бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Функции российского государства и роль органов внутренних дел в их осуществлении на современном этапе бесплатно рефераты

Реферат: Функции российского государства и роль органов внутренних дел в их осуществлении на современном этапе

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Кафедра: теории права и государства.

по дисциплине: теория права и государства

На тему: «Функции российского государства и роль органов внутренних дел в их

осуществлении на современном этапе».

Выполнил: слушатель 1-го курса, з/о,

набор 2003г, группы № 15

зач.книжка №

Москва - 2003

Содержание

Введение.

Глава 1. «Понятие и виды функций государства».....стр.6

Глава 2. «Особенности функций российского государства на современном этапе».

..................стр.12

Глава 3. «Роль органов внутренних дел в осуществлении функций российского

государства». .................стр.15

Заключение.

Литература.

Введение

Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад

затронули все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная,

политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого

периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ

и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых

теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос

касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества. Функции

государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции, особенно

в части деятельности правоохранительных структур. Тенденция к снижению роли

государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической

сфере постепенно отходит на второй план. Учитывая специфику Российского

общества, а также исторический опыт, государство постепенно возвращает себе

утраченные позиции, оставляя в прошлом теории Адама Смита и Маршалла.

Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до

сих пор остается на пике актуальности, что и обусловило выбор данной тематики

автором, но помимо общих постулатов в работе серьезное место будет отведено

роли правоохранительных органов – в том числе органов внутренних дел. Таким

образом, основной целью работы является анализ и характеристика функций

государства, а также их рассмотрение в контексте деятельности

правоохранительных органов. В рамках поставленной цели можно выделить

следующие задачи:

- рассмотрение основных функций государства, различные теоретические

подходы анализа и классификации;

- анализ функций Российского государства, их исторического

становления в условиях переходного периода, основных проблем их

осуществления;

- характеристика деятельности органов внутренних дел, их роль и

значение в реализации государственных функций

Структура работы построена согласно поставленной цели и выделенным задачам.

Во введении отражается актуальность выбранной тематики, структура работы, ее

основные цели и задачи. В главе 1 раскрывается понятие функций государства,

различные концепции, их виды и классификации. Вторая глава полностью

посвящается специфике осуществления государственных функций в условиях

Российских реалий современности, раскрываемые путем анализа отдельных

положений. Вопросы, связанные с ролью органов внутренних дел рассматриваются

в третьей главе.

Данная тематика получила достаточно широкое отражение, как в научной, так и

периодической литературе. Основным источником остаются нормативно-правовые акты

– Конституция РФ, процессуальные кодексы, положение о прохождении службы в ОВД,

закон об ОРД. Что касается научной литературы, то особое внимание следует

уделить работам: Бережнова А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.,

1991.; Бутылина В.Н. Конституционные основы правового положения личности. М.,

1995.; Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества. - В

кн.: Политология: Курс лекций. М., 1993. С.150-171.; Воеводин Л.Д. Юридический

статус личности в России. М., 1997.; Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А.

Гражданин и власть. М., 1994.; Дюги Л. Общество, личность, государство. Спб.,

1904.; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном

праве. М., 1995.; Ковалевский М.Н. Учение о личных правах. М., 1906.; Курицын

В.М. Права и свободы в СССР. История и современность. М., 1990.; Мордовец А.С.

Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов,

1996.; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.; Общая

теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.; Политология: Курс

лекций. М., 1993.; Права человека в истории человечества и в современном мире.

М., 1989.; Права человека: Учебник для вузов. Под ред. Е.А.Лукашевой. М.,

1999.; Правовое государство, личность, законодательство. М., 1997.; Ростовщиков

И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел по их

обеспечению и защите. М., 1997.; Энтин М.Л. Международные гарантии прав

человека. М., 1992.

Однако раскрытие данной тематики было бы неполным без изучения периодических

изданий, таких как «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Профиль»,

«Коммерсант», «Итоги» и т.д.

Прежде чем начать описывать особенности Российского государства, необходимо

дать теоретическую характеристику понятию функции государства, что и будет

сделано в 1 главе.

Глава 1. «Понятие и виды функций государства».

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо

объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет

единства мнений относительно категории "функции государства". Под ними

подразуме­ваются основные направления (стороны, виды) деятельности

государ­ства: его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и

социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне

государства. Однако все единодушно признают, что в функциях государства

выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не

могут реализоваться внутри самой государствен­ной организации: они

реализуются в воздействии на общественные от­ношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отно­шению к нему

управляющей системой, деятельной силой, воздействую­щей на все важнейшие

процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто

инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично. Это активное,

деятельное начало является способом его существования. Оно задано самой

природой государства, его сущ­ностью. Государство есть организация власти

экономически господству­ющих политических сил. В этой связи представляет

интерес вопрос о степени его активности.

В условиях эксплуататорских обществ активность государства воз­растает вместе

с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить

назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до

военного подавления угнетенных классов.

С точки зрения влияния на экономические отношения государство играет двоякую

роль: содействует развитию господствующего экономи­ческого базиса или

тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах

отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое

объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития

производительных сил общества, то государство становится реакционной силой,

поскольку продолжает за­щищать старые производственные отношения в угоду

экономически из­живших себя, но еще политически господствующих сил. Так было

в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось

капита­листическое производство. Препятствуя развитию новых, более

прогрес­сивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном

производстве.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую харак­теристику, ибо

ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие

средства им используются для достижения той или иной цели.

