бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реферат: Демократия бесплатно рефераты

Реферат: Демократия

Сергиево-Посадская средняя школа № 14

Реферат

на тему:

“Демократия”

выполнил ученик 10ю класса

Вербицкий Станислав.

Сергиев-Посад

1995-1996 учебный год.

Понятие “демократия”

У понятия “демократия” множество определений. Одно из них принадлежит

американскому президенту Аврааму Линкольну (1809-1865): демократия - это

“правление народа, избранное народом и для народа”. Чаще всего демократию

понимают и объясняют как “власть народа” или “народовластие” (греч. demos-

народ + cratos - власть). Словарное определение : это политический режим при

котором установлены и осуществляются на практике народовластие, закрепленные

в законах свободы и равноправие граждан.

Впервые термин “демократия” встречается у греческого историка Геродота. В

историю общественной мысли и политическую науку это понятие долгое время

входило преимущественно в том понимании, которое было дано ему

древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он, в частности, предложил различать

формы государственного устройства по двум признакам : 1)по тому в чьих руках

находится власть, и 2)как эта власть используется- “правильно” или

“неправильно”. В монархии власть принадлежит одному человеку - монарху,

государю; в аристократии власть находится в руках немногих - “лучших”; в

политии управляют все или большинство граждан. Таковы, по Аристотелю,

“правильные” формы государства. В них власть используется на благо всех

граждан, в интересах общества в целом. “Неправильные” формы государства- те,

при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не

заботясь о благе сограждан. К “неправильным” формам относятся: “тирания-

монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия

блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия- выгоды неимущих”.

В дальнейшем понятие демократии было отнесено к “правильной” форме

государства- политии, а за “неправильной формой правления утвердилось понятие

охлократии, что означает “власть толпы”, черни, не сдерживаемой никакими

законами.

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит

всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое

представление о демократии сложилось вплоть до конца 19в., до времен Великой

французской революции. В новоевропейской политической мысли понятие

демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.

Формально- юридическими принципами демократического государства являются

следующие:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборность основных органов государства;

3) равноправие граждан (прежде всего равенство избирательных прав);

4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

Неправы те, кто считает демократию идеальным политическим режимом. На

практике демократия не является властью народа. Народ нигде не правит.

Управляют правительства, правительственные чиновники, бюрократы.

Известный французский государственный деятель, историк и литератор Алексис де

Токвиль еще в 1835 году подметил, что недостатки и слабости демократического

правления, легко видны, они доказываются очевидными фактами (сложность

принятия решений, длительные обсуждения того или иного вопроса и т.д.), тогда

как его благотворное влияние проявляется незаметным, скрытым образом.

Недостатки его поражают с первого же раза, а его хорошие качества узнаются

только с течением времени. Однако при всех своих недостатках настоящая

демократия оставляет возможность сменить то правительство, которое не умеет

управлять на благо всего народа.

История демократии

Первой исторической формой демократии была ан-

тичная демократия. Она достигла классических форм в Древних Афинах, городе-

государстве. Время наибольшего могущества Афин и высшая точка развития

демократии приходятся на эпоху Перикла. Перикл писал: “ У нас государственный

строй таков , что не подражает другим законам: скорее мы сами служим примером

для других... И называется наш строй демократией в виду того, что

сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства;

по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает

также и того, что человек, способный принести пользу государству, лишен был к

этому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности.” В

век Перикла (5в. до н.э.) институты афинской демократии отличала наибольшая

завершенность. Верховная власть в Афинах принадлежала регулярно созы-

вающемуся народному собранию. Оно решало все вопросы,

относившиеся к внутренней и внешней политике государства: выбирало

должностных лиц определяло размер налогов и порядок расходования

государственных средств. Право участия в народном собрании имел каждый

гражданин, достигший двадцатилетнего возраста, поэтому афинская демократия

называется “прямой демократией”.

Наряду с народным собранием существовал избиравшийся на демократических началах

совет пятисот. Это был исполнительный орган, занимавшийся вопросами текущего

управления.

Третьим важнейшим демократическим органом государственного строя Афин был

народный суд (гелиэя). Аристотель изучавший политическое устройство

греческих городов- государств, видел в учреждении народного суда решающий шаг к

установлению демократии в Афинах.

