бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

: Происхождения и сущность государства бесплатно рефераты

: Происхождения и сущность государства

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра государственно-правовых

дисциплин.

Курсовая работа по теории государства и права.

Тема:

Происхождения и сущность государства.

Выполнил: слушатель _____гр. рядовой милиции

___________

Проверил: капитан

милиции Тюменев В. З.

Казань. 1998 г.

План.

1. Введение......................3

2. Генезис государства: основные концепции.......5

3. Понятие и признаки государства............18

4. Суверенитет государства и суверенитет нации.......22

5. Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики

Татарстан...............25

6. Заключение.....................31

7. Список литературы.................33

Введение.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих

потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных

форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы

и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей

экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда –

отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя

людей, занятых в сфере обмена – торговли.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные

многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского

труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В

связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство

уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным

было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на

патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с

интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации,

повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста

производительности труда обусловил появлению экономической возможности для

товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной

собственности, социального расслоения первобытного общества, образования

классов, зарождения государства.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор

относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении.

Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы

прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества,

политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может

конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во

влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне

противоречивое общественно-политическое явление»

[1] .

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится

противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма

организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость,

государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а

следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство

интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества,

выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это

организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела,

вытекающие из природы всякого общества[2].

Оно является политической организацией всего населения страны, его общем

достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс,

существование и развитие цивилизованного общества. Однако в

классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные

функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически

могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры,

приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее

выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить его историческое

происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношение и к

государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовых

явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как государство,

сделан Ф.Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и

государства»[3], написанной с учетом

громадного исторического материала, где показано, как государство появилось,

какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.

Большое значение для характеристики первобытного строя и уяснения вопроса

общественного самоуправления имела книга американского этнографа Л.Моргана

«Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 году, в которой сделана попытка

научно проанализировать развитие родовой организации на примере

североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытное общество он

приближался к материалистическому пониманию истории, но в целом не смог

понять роль и значение экономики, производственных отношений, сущность и

значение классового деления общества.

История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит

длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути

новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не

развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов

государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной

главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится

постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии.

Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных

факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие,

экономическую свободу, свободу автономной личности»

[4]. В таком государстве развиваются все его институты и структуры,

раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и

совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим

условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать

государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и

цивилизации.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и

черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при

изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с

экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально

используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Генезис государства: основные концепции.

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении

государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот

социальный институт или же он появился на определенном этапе развития

общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип

историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его

характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм

жизни общество. Вот

почему начинать приходится с характеристики сторон первобытного общества,

использовать данные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это

общество.

В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание о

первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно

обогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественном

развитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было до этого

определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, история многих

регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об

этом историческом диапазоне в жизни человечества.

Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основном

евроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания истории Европы

и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно

распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбиту научного

осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земного шара. Теория

государства и права становится, таким образом, действительно логическим

обобщением истории всепланетного государственно-правового развития общества.

В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следует выделить

знания, характеризующие развитие этого общества, периодизацию первобытной

истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было

статичным, оно развивалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов

такой периодизации – общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Особую методологическую ценность «представляет для теории государства и права

периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве

одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую

революцию»»[5].

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд в середине

20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который

произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите от

присваивающего к производящему хозяйству.

Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизни первобытного

общества, ее социальную и духовную организацию, постольку он справедливо

обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе

идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социальная

и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования

использовало человечество. Для теории государства и права появляется наконец

возможность также четко определять, какие формы организации власти и

социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей

экономики, а какие в обществах производящей экономики.

Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитической революции»

заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностей человек от

орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и

растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на

преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительных и

животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переход

сопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основу

земледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью – прежде

всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией и

металлообработкой.

Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основным способом

существования и воспроизводства человечества. В основе перехода к

производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили под угрозу

само существование человечества. Ответив перестройкой всей своей социальной и

хозяйственной организации, человечество смогло из глобального экологического

кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений –

появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств.

Итогом “неолитической революции” “явилось возникновение в некоторых

регионах земного шара ранних земледельческих обществ. На следующем этапе

социального-экономического развития происходит расцвет раннеземледельческих

обществ. На их основе возникают первые цивилизации – происходит становление

раннеклассовых обществ”[6].

Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества к

производящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силу

своего внутренного развития к финальномк рубежу – социальному расслоению

общества, появлению классов, зарождению государства.

Как правило, древнейшие государственные образования закономерно возникают на

социально-экономической основе раннеземледельческого общества и

характеризуется как раннеклассовые государства.

Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в котором живут

свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, а соседскую

общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и

религиозный центр, перерастает в административно-хозяйственный и религиозный

центр-город. Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию,

имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально

– появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется

знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся

организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами

из общественных фондов и т.п.

В городе-государстве организуются три центра управления, административного и

идеологического лидерства: городская община, дворец и храм.

Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции

государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление

общинным земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных

обрядов.

Таким образом, государства как новая организация форма жизни общества

возникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечество к

производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни

общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не

навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов:

материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-

государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим

развитием «неолитической революции».

Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационно

обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой

деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства

человечества в новых условиях.

Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт,

обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономику

раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.

Сделаем один общий важный вывод. Изложенная выше концепция происхождения

государства существенно отличается то доминировавших ранее в отечественной

теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с тем она

сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепции используются

новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных

городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления

производящей экономики.

Ранее в вульгаризированной и догматизированной отечественной теории

государства и права происхождения государства объяснялось по иной схеме. На

этапе перехода к цивилизации в первобытном обществе появляются прибавочный

продукт, частная собственность, оно раскалывается на классы, возникает

господствующий класс, который создает государство с тем, чтобы с его помощью,

путем насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемый класс.

Происходят войны. И поскольку пленников, которых раньше убивали или даже

съедали, стало выгодно использовать на работах. Поэтому первыми государствами

были рабовладельческие государства, а само государство являлось машиной для

поддержания господства одного класса над другим.

Страницы: 1, 2, 3, 4