бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Судопроизводство в исламских государствах бесплатно рефераты

играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики

в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская

партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе

и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского

освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные

заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты),

исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия

(исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй

половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм

шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение

определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные

преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских

монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах

стали играть международные мусульманские организации, действующие как на

правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная

из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-

ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства,

а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны

представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность,

направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через

Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд

специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство

новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский

фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность

политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические

лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма

и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают

поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую

активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке),

Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский

совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций

реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль,

чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и

распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных

деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

Глава 2. Основные положения мусульманского судопроизводства

Как известно, основное отличие ислама от христианства кроется в решении вопроса

о значении первородного греха. Христианство говорит о том, что с момента

грехопадения Адма и Евы весь человеческий род и каждый индивид отмечены печатью

греха. Апостол Павел пишет: “Потому, что все согрешили и лишены славы божьей”

[1]

Учение об изначальной греховности человека, его склонности ко злу более чем к

добру, послужило основанием для установления в западном законодательстве

недоверия к личности. Так, например, свидетель или любое другое лицо,

предстающее перед судом обязано произнести клятву на Библии. Это значит, что

изначально он утверждается лжецом, а поклявшись на священной книге,

устрашившись неминуемой карой за ложь, он будет говорить только правду. Поэтому

не случайно, что в европейском уголовном судопроизводстве презумпция

невиновности законодательно закрепилась лишь в 1789 году. В ст. 9 Декларации

прав человека, принятой в эпоху Великой французской революции, презумпция

невиновности приведена как мотивирующая ссылка на исходный правовой принцип.

[2]

Согласно же Корану “человек, рождаясь, находится в состоянии первоначальной

чистоты, или “фитра”, что означает Ислам или покорность воле и Закону Аллаха”.

[3] Х. Абдалати пишет о том, что “идее о первородном грехе или

унаследованной виновности нет места в учении Ислама”.

[4] Поэтому ислам утверждает, что человек более склонен к добру, чем ко злу,

хотя, как существо несовершенное, он может совершать ошибки и даже способен на

грех.

В связи с этим Н. Торнау правильно отмечал, что в исламском законодательстве

основным правилом считается постановление: в действиях мусульман всегда

предполагается добросовестность (правота). “Основываясь на этом постановлении,

судья не предполагает ни подлога, ни умышленности, ни вины в каком-либо

действии без признания в том обвиняемого или без представления доказательств

основанных на свидетельских показаниях. Недоверие к судьям должно быть основано

на неоспоримых и ясных доказательствах.”

[5]

Таким образом, ислам утвердил основные начала презумпции невиновности еще за

11 веков до его утверждения в западном законодательстве.

Поэтому исламское судопроизводство не требует приносить присягу в качестве

обязательного элемента судопроизводства. В отличие от западного уголовного

процесса в исламском праве существует принцип доверия к личности, но при этом

суд должен установить ее добропорядочность. Под добропорядочностью понимается

соответствие образа жизни личности нормам ислама.

При этом к свидетелям предъявляются следующие требования: правоверие, доброе

поведение, совершеннолетие, дееспособность, знание искомых обязательств,

чистота рождения (законнорожденность), отсутствие личной заинтересованности в

исходе дела. Так, в исламском уголовном судопроизводстве к даче свидетельских

показаний допускаются только лица, отвечающие определенным канонам морали.

Положительной стороной равного права всех лиц на свидетельские показания

являются формирование широкой доказательственной базы, реализация принципа

равенства граждан перед законом. В то же время судопроизводство от

недостоверных показаний, а последние требуют множества дополнительных

гарантий (предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных

показаний и за отказ от

дачи показаний, установление взаимоотношений между допрашиваемым, обвиняемым

и потерпевшим, порядок производства допроса, проверка показаний путем их

анализа и сопоставления с другими источниками доказательств и др.).