Краткое знакомство с античной демократией позволяет увидеть и ее сильные

стороны, и ее ограниченность. В античном обществе гражданскими правами

пользовались немногие, равенство прав и обязанностей признавалось только

внутри сообщества граждан. Велика была степень контроля общества над частной

жизнью индивида . Территория города- государства не должна была расширяться,

иначе невозможным стало бы личное участие каждого гражданина в народном

собрании. Значит и число полноправных граждан не должно увеличиваться свыше

некоторого предела. Принципы и институты Афинской демократии оказались

неприемлемыми в условиях появления государственных образований,

распространявших свою власть на обширные территории. И все же многие символы

современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного

закона, равенство граждан перед законом, равенство политических прав стали

неотъемлемой частью демократической традиции.

На Руси имела место прямая демократия. Причем народовластие зародилось раньше

княжеского правления. Как свидетельствуют летописи, до установления княжеской

власти народные собрания были “древним обыкновением в городах, доказывали

участие граждан в правлении и могли давать им смелость, неизвестную в

державах строго неограниченного единовластия”. То есть, народ славянский,

хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и

опасностях государственных сходился на общий совет.

Однако следует признать, что в целом на Руси вече-

вые собрания собирались нерегулярно, по надобности - в

одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иногда и целый год ни

одного. Собирались чаще в случаях экстраординарных: военные неудачи,

вторжение противника, недовольство деятельностью властей. Остальные вопросы,

как правило, решались князем с думцами, которыми выступали “чиновники

воинские и гражданские, дружина, а также градские старейшины, которые летами,

разумом и честью заслужив доверенность могли быть судиями в делах народных”.

Классической своей формы вечевое правление достигло в Новгороде и Пскове.

Вече в этих городах имело законодательные функции- признание князей; вело

административную деятельность, избирая посадников, тысяцких, архиепископов,

назначая воевод, принимая решения о строительстве городов; осуществляло

судебные функции, рассматривая жалобы, составляя грамоты об удовлетворении

долговых требований и т.д.

Со временем прямая демократия все реже использовалась как форма правления. На

смену ей пришла представительная демократия в тех странах, которые сумели

избежать диктаторской формы правления.

Представительная демократия это такая форма правления, когда граждане

избирают официальных лиц для принятия политических решений. То есть,

ответственность принятия решений мы передаем избранным нами гражданам,

наделяя их при этом соответствующими полномочиями. Для того чтобы

правительства могли принимать решения, должны существовать определенные

правила, которыми они руководствуются.Иными словами, необходима Конституция-

основной закон государства, который устанавлмвает государственное устройство,

структуру власти, а также правила принятия решений.

Большинство современных государств имеет Конституции, там же, где их все еще

нет, правление осуществляется в соответствии с обычаями, традициями,

религиозными правилами. Как правило, Конституции принимаются на длительный

срок и редко изменяются, чаще всего в результате войн, революций или резких

изменений политического курса страны.

Особый случай- Англия, где нет единого документа в виде Конституции,

правление здесь происходит на основе давно принятых традиций и отдельных

законов, которые в совокупности действуют не хуже иного формального

документа. Важной характеристикой демократического режима

является также то, как происходит передача власти от одного лица к другому. В

монархии власть обычно передается

по наследству или в результате дворцового заговора какому-то другому лицу. В

Латинской Америке сегодня во многих странах обычной формой передачи власти

является путч. В демократическом обществе власть переходит мирным путем,

благодаря демократическим выборам.

Современная демократия

Современная демократия это представительство интересов, а не сословий. Как

участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве

равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство

политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в

договор индивидов считал других его участников равными себе, и только на

таких условиях мог быть заключен договор, признаваемый всеми.

Равенство это двоякого рода равенство перед законом и равенство политических

прав. Не случайно богиню правосудия- Фемиду изображают в виде женщины с

весами в руках и повязкой на глазах- символами беспристрастности богини,

объективности правосудия. Равенство политических прав предполагает, что

каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным; на всех в равной мере

распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов и другие права

закрепляемые законом.

