бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Соотношение государства и личности бесплатно рефераты

Курсовая: Соотношение государства и личности

Содержание

Введение.......................................................................3

Глава 1. Понятие правового статуса личности............................. 4

Глава 2. Историческая перспектива соотношения государства и личности.........14

Глава 3. Права и свободы человека в системе ценностей........ 21

Глава 4. Современные взгляды на государство и личность....... 27

Заключение....................................................................34

Библиография..................................................................35

Введение.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для человека и во имя

человека, который является высшей ценностью общества, однако человек, личность

– это не пассивный субъект исторического процесса, общественных преобразований.

Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что “сущность человека

представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в

своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения,

преобразуя при этом самого себя. Человек – не абстрактное существо, а мир

человека, государства, общества”[1].

Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных процессов,

происходящих в обществе, находится человек и его позиция в значительной мере

определяет основные задачи правовой деятельности государства.

Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-

представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы

прав и свобод ? Где кончается правомерное ограничение и начинается ущемление

? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении государства и

личности был основной причиной, почему я выбрал данную тему для написания

курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства и

личности. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие

конкретные задачи:

n понятие правого статуса личности;

n изучается представление о месте прав и свобод в систем ценностей;

n анализируется опыт прошедших веков по решению данного вопроса;

n производится исследование современных точек зрения по данному вопросу.

Глава 1. Понятие правового статуса личности.

Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован как

система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в

конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязан­ности —

основной исходный элемент права. Следует со­гласиться с Г. В. Мальцевым, что

ничего более важного и структуре права по существу нет. “Система прав и

обя­занностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению

основных юридических про­блем”[2].

В правах и обязанностях не только фиксируются об­разцы, стандарты поведения,

которые государство счита­ет обязательными, полезными, целесообразными для

нор­мальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные

принципы взаимоотношений го­сударства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и

упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для

поддержа­ния существующего строя, для его нормального функционирования.

Предпосылкой обладания правами и обязанно­стями является гражданство как

определенное политико-правовое состояние человека

[3]. Оно выражает юридиче­скую принадлежность индивида к государству,

которая “выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в

институте гражданства, нормы ко­торого определяют условия и порядок

приобретения, утра­ты гражданства и т. д.”[4]

. Гражданство является юридиче­ским основанием для личности пользоваться

юридиче­скими правами и свободами и выполнять установленные законом

обязанности, т. е. основанием правового статуса личности.

Гражданство и вытекающие из него правовые послед­ствия неотделимы от природы

государства, от его социальной направленности.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и

личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимо­связи и

отношения формируются в результате действия объективных закономерностей

общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и

обязан­ностей граждан. Юридические права и обязанности опре­деляют важнейшие

параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. В

условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности,

образующие правовой статус, ре­гулируют отношения личности с государством,

общест­вом, согражданами в соответствии с целями построения демократического

общества.

Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки

привлекают при­стальное внимание юристов. Существуют не­сколько подходов к

определению правового статуса лич­ности. В структуру правового статуса

включается раз­личный набор элементов. Наряду с системой прав и обя­занностей в

правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии

[5]; законные интере­сы[6]; юридическая

ответственность[7] и др. На мой взгляд ряд

дополнительных элементов следует считать либо пред­посылками правового статуса

(например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по

отношению к основным (так, юридическая ответствен­ность вторична по отношению к

обязанностям, без обя­занности нет ответственности), либо категориями, далеко

выходящими за пределы правового статуса (система га­рантий). Законные интересы,

т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и

обязанно­стях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента

правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от

того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто

подлежит «правовой защите со стороны государства». Интерес—это категория

внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в

конкретных пра­вовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое

выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также

интересов лично­сти—одна из важных функций правовой системы демократического

общества. Поэтому, на наш взгляд, сле­дует ограничить понятие правового статуса

категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его

структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы

целесообразно включить в поня­тие «правовое положение личности», как это

предлагают Н. В. Витрук и В. А. Кучинский[8]

.

В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в

основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это

ограни­чивает исследование проблемы логико-юридическим ана­лизом, на что

справедливо обратили внимание Г. Ханаи и В. М. Чхиквадзе

[9].

Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение

понятия; это может быть достигну­то выходом за пределы сугубо юридических

категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной

деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию активной,

созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правово­го

статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной

активностью человека.

Социальная активность человека неотделима от его сознания. По­этому изучение

всех юридических категорий, в том чис­ле и правового статуса, должно

осуществляться в нераз­рывном единстве с сознанием и деятельностью индивида

Рассмотрим сущность элементов, составляющих право­вой статус,— юридических

прав и обязанностей.

Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные

экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные

государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для

личности на конкретном историческом эта­пе развития общества. В пределах этой

формально за­крепленной свободы осуществляется самоопределение личности,

устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных

сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а

реальные социальные возможности ин­дивида, вытекающие непосредственно из

закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридиче­ской науке

широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного

правоотношения, возни­кающего при наличии юридического факта, который

по­рождает данное отношение.

В юридической литературе такая позиция была под­вергнута критике. Н. И. Матузов

справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализа­ции

тех пли иных прав не имеют принципиального зна­чения для их характеристики как

субъективных[10].

Разумеется, права личности чрезвычайно многообраз­ны по содержанию, объему,

способам реализации. Одна­ко закрепление того пли иного субъективного права в

законодательстве в условиях социалистического строя означает реальную

возможность индивида свободно поль­зоваться определенным благом в границах

и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право — форма

за­конодательного выражения прав человека во внутригосу­дарственных отношениях.

Если с этих позиций подхо­дить к оценке сущности субъективного права, то

очевиден его не только юридический, но и социально-политический,

идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами,

предоставляемыми об­ществом. Субъективное право выражает социальные

воз­можности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произволь­но; набор прав, их объем

всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель

может за­креплять только такие права, для осуществления которых

сформировались социально-экономические и политиче­ские предпосылки,

вытекающие из реальных общест­венных отношений. Права личности — не “дар”

законода­теля, а социальные возможности, обеспечивающие чело­веку

определенный стандарт жизни. Законодатель не мо­жет искусственно “занижать”

пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных

взаимо­связей людей. Превышение пределов реальных возможно­стей личности,

зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым

пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет в конечном

счете к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все

субъективные права, выте­кающие из закона. Формы, способы и стадии реализации

каждого субъектив­ного права определяются его сущностью, механизмом пе­ревода

в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые

предусмотрены в законе.

Субъективное право как юридическая категория рас­крывается через набор

признаков, которые емко выраже­ны М. С. Строговичем: «Субъективное право лица

означа­ет выраженные в норме права и закрепленные в пей:

а) возможность пользования определенным социальным благом, б) полномочие

совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других

лиц, в) свободу поведения, поступков в границах, установлен­ных нормой права»

[11].

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при

рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов.

Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу лично­сти,

возможности пользоваться социальными благами в социалистическом обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связа­ны с удовлетворением ее

интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает

движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к

использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не

нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в

законодательст­ве возможности; они заинтересованы в социальной актив­ности

личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического

самоуправления народа.

Государство не может и не должно принуждать граж­дан к использованию прав.

Вместе с тем нормальное. функционирование политической системы социализма,

со­вершенствование социалистических общественных отношений невозможны без

активного использования тех ши­роких прав и свобод, которые вытекают из

существа со­циалистического строя и составляют неотъемлемый элемент

социалистической демократии. Провозглашая права и свободы личности,

государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и

экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.

Поскольку человек с его инте­ресами и потребностями представляет собой

главную ценность социалистического общества, то обеспечению его прав и свобод

в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-

воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства,

всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет

право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы

эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и

дисциплины, без согласования пове­дения граждан с юридическими предписаниями,

выража­ющими государственную волю, невозможно решить важ­нейшие исторические

задачи государ­ства. Поэтому государство формулирует свои требования к

гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической

ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической

власти распола­гает специальными механизмами обеспечения прав граждан и

выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должно ( поведение личности.

Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость

определенного по­ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это

может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это как

необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свои выбор

не только в сфере юридических требований и предписа­ний. На этот выбор могут

влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае

обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и

потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в

объек­тивно необходимом поведении наступает лишь при опре­деленных условиях,

предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целе­сообразный, социально

полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода

выбора включает множество факторов и не замыкается в преде­лах правовых

эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной

ориентации. Лич­ность может избрать нормы, противоречащие требова­ниям,

заключенным в обязанности.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это

«пространство свободы», осно­ванное на свободе выбора и ответственности

личности перед обществом и своими согражданами. Детерминиро­ванность

человеческих поступков реальными экономиче­скими, политическими,

нравственно-психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно

показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»

[12].

Демократическое общество — это общество социаль­ной справедливости. Поэтому

взаимообусловленность прав и обязанностей представляет собой необходимый

фактор обеспечения его нормальной жизнедеятельности. На ны­нешнем этапе

развития общества социальная ответствен­ность охватывает не только отношение

личности к своим правам, к их наиболее активному осуществлению и

ис­пользованию в интересах общества, но и отношение лич­ности к своим

обязанностям, которое связано с осознани­ем долга и необходимости выполнения

Страницы: 1, 2, 3