В юридической литературе существуют раз­личные основания (критерии)

классификации функций государства: по сферам деятельности (объекты

воздействия); по продолжительности действия; по социальной значимости; по

пра­вовым формам осуществления.

По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым

считается деление функций на внутренние и внешние. Первые связаны с

реализацией задач государства внутри страны, а вто­рые - на

межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых

отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня функций

современного государства с учетом их де­ления на внутренние и внешние.

Так, В. В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрану правового

порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую;

культурную; социальную; экологичес­кую, а к внешним - поддержание мира и

мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

защиту государст­венного суверенитета от внешних посягательств. 1

Н. Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жизни государства,

касающимся каждого члена общества, относит: охрани­тельную; экономическую;

социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательную;

природоохранную, а к внешним, направленным на обеспечение существования

государства в мировом сообществе, — защиту государства от вооруженных нападений

других государств; поддержание международных политических отношений

(дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; борьбу с

международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.

2

Определенный интерес вызывает классификация функций государ­ства, предложенная

Л. А. Морозовой, которая, ссылаясь на мнение Ю. А. Тихомирова о том, что

генеральной тенденцией в развитии со­временных функций государства являются

саморегулирование, начало самоорганизации и самодеятельности, делает вывод, что

российскому государству на данном этапе присущи следующие внутренние функции:

обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложе­ние;

экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение закон­ности и

правопорядка. К внешним функциям относятся: интеграция в мировую экономику;

внешнеэкономическое партнерство и государст­венная поддержка иностранных

инвестиций; оборона страны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с

другими государствами в решении глобальных проблем современности

(экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.). 3

1 См.: Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992. С. 90.

2 См.: Шестаев Н. Т. Функции и структура государства. М., 1992. С. 4—7.

3 См.: Морозова Л. А. Указ. соч. С. 103—108.

Не вдаваясь в подробное рассмотрение различных точек зрения, констатируем,

что в целом все авторы в той или иной степени отмечают, что объектом

воздействия функций государства являются крупные сфе­ры общественной жизни —

экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся

общественный порядок.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному

Российскому государству присущи следующие внутренние функции обеспечение

народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение,

экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения

законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику,

внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных

инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с

другими государствами в решении глобальных проблем современности

(экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

По продолжительности действия функции государства подразделя­ются на постоянные

и временные. К первым относятся такие, которые присущи государству на

всех этапах его существования (достаточно сослаться на экономическую функцию),

вторые характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено

спецификой задач государства на отдельных этапах его функционирования.

(Например, функция подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских

клас­сов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или

перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуата­торов эта функция

полностью отмирает или сливается с другой — функ­цией охраны правопорядка и

существующего строя).

По социальной значимости функции государства традиционно под­разделяются на

основные и неосновные. Первые выполняются всеми его органами во

взаимодействии, их можно назвать общими, т.е. одинаково присущими каждому звену

государства. Функции, свойственные лишь конкретным государственным органам,

являются отдельными. Общие функции государства осуществляются через отдельные

функции госу­дарственных органов. И наоборот, отдельные функции тесно связаны с

общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому именовать их

"неосновными", на мой взгляд, было бы ошибочно.

Отдельные функции государства — это те направления его деятель­ности, которые

сами по себе непосредственно не выражают его сущность и социальное назначение

(например, охрана здоровья населения, борьба со стихийными бедствиями и пр.)

или же являются частью ("подфункциями") основных (например, планирование

экономического и социального развития общества, исполнение наказания).

Функции конкретных государственных органов могут быть четко и правильно

определены или поняты только на базе общих функций государства. Всякое

теоре­тическое или практическое сведение последних к функциям его органов

означает их растворение в организационных, технических приемах де­ятельности.

Функции государства — это направления деятельности, но не сама деятельность.

Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретно-историческим

содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное

соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других).

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями.

Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними

определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к

выполняющей ее государственной организации. Функция - это идея,

необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация -

это та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.

Государственная функция - это очень широкое направление деятельности и она не

может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из

государственных организаций в отдельности имеет свои особенные функции,

отличающиеся по масштабу от государственных функций. Функции государства

выполняются своей совокупностью государственных организаций.

Тема 2. «Особенности функций российского государства на современном этапе».

Современная трактовка функционирования государственно-организованного

общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют

как классовые, так и общесоциальные начала. Если государство представляет

собой политическую организацию эко­номически господствующего класса, общество

носит ярко выраженную классовую структуру, где отдельные его части

противостоят друг другу в силу различного отношения к средствам производства,

то функцио­нирование государства посвящено преимущественно охране интересов

господствующего или доминирующего (по признаку собственности) класса.

Долгое время в юридической литературе искусственно поддержи­вался классовый

подход, не всегда обращалось внимание на особенность функционирования

государства в интересах всего общества, о чем образно сказал К. Маркс, ссылаясь

на необходимость деятельности любого государства в интересах осуществления

общих дел.4 Можно с уверенностью сказать, что любое государство

осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов

Страницы: 1, 2