Лекция: Лекции по конституционному праву
Городские районы создаются в городах с численностью населения более 100 тыс.
человек для обеспечения нормального ф-ния крупных городов.
К городским поселениям относятся городские поселки:
1. курортные
2. рабочие
3. дачные
Самой многочисленной админ.-тер. единицей являются сельские поселения: селы,
станицы, аулы, кишлаки.
Тер-рия Москвы делится на администр. округа, кот. включают в себя
муниципальные районы.
Административный округ – внутригородская администр. единица, система органов
власти кот. строится на основе централизованного управления.
Муницип. район – админ.-тер. единица Москвы, в границах которой
осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной тер-рии.
Муницип. районы делятся на микрорайоны.
На тер-рии некоторых субъектов РФ для компактности проживающих численно
небольших групп национальностей создаются нац. районы. Например, ненецкий
нац. район в Алтайском крае.
В РФ имеются также закрытые админ.-тер. образования, статус кот. регулируется
з-ном РФ от 14 июля 1992 г. "О закрытом админ.-тер. образровании".
Государственные органы в РФ
Президент РФ.
1. Система и виды гос. органов РФ.
2. Констит. принципы организации и д-ти гос. органов в РФ.
3. Президент в РФ:
а) правовой статус Президента РФ
б) выборы президента РФ
в) компетенция Президента РФ
г) досрочное прекращение полномочий Президента РФ
Н/а КРФ, глава 4.
ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21 апреля 1995 г.
СЗ РФ, 95 г. № 21
1. Гос. орган является гр-ном или коллективом гр-н, наделенных
гос.-властными полномочиями, уполномоченными гос-вом на осуществление его задач
и функций, и действующий в установленном порядке.
Признаки гос. органов:
1. Гос. органы наделены гос.-властными полномочиям. Они имеют право издавать
акты, обязательные для исполнения другими гос. органами, должн. лицами и
гражданами.
2. Каждый гос. орган образуется в установленном гос-вом порядке.
3. Гос. орган уполномочивается гос-вом осуществлять его задачи и ф-ции
4. Каждый орган является составной частью единой системы органов гос. власти.
В своей совокупности гос. органы образуют единую систему.
1. по предм. признаку она включ. органы закон., исполн. и суд. власти.
Органы законод. власти: ФС, парламенты республик в составе РФ, краевые, обл.,
городские Думы и др. законод. органы, выборные органы в совок. сост. систему
представит. органов власти.
Органы исполнит. власти: ПР-во РФ, ПР-ва республик РФ, министерства, главы
администраций субъектов. По х-ру полномочий органы исполн. власти делятся:
1) на органы общей компетенции (пр-ва)
2) органы спец. компетенции (министерства).
Органы суд. власти: Конст. Суд, Вех. Суд, Высш.Арб. Суд, суды субъектов.
В общую группу гос. органов выделяют органы прокуратуры.
В систему органов гос. власти не входят органы местного самоуправления.
2. По территор. пределам действия
1) федеральные гос. органы
2) органы субъектов РФ
К федер. – ФС, пр-во
К органам субъектов
3. По порядку осуществления полномочий
1) коллегиальные ФС
2) единоначальные Президент РФ
2. 1. Принципы разделения властей, ст. 10
2. Принципы участия граждан в управлении гос-вом, ст. 3
3. Принципы законности, ст. 15 ч. 2.
4. Принципы федерализма, ст. 5, ч. 3-4
3. а) Пост президента был утвержден в 90 г., а первым президентом был
Ельцин 12 июня 91 г. Правовой статус Президента закреплен в ст. 80 КРФ.
1. Президент является главой гос-ва, институт президентства в РФ сочетает
черты как президентской так и полупр. р-ки. П-т определяет структуру Пр-ва,
принимает решения о его отставке, назначение председ. П-ва осуществл. с
согласия ГД. Глава гос-ва не явл. главой Пр-ва.
Пр-во ответственно не только перед Президентом, но и перед парламентом.
2. Президент РФ является гарантом КРФ, прав и свобод ч. и г. В установленном
КРФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и
гос. целостности, обеспечивает согласованное функционировние и взаимодействие
органов гос. власти.
