Курсовая: Судопроизводство в исламских государствах
играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики
в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская
партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе
и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского
освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные
заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты),
исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия
(исламские банки, страховые компании).
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй
половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм
шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение
определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные
преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских
монархиях.
В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах
стали играть международные мусульманские организации, действующие как на
правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная
из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-
ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства,
а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны
представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность,
направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через
Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд
специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство
новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский
фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность
политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические
лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма
и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают
поддержку реакционные силы в странах распространения.
Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую
активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке),
Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский
совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций
реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль,
чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и
распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных
деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.
Глава 2. Основные положения мусульманского судопроизводства
Как известно, основное отличие ислама от христианства кроется в решении вопроса
о значении первородного греха. Христианство говорит о том, что с момента
грехопадения Адма и Евы весь человеческий род и каждый индивид отмечены печатью
греха. Апостол Павел пишет: “Потому, что все согрешили и лишены славы божьей”
[1]
Учение об изначальной греховности человека, его склонности ко злу более чем к
добру, послужило основанием для установления в западном законодательстве
недоверия к личности. Так, например, свидетель или любое другое лицо,
предстающее перед судом обязано произнести клятву на Библии. Это значит, что
изначально он утверждается лжецом, а поклявшись на священной книге,
устрашившись неминуемой карой за ложь, он будет говорить только правду. Поэтому
не случайно, что в европейском уголовном судопроизводстве презумпция
невиновности законодательно закрепилась лишь в 1789 году. В ст. 9 Декларации
прав человека, принятой в эпоху Великой французской революции, презумпция
невиновности приведена как мотивирующая ссылка на исходный правовой принцип.
[2]
Согласно же Корану “человек, рождаясь, находится в состоянии первоначальной
чистоты, или “фитра”, что означает Ислам или покорность воле и Закону Аллаха”.
[3] Х. Абдалати пишет о том, что “идее о первородном грехе или
унаследованной виновности нет места в учении Ислама”.
[4] Поэтому ислам утверждает, что человек более склонен к добру, чем ко злу,
хотя, как существо несовершенное, он может совершать ошибки и даже способен на
грех.
В связи с этим Н. Торнау правильно отмечал, что в исламском законодательстве
основным правилом считается постановление: в действиях мусульман всегда
предполагается добросовестность (правота). “Основываясь на этом постановлении,
судья не предполагает ни подлога, ни умышленности, ни вины в каком-либо
действии без признания в том обвиняемого или без представления доказательств
основанных на свидетельских показаниях. Недоверие к судьям должно быть основано
на неоспоримых и ясных доказательствах.”
[5]
Таким образом, ислам утвердил основные начала презумпции невиновности еще за
11 веков до его утверждения в западном законодательстве.
Поэтому исламское судопроизводство не требует приносить присягу в качестве
обязательного элемента судопроизводства. В отличие от западного уголовного
процесса в исламском праве существует принцип доверия к личности, но при этом
суд должен установить ее добропорядочность. Под добропорядочностью понимается
соответствие образа жизни личности нормам ислама.
При этом к свидетелям предъявляются следующие требования: правоверие, доброе
поведение, совершеннолетие, дееспособность, знание искомых обязательств,
чистота рождения (законнорожденность), отсутствие личной заинтересованности в
исходе дела. Так, в исламском уголовном судопроизводстве к даче свидетельских
показаний допускаются только лица, отвечающие определенным канонам морали.
Положительной стороной равного права всех лиц на свидетельские показания
являются формирование широкой доказательственной базы, реализация принципа
равенства граждан перед законом. В то же время судопроизводство от
недостоверных показаний, а последние требуют множества дополнительных
гарантий (предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных
показаний и за отказ от
дачи показаний, установление взаимоотношений между допрашиваемым, обвиняемым
и потерпевшим, порядок производства допроса, проверка показаний путем их
анализа и сопоставления с другими источниками доказательств и др.).