Достоинством ограничительных начал мусульманского законоведения служит то

обстоятельство, что изначально сужается круг свидетельствующих субъектов и

резюмируется их добросовестность без дополнительных затрат на проверку

полученных показаний.

Поэтому мусульманское законодательство не всегда признает материальные

объекты в качестве доказательств. Они должны быть подтверждены свидетельскими

показаниями. В этой связи важно отметить большое внимание уделяемое исламским

судопроизводством присяге сторон Обвиняемый имеет право выступать свидетелем

своей невиновности и в этом случае он обязан произнести присягу. При этом он

может клясться только именем Аллаха.

Следует отметить и тот немаловажный факт, что, шариат допускает и ложную

присягу. “Ложно присягать дозволено мусульманину единственно в случае, если он

присягою своею может спасти единоверца своего, явно утесненного, обиженного

сильными, но в сущности невиновного”.

[6] Это положение тесно увязывается с существующей в шиитском течении ислама

нормой Токийа, суть которой заключается в том, что допускается благоразумное

скрывание кем-нибудь истинной веры в условиях острой опасности.

По нашему мнению, приведенные выше положения приводят к мысли о том, что

благородная цель оправдывает любые средства. С точки зрения общепринятых норм

морали это является неприемлемым.

К фундаментальным основам исламского судопроизводства следует отнести

создание условий для добровольной дачи показаний обвиняемым. Ему

представляется возможность покаяться перед Аллахом, прибегнуть к

очистительной присяге, которая основана на доверии суда к личности

гражданина. Суд принимает меры к примирению сторон обвинения и защиты,

способствует деятельному раскаянию путем заглаживания причиненного вреда.

Данные меры предшествуют уголовно-правовой репрессии в принудительном

порядке, обеспеченной силой и авторитетом государства.

Добровольное признание обвиняемым своей вины, покаяние перед Аллахом в форме

заглаживания вины перед конкретным пострадавшим от преступления опираются на

договорные, диспозитивные начала исламского судопроизводства. Возможность

компромисса между противоположными интересами сторон отражается в нормах

обычного права. Ущерб от преступления заглаживается материальной компенсацией

в виде уплаты потерпевшим материального ущерба.

Важным моментом в исламском судопроизводстве является учет условий совершения

того или иного преступления. Исламское право отвергает прецедент как источник

права.

Л.Р. Сюкияйенен пишет, что халиф Омар, рассматривая однажды спор, вынес

решение, которое расходилось с нормой, применяемой им ранее по аналогичному

делу. На вопрос о том, допустимо ли такое противоречие, Омар ответил: “То было

правило, по которому мы судили раньше, а это - норма, по которой мы судим

теперь”.[7]

Нормы шариата, предусматривающие ответственность за правонарушения могут не

использоваться по решению судьи и заменяться на иные меры гуманного

воздействия. “Например, вопреки ясному предписанию Корана, требующему наказания

кражи отсечением руки, преступник освобождается от подобного вида

ответственности во время голода, настигшего общину, и подвергался иному

наказанию”.[8]

Характерно также, что совершение деяния в состоянии религиозного транса

уменьшало, а в ряде случаев полностью исключало уголовную ответственность.

Идрис Шах пишет: “... суфии даже выработали принцип, которым часто пользовались

мусульманские законоведы и смысл которого сводится к тому, что неприемлемые

слова, произносимые человеком, находящимся в состоянии религиозного экстаза, не

следовало понимать буквально и подвергать его за это наказаниям”.

[9]

Но при этом действия человека в состоянии гнева осуждаются. Пророк Мухаммед

говорил: “Воистину, гнев - от Иблиса”

[10]

Одновременно исламское судопроизводство еще в VІІ веке устанавливает равенство

всех правоверных мужчин перед законом (женщины находились на втором месте, два

свидетельских показания женщины приравнивались к одному свидетельскому

показанию мужчины). Так, даже пророк Мухаммед не выделял себя из членов общины,

подчинялся существующим нормам права. Он говорил: “Тех же перед вами ждет лишь

погибель за то, что, когда высокородный муж средь вас совершит кражу, те

отпустят его безнаказанно; а когда слабый средь вас то же содеет, они потребуют

кары для него. Клянусь Аллахом! Даже будь то Фатима, дочь Мухаммеда, если

украдет что, я , поверьте отсеку ей руку её”.

