бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Принципы права бесплатно рефераты

Курсовая: Принципы права

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие и роль принципов права. 5

Глава 2. Классификация принципов права. 12

2.1. Общеправовые принципы. 12

2.2. Межотраслевые и отраслевые принципы права. 21

Заключение. 25

Введение

В основе любой осознанной деятельности человека лежат определенные принципы.

Смысловое значение слова “принцип” в русском языке - “руководящее начало” или

“основополагающая идея”. Законодательство, будучи социальным явлением,

создаваемым людьми с целью юридического закрепления нормативно-правовых

предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений, также

основано на определенных принципах.

В юридической литературе предметом научного исследования обычно становятся

принципы права. Например, С.С. Алексеев под принципами права понимает

выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его

создание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни

[1]. Заметим, что эта проблема в юридической литературе достаточно хорошо

исследована.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или

ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Отражаясь, прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую

жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только сущность, но

и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, статику, но и

весь процесс его применения, его динамику. Принципы права оказывают огромное

влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания,

установления гарантий соблюдения правовых требований. Принципы права

выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой

покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся его

система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой,

правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных

органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень

слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея

общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего

единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм

и правовых отношений, субъективного и объективного права.

В этом мы видим актуальность данного вопроса.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно

обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества,

существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства

и права, характером господствующего в стране политического и государственного

режимов, основными принципами построения и функционирования политической

системы того или иного общества.

Целью нашего исследования является изучение принципов права.

Для достижения данной цели мы поставили следующие задачи:

· Анализ понятия принципов права и их роли;

· Изучение их видов в соответствии с предложенной классификацией.

Глава 1. Понятие и роль принципов права.

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной

юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее

ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и

закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что

сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в

основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные

недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те

основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах

законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут

обнаруживаться только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести

руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые

в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим

негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы

их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве

им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм,

а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании

все тех же норм[2].

По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до

вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания

нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не

приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений.

Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к

системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов

правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а

не абстрактным правилам поведения.

Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими

вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к

которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным

свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому,

не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их

законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с

правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к

законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход

предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных как

генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом

термины “принципы права”'', “юридические принципы”, “основополагающие идеи”,

“отправные начала”, “руководящие положения” используются как синонимы.

Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении

детерминированности их содержания объективными социальными закономерностями.

Согласно материалистическому пониманию отправных начал они являются отражением

важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений.

“Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны

лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории”.

Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями

человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных

закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи,

имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок

общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению

и развитию[3].

В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов:

распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только

праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в

содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных

(социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные черты

общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей

особенностью этих отношений является то, что существовать и нормально

развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения

собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного

права выступают принципы разделения властей, защиты собственности,

демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические,

нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании

другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они выражают

особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных

регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового

регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического

равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей,

законности, единства объективного и субъективного права, государственной

гарантированности[4].

Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать

эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае

происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования

и его регулятора.

Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью,

детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но

и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его

разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности

юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить

здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в

виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в

гносеологическом плане юридические принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной

действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами

права. В противном случае последние утратили бы способность положительно

воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов

существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным,

главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же конкретные

юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением

объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со

свободой труда в бывшем советском законодательстве, нивелированной

установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и

уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как

гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они наиболее

правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и

существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в

обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом плане по

сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их

зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном

этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого

юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во

многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной

практической деятельности людей. Исторически принципы права появились

значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде

юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных

процессов на уровне их сущности. «От фактического к нормативному - вот процесс,

вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых

являются нормы». Вследствие этого для обычая как для нормативности,

формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения

вещей, а не является абстрактным эталоном поведения. Типизацией и

абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может

служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь

после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы

[5].

Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается

не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением

общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой

возникает объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных

руководящих положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических

норм уже не позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно

малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и

средств. Принципы права позволяют придать правовому регулированию научность и

значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью

абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, они

способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в

социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование ``вперед'',

дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на

деятельность людей. Поэтому отправные начала, являясь закономерным

результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей

становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.

Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать,

отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент

подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом

особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами права,

фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в правоотношениях.

Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую

характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия

[6].

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные

принципы международного права являются составной частью правовой системы

России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал

международного права не означает их обязательного закрепления в международных

договорах и иных формальных источниках юридических норм. Кроме того,

законодательная, в том числе и конституционная, фиксация руководящего

положения еще не означает его окончательного перехода из сферы правосознания

в практическую плоскость. Если оно масштабно игнорируется субъектами, к

которым обращено, то принципом права в полной мере назвать его еще нельзя,

поскольку отсутствует элемент его общего признания в качестве такового в

правоотношениях.

Можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те,

которые закреплены в законодательстве и иных источниках правовых норм, но и

основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в

деятельности органов правосудия, иных субъектов внутригосударственного и

международного права, несмотря на отсутствие их формальной фиксации в

объективном праве.

Функциональный аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое

предназначение. Можно констатировать наличие у них двух функций: внутренней и

внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм,

обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные

предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им

соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых

началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю

функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие

на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими

конкретные юридические нормы[7].

Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании

поведения субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается

только рамками правоприменения при пробелах в законодательстве или при

противоречии отправным началам его конкретных норм. Непосредственное

регулятивное воздействие проявляется и тогда, когда у субъектов имеется

возможность реализовать требования принципов, не прибегая к правоприменению.

Глава 2. Классификация принципов права.

2.1. Общеправовые принципы.

Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки,

которые составляют нравственную и организационную основу возникновения,

развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны

формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу

данного права как демократического или, напротив, тоталитарного.

С одной стороны, принципы права отражают его объективные свойства, обусловленные

закономерностями развития данного общества, всей гаммой исторически присущих

Страницы: 1, 2