Курсовая: Правовое государство в России
Курсовая: Правовое государство в России
Содержание
Введение.......................................................................2
Глава I - Идеи правового государства в России..................................4
Глава II. Взаимосвязь государства и права как фактор становления и
саморазвития правового
государства..................................................................
................. 13
Глава III. Угроза правовому государству и конституционным основам демократии
в
России.......................................................................
..................................... 20
Заключение....................................................................25
Библиографический список......................................................26
Введение
Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда
вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них
замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в
его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из
них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное
воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация
длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу,
создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не
может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и
анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления
правового государства может показать путь, формы, методы, которые
целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового
государства в России.
Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не
было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы,
происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности,
предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по
отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод
человека. В течение длительного времени данная область деятельности была
ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.
В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели
правового государства.
Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих
представлений о государстве и праве, законности и конституции,
правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в
политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций,
выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по
отношению к государству. В этом контексте необходимо определить, меняются ли
функции и роль правового государства применительно к разным типам общества
или остаются неизменными.
Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг от
друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Означает
ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к
определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера?
Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто преходящих
обстоятельства по отношению к государству и обществу право всегда выступает
прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в обществе экономические,
политические и иные отношения.
В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные
право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит
определенный порядок в общество и государство, создает юридические
предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма
контроля, которые весьма разносторонни - от изучения лиц уполномоченных
государством до рассмотрении дел о нарушении прав.
Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и
функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному,
хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным
сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.
Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим
является правовое государство - это его становление и развитие в России.
Современная Российская действительность, со всей присущей ей
консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на
необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся
подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это
с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и
процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.
Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось
столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно свешен как у
отечественных, так и у зарубежных ученых. Например, безотлагательного
рассмотрения требуют проблемы легитимности государственной власти и ее
преемственности и ряд других вопросов. В основном необходимая информация была
почерпнута из правовой периодики.
Тем не менее, нельзя не отметить работу: Соколов А.Н. Правовое государство.
Идея, теория, практика. Курск, 1994, в которой освещены многие из
поставленных вопросов, отличающуюся как значительным количеством практического
материала, так и высокой убедительностью теоретического анализа.
Глава I - Идеи правового государства в России
За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на первый план
теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как известно,
советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового
государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация коренным
образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к
теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового государства
применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к
проблемам формирования и развития концепции правового государства в истории
политической мысли, их состояния в западной политологии.
Следует сказать, что с конца XIX в. популярность идей правового государства
значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимосвязанных между
собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму,
сопровождалось углублением общих противоречий и резкой поляризацией
социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и
способами эти противоречия могут быть разрешены. Первая половина XX в. прошла
под знаком явного преобладания конфронтационной идеологии. В 30-е годы
подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые тона фашистских диктатур,
а в нашей стране установился не менее одиозный сталинский режим. Как реакция
на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к проблемам прав
человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства наполняются
общедемократическим содержанием, направленным против авторитаризма и
тоталитаризма. В нашей стране и других странах бывшего социального лагеря
борьба с авторитаризмом затянулась на более длительные сроки. Первыми за
утверждение общепризнанных прав человека здесь выступили различные группы
правозащитников; к настоящему времени эти идеи нашли отражение в программных
документах многих политических партий и законодательных актах.
Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует
избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время
правовое государство выступает идеалом, своего рода лозунгом, конституционным
принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране.
Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми,
нередко расходится с нормами конституции.
Существовали государства, в которых каждый шаг граждан, каждое их действие
попадало или могло попасть под надзор чиновников. Наше советское государство,
особенно в сталинский период, было именно таким. Там гражданин должен был,
если велено, требовать смерти ни в чем не повинных людей, вступать в
различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы, и так далее. И уж ни в
коем случае открыто не осуждать действие власти, партии. Известно немало
примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом заменяла
церковь, либо феодал. Словом, человек как личность до конца XVII - XVIII
веков, почти нигде, за отдельными исключениями, не обладал свободой,
защищенной законом, а произвол властей или других сил был огромен.
В XVIII-XIX веках постепенно формировалось то, что называется гражданским
обществом, в некоторых странах Европы и США. В настоящий момент суть этого
понятия можно описать так: Государство не регулирует всю жизнь общества с
помощью приказов чиновников, а только строго обусловленную законом сферу.
Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает
связь последнего с экономикой. И это не случайно. Ведь среди прочих, право
беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, заключать любые не
запрещенные сделки. В гражданском обществе, власть несет ответственность
перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют возможность влиять на
нее через средства массовой информации, организации, путем различных акций. В
этом обществе огромную роль играют самодеятельные объединения граждан.
Например, организации потребителей не надеются только на государственных
чиновников. Следовательно, чем больше проблем могут разрешить сами граждане,
их коллективы, организации и тому подобное - тем меньше забот у государства.
И неслучайно в подобном обществе колоссальную роль играет суд. Это, конечно,
государственная организация. Именно через суд граждане и организации
разрешают многочисленные споры между собой и даже оспаривают действия
должностных лиц. В прежние времена в СССР люди заваливали миллионами жалоб ЦК
КПСС и другие властные органы, поскольку очень много вопросов решалось только
злой или доброй волей чиновников. В правовом государстве с гражданским
обществом это немыслимо. В России уже немало сделано для перехода от
государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к
гражданскому обществу (свобода выезда и въезда, слова и мнения). Но с другой
стороны, люди и организации все еще ждут, что их проблемы за них решит
власть.
Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои
особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что
граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового
общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и
свобод, приоритету права над государством.
Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием
необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет достаточно
высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного
потенциала общества.
Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы
общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют
место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта
сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных
органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества;
право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается
независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством.
Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию,
готовностью подчиняться общим правилам и интересам [2, с.10]. Гражданское
общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих
свою индивидуальность и творческую инициативу [3, с.34].
В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Советская
юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме
государственной власти как "работающей корпорации" - и законодательствующей,
и исполняющей законы одновременно. Власть рассматривалась в плане разделения
труда по ее осуществлению, характеризовалась в структурно-функциональном
"ключе". Отрицалась сама целесообразность исследования законодательной,
исполнительной и судебной властей по отдельности.
Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно эта,
изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов
позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от
злоупотреблений.
В Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно
которому государственная власть осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей
представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.
Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими аналогичными
государственными органами. Они избираются непосредственно народом и иным
путем формироваться не могут. Решения законодательной власти обязательны к
исполнению соответствующими субъектами права.
Большой объем работы в сфере управления государственными делами возложен на
исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах компетенции,
определяемой Конституцией и другими законами, в целях организации исполнения
актов законодательной власти и других нормативных правовых актов.
О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей можно
говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной
достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная
власть.
Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право органов
судебной власти действовать независимо от других. В систему ее федеральных
органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный
Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют на основе
закона.
По мере продвижения России по пути демократических реформ и преобразований
принцип разделения властей в стране все более наполняется реальным
содержанием. Так, в становлении судебной власти большую роль предстоит
сыграть Закону о судебной системе Российской Федерации [4].
Пробивает себе дорогу в отечественной юридической науке и практике отвечающий
реалиям правовой государственности подход к характеристике права как системы,
воплощающей в себе общепринятые принципы и демократические ценности [5 с.89].
Это - взгляд, пришедший на смену господствовавшей в советской юридической
науке концепции права как нормативно-классового явления. Все более осознается
необходимость разграничения права и закона.
В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство.
Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей,
возможности обжаловать неправомерные действия, декларированные
фундаментальные права. Но все же основы конституционного строя России дают
возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах" не голословно. Так
следует рассмотреть главу I конституции, в которой излагаются основы
конституционного строя России (6 статей). Наиболее значимые, собственно
основополагающие положения из этих статей следующие:
1. Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления (статья 1).
2. Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью
(статья 2).
3. Единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ (статья 3).
4. Государственная власть в России разделяется на
законодательную, исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны
(статья 10).
5. Государственную власть в Российской Федерации
осуществляют: президент РФ, федеральное собрание (совет федерации и
государственная дума), правительство РФ, суды РФ (статья 11).
6. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и
применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ
(статья 15).
Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов. Для этого
требуется так же: действенное их применение, чтобы не возникало ситуации,
Страницы: 1, 2
|