бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Социальные и технические нормы права бесплатно рефераты

Курсовая: Социальные и технические нормы права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА – ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

( КУРСОВАЯ РАБОТА)

Выполнил:

СТУДЕНТ 1 КУРСА 7 ГРУППЫ

ИНСТИТУТА ПРОКУРАТУРЫ

БАБИЧ А. В.

Научный руководитель:

ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

Матузов Н.И.

САРАТОВ 1999

Содержание

Введение...............1-2стр.

1. социальные нормы и их классификация..2-14стр.

2. отклоняющееся поведение...15-16стр.

3. технические нормы и их классификация и взаимосвязь с социальными

нормами.16-20стр.

Заключение...........20-21стр.

ВВЕДЕНИЕ

В глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом

и порицаемом поведении. Мифология давала членам племени общие представления о

надлежащим и запрещенном (например, запрещалось убийство членов данного

клана, людоедство и т.п.). Нарушители подвергались суровым карам (избиению,

изгнанию из клана, смертной казни).

В дальнейшем возникли представления о божественном происхождении правил

поведения человека. Соблюдение этих правил поддерживал страх перед наказанием

при жизни или неминуемо после смерти.

В античных государствах (Греция, Рим) обозначается чёткая граница между

одобряемым поведением, соответствующим справедливым нормам, и отклоняющимся

от этих норм поведением.

В наше время деятельность людей, их поведение и отношения регулируются

множеством существующих в обществе норм.

Слово “норма” латинского происхождения и означает буквально: регулирующее

начало, правило, образец. По выражению Алексеева норма-это общее правило

поведения, действующее непрерывно во времени и в отношении неопределенного

круга лиц и неограниченного количества случаев

[1]. Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него.

С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять

их поведение.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются, прежде

всего, на две большие группы-социальные и технические

[2]. Это наиболее общее деление, имеющее как бы первичное, исходное

значение. Далее обе группы норм классифицируются по различным основаниям на

многочисленные виды и разновидности.

1. Социальные нормы и их классификация

Теория государства и права обращает свое внимание главным образом на

социальные нормы. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних

ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью

урегулировать поведение людей общими правилами.

Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений,

деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия

людей, выражает итог связей и отношений индивидов их деятельности.

Из этого следует, что изучение предметной, практической деятельности

людей-необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной

организации общества. Общественные отношения и деятельность неотъемлемы друг от

друга, эти явления взаимосвязаны, хотя и не тождественные. Общественные

отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Появление

социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом

от животной стадии людей к человеческому обществу, с прогрессом социализации

отношений с поведением человека как особого природно-биологического и

общественного существа[3]. При помощи

социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей,

решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Люди не просто “относятся друг к другу “ за категорией “отношение” стоят

интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными

и духовными ценностями. Каждому типу общественного развития, с его особенностям

производства, материальной и духовной культуры присущ свой характер обмена,

объективирующегося в устойчивых, повторяющихся общественных связях, формах

деятельности людей. Эта деятельность неотделима от сознания и воли людей,

которые являются ее предпосылкой и регулятором, определяют ее цели. Социальные

нормы образуются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей

формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают

закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и

освоения окружающей действительности и конкретизируемые в виде социальных норм

[4].Так, для того чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать

свой род, добывать продукты питания, соблюдать элементарные запреты. Выработка

соответствующих правил и является сознательно волевой деятельности людей по

отношению объективных закономерностей общественного развития, в результате

которой устанавливаются социальные нормы.

Действуя сознательно люди не свободны в выборе характера деятельности, т.к.

должны считаться объективными предпосылками человеческого существования.

Ставя перед собой определенные цели, люди не могут не учитывать той

объективной детерминации, которая предстает как общественная необходимость.

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило

поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на

конкретное лицо (т. е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц,

оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих

правил поведения характерны многогранность применения длительность действий,

неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается в определенном

качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами)

[5].

Социальное взаимодействие людей объективно проявляется в повторяющихся актах

производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и

отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с

возникновением труда и обмена появляется, и потребность их упорядочить.

Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий

особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его

развития.

Подводя итог вышесказанному мы можем отметить, что социальные нормы это

сознательно волевая деятельность людей, общеобязательные правила поведения

людей в их взаимоотношениях между собой, определяемые в конечном итоге опытом

исторического развития, национальными особенностями, существующими

экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемые в исполнение

сознательностью масс, а также в необходимых случаях мерами государственного

принуждения, либо общественным воздействием. Социальная норма не просто

абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное

действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае

действительные поступки становятся правилом[6]

.

Таким образом, социальная норма формируется в ходе сознательной, целеполагающей

деятельности людей, обусловленной, в конечном счете, объективными факторами,

придающим нормам “объективную властность”[7]

.

Объективный характер социальной норм определяется следующими обстоятельствами:

­­­– социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем

в само регуляции, в поддержании стабильности и порядке

– норма неотделима от отношений обмена, характер которых также

детерминирован способом производства и распределения

– материальные и духовные блага, выступающие объектом обменных

операций, не произвольны, а заданы существующими экономическими и социально

культурными условиями.

Вместе с тем в социальной норме неизменно присутствуют субъективные качества,

поскольку потребность общества в поддержании устойчивости субъективно

осознается классами, индивидами, социальными группами. Результатом такого

осознания является стремлением взять под защиту одну группу норм “перекрыть”

действие других, приспособить определенные нормативные системы к наиболее

оптимальному обслуживанию общих, классовых или групповых интересов. Такое

субъективное осознание социальной значимости объективных социальных норм

играет чрезвычайно важную роль в установлении в обществе ценностных эталонов

и стандартов, усиление воздействия социальных норм на сознание и поведение

людей.

