бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правовое государство и Украина бесплатно рефераты

суверенитета.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы

правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и

содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -

это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"

форме государства относится демократия, при которой верховная власть

принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок

подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ

деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к

закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,

охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства,

сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение

властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового

закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование

общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим

принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных

гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического

развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство"

привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где

критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием

и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение

научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое

государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую

форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового

государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более

того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.

е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве

делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и

претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и

противоречивым.

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно

ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик

(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),

определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового

государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных

актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского

государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их

соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение

суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к

процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие

блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового

государства является социальной ценностью всего человечества, удачным

сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового

государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-

казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к

труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское

общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и

добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения

своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на

принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами

и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского

общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,

общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату

власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское

общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и

организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств

государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не

только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и

"буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность

получить доход не из рук государства.

Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом

обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко

ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса

институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,

необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление

власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих

законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления;

подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное

правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая

исполнительную власть.

В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям -

каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и

потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует

возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2)

заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве

сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено",

4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и

добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и

предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от

распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные

предпосылки формирования правового государства.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить

свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится

на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении

общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который

гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его

является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается

господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и

независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и

где в основу организации государственной власти положен принцип разделений

законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором

обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти

(непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень

правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом

государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и

пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в

частности в формировании и функционировании политических партий, общественных

объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,

видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом

сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление

действенной способности противостоять произволу; - разграничение партийных и

государственных функций; - установление парламентской системы управления

государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового

правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,

трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого

опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым

проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно

по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим

рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры,

своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая

олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия,

антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и

свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое

государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в

общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С

помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым

способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое

государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни

всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового

государства от государства как такового? Государство как таковое

характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства

от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны

государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое

государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго

в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,

ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую

защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое

государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на

соответствующем социально-экономическом 0базисе общества.

3. Располагает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его

структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения

властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные

властными полномочиямми, структурные части и элементы правового государства в

своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные

части и элементы правового государства всю свою деятельность строго

сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут

персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,

гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и

свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм

правового государства является способом его существования. Функции правового

государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и

административно-командных методов управления. Его демократический характер

обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.

Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.

В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития

гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает

известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития

правового государства присущи определенные особенности, отражающие его

политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества -

это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы

средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап -

утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,

обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной

деятельности средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные

признаки, необходимо непосредственно перейти к верховенству права в правовом

государстве и его закреплении в Конституции 1996 г. в Украине.

4. Верховенство права в правовом государстве, его закрепление в Конституции

Украины 1996 г.

В процессе внедрения положений Конституции Украины как юридической основы

законотворчества, создания современной законодательной системы, осознание сути

прогресса в национальном праве, соотношения законодательства с системой права и

национальной правовой системой методологическими ориентирами должны быть

конституционные принципы «верховенства права» относительно его обязательности в

законотворческой деятельности; «верховенства Конституции» относительно

законодательных и иных правовых актов, а также «верховенства закона» в иерархии

всех иных нормативных актов[3] .

Необходимо подчеркнуть, что эти принципы могут служить базовыми основами как в

процессе правотворчества, так и правоприменения лишь в своей взаимосвязи,

взаимосогласованности, диалектическому взаимодействию. Нельзя

абсолютизировать значение ни принципа верховенства права, ни принципа

верховенства закона, как нельзя абстрактно рассматривать категории «право» и

«закон», безапелляционно утверждая, что «ни абстрактная и размытая категория

права, а именно закон является главной точкой отсчета для установления

правопорядка в стране» . [4]

Необходимо помнить, что тоталитарные правопорядки тоже строятся на законе, на

принципе диктатуры закона.

Признание и применение в законотворческой деятельности, и в особенности в

процессе обеспечения законности и справедливости, в правоприменении принципа

верховенства права предопределяет в первую очередь необходимость глубокого

осознания меры саморазвития права как явления негосударственного происхождения

и меры его производности от государства

[5]. А это в свою очередь актуализирует научную разработку проблемы

методологии как познания права, так и правотворчества (в частности,

законотворчества) иправоприменения[6]

.

Сущность диалектического взаимодействия конституционных принципов верховенства

права и верховенства закона (ст. 8 Конституции Украины) состоит прежде всего в

том, что она является проявлением общего и особого в праве. Юридический закон

или положительное (уставное) право, которое вытекает из воли законодателя, -

это конкретная государственная нормативно-юридическая форма выражения права как

сложного объективного социально-культурного явления. Корень права, настоящие

его истоки спускаются в объективный природный порядок вещей, глубину реального

социального бытия, общественные индивидуальные и коллективные потребности и

интересы, отношения общественного производства (материального и духовного).

[7] В этом плане «право в его общем понимании, - как справедливо

подчеркивала известный российский ученый-юрист Г.Ф. Шершеневич, - есть понятие

Страницы: 1, 2, 3