Теории естественного права и общественного договора составили основу доктрины

классического либерализма - идейно- политического течения, главными

требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечения

основных политических свобод. Многие идеи классического либерализма нашли

отражение в утвердившихся в демократических странах принципах политического

устройства. Именно поэтому поэтому современную демократию называют

либеральной демократией, хотя в ее развитии немалая роль принадлежит и

консерваторам и социал- демократам. Современное демократическое государство

понимается как государство правовое, в котором на практике осуществлен

принцип разделения властей и защищены права и свободы граждан. Основные

принципы госу

дарственного устройства, важнейшие права и свободы за-

креплены в конституции- основном законе государства.

В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно

которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем

правовым нормам. Для того чтобы этот принцип осуществлялся на практике,

создан институт конституционного надзора. В европейских странах

конституционный надзор может осуществлять специально создаваемый

Конституционный суд; в США, Канаде и некоторых других странах вопрос о

соответствии правовой нормы конституции вправе поставить любой суд, а

окончательное решение по этому вопросу выносит высшая судебная инстанция

страны.

Занимающая важнейшее место в договорной теории происхождения государства идея

народного суверенитета в либеральной демократии нашла воплощение в таких

принципах, как парламентаризм и выборность, сменяемость органов власти, их

ответственность перед обществом, перед избирателями.

Понятие “парламентаризм” применяется к системе государственного устройства,

при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и

только он имеет право принимать законы. На парламентских выборах, на выборах

в центральные и местные органы власти избиратели голосуют за кандидатов,

выдвигаемых политическими партиями. В современном обществе партии стали

неотъемлемой частью демократической политической системы. Между тем

возникновение партий не отвечало представлениям большинства сторонников

теории естественного права и общественного договора о политическом строе

демократии. Они полагали, что цель разумно устроенного общества состоит в

достижении наибольшего блага для наибольшего числа граждан и потому

противоречия между интересами общества и отдельного человека или социальной

группы не существует, а значит, и нет основы для возникновения нескольких

партий. Исторический опыт показал, что в демократическом обществе различие

социальных интересов сохраняется, потому-то политическая практика

демократических стран и создала механизм выявления, защиты и согласования

интересов основных социальных групп, центральным звеном которого стали

политические партии.

Партии возникают в связи с необходимостью вести избирательную борьбу в

условиях быстрого увеличения чис-

ла граждан, получающих право голоса, и установления

практики регулярного проведения выборов. Свою роль организатора

избирательного процесса партии сохранили и

до настоящего времени. Наряду с этим постепенно определилась и их основная в

демократическом обществе роль инструмента связи гражданского общества и

государства.

Согласно законам и политической традиции в демократическом обществе, партии

должны бороться за власть и за политическое влияние легальными парламентскими

методами.

Права человека в демократическом обществе

Права и свободы, признаваемые в настоящее время демократическими

государствами, условно можно подразделить на три основные группы: социально-

экономические права и свободы, определяющие отношения индивидов внутри

гражданского общества, политические права и свободы, признаваемые за

индивидом как членом политической общности, и личные права и свободы, которые

предоставляются каждому человеку как физическому лицу.

Личные права и свободы защищают индивида от произвола со стороны

государственных органов и со стороны частных лиц. К группе личных прав и свобод

относятся права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, на

сопротивление насилию. В демократическом обществе никто не должен подвергаться

обыску, аресту без решения суда или санкции прокурора, всем обвиняемым должно

быть обеспечено право на справедливый суд. Государство не должно иметь право

лишать человека гражданства, высылать за пределы страны или запрещать въезд.

Политические права и свободы, которыми наделяются граждане

демократических государств, предоставляют им возможность избирать и быть

избранными, свободно выражать свое мнение, создавать политические партии,

проводить митинги, собрания, демонстрации. Государство признает свободу совести

граждан, и их право исповедовать любую религию. Вместе с тем, законом

предусмотрены и ограничения цель которых создать правовой барьер,

препятствующий превращению свободы во вседозволенность.

В группу социально-экономических прав и свобод входят право на

заключение коллективных договоров, право трудящихся на участие в управлении

предприятием,

право на труд, отдых, на забастовку, страхование, на обра-

зование, медицинское обслуживание, право на жилище. Смысл социально

Страницы: 1, 2