Курсовая: Принципы права
Курсовая: Принципы права
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Понятие и роль принципов права. 5
Глава 2. Классификация принципов права. 12
2.1. Общеправовые принципы. 12
2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы права. 21
Заключение. 25
В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы.
Смысловое значение слова “принцип” в русском языке - “руководящее начало” или
“основополагающая идея”. Законодательство, будучи социальным явлением,
создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-правовых
предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений, также
основано на определенных принципах.
В юридической литературе предметом научного исследования обычно становятся
принципы права. Например, С.С. Алексеев под принципами права понимает
выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его
создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни
[1]. Заметим, что эта проблема в юридической литературе достаточно хорошо
исследована.
Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или
ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.
Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую
жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только сущность, но
и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и
весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное
влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания,
установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права
выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой
покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его
система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой,
правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных
органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень
слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея
общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего
единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм
и правовых отношений, субъективного и объективного права.
В этом мы видим актуальность данного вопроса.
Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно
обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества,
существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства
и права, характером господствующего в стране политического и государственного
режимов, основными принципами построения и функционирования политической
системы того или иного общества.
Целью нашего исследования является изучение принципов права.
Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:
· Анализ понятия принципов права и их роли;
· Изучение их видов в соответствии с предложенной классификацией.
Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной
юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее
ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и
закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что
сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в
основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные
недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те
основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах
законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут
обнаруживаться только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести
руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые
в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим
негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы
их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве
им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм,
а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании
все тех же норм[2].
По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до
вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания
нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не
приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений.
Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к
системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов
правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а
не абстрактным правилам поведения.
Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими
вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к
которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным
свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому,
не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их
законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с
правосознанием и правоотношениями.
Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к
законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход
предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных как
генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом
термины “принципы права”'', “юридические принципы”, “основополагающие идеи”,
“отправные начала”, “руководящие положения” используются как синонимы.
Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении
детерминированности их содержания объективными социальными закономерностями.
Согласно материалистическому пониманию отправных начал они являются отражением
важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений.
“Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны
лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории”.
Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями
человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных
закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи,
имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок
общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению
и развитию[3].
В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов:
распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только
праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в
содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных
(социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные черты
общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей
особенностью этих отношений является то, что существовать и нормально
развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения
собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного
права выступают принципы разделения властей, защиты собственности,
демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические,
нравственные устои существующего общественного строя.
Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании
другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они выражают
особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных
регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового
регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического
равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей,
законности, единства объективного и субъективного права, государственной
гарантированности[4].
Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать
эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае
происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования
и его регулятора.
Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью,
детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но
и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его
разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности
юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить
здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в
виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в
гносеологическом плане юридические принципы.
Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной
действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами
права. В противном случае последние утратили бы способность положительно
воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов
существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным,
главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же конкретные
юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением
объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со
свободой труда в бывшем советском законодательстве, нивелированной
установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и
уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как
гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они наиболее
правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и
существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в
обществе на данный момент уровнем ее познания.
Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом плане по
сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их
зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном
этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого
юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во
многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной
практической деятельности людей. Исторически принципы права появились
значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде
юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных
процессов на уровне их сущности. «От фактического к нормативному - вот процесс,
вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых
являются нормы». Вследствие этого для обычая как для нормативности,
формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения
вещей, а не является абстрактным эталоном поведения. Типизацией и
абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может
служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь
после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы
[5].
Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается
не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением
общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой
возникает объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных
руководящих положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических
норм уже не позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно
малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и
средств. Принципы права позволяют придать правовому регулированию научность и
значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью
абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, они
способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в
социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование ``вперед'',
дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на
деятельность людей. Поэтому отправные начала, являясь закономерным
результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей
становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.
Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать,
отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент
подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом
особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами права,
фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в правоотношениях.
Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую
характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия
[6].
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные
принципы международного права являются составной частью правовой системы
России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал
международного права не означает их обязательного закрепления в международных
договорах и иных формальных источниках юридических норм. Кроме того,
законодательная, в том числе и конституционная, фиксация руководящего
положения еще не означает его окончательного перехода из сферы правосознания
в практическую плоскость. Если оно масштабно игнорируется субъектами, к
которым обращено, то принципом права в полной мере назвать его еще нельзя,
поскольку отсутствует элемент его общего признания в качестве такового в
правоотношениях.
Можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те,
которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и
основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в
деятельности органов правосудия, иных субъектов внутригосударственного и
международного права, несмотря на отсутствие их формальной фиксации в
объективном праве.
Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое
предназначение. Можно констатировать наличие у них двух функций: внутренней и
внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм,
обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные
предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им
соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых
началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю
функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие
на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими
конкретные юридические нормы[7].
Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании
поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается
только рамками правоприменения при пробелах в законодательстве или при
противоречии отправным началам его конкретных норм. Непосредственное
регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда у субъектов имеется
возможность реализовать требования принципов, не прибегая к правоприменению.
Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки,
которые составляют нравственную и организационную основу возникновения,
развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны
формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу
данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.
С одной стороны, принципы права отражают его объективные свойства, обусловленные
закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих
Страницы: 1, 2
|