3. Президент РФ в соотв. с КРФ и ФЗ определяет основные направления
внутренней и внешней политики гос-ва.
4. Президент РФ как глава гос-ва представляет РФ внутри страны и в
международных отношениях.
б) Выборы Президента осущ. на основе КРФ и ФЗ "О выборах Президента РФ" от 21
апр. 95 г.
Выдвигать кандидата на должность пр-та вправе, и.о., и. блок или непоср.
избиратели, образов. инициативную группу не менее 100 человек. При этом они
обязаны собрать в поддержку кандидата не менее 1 млн. подписей избир., при
этом на 1 субъект – не более 7 % от требуемого общего числа подписей.
Выборы проводятся в случае, если зарегистрировано не менее 2-х канд. Выборы
счит. несост., если в них приняло участие менее 50 % избирателей, внесенных в
списки. Избранным счит. кандидат более 50 % избир., принявших участие в
голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назнач. повторное
голосование по 2 кандидатам, получившим наиб. число избирателей. В этом
случае считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов
при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех
кандидатов. – II тур.
Если выборы признаны несостоявшимися или недействит. при обнаружении грубых
нарушений з-на СФ не позднее, чем через 4 месяца назнач. повторные выборы. На
30-й день после избрания Президента состоится процедура его вступления в
должность – инагурация.
в) Компетенция П-та представл. совокупность его полномочий по разрешению
вопросов гос. и общ. жизни, установленных КРФ.
1. Полномочия по формированию и руководству исполнит. властью.
Решение о недоверии Пр-ву может вынести ГД, но оно не является для Президента
обязательным.
В администр. П-та входят руководитель, I помощник и помощники П-та,
полномочные представители, главное управление П-та, аппарат Совета
безопасности и т.д.
2. Полномочия по взаимодействию с федер., законод и суд властями.
ГД не может быть распущена:
- в течение 1 года после ее избрания
- с момента выдвижения ГД обвинения против П-та до принятия соотв.
решения СФ
- в период действия на всей территории РФ военного и ЧП
- в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента.
Президент обладает правом отлагательного вето, т.е. право не подписывая,
отклонить з-н, принятый ФС. Порядок опублик. и вступления в силу ФС
предусмотрен ФЗ от 25 мая 94 г. "О порядке опубликования и вступления в силу
ФКЗ, ФЗ, актов палат ФС" СЗ РФ 94г., № 8.
3. Полномочия в области безопасности и обороны.
4. Полномочия в области внешней политики, междун. отношений.
5. Иные полномочия Президента РФ.
Если законод. органы субъектов РФ не согласны с актами Президента, они вправе
обратиться в Конст. суд, решение кот. о неконстит. указов влечет утрату ими
юр. силы.
Указы Президента бывают 2-х видов:
1) носящие нормативный характер, т.е. содержащие правовые предписания
неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на длительное и многократное
применение.
Например, указ от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия П-та РФ и П-
ва РФ".
2) носящие индивидуальный х-р: о приеме в гр-во, о приеме на должность, о
награждении
г) В соответствии со ст. 91 Президент обладает неприкосновенностью. Досрочное
прекращение полномочий президента имеет место в случае: (ст. 92, ч.2)
1) отставка Президента, т.е. добровольный уход главы гос-ва со своего поста
2) стойкая недееспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия
3) отрешение от должности.
Федеральное собрание
1. Совет Федерации
2. Гос. Дума
3. Статус депутата СФ и ГД
4. Законодательный процесс
1. ФС – это парламент РФ, явл. представит. и законод. органом РФ.
ФС состоит из 2-х палат – СФ и ГД.
Порядок деятельности СФ определяется регламентом СФ от 6 февраля 1996 г. СФ
избирает из своего состава тайным голосованием председателя и 4 заместителей.
Основной формой работы СФ явл его заседания, проводимые открыто с 1 октября
по 31 июля. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить
закрытые. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует более
половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом, состоящим из
секретариатов председ. СФ, и зам. председателя СФ, а также ряда
подразделений.
2. ГД – это нижняя палата ФС, состоит из 450 депутатов, кот. избираются
сроком на 4 года.
ГД собирается на сессии: весеннюю и осеннюю.
