бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Закон как форма права бесплатно рефераты

Курсовая: Закон как форма права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ.

Кафедра «Правоведение».

Дисциплина «Теория государства и права».

Курсовая работа

На тему:

«Закон, как форма права»

Выполнила: студентка 1 курса

гр. ЮО-01-03

Симакина Ирина.

Проверил: К. Ю. Н.,доцент

Бортенев А.И.

г. Волгоград 2004г.

Содержание

Введение............................2

ГЛАВА I

Нормативно-правовые акты как источники(формы) права.....4

ГЛАВА II Закон, как нормативно – правовой акт высшей

юридической силы.......................11

§ 1. Понятие, признаки и структура закона............11

§ 2. Классификация законов и их особенности............18

Заключение............................30

Библиография...........................32

Введение

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно

соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных

актах – с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их

соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают

при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях

определенный порядок, который с помощью законодательства и законности

формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает.

Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности,

расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения

по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их

общении друг с другом.

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что,

несомненно, связано с повышением роли в государственной и общественной жизни

основного юридического источника (формы) российского права – закона. Как

известно, отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон

выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод

гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической,

социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации,

устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки

деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее

место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику

и содержание всех остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными

актами.

В то же время следует отметить, что в сфере источников (форм в юридическом

смысле) российского права в настоящий момент происходят сложные, во многом

стихийные и неоднозначные процессы. Правовая реформа внесла в эту область

правовой системы большую неопределенность, даже анархию, чудовищное

размножение одних и вымирание других, не менее ценных видов актов. Беспорядок

и произвол царят в сфере индивидуального регулирования, которое свободно

попирает законодательство, включая конституционное, в еще больших масштабах,

чем это было характерно для прежней, в известной мере контролируемой ситуации

70-х годов.

Длительное время статус и значение закона в общественной правовой системе

принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного

нормотворчества. В настоящее время мы, вероятно, находимся ещё в самой

начальной стадии восстановления прав закона как реального, а не сугубо

формального источника права. На пути этого восстановления сейчас выявился ряд

проблем, правильная постановка и разрешение которых будет способствовать

возрождению роли закона в отечественной правовой культуре. Для того чтобы

правильно определить и разделить эти проблемы следует обратиться, прежде

всего, к рассмотрению основных вопросов теории закона, чему и посвящена

данная работа.

Глава I

Нормативно-правовые акты как источники(формы) права

Среди многочисленных форм (источников) права важное место; занимают

нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко

называют нормативными актами.

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме

решения компетентных государственных орга­нов, в которых содержатся нормы

права. Это — акты правотворчест­ва, с помощью которых и благодаря которым

устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно-правовые акты являются государ­ственными по

своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами

государства. Имеют волевой характер.

В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением

велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, Зазывается наступление

уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государствен­ной органами,

следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства

(кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов,

решения и постановления, принимаемые лестными органами государственной власти

и управления.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией,

а также изданными на ее основе специальными зако­рми, положениями о тех или

иных государственных органах, правительственными постановлениями.

Законодательством определя­лся также порядок издания, изменения, отмены и

дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в

соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Так, согласно действующей Конституции России, предусматривается, что высший

представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное

собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава

государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации

издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «за­коны и иные

нормативные правовые акты» (ст. 76).

Конституция определяет компетенцию различных государствен­ных органов, а,

следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные

конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например,

в соответствии со статьей 114 Конституции РФ очерчивается общий круг

вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои

постановления и рас­поряжения. Это вопросы, касающиеся федерального бюджета,

прове­дения в пределах Российской Федерации единой финансовой,

кредитной и денежной политики, а также — единой государственной политики в

области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального

обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия

мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации

внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и сво­бод

граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с

преступностью.

Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правитель­ство издает

постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия»,

возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

указами Президента Российской Федерации (ст. 114, п. «ж» Конституции РФ). В

Конституции особо оговаривается, что «порядок деятельности Правительства», а,

значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяется

федеральным конституционным законом.

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные

организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками

права. В чем они проявляются? Во-первых, в том, что издающие их

государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем

все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только

групповых, классовых индивидуальных, но и общих интересов. Во-вторых, что в

силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего

со­держаний нормативно-правовой акт считается лучшим способом офор­мления

устоявшихся норм. И, в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей

четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На

него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел,

вносить необходимые кор­рективы, контролировать его исполнение.

