бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовое государство в России бесплатно рефераты

Курсовая: Правовое государство в России

Содержание

Введение.......................................................................2

Глава I - Идеи правового государства в России..................................4

Глава II. Взаимосвязь государства и права как фактор становления и

саморазвития правового

государства..................................................................

................. 13

Глава III. Угроза правовому государству и конституционным основам демократии

в

России.......................................................................

..................................... 20

Заключение....................................................................25

Библиографический список......................................................26

Введение

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым государством, всегда

вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них

замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в

его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из

них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное

воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация

длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу,

создание любой общетеоретической концепции изучения правового государства не

может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и

анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления

правового государства может показать путь, формы, методы, которые

целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового

государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не

было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы,

происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности,

предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по

отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод

человека. В течение длительного времени данная область деятельности была

ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации.

В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели

правового государства.

Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих

представлений о государстве и праве, законности и конституции,

правотворчестве и правоприменении, правомерном поведении и о жизни общества в

политической системе. Тут были рассмотрены вопросы, касающиеся функций,

выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по

отношению к государству. В этом контексте необходимо определить, меняются ли

функции и роль правового государства применительно к разным типам общества

или остаются неизменными.

Следует также отметить что государство и право не только зависимы друг от

друга, но в то же время и сохраняют определенную самостоятельность. Означает

ли это, что такая взаимосвязь и взаимозависимость относится лишь к

определенному типу государства и не имеет общего фундаментального характера?

Нет, не означает. Независимо от типа, формы или просто преходящих

обстоятельства по отношению к государству и обществу право всегда выступает

прежде всего как регулятор. Отчасти оно регулирует в обществе экономические,

политические и иные отношения.

В этом заключается одна из его функций и назначений. Устанавливая конкретные

право и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), право вносит

определенный порядок в общество и государство, создает юридические

предпосылки для его активности и эффективности. Это своеобразная форма

контроля, которые весьма разносторонни - от изучения лиц уполномоченных

государством до рассмотрении дел о нарушении прав.

Но плачевным является и тот факт, что на практике общество знакомо с ролью и

функциями права лишь понаслышке, по этому, возвращаясь к вышесказанному,

хотелось отметить, что право по отношению к любому обществу, к различным

сторонам его жизни, а так же к государствам, выполняет разнообразные роли.

Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим

является правовое государство - это его становление и развитие в России.

Современная Российская действительность, со всей присущей ей

консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на

необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся

подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это

с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и

процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.

Степень изученности данной проблемы весьма низка. Так автору пришлось

столкнуться с нехваткой материала. Данный вопрос очень скудно свешен как у

отечественных, так и у зарубежных ученых. Например, безотлагательного

рассмотрения требуют проблемы легитимности государственной власти и ее

преемственности и ряд других вопросов. В основном необходимая информация была

почерпнута из правовой периодики.

Тем не менее, нельзя не отметить работу: Соколов А.Н. Правовое государство.

Идея, теория, практика. Курск, 1994, в которой освещены многие из

поставленных вопросов, отличающуюся как значительным количеством практического

материала, так и высокой убедительностью теоретического анализа.

Глава I - Идеи правового государства в России

За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на первый план

теоретических разработок в отечественной юридической науке. Как известно,

советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового

государства, считая ее выражением немарксистских взглядов. Ситуация коренным

образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к

теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового государства

применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к

проблемам формирования и развития концепции правового государства в истории

политической мысли, их состояния в западной политологии.

Следует сказать, что с конца XIX в. популярность идей правового государства

значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимосвязанных между

собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму,

сопровождалось углублением общих противоречий и резкой поляризацией

социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и

способами эти противоречия могут быть разрешены. Первая половина XX в. прошла

под знаком явного преобладания конфронтационной идеологии. В 30-е годы

подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые тона фашистских диктатур,

а в нашей стране установился не менее одиозный сталинский режим. Как реакция

на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к проблемам прав

человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства наполняются

общедемократическим содержанием, направленным против авторитаризма и

тоталитаризма. В нашей стране и других странах бывшего социального лагеря

борьба с авторитаризмом затянулась на более длительные сроки. Первыми за

утверждение общепризнанных прав человека здесь выступили различные группы

правозащитников; к настоящему времени эти идеи нашли отражение в программных

документах многих политических партий и законодательных актах.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует

избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время

правовое государство выступает идеалом, своего рода лозунгом, конституционным

принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране.

Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми,

нередко расходится с нормами конституции.

Существовали государства, в которых каждый шаг граждан, каждое их действие

попадало или могло попасть под надзор чиновников. Наше советское государство,

особенно в сталинский период, было именно таким. Там гражданин должен был,

если велено, требовать смерти ни в чем не повинных людей, вступать в

различные общества, отдавать часть зарплаты взаймы, и так далее. И уж ни в

коем случае открыто не осуждать действие власти, партии. Известно немало

примеров, когда подобную полицейскую роль государства с успехом заменяла

церковь, либо феодал. Словом, человек как личность до конца XVII - XVIII

веков, почти нигде, за отдельными исключениями, не обладал свободой,

защищенной законом, а произвол властей или других сил был огромен.