Понедельник, четверг – заседают комитеты и комиссии ГД. Вторник –
парламентские слушания и работа депутатов в комитетах, комиссиях и фракциях.
Среда, пятница – заседание ГД. Каждую пятницу проводится правительственный
час для ответов членов Пр-ва на вопросы депутатов (не более 2-х членов в 1
день заслуш.).
Каждая последняя неделя месяца предназн. для работы депутатов с избирателями.
3. Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. "О
статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ".
Депутаты рассматр. поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют
избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской
этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.
Гарантии прав депутатов.
1. Депутаты обладают правом законодат. инициативы
2. Пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматр. палатой.
3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. пркурору, председ. Центробанка.
Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.
4. Вправе обращ. с вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. основанием для
приглашения его на заседание.
5. Должны обеспечиваться справочно-информ. материалами ФС, администр. Пр-ва,
Конст. Суда и т.д.
6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока
их полномочий.
7. Депутаты пользуются преимущ. правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ.
8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. гос. страхованию за счет
федерального бюджета.
9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается
компенсация в размере разницы между ежемесячн. денежн. вознаграждением и
пенсией.
10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с.
11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. прежняя работа, а
при отсутствии – равноценная.
12. Члену СФ возмещ. расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а
депутату ГД – 5 МРОТ.
13. Депутату ГД устанавл. ежемесячн. оклад и надбавки в размере федер.
министра.
14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и
всеми видами городск. транспорта.
15. Иногор. депутату предоставл. служебная жилая площадь в Москве и т.д.
4. Основные акты ФС – ФЗ и ФКЗ. ФКЗ всего 6.
ФКЗ приним. по вопросам введения ЧП, референдума, изменения статуса субъекта
РФ, вопросам д-ти Пр-ва, Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арб. Суда и т.д.
Стадии законодательного процесса:
1. Законодательная инициатива, ст. 104.
Правительство подготавливает письменные заключения в течение 14 дней.
2. Предварительное рассмотрение законопроектов произв. в соотв. комитете.
3. Рассмотрение законопроекта в ГД может осуществляться в 3-х чтениях.
4. Принятие законов.
ФЗ приним. большинством голосов от общего числа депутатов (простым). ФКЗ
принимается, если он одобрен большинством не менее 2/3 от общего числа
депутат. (квалифиц.). Затем ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение
СФ. Если ФЗ не подлежит обязат. рассмотрению СФ и если он в течение 14 дней
не был вообще рассмотрен, то он в течение 5 дней направляется к Президенту.
5. Рассмотрение и одобрение ФЗ СФ.
ФЗ в течение 2-х напр. всем членам СФ для ознакомления.
Право отлагательного вето на ФКЗ не распространяются.
6. Подписание и обнародование з-нов.
Порядок опублик. и вступл. в силу уст. ФЗ от 25 мая 1994 г. "О порядке
опубликования и вступления в силу ФЗ, ФКЗ, актов палат ФС".
Дата принятия ФЗ считается дада принятия его в ГД в окончат. редакции, а ФКЗ,
когда он одобрен СФ. ФЗ и ФКЗ подлежат официальн. опублик. в течение 7 дней
после подписания Пр-том в "Российской газете" и "СЗ РФ" и вступ. в силу по
истечение 10 дней после официального опубликования, если самим з-ном не
установлен другой срок ФС принимает также постановления (по вопросам доверия
Пр-ву РФ, об амнистии, о выдвижении обвинения против Пр-та и др.).
Пост. публикуются не позднее 10 дней после их принятия.
Правительство РФ
1. Состав и порядок формирования ПРФ
2. Компетенция ПРФ
3. Отставка ПРФ
Н/а ФКЗ "О правительстве РФ" от 31 дек. 1997 г. СЗ РФ" 98 г. № 11, ст. 1.
Указ През. РФ от 14 авг. 1996 г. "О статусе федеральн. органов исполнит. власти"
Указ През. РФ "Об обеспеч. взаим. П-та РФ и ПР-ва РФ" от 10 июня 1994 г.
1. Исполнительную власть в РФ осуществляет Пр-во РФ. ПР-во действует в
пределах срока полномочий П-та.
