бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Лекция: Обществознание бесплатно рефераты

Лекция: Обществознание

Предмет обществознание и его функции.

О б щ е с т в о з н а н и е – это наука, которая изучает, развитие

человеческого общества и место в нём человека.

Обществознание включает знание из других отраслей науки: философия,

социология, политология, этика, история, экономика.

Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек,

познания, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика,

право.

Общественное развитие зависит от сознательной и активной деятельности людей,

значит и от вашей деятельности. Знания полученные в результате изучения

обществознания, помогут вам найти своё место в мире, у увидеть возможности

реализации своих способностей.

Функции обществознания:

1) Познавательная – это познания и понимание общественной деятельности,

формирование представления о развитии общества.

2) Методологическая – это разработка общих подходов и методов изучения

общественных явлений.

3) Образовательная – это формирование необходимых современному человеку

знаний, о человеке и общества.

4) Практическая – это разработка принципов и способов деятельности людей

в обществе.

Студенты должны знать:

1) Основные понятия и определения обществознания.

2) Называть изученные социальные, политические, экономические явления и

объекты.

3) Приводить собственные примеры и уметь пояснять изученные теоретические

положения.

Многообразные формы взаимодействия людей и социальный круг называют о б щ е с

т в е н н ы м о т н о ш е н и е м.

Все общественные отношения могут быть разделены на материальные и духовные.

Материальные отношения подразделяются на производственные, экологический, и

отношение по делу производства.

Духовное отношения – это моральные, политические, правовые, философские,

религиозные, художественные.

Межличностные отношения – это особый вид общественных отношений.

Межличностные отношения – это отношения, между определёнными людьми.

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе всегда.

Деятельность, как способ существования общества.

Р а з в и т и е о б щ е с т в а – это результат деятельности людей.

Д е я т е л ь н о с т ь – это форма активности человека, направленная на

преобразование окружающей среды.

Человеческая деятельность основана обобщении опыта предшествующих поколений.

В структуре деятельности называют субъект и объект деятельности.

С у б ъ е к т – это то, кто осуществляет деятельность (человек).

О б ъ е к т – это то, на что направлена деятельность человека (окружающий мир).

В человеческой деятельности выделяют цель, средства, её достижения и результаты.

П о в е д е н и е ч е л о в е к а – это внешнее проявление его деятельности.

В поведении человека видно его отношение к обществу, людям, рассматриваемое

со стороны нравственности и право.

П о с т у п к и – это сознательные действия, направленные на достижение

какой-либо цели.

М о т и в ы – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением

потребности.

М о т и в – это то, что движет человеком.

П о т р е б н о с т ь – это сознаваемое человеком, необходимость в том, что

нужно для поддержания его организма и развития личности.

Потребности человека можно разделить на три группы:

1) Биологические (нужда в питании, в воде, в тепле, сохранение рода,

самосохранение).

2) Социальные потребность, порожденные обществом (общение,

самоутверждение, общественное признание).

3) Идеальные потребности (хобби, музыка, наука, искусство, спорт).

Биологические, социальные, идеальные потребности у человека взаимосвязано.

Культура и цивилизация.

Ц и в и л и з а ц и я – это социо-культурное образование.

Под цивилизацией понимают уровень развития общества, материальной и духовной

культуры следующей за дикостью.

Цивилизация характеризуется, как специфика, той или иной группы стран,

народов на определённом этапе развития. Различные цивилизации, коренным

образом отличаются друг от друга, так как основаны на разных системах,

социальных и духовных ценностей.

В современной теории цивилизации, есть два направления:

1) Линейно-стадиальные концепции. В них цивилизация понимается, как

определённая ступень мирового развития.

2) Концепции локальной цивилизации. С точки зрения локальной цивилизации,

история рассматривается, как замкнутые независимые друг от друга локальные

общества.

А) Китайская цивилизация.

Б) Индийская цивилизация.

В) Русская цивилизация.

Г) Западная цивилизация.

С течением времени цивилизации меняются, но их ядро сохраняется.

Локальные цивилизации делят на две группы:

1) Восточные.

2) Западные.

Для Восточных цивилизаций, характерна зависимость людей от природы, тесная

связь человека с его социальной группы, господство традиций и обычаев.

Для Западных цивилизаций, характерна подчинение природы к человеку, ценность

прав и свобод личности и формирование правового государства.

Культура представляет собой деятельность человека, отражающую взаимодействие

человека с природой, обществом, и самим собой.

К у л ь т у р н ы й п р о ц е с с – это создание орудия труда, предметов,

нужных человеку и освоение умений, и знаний, необходимых для труда и

общениях.

Культура делится:

1) Материальную.

2) Духовную.

Культура создаётся для благо людей, а процесс передачи культуры раскрывает

преемственность культурных традиций.

