Курсовая: Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти
Курсовая: Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права» на тему:
«Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной
власти»
Выполнил:
студент III-го курса ОДО В. Е.
Резников
Принял:
к. ю. н.
А. В. Бошук
г. Краснодар, 1999г.
Содержание
Введение.......................................................................3
I. Историко–правовые корни принципа разделения властей 5
II. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства............................................................. 12
1. Законодательная власть и ее органы....................... 14
1.1. Понятие парламента и его структура..................................... 14
1.2. Полномочия парламента....................................................17
2. Исполнительная власть и ее органы........................ 21
2.1. Понятие исполнительной власти............................................21
2.2. Глава государства........................................................23
2.3. Правительство............................................................28
3. Судебная власть и ее органы......................................... 30
3.1. Понятие судебной власти..................................................31
3.2. Осуществление судебной власти............................................33
IV. Реальное осуществление принципа разделения властей. 36
Заключение....................................................................45
Список использованной литературы.............................. 48
Введение
Тема “Принцип разделения властей” в истории государства и права является
достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского
государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на
протяжении длительного исторического периода данная тема не находила
отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения
властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической
цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и
соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов
ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели —
создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения
властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное
внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы
уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса,
как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении
принципа разделения властей в теории государства и права можно выделить
следующий круг вопросов:
Каковы исторические корни принципа разделения властей?
Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствах мира,
в России?
Как принципа разделения властей разрешается в теоретических трудах мыслителей
прошлого и настоящего времени, как зарубежных, так и российских?
Каково содержание принципа разделения властей?
Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты,
научно–учебные пособия: М.Н. Марченко “Теория государства и права”, В.Н.
Хропанюка “Теория государства и права”, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе
“Конституционное право Российской Федерации”, З.М. Черниловского “Всеобщая
история государства и права”; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной
“История политических и правовых учений России”, М. Валуева “Исторические
типы философии”; энциклопедические издания, а также материалы периодических
изданий.
В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке
на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева, Н.М.
Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение
принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В
научно–учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе,
помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен
анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том
числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция
Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения
властей.
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование
научного материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.
I. Историко–правовые корни принципа разделения властей
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм
функционирования всех видов политической и неполитической власти.
“Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между
субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс,
побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который
воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем
власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти
обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также
неполитическом — экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда
второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до
конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или
распоряжения и составляющий сущность власти)”
[1].
Таким образом, понятие “разделение власти” достаточно широкое и не отделимо
от понятия “власти” и принимает при этом самые различные формы выражения. В
связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь
развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом
государстве в качестве одного из основополагающих принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования
государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в
которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в
одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и
ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного
отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её
разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых
властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и
характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних
этапах: вождя и военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины,
епископ–рыцарь, глава ордена и т.п.)
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти,
власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за
унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или
господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними
продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в
России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и
обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах
мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в
пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых
мусульманских странах, например, Иран) — в пользу значительного политического
влияния религиозных начал жизни общества, его политико–правовой системы и
культурного уклада.
Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение
профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём
законодательного органа — магистратуры (исполнительного учреждения) и
судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным
управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая
система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое
разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ
государства Нового времени, которое функционирует как система функционально
разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов
власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина
законодательных, исполнительных и судебных функций включая функциональное и
территориальное разделение власти между монархическим центром и
провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с
сословным представительством частично избранных, частично включённых в него
“по праву” из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное
средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов,
которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и, в
последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов
и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой
разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые
и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции,
как это имело место в Верховном тайном совете в России послепетровского
периода, когда из восьми членов совета (“верховников”) шестеро представляли
две знатнейшие фамилии — Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и
эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы
(лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более
совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и
функционального разделения государственной власти наступил в начальный период
Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное
государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в
большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в
более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно
должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время
торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской
монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и
доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между
сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в
нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные)
структуры.
“Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:
· происходила централизация парламентских структур, смещение
парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования
представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);
· укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная
исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных
служащих;
· завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы
надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей
(сеньориальной) верхушки — специализированным судебным органам”.
[2]
Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-
философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского
общества и правового государства, и конституционного строя, реализация
которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою
очередь зависела от разделения её на три относительно автономные,
взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей
сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих
веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах
древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий
принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован
Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база
была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше),
а толчком к её оформлению послужили буржуазны революции в Англии
(1640–1648гг.) и в последствии во Франции (1789–1794гг.).
В основании политической философии Локка (1632–1704гг.) и либерализма лежит идея
собственности (“Трактаты о правительстве”). “Государство и гражданское общество
покоятся на собственности (имелась в виду частная и личная собственность). В
естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно,
но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе
общественного договора учреждается государство — социальный институт для охраны
собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений.. Но и в
государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от
произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела
исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство .. Но и в
обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная
свобода для толкования и применения законов .. Когда, например, судьями
являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что
и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства,
фактическим беззаконием . . Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов —
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей
каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве
законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей
исполнительной — король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между
аристократическим и демократическим сословиями”
[3].
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее
чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в “Проектах и
записках”. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о
конституционной монархии, которая управляла бы на “непременном законе”.
Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с
необходимостью разделения властей. “Законодательная власть должна быть вручена
двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается
сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава
исполнительной власти — монарх участвует в деятельности Думы, но “никакой новый
закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей,
налогов и повинностей уважаются в Думе”. Мнение Думы свободно, и поэтому монарх
не может “ни уничтожить законов, ни обезобразить их”, так как в своих действиях
исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть
реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим
судебным органом — Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как
человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский
предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия
в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а
частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под
председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но
законы, “коим вводится какая–либо перемена в отношении сил государственных или
в отношении частных лиц между собой”, утверждаются непременно и исключительно
Государственной Думой”[4]
Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом. Нетрудно
заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип разделения
властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно,
предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного
противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство,
чётко высказанное противником разделения власти Н.М. Карамзиным: “Две власти в
одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг
друга”.[5] Рассмотренные выше проекты
механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали наличие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|