Курсовая: Соотношение государства и личности
Курсовая: Соотношение государства и личности
Содержание
Введение.......................................................................3
Глава 1. Понятие правового статуса личности............................. 4
Глава 2. Историческая перспектива соотношения государства и личности.........14
Глава 3. Права и свободы человека в системе ценностей........ 21
Глава 4. Современные взгляды на государство и личность....... 27
Заключение....................................................................34
Библиография..................................................................35
Введение.
Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для человека и во имя
человека, который является высшей ценностью общества, однако человек, личность
– это не пассивный субъект исторического процесса, общественных преобразований.
Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что “сущность человека
представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в
своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения,
преобразуя при этом самого себя. Человек – не абстрактное существо, а мир
человека, государства, общества”[1].
Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных процессов,
происходящих в обществе, находится человек и его позиция в значительной мере
определяет основные задачи правовой деятельности государства.
Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-
представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы
прав и свобод ? Где кончается правомерное ограничение и начинается ущемление
? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении государства и
личности был основной причиной, почему я выбрал данную тему для написания
курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства и
личности. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие
конкретные задачи:
n понятие правого статуса личности;
n изучается представление о месте прав и свобод в систем ценностей;
n анализируется опыт прошедших веков по решению данного вопроса;
n производится исследование современных точек зрения по данному вопросу.
Глава 1. Понятие правового статуса личности.
Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован как
система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в
конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности —
основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г. В. Мальцевым, что
ничего более важного и структуре права по существу нет. “Система прав и
обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению
основных юридических проблем”[2].
В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты поведения,
которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для
нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и раскрываются основные
принципы взаимоотношений государства и личности.
Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и
упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для
поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.
Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как
определенное политико-правовое состояние человека
[3]. Оно выражает юридическую принадлежность индивида к государству,
которая “выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в
институте гражданства, нормы которого определяют условия и порядок
приобретения, утраты гражданства и т. д.”[4]
. Гражданство является юридическим основанием для личности пользоваться
юридическими правами и свободами и выполнять установленные законом
обязанности, т. е. основанием правового статуса личности.
Гражданство и вытекающие из него правовые последствия неотделимы от природы
государства, от его социальной направленности.
Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и
личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и
отношения формируются в результате действия объективных закономерностей
общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и
обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие
параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. В
условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности,
образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством,
обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического
общества.
Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия правовой науки
привлекают пристальное внимание юристов. Существуют несколько подходов к
определению правового статуса личности. В структуру правового статуса
включается различный набор элементов. Наряду с системой прав и обязанностей в
правовой статус включаются: гражданство, общая правоспособность, гарантии
[5]; законные интересы[6]; юридическая
ответственность[7] и др. На мой взгляд ряд
дополнительных элементов следует считать либо предпосылками правового статуса
(например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по
отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к
обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко
выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы,
т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и
обязанностях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента
правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от
того, находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто
подлежит «правовой защите со стороны государства». Интерес—это категория
внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в
конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое
выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также
интересов личности—одна из важных функций правовой системы демократического
общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить понятие правового статуса
категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его
структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы
целесообразно включить в понятие «правовое положение личности», как это
предлагают Н. В. Витрук и В. А. Кучинский[8]
.
В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса ведутся в
основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг понятий. Это
ограничивает исследование проблемы логико-юридическим анализом, на что
справедливо обратили внимание Г. Ханаи и В. М. Чхиквадзе
[9].
Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение
понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических
категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной
деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию активной,
созидательной функции правового статуса, поскольку проблема правового
статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с социальной
активностью человека.
Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому изучение
всех юридических категорий, в том числе и правового статуса, должно
осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью индивида
Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус,— юридических
прав и обязанностей.
Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные
экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные
государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для
личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах этой
формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение личности,
устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных
сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.
Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а
реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из
закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке
широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного
правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который
порождает данное отношение.
В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Н. И. Матузов
справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализации
тех пли иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как
субъективных[10].
Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию, объему,
способам реализации. Однако закрепление того пли иного субъективного права в
законодательстве в условиях социалистического строя означает реальную
возможность индивида свободно пользоваться определенным благом в границах
и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право — форма
законодательного выражения прав человека во внутригосударственных отношениях.
Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного права, то
очевиден его не только юридический, но и социально-политический,
идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами,
предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные
возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.
Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их объем
всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Законодатель
может закреплять только такие права, для осуществления которых
сформировались социально-экономические и политические предпосылки,
вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар”
законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку
определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать”
пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных
взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности,
зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым
пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет в конечном
счете к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.
Разумеется, ни один человек не может одновременно практически реализовать все
субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и стадии реализации
каждого субъективного права определяются его сущностью, механизмом перевода
в практическое поведение людей, а также теми реальными условиями, которые
предусмотрены в законе.
Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор
признаков, которые емко выражены М. С. Строговичем: «Субъективное право лица
означает выраженные в норме права и закрепленные в пей:
а) возможность пользования определенным социальным благом, б) полномочие
совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других
лиц, в) свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права»
[11].
Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при
рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов.
Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу личности,
возможности пользоваться социальными благами в социалистическом обществе.
Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением ее
интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает
движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к
использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не
нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в
законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности
личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического
самоуправления народа.
Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию прав.
Вместе с тем нормальное. функционирование политической системы социализма,
совершенствование социалистических общественных отношений невозможны без
активного использования тех широких прав и свобод, которые вытекают из
существа социалистического строя и составляют неотъемлемый элемент
социалистической демократии. Провозглашая права и свободы личности,
государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и
экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.
Поскольку человек с его интересами и потребностями представляет собой
главную ценность социалистического общества, то обеспечению его прав и свобод
в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-
воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства,
всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет
право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы
эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без организованности и
дисциплины, без согласования поведения граждан с юридическими предписаниями,
выражающими государственную волю, невозможно решить важнейшие исторические
задачи государства. Поэтому государство формулирует свои требования к
гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической
ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической
власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и
выполнения ими своих обязанностей.
Обязанность — это объективно необходимое, должно ( поведение личности.
Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость
определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это
может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это как
необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свои выбор
не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут
влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае
обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное поведение и
потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в
объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях,
предусмотренных правовой нормой.
Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально
полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось, свобода
выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах правовых
эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной нормативной
ориентации. Личность может избрать нормы, противоречащие требованиям,
заключенным в обязанности.
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это
«пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности
личности перед обществом и своими согражданами. Детерминированность
человеческих поступков реальными экономическими, политическими,
нравственно-психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно
показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»
[12].
Демократическое общество — это общество социальной справедливости. Поэтому
взаимообусловленность прав и обязанностей представляет собой необходимый
фактор обеспечения его нормальной жизнедеятельности. На нынешнем этапе
развития общества социальная ответственность охватывает не только отношение
личности к своим правам, к их наиболее активному осуществлению и
использованию в интересах общества, но и отношение личности к своим
обязанностям, которое связано с осознанием долга и необходимости выполнения
Страницы: 1, 2, 3
|