бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Характеристика конституции Франции бесплатно рефераты

Франции в Европейский союз.

По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламен­тарная

республика, по форме территориально-политического устройст­ва — сложное

унитарное государство (Корсика — политическая автоно­мия, Новая Каледония —

ассоциированное государство). Во Франции существует демократический

государственный режим.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изме­нение проходит две стадии. Сначала

проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым

большинством голосов в идентич­ной редакции, а затем такой закон утверждается

на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат)

большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии законопроект

обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того,

рефе­рендум это или конгресс) можно лишь голосовать «за», «против» или

воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу

голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от об­щего состава

парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения при­менить, решает

президент.

Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту, который

должен делать это по предложению правительства, но на деле действует

самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил

способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен

раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки

вносились конгрессом и имели несущественный ха­рактер, кроме расширения права

запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные

поправки внесены конгрес­сом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут

быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии

парламен­та один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности

в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском

Сообществе и переходных положениях.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами

— Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает

конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной

власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими

должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты

парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из

этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат

невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз.

Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть

Конституционного сове­та — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать

должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном

аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном

секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по

вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о

конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в

них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы,

участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты

имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет

его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под

наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста

президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране

чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение

споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут

обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства,

председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих

случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье:

нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению

председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который

затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и

за­крытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключе­ния

правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки

зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные

полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, пред­варительным.

Последующий конституционный контроль осуществляет­ся лишь по жалобам граждан

в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990

г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным

советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при

обра­щении граждан в административные суды (в конечном счете — в

Госу­дарственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами

управления, нарушающими конституционные права граждан.

Глава 2. Конституция Франции о формах государственного

устройства

2.1 Конституционно правовой статус Франции, как

республиканского государства

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”

[15]. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил

республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней

наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без

участия парламента, правительство назначается им же)

[16] и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед

нижней палатой парламента)[17].

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках

исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и

правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной

тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине

иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за

ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование

государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же

статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной

независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества

и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области

законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении

парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую

роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат -

Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие

законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг

вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов,

не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права

парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает

определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент

обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20

[18]Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства

входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие

министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями

отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием.

В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального

собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально

обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за

национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять

нормотворческую деятельность.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции.

Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия

должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает

заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если Конституционный совет

решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить.

Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом

президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов

привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены

широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для

действий и “через его голову”.

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого

голосования.[19]

Президент республики избирается абсолютным большинством поданных голосов.

Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за ним второе

воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два

кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более

благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество голосов

в первом туре.

Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание нового

президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за тридцать

пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в должности.

В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни было

причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих

обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об этом

правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов

своих членов, функции президента республики временно осуществляются

председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, - то

правительством.

В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным советом

окончательным, голосование по выборам нового президента происходит - кроме

случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не позднее чем

через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления об

окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения

кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом

по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него возникнут

препятствия, то конституционный совет может принять решение о переносе

выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли

препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов,

находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до возможного

снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом проведении всех

избирательных операций; подобным же образом он поступает и в случае смерти

или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, оставшихся для

участия во втором туре.

Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и

министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров -

собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет

министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно

Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции

правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает

кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает

министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе

кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой.

Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в

Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру. Другими

словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате

парламента.

Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней -

Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для избрания в

Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех выборах

существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет 1 тыс.

франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии, внесение

залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию хотя бы

частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц, выдвигающих

свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым

голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания

нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа избирается

один депутат). Если через неделю никто не получил такого большинства, то

через неделю проводится второй тур. В него допускаются кандидаты, набравшие в

первом как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки.

Для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство

голосов. В условиях существующей многопартийности в первом туре замещается

незначительная часть мест. Основная борьба развертывается во втором туре.

Возможность блокирования партий определяет тактику во втором туре. Партии,

сблокировавшись, выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли учредителей Пятой

республики особые условия образования Сената должны создавать ему иное

политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата формируется, в

основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в

каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые три года, что

приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав Сената и не

позволяет ему резко менять политический курс.

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум

системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих 5 и более

членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них - 69. В

остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

Установление различных систем имеет политическую цель. Пропорциональное

представительство от крупных индустриальных департаментов позволяет

населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в коллегии

выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарная система в

других департаментах не обеспечивает должного представительства городского

населения, находящегося там в меньшинстве.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. “Акты

президента Республики, за исключением указанных в статьях 8,11,12,16,18,54 и 61

контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости - ответственными

министрами.”[20] В соответствии с

этой формулировкой конституции, формально-юридические полномочия президента

подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие

контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. Практически

существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности -

премьер-министр назначается без контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право роспуска

Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может

быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего

роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3) временным

президентом республики, т.е. председателем Сената, занимающим вакантную

должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся

организации публичных властей..., который, не противореча конституции,

отразился бы на функционировании государственных институтов.

[21]

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести

чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести

Страницы: 1, 2, 3, 4