бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Закон о выборах РФ бесплатно рефераты

Курсовая: Закон о выборах РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3

ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.... 4

ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ............................................ 8

2.1. Основные понятия избирательной системы............................ 8

2.2. Порядок проведения голосования.......................................... 13

2.3. Порядок подсчета голосов.................................................15

ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 18

ГЛАВА 4. МНОГОПАРТИЙНОСТЬ В ВЫБОРАХ.................................. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................25

ВВЕДЕНИЕ

Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть

избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие

годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а значит, лишь

декларативными, но отнюдь не демократическими.

До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только

не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые

и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные"

решения ни перед кем, ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в

Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от

века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при

тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.

В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого

противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем, - а если

и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем, - что в последние 10-12

лет наша страна начала обретать иной исторический опыт смены власти.

Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых слов о том, как

у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить выборы 1989 - 1990

гг., когда на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг открывшихся и, как

тогда казалось, безграничных возможностей общественной инициативы, избиратели

крупных индустриальных и культурных центров дружно проваливали

высокопоставленных аппаратчиков и их обслугу и посылали сначала в союзный, а

затем и российский парламент людей независимых, нередко не приспособленных к

государственной и законодательной работе, но успевших завоевать моральный

авторитет в обществе и не страшившихся говорить правду. И сравнить ту

исполненную романтических ожиданий политическую весну с выборами последних

лет, на которых свободное волеизъявление избирателей придавлено властью денег

и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено грубыми подтасовками и

искусными махинациями доброхотных и наемных умельцев.

Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей выборов в политическую

систему власти. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как

историческими комментариями, так и анализом существующего положения дел в

современной России.

Хочется отметить, что на сегодняшний день вышло множество соответствующей

литературы как учебного, так и научного характера. Особенно следует отметить

фундаментальный труд «Избирательное право и избирательный процесс в

Российской Федерации» под ред. А.В. Иванченко. Этот учебник представляет

собой первый опыт систематического изложения базовых теоретических и

практических представлений в области избирательных отношений.

ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа» (именно так переводится

слово «демократия» с древнегреческого) в современном государстве, в отличие

от Древних Афин с населением в двадцать тысяч жителей, немыслима вне выборных

представителей власти.

Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее

стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители

назначаются посредство свободных и честных выборов.

Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в

представительные учреждения или индивидуаль­ного руководящего представителя

(например, президента стра­ны), закрепленный в юридических нормах, а также

сложившейся практикой деятельности государственных и общественных

ор­ганизаций.

Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления —

региональные (областные), муници­пальные (городские), выборы судей и

некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными,

внеочередными, дополнительными.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов со­гласно принципам

избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития

той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое

деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие — ограниченные

(цензовые); равные — неравные; прямые — косвенные (многостепенные); с тайным

— с открытым голосованием.

Избирательная борьба — основное поле деятельности полити­ческой партии в

демократическом обществе. Можно даже в опре­деленном смысле утверждать, что

демократические партии рожда­ются и существуют для выборов. Каждая партия

проявляет заботу о расширении своего электо­рата. Электорат (от лат. elector

— избиратель) — это контин­гент избирателей, голосующих за какую-либо партию

на выбо­рах. Например, электорат социал-демократических партий состав­ляют в

основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники. Электорат не

есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща неко­торая

относительная стабильность. От выборов к выборам элек­торат той или иной

партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении.

Предвыборная программа кандидата на пост президента или партии на

парламентских выборах включает обычно четыре раз­дела: экономический,

социальный, внутри- и внешнеполитический. Особенно чувствительны избиратели к

социальному аспекту про­граммы. Поэтому даже если ситуация требует применения

эко­номических «кнутов», соискателям народного благоволения следу­ет припасти

для народа и социальные «пряники». Расплывчатость программных обещаний обычно

не идет на пользу тем, от кого они исходят, но иногда она неизбежна. Хо­рошо

украсить программу яркими, звучными лозунгами, завора­живающим названием, с

тем, чтобы воздействовать не только на ралы своих склонных к преувеличениям

политиков. Для многих выборы — не более чем позум, но и на эмоции

избирателей.