[11]

В то же время мусульманское право, признавая равенство граждан перед законом,

различает мусульман и инаковерующих.

Следует отметить также то обстоятельство, что исламское право на тысячу лет

опередило европейское законодательство в познании свободы вероисповедания.

Таким образом, мы видим, что по целому ряду позиций современное исламское

судопроизводство хотя и существенным образом отличается от системы западного

права, но все же, благодаря произошедшим в нем изменениям может существовать

и развиваться в исламских государствах. При этом по многим пунктам

превосходит европейскую правовую систему. Многие демократические и

гуманистические нормы ислама определили появление аналогичных в европейском

праве.

Заключение

Завершая разговор об особенностях судопроизводства в исламских государствах в

19-20 вв. Следует сделать вывод о том, что в это время происходило

постепенное ограничение юрисдикции шариатских судов.

Одновременно с этим осуществляется кодификация норм мусульманского права

(свод положений ханафисткого права - Манджалла - был составлен в 1869-1876

годах), в ряде стран вводятся уголовные кодексы и другие правовые документы,

не предусматриваемые шариатом.

В конце XIX и особенно в начале XX века большой размах по всему

мусульманскому миру приобретает движение за реформацию Ислама, представители

которого вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционалистами, и

со сторонниками светских концепций общественного развития.

Одновременно начинает складываться и международное исламское движение,

основанное на концепции исламской солидарности.

В целом эти изменения представляют собой модернизацию политической и

социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики

развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде,

носящие название "исламизации", осуществляются как "сверху" - путем

законодательного введения тех или иных норм так и "снизу" - в результате

давления религиозно-политических организаций.

Несмотря на столь широкое реформирование ислама во всех сферах, все же

основные принципы заложенные в религии изначально остались не тронутыми.

Так, во-первых, основным принципом исламского судопроизводства является

неограниченное доверие человеку.

Во-вторых, ислам указывает нам на то, что человек, созданный Аллахом и

пользующийся его покровительством превыше всего.

В-третьих, ислам утверждает, что человек не может жить сам по себе, а его

сущность требует общения с другими равными ему людьми, что требует терпимости

и человеколюбия в таких отношениях.

В-четвертых, мусульманин должен беспрекословно подчиняться воле Аллаха,

обличенной в закон и его наместникам на земле.

В-пятых, закон существует там, где соблюдена воля Аллаха.

Библиография

1. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

2. Библия. - М., 1992.

3. Ларин А.М. Презумпция невиновности. - М., 1986.

4. Коран. - М. 1990.

5. Хаммуда Абдалати. Взгляд на ислам. - Новосибирск, 1995.

6. Айдарханова К. Идеи, овеянные светом вечных ценностей // Мысль, 1998.

№ 3.

7. Абдрахманова Р. Межрелигиозный диалог // Мысль, 1997. №

8. Шейфер Ф. Христианский манифест. 1988.

9. Шах И. Суфизм. - М., 1994.

10. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

11. Изречения Мухаммада. - Новосибирск, 1995.

12. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

13. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока

(конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986.

[1] Библия. - М., 1992. С. 23.

[2] Ларин А.М. Презумпция невиновности. - М., 1986. С. 14.

[3] Коран. - М. 1990. С. 30.

[4] Хаммуда Абдалати. Взгляд на ислам. - Новосибирск, 1995. С. 52.

[5] Мысли, мысли, мысли... // Мысль, 1997. № 6. С. 48.

[6] Шах И. Суфизм. - М., 1994. С.369.

[7] Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. - М., 1986. С. 93.

[8] Там же, С. 91.

[9] Шах И. Суфизм. - М., 1994. С. 55.

[10] Изречения Мухаммеда. - Новосибирск., 1995.

[11] Изречения Мухаммада. - Новосибирск, 1995. С. 76.

Страницы: 1, 2