бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Суверенитет народа: проблема правового регулирования и реального осуществления в РФ бесплатно рефераты

Курсовая: Суверенитет народа: проблема правового регулирования и реального осуществления в РФ

Вступление

Выбирая тему для курсовой работы, я заранее знал, что тема достаточно

серьёзна и сложна, т.к. мне придётся раскрывать суть дискуссионных вопросов

сегодняшней правовой и политической ситуации в Российской Федерации. Зная об

этом, я умышленно отхожу от стандартного представления проблемы права народов

на суверенность, как единичной проблемы не влекущей политико-правовых

последствий в обществе (во всяком случае так хотят это представить нынешние

представители российского истеблишмента), а как целого комплекса в первую

очередь юридических и философских вопросов, которые по-видимому не будут

разрешены в ближайшем будущем. Проблемы становления современного

федеративного государства являются насущными и одними из важнейших для

современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно

федеративному государству, зависит дальнейшая судьба нашей страны: сохранение

единства государства, успешное проведение экономической реформы,

демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами,

эффективное функционирование законов и многое другое.

Как известно, федерация представляет союзное государство. Отличие федерации от

конфедерации заключается в том, что в последней решения правительства или

других центральных органов управления конфедерацией не обязательны для

исполнения субъектами конфедерации; соответственно в федеративном государстве

(которым пока считается Россия) решения федерального центра обязательны

(хотя, как мы знаем, на деле подчас бывает совсем по-иному) для исполнения

субъектами федерации. Россию принято называть договорной федерацией, т. к.

договор 1992 г. «О распределении компетенции между центральной властью и

субъектами федерации» по сути хоть и не вошёл в действующую Конституцию, но

незримо присутствует в ней в той или иной форме особенно в содержании главы 3.

Сама Конституция РФ закрепляет положение о том, что договоры и Конституция

являются актами правового регулирования. Так, например, договоров «О

разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» между

субъектами федерации и центром на сегодняшний день заключено более 40 (т.е.

более 50% субъектов). Как видим характер нашей федерации меняется,

трансформируясь посредством договоров и дезинтеграционных тенденций в некую

ранее неизвестную форму сосуществования десятков народов на достаточно

большой территории.

Право на суверенитет народа, однако, содержит в себе по крайней мере две сложные

проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы

осуществления этого права. Стоит отметить, что до сих пор не существует

чёткого определения, что же такое народ. Под "народом" понимается

сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками,

члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они

отличаются от других групп своим своеобразием. Современное международное право

целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а

не нациям, государствам или меньшинствам. Полное совпадение народа, нации и

доминирующей групп населения редко встречается в большинстве стран, и любая

попытка приблизиться к этому влечет за собой риск массовых нарушения прав

человека и меньшинств. Суверенитет неразрывно связан с правом народа на

самоопределение, в силу которого все народы свободно определяют свой

политический статус, и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное

развитие. Народ не может быть лишён своих собственных средств к существованию

на основании каких-либо прав, предъявляемых другими государствами. Реалии эпохи

после распада СССР таковы, что движения за самоопределение вряд ли ослабнут в

ближайшем будущем. Осуществление подобных прав в полном объёме не обязательно

означает независимую государственность каждой отдельной этнической группы. Цель

у всех этих стремлений одна: право людей определять свои политические

пристрастия, влиять на процесс принятия затрагивающих их интересы решений в

месте проживания, сохранять культурное, этническое, историческое или

территориальное своеобразие.

Суверенитет: проблема сепаратизма в России?

Прежде чем рассматривать сам вопрос о самоопределении народов в РФ, мне

хотелось бы немного остановиться на ключевых понятиях данной проблемы. Мне

видится необходимость в подобном заострении внимания к этой теме, т.к. без

понимания проблем регионального сепаратизма (как неотъемлемой составляющей

самоопределения народов) невозможно осознать и прояснить суть процессов

происходящих сейчас в нашей стране.

Начать хотелось бы с дезинтеграции - распадения, расчленения целого на

составные части. Эти фрагменты занимают неустойчивое положение между

пребыванием в едином пространстве и обособлением (в том числе в его границах).

Дезинтеграция не тождественна ни регионализму, ни сепаратизму; это процесс,

вбирающий в себя черты того и другого. В дезинтеграции можно видеть и

промежуточное состояние национально-государственного устройства, в котором

соотношение центробежных и центростремительных тенденций способно резко

меняться в зависимости от обстоятельств.

Сепаратизм - высшая точка дезинтеграции, ее переход в фазу открытого

противостояния регионов единому пространству, их полного государственно-

правового обособления.

