бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Таможенные органы и органы безопасности бесплатно рефераты

субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в

войсках, территориальные органы безопасности по иным административно-

территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в

войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет

действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением

Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием,

соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях

банков (ст. 6 Положения о ФСБ).

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные

органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство

ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий

нормативные акты и непосредственно реализует основные направления

деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального

закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в

качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом

осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и

назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства

других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как

орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и

орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на

правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от

должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ,

ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации

соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ

в Российской Федерации).

На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы

безопасности и организация их деятельности, информирование Президента

Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их

поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов

государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности

Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).

В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации

образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии),

первого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также

руководящих работников органов федеральной службы безопасности. Члены

коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом

Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы

деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним

решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее

членов и оформляются приказами ФСБ России.

Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и

других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки,

департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и

стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе,

департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения

деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-

поисковое управление, управление оперативно-технических меро-

приятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный

изолятор, научно-исследовательский центр.

Департаменты и управления возглавляют заместители Директора Федеральной

службы безопасности Российской Федерации.

Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы)

ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления

(отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских

формированиях, а также в их органах управления.

Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом

подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность

со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

проводить единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности

России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов

государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и

функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того,

какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено

тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к

исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни

один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе

непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы

безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более

создавать государственные органы с аналогичными функциями.

Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или

иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем

оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации

правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных

регионах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные

на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской

Федерации, например созданы региональные управления — Управление ФСБ по

Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и

Ленинградской области. Помимо территориальных органов безопасности, органов

безопасности в войсках в зависимости от складывающейся оперативной и

криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать

региональные подразделения специального назначения (п. "о" ст. 13 Закона об

органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитеррористического

центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными

тяжкими преступлениями.

Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской

Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом

Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.

Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской

Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-территориальных

единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности

Директором ФСБ Российской Федерации.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности

сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской

Федерации и ст. 7 Положения о ФСБ Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по

следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с

преступностью; разведывательная деятельность. Для документирования

деятельности органов ФСБ и ее результатов могут использоваться информационные

системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные

средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не

должны причинять ущерба жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей

среде.

Контрразведывательная деятельность — это деятельность органов федеральной

службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению,

пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и

организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на

нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона

об органах ФСБ).

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности

являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности

специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных

лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации

(контрразведывательный поиск);

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную

тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказавших

содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности

является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными

законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут

использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых

определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике,

методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности

составляют государственную тайну.

Органы федеральной службы безопасности в соответствии с российским

законодательством осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению,

предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической

деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота

оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и

предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также

по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных

вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных

объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного

строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере

борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с

преступностью осуществляется

в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной

деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным

законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом об

органах ФСБ в Российской Федерации (ст. 10).

В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена

в качестве самостоятельного направления деятельности, появилась необходимость

в создании специализированных подразделений по борьбе с преступностью.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная

деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в

пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки

Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности

Российской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не

вправе осуществлять данную деятельность самостоятельно. Разведывательная

деятельность органов ФСБ осуществляется совместно с органами внешней

разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок

и условия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации

устанавливаются соответствующим соглашением или совместными нормативными

актами.

В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что

проведение разведывательных мероприятий, а также порядок использования

негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности

определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует,

что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные

мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать

порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами

ФСБ разведывательной деятельности территорией Российской Федерации, а также

не запрещается применение ими методов и средств разведывательной деятельности

в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному гражданству.

Сведения об организации, методах и средствах осуществления разведывательной

деятельности составляют государственную тайну.

2.2 Функции и компетенция органов государственной безопасности

Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности на эти органы

возложены следующие обязанности:

информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства

Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной

власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации

об угрозах безопасности Российской Федерации;

выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность

специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных

лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности

Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и

оборонного потенциала;

выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное

следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к

ведению органов федеральной службы безопасности;

осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых

в их совершении;

выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными

органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и

наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных

формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,

ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя

Российской Федерации;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах

Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних

войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках

Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте

Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках

гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их

органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах

налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации,

таможенных органах Российской Федерации;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного

комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных

городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также

безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных

разработок;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской

Федерации;

участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих

государственную тайну, осуществлять контроль за обеспечением сохранности

сведений, составляющих государственную тайну в государственных органах,

воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях

независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры,

связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

проводить во взаимосвязи со Службой внешней разведки Российской Федерации

мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской

Федерации за ее пределами;

осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными

войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны государственной

границы Российской Федерации;

обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность

представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными

органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской

Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений

передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской

Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых

представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также ра-

диоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в

противоправных целях;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении

вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из

него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы

Страницы: 1, 2, 3