бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Сущность и признаки права бесплатно рефераты

Принципы объективные свойства права. Они отражают закономерности

общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная

обусловленность, зависимость от реальных жизненных условий.

Принципы права – не результат субъективного усмотрения законодателей или

ученных, а органически присущие праву качества. Наука лишь выявляет,

обосновывает, изучает и систематизирует их. Она не «придумывает», а

«открывает» заложенные в праве принципы, показывает их роль, значение,

содержание и функционирование.

Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые

и отраслевые. Для теории государства и права наибольшее значение имеют

основные (общие) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма,

демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения.

1.Принцип социальной справедливости.

Понятие права и справедливости имеют один этимологический корень: «правое» и

«праведное». С этих позиций правовое регулирование – это регулирование

общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как

многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех

сферах общественной жизни. Особенность юридической справедливости заключаются

в том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально -

определенный характер, зачастую связанный с государственным принуждением. Вся

правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее

выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет

нормативно – оценочный характер, который заложен в самом содержании права и

находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания.

Все отрасли законодательства: гражданское, трудовое, жилищное,

предпринимательское, природоохранительное, уголовное - призваны проводить

справедливость в регулируемые или общественные отношения. Справедливость

содержит в себе диалектическое сочетание элементов равенства и неравенства.

Применительно к правовому статусу личности она может проявляться как

«справедливое равенство» и «справедливое неравенство».

2.Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из

характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и

юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее

является материальной основой равноправия. Равенство - более широкое понятие,

чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают

закрепление в праве.

3. Единство прав и обязанностей, выражающихся в том, что предоставляемые

гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом.

Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений

на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и

правам. Идея гуманизма пронизывает всю правовую систему демократического

общества, законодательство, правоприменительную и правоохранительную

деятельность. Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и

личности, это неотъемлемое качество законности, правосудия, уголовной и

исправительно-трудовой политике государства. Правильно понимаемый гуманизм

предполагает применение строгих мер наказания и тем, кто грубо нарушает

закон. Реальным и действенным оказывается лишь тот гуманизм, кто умеет себя

защитить. Право, охраняя общественные отношения, как раз к этому стремиться.

Неслучайно символом правосудия выступают щит и меч: щит защищает добро, а меч

карает зло.

Сочетание убеждения и принуждения в праве – важнейшая форма проявления

демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение – методы

государственного руководства обществом. Главная задача демократического

правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства общества является убеждение,

осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают

сами нормы. Знакомясь с содержанием нормы, граждане убеждаются в их

целесообразности. К важным формам убеждения относятся также право

воспитательная работа, обсуждение законопроектов. В этом смысле большое

значение имеет

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

1. регулятивная - упорядочение общественных отношений

путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая

регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по

владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения

тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение

обязанности уплачивать налоги);

2. охранительная - установление мер юридической защиты

и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Поиски нового понимания права

Юридический позитивизм с его ярко выраженной философией опыта придал праву

совершенно определенный практический уклон. Освобожденное от излишней, а

часто и необходимой, духовно-нравственной нагрузки, право легко покатилось по

пути все большей и большей прагматизации. До сих пор никто не превзошел

юристов-позитивистов по части циничного превознесения силы в праве, а сила

всегда на стороне тех, кто имеет власть и богатство. Но, как правило, люди

стремятся не просто к праву, но справедливому праву с нравственным

потенциалом. Ничего необходимого для поиска такого права юридический

позитивизм предложить не может.

Юрист-позитивист работает только с действующим правом, а им он, подобно

бюрократу, признает лишь писаный закон, документ, заверенный подписью и

печатью законодателя. Заниматься указанными проблемами юридический позитивизм

не только не может, но и не хочет. Законодательные реформы, связанные с

поиском справедливого права, многие позитивисты не признают в качестве

предмета юриспруденции.

В нынешней России юридический позитивизм переживает очевидные трудности,

утрачивает значение, которое приобрел в советский период, но и возможность

нового его взлета не исключена. Позитивизм способен подсказать государству

самые легкие и доступные способы стать сильным. Все другие философии и

идеологии рекомендуют для этого более сложные и трудоемкие средства.

Сегодня человечество поставлено перед необходимостью сделать глобальный

поворот в своем развитии: оно должно приучить себя к жизни в условиях мира,

сотрудничества, справедливости, доброжелательности, свободы. В контексте

обновления человеческой цивилизации право как нормативный феномен культуры

примет облик, полностью совместимый со свободным социальным творчеством

людей. В правовом развитии акцент стоит на свободе, а это требует его

ориентации на ценности самоопределения, саморазвития, саморегулирования,

самоуправления во всех сферах человеческой жизни.