Мы остановимся на синтезе объективного и субъективного в социальной норме,

поскольку по этому вопросу существуют различные точки зрения. Одна из них

состоит в констатации объективной природы, социальной нормы, возникающей в

повторяющихся общественных и выражающей их внутренние закономерные связи.

Сторонники данной позиции выводят социальную норму из деятельности людей

“деятельность “нормативна” изначально “нормы” присутствуют в той или иной

степени на всех ее этапах”[8].Объективный

характер социальных норм отстаивают М. И. Бобнева

[9], С. Анисимов[10], В.Брожик

[11].

Другая точка зрения заключается в том, что социальная норма – элемент

общественного и индивидуального сознания, продукт специализированной

идеологической деятельности различных субъектов нормотворчества

[12].

Обозначая свою позицию по этому вопросу хочу отметить, что процесс

становления, формирования социальных норм фактор субъективный. Вырабатываются

они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной

необходимостью.

Социальные нормы чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны и

регулируемые ими общественные отношения. Юридическая наука подразделяет

социальные нормы исходя из таких критериев как:

– способ формирования

– сфера действия

– социальная направленность

С этой точки зрения выделяются:

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: они закрепляются в законах издаваемых государством, четко

описывает границу поведения и наказания за их нарушение. Они выступают в

качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и

характер взаимоотношений между ее частями. Соблюдение правовых норм

обеспечивается силой государства. При этом юридические нормы, по мнению

С.С.Алексеева должны регламентировать поведение людей с таким расчетом, чтобы

разрешались всевозможные конфликты, столкновения интересов

[13]. До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь

при аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе,

естественной чертой которого является политический, экономический и

культурный плюрализм (это, однако, не следует противопоставлять

юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений

перед законом). В условиях же тоталитарных режимов (когда о

главенствующей роли права уже не может идти речи), представление о

системе формирования права, а, следовательно - и юридических норм

обычно подменялось тезисом о государстве как о единственном источнике

права. Средства обеспечения выполнения правовых норм, как правило,

ограничивались лишь мерами принудительного, насильственного воздействия.

Данная так называемая “ нормативная “ теория права явилась попыткой

официального оправдания государственного произвола.

Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение юридических

норм в отношении норм политических. В советском обществе, например,

приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы

предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на

нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а

стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое

распространение получила беспрецедентная форма регулирования -

совместные акты партийных и государственных органов. Прямым

результатом отрицания приоритета права над политической властью является

государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания

закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих

правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной

обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким

образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена

превратить насилие в единственное средство охраны политического режима.

Еще одной особенностью тоталитарных режимов часто являются

неадекватные меры воздействия за нарушение юридических норм.

Объяснение этого явления, казалось бы, напрашивается само собой: если

государство в состоянии обеспечить себе повиновение путем возбуждения

мотивации к правомерному поведению угрозой к страданию, то для достижения

наилучшего результата ему, по-видимому, остается только усиливать

угрозу. Поднимая степень страдания, которым грозят нормы права в

случае их нарушения, государство способно преодолеть все мотивы и

обеспечить идеальное повиновение. Однако, как отмечается в теоретической

литературе “ этому выводу противоречит действительность, которая

показывает, что чем культурнее государство, тем меньшими

усилиями достигает оно наибольших результатов. ”

[14]

До сих пор феномен правовых норм освещался в данной работе лишь при

аксиоматическом условии их формирования и реализации в обществе,

естественной чертой которого является политический, экономический и

культурный плюрализм (это, однако, не следует противопоставлять

юридическому единообразию, равенству всех субъектов общественных отношений

перед законом). В условиях же тоталитарных режимов (когда о

главенствующей роли права уже не может идти речи), представление

о системе формирования права, а, следовательно - и юридических норм

обычно подменялось тезисом о государстве как о единственном источнике

права. Средства обеспечения выполнения правовых норм, как правило,

ограничивались лишь мерами принудительного, насильственного

воздействия. Данная так называемая “ нормативная “ теория права

явилась попыткой официального оправдания государственного произвола.

Почву для тоталитарных режимов создает и подчиненное положение юридических

норм в отношении норм политических. В советском обществе, например,

приоритет политики выступал как непреложный закон. Партийные директивы

предшествовали принятию законов, оказывали активное воздействие на

нравственность, эстетику, предельно ограничивали свободу совести, а

стало быть, и действие моральных и религиозных норм. Широкое

распространение получила беспрецедентная форма регулирования -

совместные акты партийных и государственных органов. Прямым

результатом отрицания приоритета права над политической властью является

государственное насилие. Государство свободно в выборе содержания

закона, ибо действует вне зависимости от объективно возникающих

правовых норм и связывает реализацию закона не с его объективной

обусловленностью, а преимущественно с мерами принуждения. Таким

образом, подобная власть не имеет никакой правовой базы, и вынуждена

превратить насилие в единственное средство охраны политического режима.

Еще одной особенностью тоталитарных режимов часто являются

неадекватные меры воздействия за нарушение юридических норм.

Объяснение этого явления, казалось бы, напрашивается само собой: если

государство в состоянии обеспечить себе повиновение путем возбуждения

мотивации к правомерному поведению угрозой к страданию, то для достижения

Страницы: 1, 2