Миновали ли дезинтеграционные процессы в России свою высшую точку? Эксперты и

политологи высказывают на этот счет противоположные точки зрения, что вполне

естественно. Центростремительные тенденции на российском пространстве сейчас

перевешивают центробежные. Однако потеряв многие скрепы, сохранявшие ее

целостность в составе СССР, Россия еще не нашла себя как новое национально-

территориальное и территориально-административное образование, не

сформировалась как государство - ни внутренне, ни внешне. Страна потеряла

идеал жизнедеятельности, часть ее границ не демаркирована и не признана

международным правом, а некоторые территории спорны. Государственность можно

назвать рыхлой, она лишена единых принципов построения, регионы расползаются

в разные стороны. Пространству, уникальному по протяженности, степени

социально-экономической и этнической дифференциации населения, предстоит

обрести новую структуру и цивилизационное лицо, при том, что факторы распада

продолжают действовать.

Россия переживает бурную децентрализацию. Из краев и областей выделились

автономные области, провозгласившие себя республиками (Карачаево-Черкесская,

Адыгея, Алтай, Хакасия и др.). Некоторые регионы получили статус свободных

экономических зон. Подписано около трех десятков договоров, устанавливающих

особые отношения между Центром и субъектами Федерации. Фактически вышла из

России Чечня.

Регионы нескрываемо противятся централизму и инерции административно-

управленческого мышления, добиваясь политической и экономической

самостоятельности. А поскольку советская традиция безнадежно девальвировала

понятие "автономия", немало отечественных политиков и экспертов отождествляют

такую позицию местных властей с сепаратизмом.

Действительно, российский вариант регионализма специфичен. Многие национальные и

региональные правящие группировки перестают следовать общим нормам и

устанавливают собственные правовые режимы. Они накладывают "вето" на действия

Центра [1], в обход российских законов

вступают в союзы с государствами внутри и вне СНГ, бесконтрольно участвуют во

внешнеэкономических и внешнеполитических акциях. Эти действия вполне можно

расценивать как симптомы сепаратизма, хотя он и не проявляется в логически

очищенной, идеальной форме. Диапазон таких устремлений широк: от явно

выраженных до скрытых, от обособления в отдельных сферах (правовой,

экономический и прочий сепаратизм) до тяги к полному отделению от России.

Уловить, где кончается стремление к широкой самостоятельности в составе

Федерации и начинается тяга к сецессии, бывает подчас непросто. Сторонники

дезинтеграции как бы балансируют на грани и, смотря по обстоятельствам,

способны сделать шаги и в ту, и в другую сторону.

И регионалисты, и сепаратисты добиваются суверенитета для субъектов

Федерации. Они наделяют это понятие тремя общепризнанными чертами: наличие

публичной власти, распространение юрисдикции на определенную территорию и право

взимать налоги. Но если первые выступают за национальный и региональный

суверенитет, то вторые - за суверенитет государственный, что чревато распадом

России на отдельные княжества.

Вместе с тем содержание, вкладываемое теми или иными политиками и движениями

в слово "суверенитет", бывает часто размытым. Терминологическая путаница во

многом объясняется тем, что в российских условиях перестают работать

общепринятые представления о законе, государстве и его территориях. Эти

понятия продолжают употреблять, поскольку замены нет. На мой взгляд, перемены

во взаимоотношениях между российским Центром и многими регионами неплохо

описываются понятием "дезинтеграция".

Факторы дезинтеграции

Условно можно выделить пять групп факторов, устойчиво питающих центробежные

тенденции в современной России.

1. Историко-культурные факторы. Этнонациональная и региональная консолидация

народов России, их обостренное отношение к своей атрибутике (языку, культуре,

территории) - это, с одной стороны, реванш древних социокультурных различий,

которые центральная власть долгое время подавляла, а с другой - ответ на

введенную после революции систему административно-территориального деления,

явно не соответствовавшую отечественным реалиям.

Говорят, будто многовековая жестко авторитарная политика разрушила

национальное и региональное своеобразие России. Это - упрощение сложной

проблемы. Для Российской империи, созданию которой положило начало

присоединение Казани (1552 год) и Астрахани (1556 год), основной задачей была

не культурная и региональная ассимиляция, а безопасность государства.

Входившие в ее состав мусульмане Поволжья и Северного Кавказа, ламаисты Южной

Сибири и калмыцкой степи сохранили свой строй жизни, языки и религию. Царизм

добивался превращения покоренных народов в лояльных подданных, не покушаясь

на их национально-культурную автономию.

Иными словами, так называемая этнократия, то есть власть, основанная на

принципе крови и этнического родства, - не была главной объединяющей формой

социального сосуществования индивидов в России. Империя строилась на основе

надэтнического принципа подданства, который, однако, серьезно нарушался. При

форсированном строительстве общероссийской нации (преимущественно сверху) во

второй половине XIX - начале ХХ веков применялись и методы этнократического

правления. Этнические меньшинства справедливо расценивали действия последних

царей по принудительной ассимиляции как нарушение имперских "правил игры" в

пользу русской этнократии.