[1]

Нормативно-правовые акты как формы (источники) права значительно

отличаются от актов, не имеющих нормативного харак­тера. В их числе, прежде

всего акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую

называют.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему

характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими

связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие

их друг от друга заклю­чается в следующем. Первые содержат в себе общие

предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда

как вто­рые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания

индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы широкому,

точнее — неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как

индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и

издаются по вполне опре­деленному поводу (установление мемориальной доски,

прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативно-

право­выми актами охватывается весьма широкий круг общественных отно­шений, а

индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определен­ный вид общественных

отношений. Действие индивидуального акта прекращается с прекращением

существования конкретных обществен­ных отношений (например, в связи с

выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и

т.п.). В то время как нормативно-правовые акты продолжают действовать

независимо отто­го, существуют ли или не существуют конкретные отношения,

предус­мотренные данным актом.

Например, действие такого индивидуального акта (акта приме­нения), как

приговор суда по конкретному уголовному делу, прекраща­йся по мере приведения

его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения

и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона,

предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение

подобного преступ­ления.

Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного

права, но и других отраслей права. Например, прекра­щение действия

конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия

соответствующих норм или институтов трудо­вого права.

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по

одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и

индивидуальные акты. Например, согласно Конституции РФ, Федеральное собрание

принимает не только законы — нормативные акты, но и постановления, имеющие

зачастую индивиду­альный характер. Статья 102 (п. 3) и статья 103 (п. 2)

Конституции предусматривают, что Совет Федерации — верхняя палата российского

парламента и Государственная Дума — его нижняя палата принимают постановления

каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей

Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, постановления по воп­росам, связанным

с утверждением указов Президента о введении воен­ного или чрезвычайного

положения, с назначением на должность и освобождением от должности

Генерального прокурора России, с назна­чением выборов Президента РФ, с

назначением на должность судей конституционного Суда, Верховного Суда и

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума, согласно Конституции, принимает поста­новления по

вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на на­значение Председателя

Правительства России, решения вопроса о до­верии Правительству, назначения на

должность и освобождения от должности Председателя Центрального Банка РФ,

объявления амнистии и др.

Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъ­яснения или

толкования правовых норм. Основное отличие их заклю­чается в характере,

содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью

установление или изменение содер­жания правовых норм, то акты разъяснения или

толкования преследу­ют, как это свидетельствует уже их название, совсем

другие цели. А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла

содер­жания принятых нормативно-правовых актов, также — пределов действия

ранее установленных норм. Как верно подмечают английские юристы, основное

правило толкования «законодательных положений», по отношению к которому все

прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты)

следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто! их создал» . При

этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невне­сения в действующее право

изменений, выходящих за пределы, предус­матриваемые толкуемым статутом».

Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что

толкование, «по возможности, не должно придавать статуту обратной силы, влечь

за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»;

нормы уголовного права «толкуются» только в пользу обвиняемого; и т.д.

[2]

Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида или 1,группы: законы

и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает

юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной

нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его

компетенцией и, соответственно, характером самих издаваемых актов.

В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее — в каждой

правовой системе устанавливается строгая иерархия, то есть строгая систем

расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами

государственной власти и управления. Верхнюю часть иерархии замыкают

нормативно-правовые акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими

органами государственной власти в той

иной стране. Эти акты-законы обладают высшей юридической силой по отношению

ко всем другим — подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать

закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона. Данные

требования, несомненно, касаются и актов правительства, которые среди всех

подзаконных актов обладают самой высокой юридической силой и играют среди них

ведущую роль.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нор­мативно-правовых

актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и

правоприменения, для создания и поддер­жания режима законности и

конституционности.

Наряду с нормативно-правовыми актами государственных органов в системе форм

(источников) права некоторых стран определенное ме­сто занимали нормативно-

правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.

Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же,

как и решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе

правовых норм и не имеют юридичес­кой силы. Таковую они могут получить лишь в

двух случаях. Во-первых, при издании совместного с государственными органами

решения по одному и тому же вопросу. Например, в условиях существования СССР

имела место практика принятия такого рода совместных актов по наиболее важным

вопросам государственной и общественной жизни. Эти акты, с момента их издания

приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер.

И во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения)

Страницы: 1, 2, 3