На вопрос о том, каким должно быть право будущего, есть немало ответов, но они

обычно исходят не из установок юридического позитивизма. Последний все чаще

связывается с известными симптомами институционального кризиса государства и

права — сверхцентрализацией и бюрократизмом в государственном управлении,

сверхрегуляцией, деспотизмом законов, отрывом политико-правовых форм от

социального содержания, превращение народа в объект государственного управления

и правового регулирования. Будущее, как полагают некоторые ученые на Западе,

приведет к радикальной структурной перестройке общества в условиях

постиндустриальной, информационной стадии его развития. Впереди, считают они,

закат классических форм государства, распадение громадных централизованных

государственных единств, замена иерархического пирамидального построения

общества, которое препятствует свободному циркулированию потоков информации,

сетевой структурой бесчисленных самостоятельных ячеек, разнообразно связанных

между собой без какого-либо диктата и субординации. В сфере права распадение

централизованных единств, крупных целостных структур должно положить конец

“господству закона”, оно уступит место саморегулированию, нормативной

импровизации членов независимых социальных ячеек.

[6]

Такой подход в принципе ничем не отличается от юридико-позитивистского, он

оставляет без ответа главные вопросы — о содержании и качестве будущего

права.

Остается один выход — обратиться к духовному опыту человечества и попытаться

найти синтез позитивных и непозитивных правовых знаний. Плоское, одномерное,

упрощенное “техническое” право, пригодное для решения узкопрагматических

задач, должно уступить место живому человеческому праву для свободного и

справедливого общения людей. Уже первые критики юридического позитивизма

отлично понимали необходимость поисков правового идеала, без которого

технически высокоразвитое право теряет душу, становится автоматическим

монстром. Спасти современное право от пустоты и бездушия могут философия,

этика, религиозные верования людей, глубокое осмысление положения человека в

мире, космосе.

Сейчас трудно предсказать детально, каким станет право в XXI в., но ясно, что

понимание права будет совершенно иным по сравнению с тем, которое сегодня

владеет нашими умами. Оно будет основано на интеграции общественного и

естественнонаучного знания, на существенном переосмыслении привычных для нас

представлений о связях общества, природы, космоса, биологического и

социального, материального и духовного, рационального и иррационального.

[7]

Заключение

Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа

практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация

законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно

связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и

наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще

римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-

либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в

нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является

справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право –

это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково

цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и

представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и

суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в

такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в

«модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права, права

и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они

продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в

основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориентируется не только на

неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является

единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не

иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных,

государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон

государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве

классового регулятора общественных отношений»

[8].

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с

законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от государства

и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый,

понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как

«претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт

нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства

человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и

представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях

референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных

нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости,

гуманизма и сохранения окружающей природной среды»

[9].

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и

подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он

несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание

«заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход, несмотря

на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее

распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и, наоборот,

теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не

иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые

непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За

нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного

воздействия.

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства

обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и

государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они

относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые

акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них

требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно

воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его

органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права

закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается

их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует основы

правовой культуры. Я стремился изложить в моей курсовой работе материал, в

такой системе и последовательности, что бы создать цельное представление как

об учебной дисциплине «теории государства и права», так и о науке.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления,

включает правовой анализ событий, способность общения с представителями

различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический

кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри

страны и на международной арене.

Библиографический список:

1. Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЭК, 1994.

2. Общая теория права: Учеб. пособ. для вузов /Под ред. А.С. Пиголкина -

М.: Манускрипт, 1994.

3. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Н.

Манова - М.: Изд-во БЭК, 1995.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособ. для вузов /Под

ред. проф. В.Г. Стрекозова - М.: ИПП “Отечество”, 1993.

5. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1994.

6. Кутафин О.Е. «Основы государства и права». Москва. 1996 г.

7. Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие.

– Казань, 1997.

8. М.Н. Марченко «Теория государства и права».-Москва. 1996.

9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие /

Под ред. З. М. Черниловского. – Москва, 1996.

10. Советский энциклопедический словарь. Под общей редакцией Прохорова А.М.

Советская энциклопедия, М, 1986.

11. Лазарева В.В. Общая Теория Государства и Права, М, 1996.

12. Комарова С.А. Основы государства и права. Учебное пособие, М, 1996.

13.Нерсисянц В.С. Гражданское общество и правовое государство, журнал

Государство и право.

[1] Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 1994.

[2] Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1995.

[3] Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1995.

[4] Новицкий И.Б. Римское право. М., 1994. .

[5] Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1995.

[6] Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1995.

[7] Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 1995.

[8] Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЭК, 1994

[9] Хропанюк В.Н. Теория государства и

права: Учеб. пособ. для вузов /Под ред. проф. В.Г. Стрекозова - М.: ИПП

“Отечество”, 1993.

Страницы: 1, 2