бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Демократия бесплатно рефераты

Реферат: Демократия

Содержание:

Введение.............................................................................................................

3

Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство

представительной и непосредственной демократии................................

4

Непосредственное правление, преимущества, недостатки и значение в современный

период.....................................................................................

6

Институты непосредственной

демократии................................................ 8

Выборы и их значение в аспекте непосредственного и представительного

правления......................................................................................................

13

Понятие представительного правления, истоки, сущность, значение. 16

Недостатки представительного

правления.............................................. 20

О роли парламента (как представительного органа) в представительном

правлении.....................................................................................................

22

Заключение......................................................................................................

23

Список

литературы.........................................................................................

25

Введение

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими

преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет

активный процесс формирования России как правового демократического

суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и

международного права.

В последнее десятилетие процесс формирования государственных и

представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов,

привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов,

представителей иных гуманитарных профессий.

Конституция РФ гласит: Граждане Российской Федерации имеют право избирать и

быть избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской

Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как

непосредственно, так и через своих представителей.

В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения

подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов

Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и Президента

России. Так, что проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления

избирателей является не второстепенной.

По сему актуальность данной темы не вызывает сомнения. Актуальность

обусловлена всё большим интересом к референдуму, выборам, парламенту, к

проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искажённая, ибо в

Конституции РФ указано, что источник власти народ России и никто иной).

В соответствии с нормами международного права ст. 3 Конституции России

устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным

выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской

Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и

органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Актуальность представительного правления в том, что многие государства сейчас

это уже не Перикловы Афины, естественно, что мнение народа должно быть как то

представлено, это представительство просто необходимо.

Актуальность непосредственного правления обусловлена большим количеством

небольших поселений (вообще существованием местного самоуправления), где

представительство было бы ни к чему, а по средствам непосредственного

правления люди выражают свою волю непосредственно. Это позволяет народу

возможность реально участвовать в политической(и не только) жизни, не боясь,

что воля будет искажена.

Политическая теория и практика разных стран знает широкий набор самых

различных форм представительной и непосредственной демократии. Одним из них в

научной литературе и публицистике уделяется значительное внимание. Вообще

институты непосредственного и представительного правления достаточно полно

освещены и изучены. Их изучением занимались Монтескье, Токвиль, Руссо,

Чичерин, Дж.Ст. Милль и другие.

Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство

представительной и непосредственной демократии

В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и

единственном источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это

означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе

говоря, демократическим государством

В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем

является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти

является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает,

что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и

независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в

своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только

одного субъекта - народ.

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное

осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей и

коренными интересами.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется

и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она

выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в

которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма

государства и способ правления превращается таким образом в организационный

принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых

государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в

легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о

народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является

базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы

государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции

РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии

(представительная и непосредственная демократия).

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или

средства выявления и выражения воли и интересов различных слоёв общества.

В зависимости от того, каким путем прямым или косвенным выражается эта воля и

интересы общества и народа, различают две разновидности форм демократии. Это

формы представительной демократии (выборные органы государственной власти,

выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет

власть через своих представителей, и формы непосредственной

демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью

которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом

решаются непосредственно1.

Представительная демократия - осуществления народом власти через выборных

полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех,

кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной

территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного

народовластия. Его образую избираемые народом государственные органы и органы

местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления

народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме

референдума и выборов. Далее эти формы будут рассмотрены подробнее.

Непосредственное правление, преимущества, недостатки и значение в современный

период

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом

государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны,

что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших

политических решений, осуществления власти. Представительные же органы

необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам.

По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление

представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей по

сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли

народа. Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление

обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического

отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и

эффективность управления; расширяет за счёт участия многих людей

интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их

оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует

свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом;

обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными

лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от

народа, бюрократизации чиновничества.

Справедливости ради надо отметить, что у непосредственного правления есть не

только сторонники, но и противники. Они акцентируют внимание на её слабых

местах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной

компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения

принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это

ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или

популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим

влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт

равенства, сложности и дороговизны при практическом осуществлении;

невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в

управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная

масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

Граждане в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готовность

непосредственно участвовать в решении политических, социальных и

экономических проблем, нежели передоверять и отдавать их на откуп

представительным органам.

