бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Президент России и его правовой статус бесплатно рефераты

Курсовая: Президент России и его правовой статус

Оглавление

Введение

2

Глава 1 Правовое положение Президента РФ.

3

1.1 Становление и развитие института президенства в России. 3

1.2 Основные функции Президента РФ.

5

Глава 2 Прекращение полномочий Президента РФ.

10

Заключение.

22

Список использованной литературы.

23

Приложение

24

Введение.

Президенство является относительно молодым институтом российского

конституционного права. Однако этому институту посвещено достаточно большое

число специальных исследований. Особо хотелось выделить: Котенков А. А.

Президент : становление взаимоотношений в законодательном

процессе.//Государство и право. 1998 г.Окуньков Л. А. Президент

РФ:Конституция и политическая практика. М. 1997. Радченко В. И. Президент в

конституционном строе РФ.- С.: Юнона 2000 г. и Сахаров Н. А. Институт

Президента в современном мире.- М.:

Данная проблема достаточно подробно рассматривается также в учебной

литературе. Особенно в учебниках Баглая М.В. Тихомирова Ю.А. Дмитриева Ю. А.

Венгерова А. Б.

Глава 1 Правовое положение Президента РФ.

1.1 Становление и развитие института президенства в России.

Учреждение в системе государственной власти РФ поста Президента значительно

усилило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого

института открыло новый этап в развитии российской государственности.

Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает

«сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава

государства, получающий свои полномочия путем выборов

1.

Исторические корни института президентства уходят в старую римскую

экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных

опасностей, угрожающих существованию государства.

В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции,

мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых

государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее

время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является

президент.

При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить

пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила

соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако дальше дело не

пошло. Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была

прервана.

С середины 70-х годов вновь при подготовке Конституции обсуждался вопрос о

президентстве. Но подготовленный проект Конституции не предусматривал этой

должности.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны вскоре после прихода

М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в

ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента

СССР, однако была спроектирована другая должность – Председателя Верховного

Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального

Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден

пост Президента СССР.

Как видно, процесс становления института президентства в нашей стране

затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так

и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает

признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном

законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия

Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя

сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной

власти, особенно в высших ее эшелонах.

С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное

решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив,

общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу

целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР

институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но

введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены

посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в

Российской Федерации.[2]

В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам

всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента

определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1,

основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993

года.[3]

1.2 Основные функции Президента РФ.

Основные функции Президента как главы государства определены Конституции

Российской Федерации4. Президент

Российской Федерации:

а) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека

и гражданина.

б) в установленном Конституцией Российской Федерации порядке, он принимает

меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и

государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и

взаимодействие органов государственной власти.

в) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами

определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

г) как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в

международных отношениях.

Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав

и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен

обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои

конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для

этого он должен обращаться к любому Федеральному органу власти и органу

власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в

соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а

не Конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать

федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как

гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может

оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не

соблюдает Конституцию РФ, а когда при этом ущемляются или нарушаются права и

свободы граждан или групп населения. Президент не только вправе, но и обязан

принять меры, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной

основе, если на территории государства действуют организованные преступные

банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и

реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.

Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности

судебной системы.

Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать

по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и

законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные

Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная власть (действующая по своему

усмотрению), неизбежная в любом государстве, не является сама по себе

нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно,

действия главы государства не ведут к репрессиям и широкому нарушению прав

человека, не взрывают механизм общего согласия и не приводят к массовым

неповиновениям властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права

граждан на судебное обжалование действий президента. Как гарант прав и свобод

граждан, Президент обязан разрабатывать и представлять законы, а в случае их

отсутствия принимать Указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан

(пенсионеров, инвалидов, военнослужащих...), по борьбе с организованной

преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране

суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. И здесь

Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных

Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без

которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Только Президент меру

своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения

суверенитета, независимости и государственной целостности, и предпринять

соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь

не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней

агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы.

Конституция предусматривает порядок объявления войны, но может возникнуть

экстраординарная ситуация, требующая от Президента быстрого и адекватного

реагирования.

Грош цена всей конституционной законности, если Президент не реализует своей

конституционной функции и допустит территориальный распад государства,

внешнее вмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.

Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в

“установленном Конституцией РФ порядке” (например, путем введения военного

или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст. 87 и ст. 56

Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых

порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также

Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания

своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию

Конституции с помощью Конституционного суда (в России другие органы

государственной власти правом толкования Конституции не обладают)

Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению

согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной

власти. Президент РФ играет роль арбитра, если основные власти не находят

согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из

этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим

мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для

взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так

и на уровне отношений органов власти Федерации и субъектов РФ и между

различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных

направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, что эта

функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными

законами. Упоминание в этой связи федерального закона указывает на то, что в

определении основных направлений внутренней и внешней политики участвует

также и Федеральное Собрание. И процесс определения основных направлений

политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального

Собрания, но они всегда имеет возможность откорректировать президентский курс

по тому или иному вопросу путем принятия соответствующего федерального

закона.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе

направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство

внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего

государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет

переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России

международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов

и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он

пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных

визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на

российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут

быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

5

Глава 2 Прекращение полномочий Президента РФ.

Согласно ст. 91 Конституции, Президент обладает неприкосновенностью. Это

означает: никто не может применить в отношении Президента физического или

психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни

привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности

Президента; наконец, Президента нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения

обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению

полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с

истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги

вновь избранным Президентом РФ.

В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и

практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий

Президента РФ. В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной этим вопросам,

говорится: “ Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий

досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья

осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При

этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех

месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий ''. Особое

значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: " Во всех случаях, когда

Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет

Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности

Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать

референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений

Конституции Российской Федерации ''.

Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения

полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья

осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим

каждый из них.

Отставка. Это добровольный уход с поста подписанием письменного

заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в

данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем

Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже

бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом

объявить, что он « передумал » и отзывает свое заявление об отставке.

Правда, возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя

Правительства исполнение обязанностей Президента при отставке последнего

автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале

исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы

полезным толкование ст. 92 Конституции со стороны Конституционного суда РФ.

Можно, предположить такое толкование. Поскольку Конституция говорит лишь об

отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку

принять. Начало развития событий, вызывается фактором официального объявления

Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с

указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого

начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном

выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Причем отставка должна

следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня

о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как

подобная ситуация и предполагает для Президента возможность « передумать » и

отозвать свое заявление.

C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается

автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою

очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в

исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного

спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных

дел. Но не более того.

Состояние здоровья. При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в

связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

Первая ситуация. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и

Страницы: 1, 2