П-во формир. П-том с участием парламента.
По решению П-та в состав ПРФ могут входить руководители гос. комитетов,
федеральных служб (директор ФСБ, пред. комит. по управлению имуществом и по
оборон. стратегиям пр-ти, имеют статус федер. министра).
Пребывание в составе П-ва несовместимо с выполн. другой оплачиваемой работы в
гос., коммерч., обществ. организ., кроме преподават., научной и иной
творческой работы. Члену ПРФ не могут быть одноврем. депутатами ГД.
2. ст. 114
Акты П-ва, ст. 115.
Постан. и распор. П-ва явл. подзаконными актами. Пост. носят нормат. х-р, а
распоряж. – по операт. и текущим вопросам.
3. ст. 117
1. ПРФ может
Право на отставку имеют и отдельные члены П-ва.
2.
Органы судебной власти РФ
1. Констит. основы суд. власти.
2. Констит. Суд РФ.
3. Прокуратура РФ.
н/а ФНЗ "О констит. суде РФ" от 24 июля 94
з-н РФ "О прокур." от 18 окт. 1995
КРФ, гл. 7
з-н "О статусе судей РФ" от 22 июня 1996 г.
1.
1. Понятие суд. системы
2. Констит. принципы и нормы, опред. взаимоот. личности с суд. властью.
1. ст. 46 ч. 1
2. ст. 47 ч. 1
3. ст. 47 ч. 2
4. ст. 50 ч. 3
5. ст. 48
6. ст. 50 ч. 2
7. ст. 51
Принципы организации суд. власти
Государственные органы субъектов РФ
Законодательные органы субъектов РФ
1. Представ. (законод.) органы республик в составе РФ
а) Состав и организац. основы д-ти
б) Компетенция законод. органов республик
в) Статус депутата представ. органы
2. Законод. органы автом. округов, авт. обл., областей, креаев, городов
федер. занчения
н/а: Указ Президента РФ от 22 окт. 1993 "Об основных началах организации гос.
власти в субъектов РФ" СаПП 1993 №43
Ук. П-та РФ "О действии з-ва РФ, об органах гос. власти краев, областей,
городов ф. знач, автон. области, автон. округов" от 22 дек. 1993 г.
1. а) Законодат. (предста.) органом республики в составе РФ - парламент
(Народное собрание, Гос. собрание, Верховный Совет и т.д.).
Большинство республик парламентов избир. сроком на 5 лет, но исключ.
(Законодат. Собрание Карелии, Гос. Совет Коми) и т.д. Численный состав
парламента определ. по-разному. Самый многочисленный 250 Татарст., до 32 – в
Верх. Курале Тыва.
Республиканские конституции предусм. право П-та распускать парламент.
Президент не может распустить парл., что и През. РФ.
Большинство республик парламентом однопалатным, но есть и двухпал.
(Башкортостан, Карелия, Саха и т.д.).
Внутренним руководящим органом П-та явл. Председатель или президиум. В состав
президиума входят председатель, зам. пр., председатели комитетов. Республик.
парламенты обр. комитеты и комиссии. На них возлагается разработка и
рассмотрение проектов законодат. и иных н.а., контроль за их исполнением.
б)
1. принятие К респ., внесение в нее измен. и дополнений
2. принятие з-нов и кодексов республики.
3. решение вопроса об изменении границ республики
4. принятие решения о проведении референдума
5. определение внутр. и внешн. политики
6. назнач. выборов депутатов и главы гос-ва (респ.)
7. утвержд. перспективных планов и важнейших программ эконом. и соц. развития
республики.
8. утверждение структуры органов исполнит. власти
9. согласие на назначение прокурора республики Ген. прокурором РФ
10. избрание Констит., Верх. и Высш. Арб. Суда республики
11. Назначение Председ. Национ. банка по соглас. с ЦБ РФ.
12. Обсуждение и принятие гос. бюджета республики, контроль за их исполнением.
13. принятие отставки и отстранение от должности П-та.
14. Установление гос. наград, почетных званий республики и т.д.
Но имеется противоречие с КРФ в ряде К. республик. Например, в ресип. Тыва
парламент имеет право решать вопросы войны и мира, в Башкортостане –
определять размер взноса в б-т РФ.