Федерацией дореволюционная Россия, разумеется, не была, но тем не менее

обществу не был чужд опыт культурно-политического регионализма. Вспомним

институт земства с его традицией самоуправления; жители страны вообще склонны

были определять себя по месту проживания или по конфессиональной

принадлежности ("мы - рязанские" или "мы - православные").

Революция 1917 года навязала обществу классовый подход. Религия, объявленная

"опиумом народа", перестала выполнять идентифицирующие функции. В

национальном начале большевики усматривали препятствие на пути

социалистического универсализма и пролетарского интернационализма. В 60-е

годы идеологи КПСС выдвинули тезис о советском народе как новой исторической

общности людей, который игнорировал этничность и предполагал формирование

наднационального сознания.

Совсем не учитывать национально-региональную пестроту России власть, разумеется,

не могла. Принятый ей принцип национально-территориального деления и

неравноправия различных административных единиц нес в себе разрушительный

потенциал, сохраняющийся и поныне в форме дезинтеграционных тенденций. Их

поддерживает и другое "наследие" советской эпохи - воспоминания о постоянной

перекройке территории и частом изменении границ административно-территориальных

единиц [2]. Не стерся из исторической

памяти и более глубокий пласт - времена Гражданской войны, когда десятки

городов и областей на территории России провозгласили себя независимыми

государствами. В итоге крупные группы россиян не считают внутренние границы

постоянными и незыблемыми.

2. Политико-юридические факторы. Кризис современной российской

государственности коренится в принципах ее построения. Она создавалась не

традиционным для федераций способом, то есть не по воле субъектов, передающих

часть полномочий Центру, а "сверху": федеральные власти провозгласили части

государства субъектами РФ своими актами (хотя и по их добровольному

согласию). В умах многих руководителей и в политике официальных структур

сохраняется наследие советской эпохи - унитаризм. Центр по инерции считает,

что региональное многообразие подрывает единство страны. Даже ослабев, он

стремится командовать, хотя не имеет ни необходимых для этого рычагов

управления, ни разработанной национальной и региональной политики.

Одновременно Москва заигрывает с регионами. Рассчитывая таким образом

"купить" лояльность местных элит, она закрывает глаза на факты несоблюдения

федеральных законов и в нарушение конституции устанавливает с местной властью

особые отношения, создающие систему параллельного права. По существу,

целостность России становится объектом торга между федеральным Центром и

региональными элитами. Москва дрейфует в сторону договорной федерации, грань

которой с конфедерацией размыта. Кроме того, любой такой договор влечет за

собой материальные расходы и отрывает средства от других, порой слабее

развитых регионов, закрепляя неравенство субъектов федерации между собой и по

отношению к Центру, усиливая тем самым дезинтеграционные процессы.

Федеральная власть до сих пор не переосмыслила критически лозунга

суверенизации ("берите столько суверенитета, сколько можете переварить"),

выдвинутого в борьбе против союзного государства. Если поначалу он

способствовал национальной и региональной консолидации, то позднее обернулся

против целостности самой России.

Стихийный и хаотичный процесс складывания государственности усугубляет

несовершенство действующего законодательства. В основу построения Российской

Федерации положены два противоречащих друг другу принципа - этнический и

территориальный. Множество спорных конституционных положений, противоречивых

указов и постановлений о функциях Центра и регионов позволяет местным элитам

толковать эти документы в свою пользу. Неясно, по какому принципу

разграничиваются предметы ведения и полномочия между центральной властью и

субъектами федерации. Не определено, чем край отличается от административной

области. Неясны полномочия автономных округов: с одной стороны, они получили по

конституции равные права с другими субъектами федерации, но с другой - сделана

оговорка о том, что они входят в состав краев или областей. Это создает

правовой парадокс: равноправие субъекта в составе другого субъекта.

Самостоятельность регионов заметно возросла после прошедших губернаторских

выборов. Перестала существовать властная вертикаль президент - губернаторы.

Разумеется, она была несовершенной: часть губернаторов и раньше была

выборной, многие из них действовали бесконтрольно. Тем не менее президент мог

без долгих разговоров наказать и снять с должности провинившегося, с его

точки зрения, главу администрации, что и делал не раз. Теперь же губернаторы

получили почти монопольную власть, и у них меняются ориентиры. Они чувствуют

ответственность только перед избирателями и местными группировками,

оказывающими им финансовую и иную поддержку. Соответственно, региональные

элиты начинают считать себя самодостаточной силой, способной прожить и без

Центра.

3. Социально-экономические факторы. Стремление отдалиться от Центра вызывают

также трудности и неудачи экономических реформ, их высокая социальная цена.

Российские регионы резко отличаются друг от друга по эффективности

производства, уровню благосостояния граждан и размерам капитальных вложений.

К началу реформ Федерация объединяла субъекты, находившиеся на далеко стоящих

Страницы: 1, 2