В XVIII-XIX веках постепенно формировалось то, что называется гражданским

обществом, в некоторых странах Европы и США. В настоящий момент суть этого

понятия можно описать так: Государство не регулирует всю жизнь общества с

помощью приказов чиновников, а только строго обусловленную законом сферу.

Соотношение между правовым обществом и государством во многом напоминает

связь последнего с экономикой. И это не случайно. Ведь среди прочих, право

беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, заключать любые не

запрещенные сделки. В гражданском обществе, власть несет ответственность

перед избирателями и налогоплательщиками, которые имеют возможность влиять на

нее через средства массовой информации, организации, путем различных акций. В

этом обществе огромную роль играют самодеятельные объединения граждан.

Например, организации потребителей не надеются только на государственных

чиновников. Следовательно, чем больше проблем могут разрешить сами граждане,

их коллективы, организации и тому подобное - тем меньше забот у государства.

И неслучайно в подобном обществе колоссальную роль играет суд. Это, конечно,

государственная организация. Именно через суд граждане и организации

разрешают многочисленные споры между собой и даже оспаривают действия

должностных лиц. В прежние времена в СССР люди заваливали миллионами жалоб ЦК

КПСС и другие властные органы, поскольку очень много вопросов решалось только

злой или доброй волей чиновников. В правовом государстве с гражданским

обществом это немыслимо. В России уже немало сделано для перехода от

государства, необъятного в своих полномочиях и обязанностях, тоталитарного к

гражданскому обществу (свобода выезда и въезда, слова и мнения). Но с другой

стороны, люди и организации все еще ждут, что их проблемы за них решит

власть.

Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои

особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что

граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового

общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и

свобод, приоритету права над государством.

Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием

необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет достаточно

высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного

потенциала общества.

Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы

общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют

место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта

сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных

органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества;

право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается

независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством.

Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию,

готовностью подчиняться общим правилам и интересам [2, с.10]. Гражданское

общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих

свою индивидуальность и творческую инициативу [3, с.34].

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Советская

юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме

государственной власти как "работающей корпорации" - и законодательствующей,

и исполняющей законы одновременно. Власть рассматривалась в плане разделения

труда по ее осуществлению, характеризовалась в структурно-функциональном

"ключе". Отрицалась сама целесообразность исследования законодательной,

исполнительной и судебной властей по отдельности.

Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно эта,

изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов

позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от

злоупотреблений.

В Конституции Российской Федерации (ст.10) закреплен принцип, согласно

которому государственная власть осуществляется на основе разделения на

законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей

представлена соответствующими органами, действующими самостоятельно.

Законодательная осуществляется Федеральным Собранием, другими аналогичными

государственными органами. Они избираются непосредственно народом и иным

путем формироваться не могут. Решения законодательной власти обязательны к

исполнению соответствующими субъектами права.

Большой объем работы в сфере управления государственными делами возложен на

исполнительные органы. Они должны действовать строго в пределах компетенции,

определяемой Конституцией и другими законами, в целях организации исполнения

актов законодательной власти и других нормативных правовых актов.

О последовательном проведении в жизнь принципа разделения властей можно

говорить лишь в том случае, если наряду с законодательной и исполнительной

достаточно активно себя проявляет и пользуется независимостью судебная

власть.

Конституция Российской Федерации признает самостоятельность и право органов

судебной власти действовать независимо от других. В систему ее федеральных

органов включаются: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный

Суд, иные федеральные суды. Судебные органы и судьи действуют на основе

закона.

По мере продвижения России по пути демократических реформ и преобразований

принцип разделения властей в стране все более наполняется реальным

содержанием. Так, в становлении судебной власти большую роль предстоит

сыграть Закону о судебной системе Российской Федерации [4].

Пробивает себе дорогу в отечественной юридической науке и практике отвечающий

реалиям правовой государственности подход к характеристике права как системы,

воплощающей в себе общепринятые принципы и демократические ценности [5 с.89].

Это - взгляд, пришедший на смену господствовавшей в советской юридической

науке концепции права как нормативно-классового явления. Все более осознается

необходимость разграничения права и закона.

В России пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство.

Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей,

возможности обжаловать неправомерные действия, декларированные

фундаментальные права. Но все же основы конституционного строя России дают

возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах" не голословно. Так

следует рассмотреть главу I конституции, в которой излагаются основы

конституционного строя России (6 статей). Наиболее значимые, собственно

основополагающие положения из этих статей следующие:

1. Россия есть демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления (статья 1).

2. Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью

(статья 2).

3. Единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ (статья 3).

4. Государственная власть в России разделяется на

законодательную, исполнительную, и судебную, органы, которых самостоятельны

(статья 10).

5. Государственную власть в Российской Федерации

осуществляют: президент РФ, федеральное собрание (совет федерации и

государственная дума), правительство РФ, суды РФ (статья 11).

6. Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и

применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты,

принимаемые в Российской федерации, не должны противоречить конституции РФ

(статья 15).

Но для того, чтобы государство стало правовым, мало только законов. Для этого

требуется так же: действенное их применение, чтобы не возникало ситуации,

Страницы: 1, 2