Разумеется, далеко не все избиратели наивно верят и предвы­борные

посулитическое шоу, к котором це­нится состязание улыбок и остроумие его

участников, т.е. на пер­вый план выдвигается имидж, но уже в самом

поверхностном, обы­вательском смысле.

Избирательная кампания — весьма дорогостоящее мероприя­тие. В результате

пре­имущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто

богат.

Кульминацией избирательной кампании является день набо­ров. Однако в отличие

от шумной предвыборной борьбы сама про­цедура голосования есть тайна, «вещь в

себе», и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем либо тогда,

когда тайна нарушена, либо когда процедура еще не сложилась, не узаконилась.

Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой куль­турой,

политической или общей. День выборов - это как бы пик, апофеоз, праздник

демократии. Но нередко он становится объектом манипуляции политических элит и

их лидеров.

Избирательная, кампания завершается подсчетом голосов, оп­ределением и

объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни технической,

ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят

в их число, возможна и фальсификации итогов голосования.

Избира­тельное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм,

образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации,

один из наиболее значимых его институ­тов, и регулирует такие общественные

отношения, которые складыва­ются, при выборах Президента Российской

Федерации, де­путатов законодательных (представительных) органов власти

Федера­ции и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти

и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения

одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из

субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное

избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации

участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы

местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться,

т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы

государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются

нормативные акты, в которых содержатся конститу­ционно-правовые нормы,

определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе

Российской Федерации; уставы краев, областей, городов феде­рального значения,

автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О

референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации,

подробно регламентирующие орга­низацию и порядок выборов в различные органы

государственной влас­ти и органы местного самоуправления:

¨ Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

№124-ФЗ «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации»;

¨ Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ

«Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и

быть избранными в органы местного самоуправления»;

¨ Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ

«О выборах президента Российской Федерации»;

¨ Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ «О

выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации»;

¨ другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав

администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов

Российской Федерации по вопросам организации и проведе­ния выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются поста­новлениями

Государственной Думы и Центральной избирательной ко­миссии.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные

органы местного самоуправления Российской Фе­дерации являются высшим

непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство

гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты

демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего

равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с

целью принудить его к участию или неучас­тию в выборах, а также на его

свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей

полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон­сульские учреждения

Российской Федерации обязаны оказывать со­действие гражданину Российской

Федерации в реализации избиратель­ных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе из­бирать, а по

достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти в

выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран­ным независимо от

пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и

должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан­ные судом

недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по

приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодатель­ных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения

гражданином Российской Федерации пассивного избира­тельного права, связанные

с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на

определенной территории Российс­кой Федерации (соответственно уровню

проводимых выборов). Уста­навливаемый минимальный возраст кандидата не может

превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы

го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах

главы исполнительного органа государственной власти (Пре­зидента) субъекта

Российской Федерации и 21 года при выборах гла­вы местного самоуправления;

сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать

одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью

находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой

деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях.

Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или "против"

кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тай­ным, то есть

исключающим возможность какого-либо контроля за во­леизъявлением избирателя.

ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ

2.1. Основные понятия избирательной системы

В научной литературе термин "избирательная система" употребляется обычно в

двух значениях — широком и узком.

В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений,

связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма

широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и

инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов

и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного

процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами

избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая

собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся

избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят

также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических

общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного

общества.

Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком

смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов

избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая

будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех

же итогах голосования могут оказаться совершенно различными.

Наиболее распространена на выборах система большинства, именуемая

мажоритарной (от франц. majorite — большинство). При этой системе избранным

считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за

остальных кандидатов, пропадают. Эта система — единственно возможная при

выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Когда же

она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты

парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в

каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными

Страницы: 1, 2, 3