Современная концепция общего дома рассматривает жизнь современного человека в

общемировых масштабах, а множество культур с позиции единой мировой

цивилизации.

Проблемы общественного прогресса и его критерии.

Общество всегда находится в состоянии непрерывного развития и изменения.

П р о г р е с с – это поступательное движение общества от низких и простых

форм более к сложным.

Р е г р е с с – это обратное движение общества, от высшего к низшему

(деградация).

В современной науке, прогресс связывают с процессом модернизаций, т.е. с

переходом от аграрного общества, к индустриальному, а затем к

постиндустриальному.

Критерии, оценки общественного прогресса:

1) Повышение экономической эффективности общества.

2) Степень свободы граждан.

3) Согласованность различных сфер общественной жизни.

Прогрессивное развитие общества не исключает цивилизационных тупиков и срывов.

Прогресс в одной сфере общественных отношений, может быть причиной регрессов

в другой.

Разные учёные выдвинули свои критерии прогресса:

1) По состоянию общественной нравственности (Сен-Симон).

2) По степени сознания свободы (Геккель).

3) По уровню развития производительных сил (К. Маркс).

Степень прогрессивности общественного строя нужно оценивать по созданным в

нём условиям, удовлетворениям потребности личности и свободного развития

человека.

Различают две формы социального прогресса:

1) Революция.

2) Реформа.

Р е в о л ю ц и я – это изменение всех или большинства сторон общественной

жизни затрагивающие основы строя.

Р е в о л ю ц и я – это активное действие народных масс, с целью перехода

руководства общества, в руки нового класса.

Причиной революции является конфликт, между растущими производительными

силами и сложившейся системой социальных отношений.

Р е ф о р м а – это преобразование какой-либо стороны общественной жизни,

оставляющая власть в руках правящего класса.

Реформа, как правило проводятся сверху для решения общественных проблем.

Реформа и революция, лечат уже запущенную болезнь общества, в то время как

необходимо своевременное, планомерное преобразование общества. В современном

обществознании, обществу предлагается проводить инновации.

И н н о в а ц и я – это однократное улучшение, которое адаптирует общество в

данных условиях.

Мировоззрение.

Каждый человек имеет собственные, не совпадающими с другими представлениями о

мире и жизненные программы. Факторы которые влияют на формирование

мировоззрения человека:

1) Индивидуальные особенности.

2) Место жительства.

3) Эпоха в которую живёт человек.

4) Национальные.

5) Возраст.

6) Образование.

7) Воспитание.

8) Семья.

9) Профессия.

10) Средства массовой информации.

11) Материальное положение.

Виды мировоззрения:

1) Мифологическая.

2) Религиозная.

3) Жизненно-практическая.

4) Философская.

Познания мира.

Знания являются результатом особого процесса познавательной деятельности.

П р о ц е с с п о з н а н и я – это наблюдения, приобретения полезных

сведений узнавание свойств предметов и явлений окружающего мира.

Цель познания:

Описать объекты такими, какие они есть на самом деле, независимо от человека.

Познание предполагает наличие двух сторон: познающий человек (субъект) и

познаваемый предмет (объект познания).

Получение необходимой информации о внешнем мире, дают зрения, осязание, слух,

вкус, обоняние. Через органы чувств, информация поступает в мозг, где через

мышления формируется умозаключение теории, взгляды.

И с т и н а – это соответствие наших знаний о мире, самому миру.

А б с о л ю т н а я и с т и н а – это полные объективные знания о предметах

и явлениях.

О т н о с и т е л ь н а я и с т и н а – это не полные знания.

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Социальное и биологическое начало объединены в человеке.

Прямая похожа строению мозга, форма руки – это результат изменений

происходившее миллионы лет, под воздействием коллективного труда.

Определяющим условием превращение животного предка в человека, был ТРУД.

Способность мыслить и разговаривать реализуется только в обществе людей.

Способности и дарование человека проявляются и развиваются в процессе

деятельности.

Действовать успешно человеку поможет знание своих способностей.

С п о с о б н о с т ь – это индивидуальные особенности личности помогающие

ей, успешно заниматься определённой деятельности.

Г е н и а л ь н о с т ь – это высшая ступень развития таланта связанная с

открытием раннее неизвестных путей творчества.

Х а р а к т е р – это определённые черты человека. Характер формируется под

воздействием наследственности общественной среды и самовоспитания. Характер

появляется в привычках, в манерах поведения, отношений к людям. Характер это

окончательно сформировавшиеся воля.

В о л я – это напряжение сил при встрече с препятствием.

С о ц и а л ь н ы й с т а с у с л и ч н о с т и – это положения человека

в обществе в соответствии с возрастом, происхождением профессии, семейным

положением.