Достоинством ограничительных начал мусульманского законоведения служит то
обстоятельство, что изначально сужается круг свидетельствующих субъектов и
резюмируется их добросовестность без дополнительных затрат на проверку
полученных показаний.
Поэтому мусульманское законодательство не всегда признает материальные
объекты в качестве доказательств. Они должны быть подтверждены свидетельскими
показаниями. В этой связи важно отметить большое внимание уделяемое исламским
судопроизводством присяге сторон Обвиняемый имеет право выступать свидетелем
своей невиновности и в этом случае он обязан произнести присягу. При этом он
может клясться только именем Аллаха.
Следует отметить и тот немаловажный факт, что, шариат допускает и ложную
присягу. “Ложно присягать дозволено мусульманину единственно в случае, если он
присягою своею может спасти единоверца своего, явно утесненного, обиженного
сильными, но в сущности невиновного”.
[6] Это положение тесно увязывается с существующей в шиитском течении ислама
нормой Токийа, суть которой заключается в том, что допускается благоразумное
скрывание кем-нибудь истинной веры в условиях острой опасности.
По нашему мнению, приведенные выше положения приводят к мысли о том, что
благородная цель оправдывает любые средства. С точки зрения общепринятых норм
морали это является неприемлемым.
К фундаментальным основам исламского судопроизводства следует отнести
создание условий для добровольной дачи показаний обвиняемым. Ему
представляется возможность покаяться перед Аллахом, прибегнуть к
очистительной присяге, которая основана на доверии суда к личности
гражданина. Суд принимает меры к примирению сторон обвинения и защиты,
способствует деятельному раскаянию путем заглаживания причиненного вреда.
Данные меры предшествуют уголовно-правовой репрессии в принудительном
порядке, обеспеченной силой и авторитетом государства.
Добровольное признание обвиняемым своей вины, покаяние перед Аллахом в форме
заглаживания вины перед конкретным пострадавшим от преступления опираются на
договорные, диспозитивные начала исламского судопроизводства. Возможность
компромисса между противоположными интересами сторон отражается в нормах
обычного права. Ущерб от преступления заглаживается материальной компенсацией
в виде уплаты потерпевшим материального ущерба.
Важным моментом в исламском судопроизводстве является учет условий совершения
того или иного преступления. Исламское право отвергает прецедент как источник
права.
Л.Р. Сюкияйенен пишет, что халиф Омар, рассматривая однажды спор, вынес
решение, которое расходилось с нормой, применяемой им ранее по аналогичному
делу. На вопрос о том, допустимо ли такое противоречие, Омар ответил: “То было
правило, по которому мы судили раньше, а это - норма, по которой мы судим
теперь”.[7]
Нормы шариата, предусматривающие ответственность за правонарушения могут не
использоваться по решению судьи и заменяться на иные меры гуманного
воздействия. “Например, вопреки ясному предписанию Корана, требующему наказания
кражи отсечением руки, преступник освобождается от подобного вида
ответственности во время голода, настигшего общину, и подвергался иному
наказанию”.[8]
Характерно также, что совершение деяния в состоянии религиозного транса
уменьшало, а в ряде случаев полностью исключало уголовную ответственность.
Идрис Шах пишет: “... суфии даже выработали принцип, которым часто пользовались
мусульманские законоведы и смысл которого сводится к тому, что неприемлемые
слова, произносимые человеком, находящимся в состоянии религиозного экстаза, не
следовало понимать буквально и подвергать его за это наказаниям”.
