Курсовая: Таможенные органы и органы безопасности
субъектам Российской Федерации и приравненные к ним органы безопасности в
войсках, территориальные органы безопасности по иным административно-
территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в
войсках.
Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет
действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием,
соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях
банков (ст. 6 Положения о ФСБ).
Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные
органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство
ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий
нормативные акты и непосредственно реализует основные направления
деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального
закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в
качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом
осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и
назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства
других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как
орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и
орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.
Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на
правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ,
ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Федерации
соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ
в Российской Федерации).
На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы
безопасности и организация их деятельности, информирование Президента
Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их
поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов
государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности
Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).
В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации
образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии),
первого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также
руководящих работников органов федеральной службы безопасности. Члены
коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом
Российской Федерации.
Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы
деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним
решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее
членов и оформляются приказами ФСБ России.
Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и
других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки,
департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и
стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе,
департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения
деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-
поисковое управление, управление оперативно-технических меро-
приятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный
изолятор, научно-исследовательский центр.
Департаменты и управления возглавляют заместители Директора Федеральной
службы безопасности Российской Федерации.
Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы)
ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления
(отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских
формированиях, а также в их органах управления.
Данные органы безопасности создаются ФСБ России и находятся в ее прямом
подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятельность
со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
проводить единую государственную политику в сфере обеспечения безопасности
России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов
государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и
функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того,
какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено
тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к
исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни
один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе
непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы
безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более
создавать государственные органы с аналогичными функциями.
Исходя из социально-политических и экономических условий развития того или
иного региона Российской Федерации, особенностей сложившейся в нем
оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации
правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных
регионах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные
на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской
Федерации, например созданы региональные управления — Управление ФСБ по
Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области. Помимо территориальных органов безопасности, органов
безопасности в войсках в зависимости от складывающейся оперативной и
криминогенной обстановки в регионах могут создаваться и действовать
региональные подразделения специального назначения (п. "о" ст. 13 Закона об
органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитеррористического
центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными
тяжкими преступлениями.
Руководители управлений (отделов) ФСБ по регионам и субъектам Российской
Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Директора ФСБ.
Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской
Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-территориальных
единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности
Директором ФСБ Российской Федерации.
Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности
сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской
Федерации и ст. 7 Положения о ФСБ Российской Федерации.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по
следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с
преступностью; разведывательная деятельность. Для документирования
деятельности органов ФСБ и ее результатов могут использоваться информационные
системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие технические и иные
средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не
должны причинять ущерба жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей
среде.
Контрразведывательная деятельность — это деятельность органов федеральной
службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению,
пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и
организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на
нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона
об органах ФСБ).
Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности
являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности
специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных
лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации
(контрразведывательный поиск);
б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную
тайну;
в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказавших
содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;
г) необходимость обеспечения собственной безопасности.
Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности
является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными
законами. В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут
использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых
определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике,
методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности
составляют государственную тайну.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с российским
законодательством осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической
деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота
оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и
предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также
по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных
вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных
объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного
строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере
борьбы с преступностью.
Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с
преступностью осуществляется
в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной
деятельности в Российской Федерации", уголовным и уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом об
органах ФСБ в Российской Федерации (ст. 10).
В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена
в качестве самостоятельного направления деятельности, появилась необходимость
в создании специализированных подразделений по борьбе с преступностью.
В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная
деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в
пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки
Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности
Российской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не
вправе осуществлять данную деятельность самостоятельно. Разведывательная
деятельность органов ФСБ осуществляется совместно с органами внешней
разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок
и условия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации
устанавливаются соответствующим соглашением или совместными нормативными
актами.
В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что
проведение разведывательных мероприятий, а также порядок использования
негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности
определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует,
что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные
мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать
порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами
ФСБ разведывательной деятельности территорией Российской Федерации, а также
не запрещается применение ими методов и средств разведывательной деятельности
в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному гражданству.
Сведения об организации, методах и средствах осуществления разведывательной
деятельности составляют государственную тайну.
2.2 Функции и компетенция органов государственной безопасности
Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности на эти органы
возложены следующие обязанности:
информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства
Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной
власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации
об угрозах безопасности Российской Федерации;
выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность
специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных
лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности
Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и
оборонного потенциала;
выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное
следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к
ведению органов федеральной службы безопасности;
осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых
в их совершении;
выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными
органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и
наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных
формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений,
ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя
Российской Федерации;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах
Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних
войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках
Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте
Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках
гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их
органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах
налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации,
таможенных органах Российской Федерации;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного
комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных
городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также
безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных
разработок;
обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации;
участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих
государственную тайну, осуществлять контроль за обеспечением сохранности
сведений, составляющих государственную тайну в государственных органах,
воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях
независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры,
связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
проводить во взаимосвязи со Службой внешней разведки Российской Федерации
мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской
Федерации за ее пределами;
осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными
войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны государственной
границы Российской Федерации;
обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность
представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными
органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской
Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений
передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской
Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых
представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также ра-
диоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в
противоправных целях;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении
вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из
него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы
Страницы: 1, 2, 3
|