бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Теория происхождения государства и права бесплатно рефераты

была уже не в состоянии эффективно урегулировать трения и конфликты, все

более дестабилизировались традиционные порядки. В результате общественная

власть и система норм родоплеменного общества испытывали кризис и постепенно

разрушались. Объективная реальность требовала поиска иных механизмов

регуляции, каковыми стали право и государство.

Родо-племенная структура усложняется, постепенно начинает развиваться

разделение социальных функций. Вместе с их разделением изменяется характер

власти.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены

обрабатывают землю, пасут скот, уча­ствуют в военных походах, ходят на

народные собрания. Позднее, к V—VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы

рас­селились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись

теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних

походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной.

Увеличивается число приближенных короля, среди них выделяются служители

культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались

всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним.

Совмещение военных и хозяйственных функций становится все менее возможным. В

результате подобной специализации появляется значительная группа людей,

которая не участвует в создании материальных ценностей. Они воюют, выполняют

судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству, как

воплощению уже не общественной, а государственной власти.

. Однако общественный характер власти и управления, существовавший в роде,

исчез не сразу. Появление имущественного неравенства с наследованием

имущества детьми (в противовес роду)... все частное обращение военнопленных в

рабов и т.д. относится к тому периоду истории, когда первобытная демократия

трансформировалась в военную демократию - особую и последнюю форму древнего

народоправия. Эта форма включала в себя военного вождя, совет вождей и

народное собрание. И хотя роль народного собрания и других общественных

институтов в этот период была еще весьма значительна, органы родового строя

начали постепенно устраивать свои характерные черты. В этот период древней

истории, государство в отличие от социальной организации первобытнообщинного

строя обладало следующими признаками:

1. Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает

непосредственно с населением.

2. Разделение поданных государства по территориальным единицам.

3. Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания

аппарат государственной власти.

. Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство в отличие от

до государственной организации власти характеризуется единой территорией,

проживающим на ней населением и властью, которая распространяется на

население, проживающее на данной территории.

Но всем государствам истории и современности присущи общие признаки. Каковы

эти признаки?

Во-первых, государство представляет собой единую территориальную организацию

политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть

распространяется на все население в пределах определенной территории.

Территориальное разделение населения в отличие от кровнородственных связей

между членами общества порождает новый социальный институт - гражданство или

подданство, иностранцев и лиц без гражданства. Территориальный признак

обуславливает характер формирования и деятельность аппарата государства с

учетом его пространственного деления. Осуществление власти по

территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов

- государственной границы. Территориальный признак связан и с федеративным

устройством государства, в границах которого проживает население,

принадлежащее к различным нациям и народностям. Государство обладает

территориальным верховенством в пределах своих границ. Это означает единство

и полноту законодательной, исполнительной и судебной властей государства над

населением. Территория не общественное, а естественное условие существования

государства. Территория не порождает государства. Она образует пространство,

в пределах которого государство распространяет свою власть. Т.о. и население,

и территория являются необходимыми материальными предпосылками возникновения

и существования государства. Нет государства без территории, нет государства

без населения.

Во-вторых, государство - особая организация политической власти, которая

имеет специальный аппарат управления обществом для обеспечения его нормальной

жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением

государственной власти. Через систему своих органов государство осуществляет

руководство обществом, закрепляет и реализует режим политической власти,

защищает свои границы. К важным государственным органам которые были присущи

всем историческим типам и разновидностям государства, относятся

законодательные, исполнительные и судебные. Особое значение в механизме

государства занимали органы, осуществляющие принудительные, карательные

функции.

В третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах.

Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без

права, законодательства, государство не в состоянии руководить обществом,

обеспечивать реализацию принимаемых им решений.

В четвертых, государство предоставляет собой суверенную организацию власти.

Суверенитет государства - это свойства государственной власти, которое

выражается в верховенстве и независимого государства по отношению к другим

властям внутри страны, а также в сферах межгосударственных отношений при

строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все

наиболее существенные черты государственной организации общества. При

известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа.

Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою

судьбу, вопросы государственного и общественного развития, формировать

направление политики своего государства, состав его органов.

Понятие государственного суверенитета связано с понятием национального

суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на

самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного

государства.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как

специфическую организацию общества. Сами по себе они не дают полного

представления о сущности и социальном назначении государства в его

историческом развитии. Далее с совершенствованием общественной жизни, самого

человека, с его социальной политической зрелости изменялось государство. Его

общие признаки, в принципе оставаясь неизменными наполняются новыми более

рациональным содержанием

г) Происхождение права. Особенности права и социальных норм первобытной общины.

О появлении признаков государства в любой стране свидетельству­ет, прежде

всего, выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных

или духовных благ, а занятых лишь уп­равленческими делами. Об этом же

свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными

полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов;

подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было

при первобытно-общинном строе, а по административно-территориально­му

признаку; появление на постоянной основе особых отрядов воору­женных людей,

дружин, признанных, с одной стороны, защищать территорию и общество от

нападения извне, а с другой — вести самим новые территориальные завоевания.

О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею

первобытно-общинной организации свидетельствуют и другие факторы. Помимо

всего прочего они указывают на то, что госу­дарство не навязывается обществу

извне. Оно возникает на его основе естественным путем. Вместе с ним оно

развивается и совершенствуется.

Аналогичные процессы происходят с государственной (или публичной) властью,

являющейся признаком государства, и с правом. Будучи неразрывно связанным с

государством, право в силу тех же причин, что и государство, появляется в

мире и под воздействием тех же экономических, социальных и политических

процессов изменяется.

До появления имущественного разделения населения и социально­го неравенства

общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться и обходилось с

помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и

регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом

изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными,

противоре­чащими друг другу и противоборствующими интересами.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов обще­ства и на

добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались

бессильными. Появилась жизненная необ­ходимость в новых правилах —

регуляторах общественных отношений, которые бы учитывали коренные изменения в

обществе и обес­печивались бы не только силой общественного воздействия, но и

госу­дарственным принуждением. Таким регулятором стало право.

Важнейшими признаками, свидетельствовавшими о его появ­лении, стали, по

мнению исследователей, следующие: социальное и имущественное расслоение в

обществе; появление классов-анта­гонистов — бедных и богатых, угнетенных и

угнетателей; постепенное сосредоточение частной собственности и права на нее

в одних руках и полное их отсутствие в других; появление, наряду с

имущественными, семейно-брачных и иных правоотношений. Социальное

регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его

развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При

первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были

обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные

для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из

поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов

общества. обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам

изменения самого общества, происходившим в тот период.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения -

социальные нормы. Социальные нормы первобытного общества, как существующая

там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений

господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в

силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между

правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как

обязанность, а обязанность, например, служба в ополчении или участие в

народном собрании, как право. И правом, и обязанностью явились также кровная

месть или коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм было

привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то

принудительные меры исходили от всего рода в целом, как уже говорилось.

К социальным нормам относились главным образом обычаи - исторически

сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате

многократного применения в течение длительного времени и стали естественной

потребностью людей. Обычаи были естественным порождением самого

первобытнообщинного строя, результатом и необходимым условием его

жизнедеятельности. Обычаи возникали в связи с общественной потребностью

охватить общими правилами ежедневно повторяющиеся акты производства,

распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором

отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства. По моему

мнению, следует отметить тот факт, что некоторые, и притом весьма важные

обычаи первобытного общества, не могли быть ни открыты, ни изобретены, ни

даже порождены повторением известных процессов. Равенство всех членов

общества, включал женщин, которое представляется таким достижением сейчас,

вытекало из наличных отношений первобытнообщинного строя, как

естественноисторический результат сложения индивидов в первоначальные формы

коллектива. Равенство существовало потому, что не было почвы для неравенства

и последнее не сознавалось как нечто возможное, что не исключало авторитета и

признания особых качеств, выдвижения некоторых чем - либо выдающихся

индивидов. То же самое можно сказать и обычае общей земельной собственности.