[9]
Но при этом действия человека в состоянии гнева осуждаются. Пророк Мухаммед
говорил: “Воистину, гнев - от Иблиса”
[10]
Одновременно исламское судопроизводство еще в VІІ веке устанавливает равенство
всех правоверных мужчин перед законом (женщины находились на втором месте, два
свидетельских показания женщины приравнивались к одному свидетельскому
показанию мужчины). Так, даже пророк Мухаммед не выделял себя из членов общины,
подчинялся существующим нормам права. Он говорил: “Тех же перед вами ждет лишь
погибель за то, что, когда высокородный муж средь вас совершит кражу, те
отпустят его безнаказанно; а когда слабый средь вас то же содеет, они потребуют
кары для него. Клянусь Аллахом! Даже будь то Фатима, дочь Мухаммеда, если
украдет что, я , поверьте отсеку ей руку её”.
[11]
В то же время мусульманское право, признавая равенство граждан перед законом,
различает мусульман и инаковерующих.
Следует отметить также то обстоятельство, что исламское право на тысячу лет
опередило европейское законодательство в познании свободы вероисповедания.
Таким образом, мы видим, что по целому ряду позиций современное исламское
судопроизводство хотя и существенным образом отличается от системы западного
права, но все же, благодаря произошедшим в нем изменениям может существовать
и развиваться в исламских государствах. При этом по многим пунктам
превосходит европейскую правовую систему. Многие демократические и
гуманистические нормы ислама определили появление аналогичных в европейском
праве.
Заключение
Завершая разговор об особенностях судопроизводства в исламских государствах в
19-20 вв. Следует сделать вывод о том, что в это время происходило
постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов.
Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права
(свод положений ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876
годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы,
не предусматриваемые шариатом.
В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему
мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители
которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и
со сторонниками светских концепций общественного развития.
Одновременно начинает складываться и международное исламское движение,
основанное на концепции исламской солидарности.
В целом эти изменения представляют собой модернизацию политической и
социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики
развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде,
носящие название "исламизации", осуществляются как "сверху" - путем
законодательного введения тех или иных норм так и "снизу" - в результате
давления религиозно-политических организаций.
Несмотря на столь широкое реформирование ислама во всех сферах, все же
основные принципы заложенные в религии изначально остались не тронутыми.
Так, во-первых, основным принципом исламского судопроизводства является
неограниченное доверие человеку.
Во-вторых, ислам указывает нам на то, что человек, созданный Аллахом и
пользующийся его покровительством превыше всего.
В-третьих, ислам утверждает, что человек не может жить сам по себе, а его
сущность требует общения с другими равными ему людьми, что требует терпимости
и человеколюбия в таких отношениях.
В-четвертых, мусульманин должен беспрекословно подчиняться воле Аллаха,
обличенной в закон и его наместникам на земле.
В-пятых, закон существует там, где соблюдена воля Аллаха.
Библиография
1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.
2. Библия. - М., 1992.
3. Ларин А.М. Презумпция невиновности. - М., 1986.
4. Коран. - М. 1990.
5. Хаммуда Абдалати. Взгляд на ислам. - Новосибирск, 1995.
6. Айдарханова К. Идеи, овеянные светом вечных ценностей // Мысль, 1998.
№ 3.
7. Абдрахманова Р. Межрелигиозный диалог // Мысль, 1997. №
8. Шейфер Ф. Христианский манифест. 1988.
9. Шах И. Суфизм. - М., 1994.
10. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.
11. Изречения Мухаммада. - Новосибирск, 1995.
12. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
13. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока
(конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986.
[1] Библия. - М., 1992. С. 23.
[2] Ларин А.М. Презумпция невиновности. - М., 1986. С. 14.
[3] Коран. - М. 1990. С. 30.
[4] Хаммуда Абдалати. Взгляд на ислам. - Новосибирск, 1995. С. 52.
[5] Мысли, мысли, мысли... // Мысль, 1997. № 6. С. 48.
[6] Шах И. Суфизм. - М., 1994. С.369.
[7] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. - М., 1986. С. 93.
[8] Там же, С. 91.
[9] Шах И. Суфизм. - М., 1994. С. 55.
[10] Изречения Мухаммеда. - Новосибирск., 1995.
[11] Изречения Мухаммада. - Новосибирск, 1995. С. 76.
Страницы: 1, 2
|