в) Депутатом республ. парламента, как правило, может быть гр-н республики,
достигший 21 г., прожив. в республике не менее 5 лет (кроме Дагестана).
Депутат имеет право:
1. Участвовать в заседании П-ва и др. органов гос. власти и местн.
самоуправления
2. Обращаться во все предп., учр., орг. независимо от форм собств. по
вопросам депутатской д-ти
3. Проверять по своей инициативе или по поручению парлам. сведения о
нарушении з-нов.
4. Контролировать рассмотрение направл. им предложений, заявлений и жалоб в
гос. и общ. органы, предприятия, учр., организации.
5. Проводить встречи с избирателями труд. коллектива и и. округа.
6. Обладает правом законодат. инициативы.
7. Обладает депутатской неприкосновенностью.
8. Имеет дипломатич. паспорт на весь срок полномочий ит.д.
2. Гос власть в краях, областях, городах ф. з., авт. области, авт.
округах осущ. законодат. органом:
ГД в Ставропольском крае
Городская Дума в Москве
Обл. Дума в Воронежской обл.
Городское Собрание в С.-П.
Собрание Депутатов Липецкой обл. и др.
В регионах принимаются н.а., определяющие статус представит. органов.
З-н Вор. обл. "Об органах гос власти Вор. области" от 15 сент. 1994 г.
Вор. обл.:
Законодат. органы избир. населением на основе всеобщего, равного, избир.
права при тайном голосовании. Численный состав – не более 50 человек. Число
депут. работающих на штатной основе, не может превышать 2/5 от общего числа
В соотв. с з-ном Вор. обл., Обл. Дума явл. постоянно действующим и
единственным представ. органом гос. власти в. обл. Численный состав – 45
депутатов. Депутатом Обл. Думы может быть гр-н РФ, пост. прожив. на территор.
обл. и имеющий право избирать в Обл. Думу (с 18 лет).
Срок полномочий – 4 года. Основной формой работы явл. заседания. Заседание
считается правомочным, если на нем присутствует более половины избран. депут.
На заседании из числа депутатов избир. председатель и его зам.
Президент республики в составе РФ
Пост П-та был утвержден, например, в республ. Адыгея, Башкортостан, Бурятия,
Ингушетия, Кабардино-Балкарской респуб. и т.д.
Правовой статус П-та опред. К и з-нами республик. П-т избир. гр-нами
республики, как правило, на 5 лет, в Коми и Бурятии на 4 года. Одно и то же
лицо не может быть П-том более 2-х сроков подряд. Кандидат выдвигается
политич. партиями, о.о., труд. коллективами и группами избирателями. Кандидат
в П-ты должен быть гр-ном республики, в Саха (Якутии) – по рождению,
постоянно проживать в республике не менее 10 лет, как правило. Например: в
Саха (Якутии) – не менее 15 лет, 7 лет – в Карелии, в возрасте от 35 до 40
лет (в Саха (Якутии) 40 лет), свободно владеть гос. языком, обладать избир.
правом. Предельный возраст ограничен в Саха (Якутии) – 60 лет, в Ингушетии,
Карелии, Коми – 65 лет. През. не может быть д-том Парламента, не может
занимать никаких должностей в гос. органах, общ. орган., коммерческих
организ., заним. предприним. д-тью. На время своих полномочий приостанавл.
членство в политич. партиях. ПР-т выступает гарантом суверенитета,
территориальн. целостности республики, соблюдением ее К. и з-нов,
осуществляет предпринимательские ф-ции, подписывает и обнародует з-ны, решает
вопросы гражданства и т.д.
П-т не имеет права роспуска парл. в респ. Башкортостан, Коми, Саха (Якутия),
през. не подотчетен парламенту в них.
Конст. респ. Саха (Якутия) предоставл. П-ту право определять порядок
образования территор. воинских формирований, что противоречит КРФ. Президент
республики принимает указы, распоряжения, кот. обязательны для исполнения на
всей тер-рии республики.
Государственные органы исполнительной власти
в субъектах РФ
1. Органы исполнительной власти республик в составе РФ
2. Органы исполнительной власти других субъектов РФ
Н/а Положение "О главе администр." края, области, г.ф.з.,авт. обл., авт.