П р е с т и ж – это оценка обществом или социальной группы общественной

значимости, позиции занимаемых людьми.

А в т о р и т е т л и ч н о с т и – отражает степень влияние личности, в

социальной группе или обществе.

С о ц и а л и з а ц и я – это усвоение личностью, социальных ролей и

культуры. Личность не сводится к социальным ролям, а предполагает

индивидуальность избирательно относящуюся к навязываемым ролям.

Социализация имеет 3-ри периода:

1) Первичная социализация (социализация ребёнка).

2) Промежуточная социализация (социализация подростка).

3) Устойчивая социализация (социализация взрослого человека).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ИХ ОТКЛОНЕНИЯ.

Виды деятельности:

1) Практическая – это преобразование природы и общества.

2) Духовное – связано с изменением сознания людей (наука, искусство,

религия, мифология).

3) Созидательная – несёт в себе положительный результат, что нужно и

полезно человеку.

4) Разрушительная – это отрицательный результат (войны, революции,

терроризм).

5) Творческая – поражающая нечто новое, никогда не существовавшие.

6) Игровая – это моделирование какой-либо деятельности, через игру.

7) Трудовая – направлена на достижение результата для удовлетворения

потребности.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ.

МНОГООБРАЗИЯ ПУТЕЙ ПОЗНАНИЯ И ФОРМ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Общение и деятельность, самостоятельные равноправные явления.

Общение происходит, при взаимодействии, человека с человеком и предполагает

обмен информации.

К о м м у н и к а ц и я – это передача информации.

Формы общения: диалог, монолог, реплика, обряды, игры, дискуссии, переговоры.

С о ц и а л ь н ы е н о р м ы – это результат исторического развития

общества, система правил и требований, для обязательного исполнения всеми

членами общества.

Нормы направляют поведения, позволяют его контролировать, регулировать и

оценивать.

Социальные нормы регулируют отношения междк людьми, группами людей и

организаиями.

Социальные нормы:

1) Обычаи и традиции – это первичные образцы поведения.

2) Правовые нормы (закрепляются в законах).

3) Моральные нормы (плохо, хорошо; справедливо, не справедливо).

4) Эстетические нормы – это представления о красивом и не красивом.

5) Политические нормы (регулируют политическую деятельность).

6) Религиозные нормы (поддерживаются сознаниями верующих людей).

Поведение, которое не согласуется с нормами, что ждёт от человека общество

называется о т к л о н я ю щ и м с я п о в е д е н и е м.

Слабые нормы отклоняющегося поведения – это обман, грубость, халатность.

П р е с т у п л е н и е – это опасное проявление отклоняющегося поведения,

наносящие ущерб обществу.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.

Д у х о в н ы й м и р л и ч н о с т и – это стремление к своим идеалам

определяющим направление деятельности.

Д у х о в н о с т ь – включает в себя, душевность, дружелюбия, волю и разум.

К духовной жизни относят: знания, веру, чувство, потребности, способности,

стремления и цели людей.

Духовная жизнь личности невозможно без переживаний, радости, оптимизма,

уныния, разочарования, веры.

Успешные или неуспешные действия человека дают пищу для раздумий и оценки.

Огромный объём духовной культуры, накопленной человечеством, даёт человеку

неограниченную возможность выбора духовной ценности.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой, даже в сложных условиях,

человек может, если он сформировался, как личность.

Быть личностью, значит иметь способность ориентироваться в многообразных

ситуациях, и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять

отрицательным воздействиям.

П р и з н а к д у х о в н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и – это

готовность к самоотдаче и саморазвитию.

М и р о в о з з р е н и е – это представление о мире и человеке.

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Всю жизнь идёт процесс изучения социального опыта, прошлых и современных

поколений.

Процесс получения знаний осуществляются 2-мя путями:

1) В ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни.

2) В результате целенаправленного воздействия через систему образования,

которые сложились в обществе.

ЗАДАЧА НАУКИ.

З а д а ч и н а у к и – наращивать объективные знания о мире.

К критериям познания истины, является практика. К практике относят:

наблюдение, исследование, эксперимент, моделирование.

Знания об окружающем мире и о самом себе, необходимы человеку во всех видов

деятельности. Человек за свою жизнь усваивает небольшую часть знаний,

накопленных за тысячелетие истории человеческого общества.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.

Н а у ч н о е п о з н а н и е – это изучение мира, таким какой он есть вне

человека и независимо от него.

Результат познания не должен зависеть от частных мнений, пристрастий и

авторитетов.

Средства и методы познавательной деятельности в науке: наблюдения,

классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретические

объяснения.

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Культура является существенной характеристикой в жизни общества и неотделимо

от человека.

Ч е л о в е ч е с к и е к а ч е с т в а л и ч н о с т и – это результат

Страницы: 1, 2