бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе бесплатно рефераты

Курсовая: Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету “Теория государства и права”

ТЕМА № 10

“Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе”

г. Ростов-на-Дону

1997г.

ПЛАН:

Введение.

1. Понятие правосознания, его структура и функции.

2. Роль правосознания в правовой системе.

3. Правовая культура: понятие и структура.

4. Правовое воспитание как средство формирования правосознания.

5. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел.

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть

правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре

развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых

обществах и развивалось вместе с ним. Правовые системы современности имеют

свои истоки в правовой мысли и юридической практике древних цивилизаций

Греции, Рима, Древнего Востока, Индии, Китая. Рабовладельческий строй,

феодализм, утверждение и развитие буржуазного общества нашли отражение в

системе права, правосознании, юридической науке. На формирование и развитие

правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие

социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано

и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией,

философией, наукой.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ,

ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций,

переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к

действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и

обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение

правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых

установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о

праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве,

т.е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство

воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений

людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное

правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития

мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном

уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал

политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан

служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано

с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного сознания.

Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание.

Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в

следующем:

1. В правосознании отражаются лишь те явления, которые

составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания

правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем

получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны

пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых

идей и представлений.

2. Особенность правосознания выражается также в способе

отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни

общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и

категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение,

юридическая ответственность, законность.

В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой

идеологии и правовой психологии.

1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием

окружающей правовой действительности и является первой начальной эмпирической

ступенью правосознания. Правовая психология охватывает совокупность правовых

представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной

социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее

непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в

государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы,

группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы,

общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При

этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология

понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых

отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая

психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах,

переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их

оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.

2. Правовая идеология – более высокий, научно-теоретический

концептуальный уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовой

действительности. Именно здесь, на базе приобретенного, конкретно-чувственного

материала происходит окончательное оформление идеи представления о правовой

действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или

предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В

разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические

работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о

формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие

профессионалы.

Из всего этого видно отличие правовой идеологии от правовой психологии:

1). Правовая идеология отражает правовую реальность при помощи идей,

представлений, теорий, а правовая психология проявлений (нравов, чувств,

эмоций).

2). Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне

теоретического научного осознания, теоретических знаний и оценок правовой

действительности, а в правовой психологии – на уровне обыденного,

повседневного сознания.

Функции правосознания – основные направления претворения правосознания в жизнь:

1. Гносеологическая функция – характеризует

познание правовых явлений в объективной реальности.

2. Регулирующая функция – дает возможность

путем сопоставления своего поведения с требованиями правовых предписаний

корректировать его.

3. Моделирующая функция – позволяет

моделировать соответствующую модель поведения.

1. РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой

жизни общества:

1. Правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь

прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности

правотворческих органах, определенные интересы и потребности людей проходят

через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество

правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно

связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает

правовые нормы.

2. Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной

реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан государства,

тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание

обеспечивает добровольное осуществление правовых требований, понимание их

правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к

нарушениям правопорядка.

Т. е. правосознание является важным фактором развития законодательства,

стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное

правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре

личности.

3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.

“Под правовой культурой – пишут Каминская В.И. и Рестинов А.Р., -

предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов,

относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении

людей”.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные

комплексы:

Ø право как система норм, выражающих государственные веления;

Ø правоотношения, т.е. система общественных отношений, ,

регулируемых правом;

Ø правовые учреждения как система государственных органов и

общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и

исполнение права;

Ø правосознание, т.е. система духовного отражения всей правовой

действительности;

Ø правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и

противоправное.

К этому перечню, несмотря на его широту, надо, думается, добавить критерии

политической оценки права и правового поведения, правотворческую

деятельность, правовую науку.

Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное по

своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к

знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного

условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень

правоисполнительной деятельности в интересах обеспечения и упрочнения

правопорядка и законности.

В заключении можно сказать, что наряду с обоснованно подчеркиваемой стороной

правовой культуры – знанием и соблюдением правовых норм – имеет важнейшее

значение ее содержательный аспект, заключающийся в том, что исполнение

правовой нормы служит охране и реализации объективно существующих классовых

интересов.

4. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание

индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и

государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время

законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи

деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания –

правовой инфантилизм – заключается в несформированности, недостаточности

правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой нигилизм, т.е.

осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный

умысел. И третья форма – феномен и его перерождение, т.е. игнорирование

права, других социальных норм и общественной морали, другими словами –

“беспредел”.

Эти проявления социального зла необходимо преодолеть, и одной из важнейших

составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной

апатии являются меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правового

сознания в органической связи с началами нравственности, демократического

сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества,

человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.

Очень актуальными в настоящее время являются вопросы соотношения законности и

свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития

демократии. Очевидно, что демократия, законность права человека не совместимы

с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных

и правовых нормах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация

его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением

интересов других лиц, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных

ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со

сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о

нормально протекающих событиях и бытовых событиях и бытовых, социальных

конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются

правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В

правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе,

средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не

ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к

закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее

правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею,

основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном

соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в

непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих

прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является

составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания

выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на

формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере

жизнедеятельности:

1. ближайшая цель – формирование системы правовых

знаний;

2. промежуточная цель – формирование правовой

убежденности;

3. конечная цель – формирование мотивов и

привычек правомерного социально активного поведения.

Можно также сказать, что сутью правового воспитания является формирование

установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и

ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства,

его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство

справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он

равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с

потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны

находить воплощение в нашей правовой системе.

4. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Реализация прав личности в обществе включает их охрану и защиту, необходимую

для наиболее полного и беспрепятственного осуществления политических,

социально-экономических и личных прав, свобод и обязанностей граждан.

Правоохранительные функции в обществе выполняют суд, прокуратура, органы

внутренних дел и другие органы, уполномоченные на то законом.

Правоохранительные органы способствуют укреплению законности и правопорядка,

предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и

свобод граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции и законов.

Правовая культура должностных лиц правоохранительных органов отличается от

правовой культуры других граждан более полными правовыми знаниями, умением

применять их на практике.

Правовая культура работников органов внутренних дел означает:

1. знание действующего законодательства как

необходимое условие соблюдения законности, правильного использование

обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления работниками

этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;

2. уважение правовых требований, убеждение в

правильности и необходимости правовых предписаний;

3. привычное отношение к соблюдению закона, при

котором работник органов внутренних “не задумывается каждый раз над тем, надо

или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как

должное в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в

его внутреннюю потребность”.

Требования к деятельности работников органов внутренних дел, связанные с

необходимостью формирования их правовой культуры, повышается в настоящее

время, когда особенно возросла их ответственность за укрепление порядка и

дисциплины за защиту прав граждан, интересов государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых

взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и

насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых

представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются

предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно

построить гражданское общество и правовое государство.