округа от 3 октября 1994 г. СЗ РФ 94 г. № 24
Положение "О полномочном представителе П-та РФ в субъекте РФ" от 5 февр. 1993 г.
САПП 93 г. № 6
СЗ РФ 95 г. № 4
1. Органом исполн. власти в республиках явл. П-во. В Башкортостане и
Татарстане – Кабинет Министров. В Калмыкии не предусмотрено создание П-ва.
Порядок формирования правительств в республиках не одинаков. В Башк. – П-во
формируется П-том, в Карелии –Председ. П-ва избирается. Компетенция П-ва
определяется К. республик и в з-нах о правительстве республик. Основные
полномочия П-ва.
Основные полномочия П-ва:
1. Составляют прогнозы и планы соц.-эконом. развития республик
2. Осуществляют общее управление всеми эконом. процессами
3. Создают условия для развития рыночной экономики
4. Содействуют развитию науки, техники, созданию нов. технологии, развитию
нац. хоз. связей и т.д.
5. Принимают меры по охране обществ. порядка и т.д.
Для реализации своих полномочий П-во принимает постан. и распоряжения. П-во
контролирует исполнение своих актов.
В республ. Башкортостан, если парламент выражает недоверие П-ву, П-т обязан
принять постановления о его отставке.
2. В единой системе органов исполнительной власти важную роль играют
администр. и главы адм. краев, обл., городов ф.знач., авт. обл., авт. округов.
В Ставроп. крае – губернатор и П-во. В Иркутской обл. – губернатор и админ.
Админист. В. обл. в соотв. с уставом В. обл. явл. исполнительным и
распорядительным органом гос. власти обл. Ее возглавл. глава администр. Адм.
В. обл. подотчетна обл. думе. Глава администрации избирается населением В.
обл. на 4 года. Данную должность глава администрации не может занимать более
2-х сроков подряд. Структура администрат. обл. утвержден обл. думой по
представл. главы админ. обл.
Полномочия главы админ.:
1. представляет обл. внутри страны и в междун. отношениях
2. подписывает договоры и иные соглашения от имени В. обл.
3. руководит д-тью админ. на принципах единоначалия
4. представляет на утверждение Обл. Думе бюджет обл.
5. распоряжается и управляет имуществом, находящимся в собств. обл. в
порядке, предусм. ФЗ и з-вом области
6. осуществляет меры по обеспечению прав, свобод и интересов граждан
7. Принимает меры поощр. и дисципл. взыскания к назнач. им долж. лицам
8. вносит в Обл. Думу предложения по кандид. председателя обл. суда, обл.
арб. суда, прокурора области, а также представление о назначении и
отстранении от должности руководит. правоохран. органов и т.д.
Досрочное прекращение полном. главы админ. возможно в случаях:
1) письменное заявл. об отставке
2) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица,
явл. главой админ.
3) утрата гр-ва
4) выездом на постоян. место жит-ва за пределы области
5) призн. недееспособ. вступившим в з-ную силу решением суда
6) неспособность осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья
7) приобретение двойного гр-ва
8) смерти
В случае досрочного прекращ. полномочий главы админ. его полномочия
осуществл. I зам. Глава админ. не может быть д-том представ. органа субъекта
РФ, органом местного самоуправления. В случае избрания его д-том глава
администрации должен подать в отставку. Ему запрещается выполнение любой
оплачиваемой работы, за исключением препод, научн.ной и иной творческой д-ти.
В организ. д-ти орг. гос власти важное место заним. полномочн. представ. П-та.
Конституционные основы местного
самоуправления
1. Понятие и принципы м.с.
2. Система м.с. в РФ
3. Полномочия м.с.
4. Гарантии м.с.
н/а ФЗ от 12 авг. 1995 г. "Об общих принципах организации местн. самоуправл.
в РФ" СЗ РФ 1995 г. № 35
з-н "О местном самоуправлении в Воронежской обл." в ред от 25 окт. 1995 г.
1. М. с. – это признаваемая и гарантируемая КРФ самостоятельное под свою
ответственность д-ть населения по решению непосредственного или через органы
м.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций.