Общая собственность на землю и орудия труда, равенство членов общества и

кровная связь, лежащая в основе родов и племен, т.е. той всей общественной

структуры, которая пришла на смену орде, составляет в совокупности

действительное основание для всей массы обычаев, несмотря на их разнообразие.

Возможность закрепления обычаев, правил, навязанных человеку в силу взаимной

зависимости индивидов, между которыми поделен труд, породили трудовые

процессы, сформировав язык с его способностью к общению, абстракциям.

Многие обычаи являлись одновременно нормами первобытной морали и религии,

были связаны отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Например,

естественное разделение функций в трудовом процессе и даже самое простое

разграничение обязанностей между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком

рассматривается одновременно и как обычай, и как норма морали, и как веление

религии.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность

с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от

общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы

расце­нивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то,

естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими

нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право»,

«правда» и т.п. В этом смысле право появилось раньше государства и

обеспечение его реализации, соблюдение всеми правовых предписаний было одной

из причин возникновения государства.

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным

способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и

обеспеченный го­сударством. Правовое регулирование общественных отношений

становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то

же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний

перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части,

и, как правило, меньшей части, общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Видеале государство должно служить человвеку, создавать все необходимые

условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои

способности и дароывания, ибо человек – высшая из всех мировых ценностей,

мера всех векщей. В действительности отношения между человеком и государством

кда более сложны и протьиворечивы. Веками между человеком и

государствомскладывались отношения отчуждения и увражды. Для раба и

подданного рабовладельческое и феодальное государство выступало как чуждая и

враждебная сила. Они не имели прав и свобод, а только несли обязанности перед

государством и поэтому не моглистать личностями.с наступлением эры

капитализма отношения между человеком-гражданином и государсттвом круто

меняются. Гражданрин становится носителем прав и свобод, которые придают ему

автономный, независимый от государства статус. На государство же возлагается

обязанность защищать и гарантировать эти права и свободы.

На развитие гражданских прав и свобод большое влияние оказала либерально-

демократическая доктрина, которая акцентировала внимание на личностном

аспекте демократии, на незыблемости неотчуждаемых прав и свобод человека, на

ограничении вмешательства государства в личную жизнь человека, на возможности

человека обратиться сжалобой на государство и его органы в независимый суд.

Правда,оснований идеализировать отношения между гражданином и

капиталистическим государством не наблюдается. И здесь возникали

антидемократические(фашистские и авторитарные)режимы, которые превращали

человека в придаток государственной машины; не всегда государство защищает

человека от нищеты, социальной и национальной дискриминации.

Конституция Российской Федерации закрепила такие взаимоотношения человека и

государства, которые в целом отвечают современному пониманию демократии. В

демократическом государстве силовые органы власти необходимы для того, чтобы

любой человек был защищено произвола и насилия, ощущал свое достоинство,

выступал как полноправный партнер государства. Другими словами, вся мощь

государства должна обеспечивать охрану и защиту прав личности.

В Конституции подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской федерации являются

составной частью ее правовой системы. А потому государственные органы,

должностные лица обязаны строить свою деятельность в соответствии с ними.

* Бачило И.Л. Факторы, влияющие на

государство // Государство и право. - 1993 г. - № 2

* Там же.

* Гулиев В.Е. Российское государство.

Состояние и тенденции // Политические проблемы теории государства. - М.:

ИГПРАН. 1993 г.

* Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - 1995 г.

* Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной

собственности и государства. т. 21, гл. 5,6, 7, 9.

* Пиголкин А.С. Общая теория права. - 1995 г.

* Там же.

Страницы: 1, 2, 3, 4