Курсовая: Правовое государство и Украина
суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и
содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии -
это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной"
форме государства относится демократия, при которой верховная власть
принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок
подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ
деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к
закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний,
охрану семейного достояния. Теоретическая конструкция правового государства,
сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение
властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового
закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование
общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим
принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных
гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического
развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство"
привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где
критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием
и провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение
научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое
государство". Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую
форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового
государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более
того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.
е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и
претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и
противоречивым.
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),
определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового
государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных
актов, - и то и другое есть признаки не правового, а полицейского
государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их
соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение
суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к
процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие
блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-
казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к
труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и
добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения
своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на
принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами
и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского
общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,
общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату
власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское
общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не
только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность", т. е. экономическую независимость человека, возможность
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом
обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко
ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса
институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии,
необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих
законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления;
подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное
правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая
исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям -
каждому по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и
потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует
возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2)
заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве
сторон, 3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено",
4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и
добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и
предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от
распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные
предпосылки формирования правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности
гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить
свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится
на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении
общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который
гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его
является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается
господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и
независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и
где в основу организации государственной власти положен принцип разделений
законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором
обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти
(непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень
правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом
государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и
пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в
частности в формировании и функционировании политических партий, общественных
объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном
функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в
рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,
взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства,
видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом
сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление
действенной способности противостоять произволу; - разграничение партийных и
государственных функций; - установление парламентской системы управления
государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового
правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,
трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося
законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого
опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым
проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно
по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим
рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры,
своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая
олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия,
антигуманная технократия - демагогически-популистские силы).
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и
свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством,
общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое
государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как
демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,
либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в
общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С
помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым
способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое
государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни
всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового
государства от государства как такового? Государство как таковое
характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства
от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны
государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое
государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго
в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу,
ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую
защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое
государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и
внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на
соответствующем социально-экономическом 0базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на
своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его
структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения
властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные
властными полномочиямми, структурные части и элементы правового государства в
своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные
части и элементы правового государства всю свою деятельность строго
сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут
персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,
гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и
свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм
правового государства является способом его существования. Функции правового
государства реализуются с помощью его механизма.
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и
административно-командных методов управления. Его демократический характер
обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.
Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества.
В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития
гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает
известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития
правового государства присущи определенные особенности, отражающие его
политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества -
это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы
средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап -
утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства,
обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной
деятельности средств массовой информации.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и его основные
признаки, необходимо непосредственно перейти к верховенству права в правовом
государстве и его закреплении в Конституции 1996 г. в Украине.
4. Верховенство права в правовом государстве, его закрепление в Конституции
Украины 1996 г.
В процессе внедрения положений Конституции Украины как юридической основы
законотворчества, создания современной законодательной системы, осознание сути
прогресса в национальном праве, соотношения законодательства с системой права и
национальной правовой системой методологическими ориентирами должны быть
конституционные принципы «верховенства права» относительно его обязательности в
законотворческой деятельности; «верховенства Конституции» относительно
законодательных и иных правовых актов, а также «верховенства закона» в иерархии
всех иных нормативных актов[3] .
Необходимо подчеркнуть, что эти принципы могут служить базовыми основами как в
процессе правотворчества, так и правоприменения лишь в своей взаимосвязи,
взаимосогласованности, диалектическому взаимодействию. Нельзя
абсолютизировать значение ни принципа верховенства права, ни принципа
верховенства закона, как нельзя абстрактно рассматривать категории «право» и
«закон», безапелляционно утверждая, что «ни абстрактная и размытая категория
права, а именно закон является главной точкой отсчета для установления
правопорядка в стране» . [4]
Необходимо помнить, что тоталитарные правопорядки тоже строятся на законе, на
принципе диктатуры закона.
Признание и применение в законотворческой деятельности, и в особенности в
процессе обеспечения законности и справедливости, в правоприменении принципа
верховенства права предопределяет в первую очередь необходимость глубокого
осознания меры саморазвития права как явления негосударственного происхождения
и меры его производности от государства
[5]. А это в свою очередь актуализирует научную разработку проблемы
методологии как познания права, так и правотворчества (в частности,
законотворчества) иправоприменения[6]
.
Сущность диалектического взаимодействия конституционных принципов верховенства
права и верховенства закона (ст. 8 Конституции Украины) состоит прежде всего в
том, что она является проявлением общего и особого в праве. Юридический закон
или положительное (уставное) право, которое вытекает из воли законодателя, -
это конкретная государственная нормативно-юридическая форма выражения права как
сложного объективного социально-культурного явления. Корень права, настоящие
его истоки спускаются в объективный природный порядок вещей, глубину реального
социального бытия, общественные индивидуальные и коллективные потребности и
интересы, отношения общественного производства (материального и духовного).
[7] В этом плане «право в его общем понимании, - как справедливо
подчеркивала известный российский ученый-юрист Г.Ф. Шершеневич, - есть понятие
Страницы: 1, 2, 3
|