Принципы М. С.:
1. Соблюдение прав и свобод человека
2. Самостоятельность м. с. в пределах собств. полномочий
3. Формирование органов м. с. на основе всеобщего равного и прямого избир.
права при тайном голосовании
4. Ответств. органов и должн. лиц м. с. перед местным сообществом
5. Эконом и фин. самостоятельность органов м. с.
6. Гос гарантия м. с.
2. М. с. осуществляется населением через свои представит. органы, органы
террит. образования, через местные референдумы, сходы и т.д.
В систему органов м. с. входят:
1. Городские представительные органы
2. районные представительные органы
3. сельские, поселковые выборные органы
4. органы территор. обществ. самоуправления
В соотв. с Уставом г. Воронежа местн. самоупр. осущ. населением через
выборный представ. орган местн. самоупр. города – Муницип. Совет г. Воронежа,
через выборное должностное лицо, ллаву местного самоуправления города, через
исполнительные органы м. с. города, городскую администр. и образуемые его
органы. В составе Вор. Муницип. Совета 17 депутатов, избир. на 2 года. В
соотв. со ст. 12 КРФ органы М. с. не входят в систему органов гос. власти.
Решение по вопросам местн. значения, принимаем. орган. м. с. или населения,
непоср. в пределах на комп. не нуждаются в утверждении органами гос. власти и
долж. лицами этих органов. Данные решения не могут быть отменены по мотивам
нецелесообразности и несвоевременности.
Муницип. образования разраб. свои уставы, кот. принимаются представ. органами
м. с. или населением. Устав подлежит обязательной регистрации. Основанием для
отказа в регистрации может быть противоречие ФЗ, КРФ и иным н.а.: з-нам
республик в составе РФ и субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть
обжалован в суд. Органы м. с. и должностные лица по вопросам своего ведения
принимают н.а. Н. а. органов м. с., затрагивающие права, свободы и
обязанности ч. и г. вступают в силу с момента их опубликования. Гр-не имеют
право на индивид. и коллективн. обращения в органы м. с., на кот. последние
обязаны дать ответ в течение 1 месяца. Органы м. с. вправе создавать
предприятия, учр.ю, организ. для осущ. хоз. д-ти и решать вопросы по их
ликвидации и реорганизации.
3.
1. принятие, изменение уставов муницип. образований
2. владение, пользование и распоряжение муницип. собственность
3. распоряжение местными финансами
4. формирование, утвержд. и исполнение местного б-та
5. установление местных налогов
6. содержание и использование муницип. жилищного фонда, нежилых помещений
7. организация содержания и развития муницип. учрежд. дошкольного, основного,
общего-профес. образования
8. организация содержания и развития муницип. учреждений здравоохранения
9. регулирование планировки и застройки тер-рии муницип. образований
10. создание условий для жилищного строительства
11. контроль за использованием земель на тер-рии муницип. образования
12. регулирование использования водных объектов местного значения
13. муниципальное дорожное строительство
14. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения
15. организация и содержание муницип. архивов
16. организация транспортного обслуживания населения
17. создание условий для обеспечения населения услугами торговли, бытового
обслуживания, общественного питания
18 . сохранение памятников культуры и истории, находящ. в муницип. собственности
19. создание условий для д-ти СМИ
20. создание условий для развития физкультуры и спорта
21. обеспечение соц. поддержки населения, занятости населения
22. участие в охране окр. среды на тер-рии муницип. образования
23. осуществление охраны общ. порядка – согласно з-ну "О милиции" от 18 апр.
1991 г. в городских и сельских поселениях может быть создана милиция общ.
безопасности – местная, а также в составе органов м. с. есть спец. комиссии
(админ., по делам несовершеннолетних) и т.д.
4.
2 вида гарантии:
- общие
- специально-юридические
К общим гарантиям относятся:
- экономические, связанные с общим положением муницип. собств.,
степенью ее защищенности, возможностью использования
- политические, определ. степенью демократичностью политического
режима гос-ва, его эффективной поддержкой м. с., четким разграничением
полномочий между гос. органами и органами м.с.
К спец.- юр. гарантиям относятся:
ст. 133 КРФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|