,

утвержденному Роскомцен, Мин­фином и Госналогослужбой России от 1 декабря 1992

г. № 01-17/030-23, № ВЗ-6-05/410 и зарегистрированному Минюстом России 15

декабря 1992 г. за № 101, а исполняются - органами государственной налоговой

службы.

Кроме того, органы контроля цен субъектов Федерации в соответствии со

статьями 1466 и 2248 Кодекса РСФСР об административных

правонарушени­ях вправе накладывать на руководителей предприятий, нарушивших

государ­ственную дисциплину цен, штраф в размере от пятидесяти до ста

минималь­ных размеров оплаты труда.

В отсутствие федерального закона о государственном контроле за соблю­дением

порядка применения регулируемых цен и тарифов и впредь до его вве­дения в

действие контроль осуществляется в соответствии с нормативными актами

Президента и Правительства Российской Федерации, изданными до введения в

действие части первой Гражданского кодекса Российской Федера­ции. Поэтому

возникла настоятельная необходимость разработать проект Федерального закона "О

государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и

тарифов", целью которого является защита прав потребителей, повышение

социальной защищенности граждан.

Закон должен регулировать отношения между органами контроля цен и субъектами

предпринимательской деятельности, производящими (реализую­щими) продукцию

(товары, услуги), цены и тарифы на которую подлежат государственному

регулированию. Эти перечни, а также сферы применения такого регулирования

определяются Президентом или Правительством РФ с учетом норм, установленных

законодательством России.

Закон определяет перечень органов контроля цен. Так, на федеральном уровне

это - Министерство экономики РФ, на уровне субъектов Российской Федерации -

органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие кон­троль за ценами в

пределах своей компетенции; на местном уровне - органы местного самоуправления.

Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов

в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы

государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы

регулирования естественных монополий и государственной налого­вой службы,

государственные торговые инспекции и др.

Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют пра­во

принимать решения о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и

реализовывать их через налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы,

выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам

контроля цен для принятия решений.

Все контролирующие органы получают право беспрепятственно прове­рять все

субъекты предпринимательской деятельности Российской Федерации в отношении

соблюдения ими порядка применения цен и тарифов и давать им в ходе проверки или

после нее обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, а

также привлекать к административной ответствен­ности в виде предупреждения или

штрафа руководителей (должностных лиц) субъектов предпринимательской

деятельности, виновных в подобных нару­шениях.

Предлагается налагать административные штрафы от пятидесяти до ста

минимальных окладов на руководителей субъектов предпринимательской

деятельности, допустивших несоблюдение установленных цен (тарифов) или условий,

их ограничивающих, и до пятидесяти минимальных окладов - за не­исполнение

предписаний. Проект закона, согласованный с Минфином и Минюстом России и

доработанный с учетом замечаний и предложений ряда заинтересованных федеральных

органов государственной власти, направлен в Правительство РФ для внесения в

Государственную Думу.

В течение 1995 г. органы контроля цен провели 87726 проверок, в том числе

5072 - на предприятиях промышленности, 52698 - на предприятиях и в организациях

торговли, 5941 - на предприятиях общественного питания, 2773 - бытового

обслуживания, 6428 - коммунального хозяйства, 1424 - транспор­та, 1829 - в

агропромышленном комплексе. Почти каждое третье предприятие из числа

проверенных оказалось нарушителем порядка применения цен и та­рифов, в

результате чего было изъято в доход бюджета 252,7 млрд. руб. Кроме того, было

рассмотрено 5356 дел по статье 1466 Кодекса РСФСР об

админи­стративных правонарушениях и на 2979 должностных лиц, виновных в

нару­шении дисциплины цен, наложен штраф на общую сумму 1651 млн. руб.

Ос­новным нарушением порядка применения цен и тарифов явилось завышение

снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, предельного уровня рента­бельности.

Оценивая эффективность работы органов контроля цен, можно конста­тировать,

что несмотря на все многочисленные трудности (отсутствие закреп­ленных законом

полномочий, зависимость от местных органов власти и за­труднения в доступе на

объекты, подлежащие проверке, в получении необхо­димой информации) ими в 1995

г. взыскана с нарушителей в доход бюджета сумма, многократно превышающая

расходы на содержание контролирующих органов.

Из всего изложенного выше следует вывод: проведение государственной политики

цен в условиях становления рынка требует укрепления органов це­нообразования и

контроля цен и принятия законов, регулирующих их дея­тельность и определяющих

государственную ценовую политику.

Список литературы

1) Главбух – 1998г. №19, стр 20-22.

2) Экономист №9, 1999 г