На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а на

местном уровне непосредственной демократии.

Традиционно прямая демократия рассматривалась политической мыслью как удел

примитивных народов или небольших территориальных единиц.

Обзор исторических типов самоуправления как одной из форм непосредственной

демократии позволяет установить некоторые их закономерности:

1. В доклассовых обществах непосредственное осуществление функции управления

было естественной и почти универсальной формой организации управления, формой

само регуляции жизни рода, общины.

2. В общностях любой величины самоуправление сочетало элементы как

непосредственной, так и представительной демократии, с делегированием

полномочий.

3. Прямая демократия была прогрессивным явлением до тех пор пока она

обеспечивала массовое участие в управлении.

В.А. Кряжков говорит о необходимости выработки новых, качественных

характеристик институтов непосредственной демократии. Считает необходимым

своеобразное вкрапление её форм в представительную систему: Использование

всех форм непосредственной демократии, прошедших апробацию не только в нашей

стране, но и в других странах. Максимальный учёт разнообразного опыта

обогащает политическую жизнь, способствует её прогрессу; широкое применение

институтов непосредственной демократии на всех уровнях представительных

органов власти, в работе депутатов, постоянных комиссий, президиумов

превращение институтов непосредственной демократии в повседневный,

стабильный элемент практики государственного строительства.

В этой и многих других работах идёт речь о сочетании непосредственного

(непосредственного) и представительного правления.

Институты непосредственной демократии

Конституция Российской Федерации, закрепив по­ложение о том, что носителем

суверенитета и един­ственным источником власти является многонациональ­ный

народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа

являются референдум и сво­бодные выборы» (ст.3 п.3 Конституции РФ). Данное

положение включено в число основ конституционного строя Российской Федерации.

Референдум – это способ принятия гражданами решений по наиболее

важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного

голосования.

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме

закреплено в ст.32 Конститу­ции РФ как форма реализации права граждан на

уча­стие в управлении делами государства.

Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и

прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референду­ма

голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением

гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к

выра­жению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации,

достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин

Российской Федерации, признанный судом недееспособ­ным или содержащийся в

местах лишения свободы по приговору суда.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Феде­рации;

2) досрочного прекращения или продления полно­мочий Президента Российской

Федерации, Совета Фе­дерации, Государственной Думы, а равно о проведении

досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

3) принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения

внутренних финансовых обяза­тельств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных на­логов и сборов, а также

освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обес­печению здоровья и

безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять

общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные

га­рантии их реализации.

Федеральный закон устанавливает обстоятельства, исключающие проведение

референдума: условия военно­го или чрезвычайного положения, введенного на

всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после их

отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после дня

обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу

формулировкой вопроса.

Субъектами права инициативы проведения ре­ферендума являются: не

менее двух миллионов граждан при условии, что на территории одного субъекта

Рос­сийской Федерации или в совокупности за пределами территории России

проживают не более 10 процентов из них; Конституционное Собрание в случае,

предусмот­ренном ст.135 п.3 Конституции Российской Федерации (по вопросу

принятия Конституции РФ).

Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан

Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, а равно

об­щероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает

участие в федеральных органах госу­дарственной власти и зарегистрирован

Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до

обращения с инициативой о проведе­нии референдума, могут образовать

инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в

поддержку инициативы.

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта Федерации,

на территории которого проживает большинство ее членов, с ходатайством о

регистрации группы. В ходатайстве указываются: фор­мулировка вопроса для

вынесения на референдум; субъ­екты Российской Федерации для сбора подписей;

дан­ные о членах инициативной группы и лицах, уполно­моченных действовать от

имени группы.

Основанием для отказа в регистрации инициатив­ной группы может быть только

нарушение ею положе­ний Конституции Российской Федерации и закона о

ре­ферендуме.

Назначение референдума. Референдум назначает Президент Российской

Федерации. До принятия реше­ния в течение десяти дней со дня поступления к нему

Страницы: 1, 2