бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Правонарушения и юридические последствия бесплатно рефераты

законодательной системы является пресечение деяний, наносящих вред отдельному

человеку или обществу в целом. Законодательство должно своевременно

определять и фиксировать эти деяния в качестве правонарушений и устанавливать

за них ответственность. Только отсутствием такового можно объяснить

колоссальнейшие убытки, нанесенные государству в результате выдачи банками

кредитов, не обеспеченных залогом. Закон Российской Федерации «О залоге» и

новое банковское законодательство существенно поправили дело.

6. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

Таким образом, наличие правонарушений в современном российском обществе, их

характер и уровень обусловливаются целым комплексом негативных явлений.

Преодоление такого рода явлений — это и есть пути предотвращения

правонарушений и борьбы с ними. Усилия и средства на этом поприще предстоит

затратить колоссальнейшие, но промедление здесь обойдется каждому человеку и

обществу еще дороже. Правонарушения (и прежде всего преступления) на

сегодняшний день не только угрожают жизни, здоровью, имуществу граждан, но и

в значительной мере подрывают процесс проведения реформ.

II §1. Понятие юридической ответственности

В отечественной науке нет единства в трактовке юридической ответственности.

Каждый автор пытается определить ее по-своему, подчеркивая те ее стороны,

которые он считает главными, определяющими.

Большинство авторов понимают юридическую ответственность как меру

государственного принуждения либо отождествляют ее с наказанием за

правонарушение.

Другая группа исследователей рассматривает юридическую ответственность в

рамках существующих правовых категорий. Они трактуют ее как охранительное

правоотношение, как специфическую юридическую обязанность, как реализацию

санкций правовых норм и т.д.

В последнее время сформировалось ещё одно направление — анализ юридической

ответственности как явления общесоциального. Результатом его стала концепция

позитивной юридической ответственности.

При характеристике данного феномена мы исходим из следующих посылок:

1. Юридическая ответственность отражает специфику любых правовых явлений — их

формальную определенность и процессуальный порядок реализации.

2. Юридическая ответственность неотделима от правонарушения, выступает его

следствием.

3. Юридическая ответственность связана с реализацией санкций правовых норм.

4. Юридическая ответственность сопряжена с государственно-властной

деятельностью, с государственно-правовым принуждением.

Таким образом, юридическая ответственность — это применение к правонарушителю

предусмотренных санкций юридической нормы мер государственного принуждения,

выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного

характера.

Назовем основные признаки анализируемого явления:

1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение;

2) это не принуждение “вообще”, а «мера» такого принуждения, четко очерченный

его объем (количественные показатели);

3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и

обращена на правонарушителя;

4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для

правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, родительских прав и

др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата

определенной суммы, совершение каких-либо действий и т.д.);

5) характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы;

б) возложение лишений, применение государственно- принудительных мер

осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными

государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне

процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.

Трактовка юридической ответственности как применения вытекает и из содержания

действующего законодательства. Так, совершение лицом действий, запрещенных

уголовным законом, еще не влечет за собой юридической ответственности. Более

того, до соответствующего решения (приговора) суда лицо вообще считается

невиновным, а значит, и не подлежащим уголовной ответственности. В отдельных

случаях лицо, совершившее правонарушение, может быть освобождено от

ответственности, т.е. правоприменительный процесс не осуществляется. В других

случаях нарушитель в ходе правоприменительной деятельности освобождается от

наказания, т.е. от соответствующих лишений, но не от ответственности вообще.

§2. Цели и функции юридической ответственности

Для более глубокого проникновения в сущность юридической ответственности

необходимо выяснить ее цели и на значение в обществе. На необходимость

подобного выяснения указывал еще Н. Винер: “До тех пор, пока общество не

установит, чего же оно действительно хочет: искупления, изоляции, воспитания

или устрашения потенциальных преступников, — у нас не будет ни искупления, ни

воспитания, ни устрашения, а только путаница, где одно преступление порождает

другое”. Цель есть идеальное представление субъектов (личностей, органов,

социальных групп) о результатах своих действий. Именно они определяют и

средства, и характер действий, направленных на ее досжение.

Цели юридической ответственности — конкретное проявление общих целей права. В

качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных

отношений. Эти цели и обусловливают сущность регулятивной и охранительной

функций права.

Поскольку юридическая ответственность “участвует” в реализации охранительной

функции, то и ее цель в общей форме можно определить как охрану

существующего строя и общественного порядка. Ответственность же,

применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных

отношений) более узкую цель наказание виновного. При этом государство,

осуществляя меру государственного принуждения, преследует еще одну цель —

предупреждение совершения правонарушений впредь.

Кроме того, существуют и чисто правовые цели юридической ответственности,

которые служат средством обеспечения нормального функционирования механизма

правового регулирования путем обеспечения реализации субъектами

правоотношений субъективных прав и юридических обязанностей, являются

важнейшей гарантией законности.

Указанные цели юридической ответственности определяют ее функции.

Главная среди них – карательная функция. Она выступает как в лице

государства на вред, причиненный правонарушителем: Прежде всего это наказание

правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от

нарушения условий его существования. Наказание — всегда причинение право

нарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путем

либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и

свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание

правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения

(превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая

ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную)

функцию.

Реализуя наказание, государство воздействует на сознание правонарушителя. Это

воздействие заключается в “устрашении”, доказательстве неизбежности наказания

и тем самым в предупреждении новых правонарушений. Причем предупредительное

воздействие оказывается не только на самого нарушителя, но и на окружающих.

Это, конечно, ни в коей мере не означает, что наказание может осуществляться

без учета тяжести нарушения и вины нарушителя, лишь в назидание другим.

Излишняя, ничем не оправданная жестокость наказания не может быть условием

предупреждения нарушения впредь. Опыт показывает, что предупредительное

значение наказания определяется не жестокостью его, а неотвратимостью.

При этом наказание направлено и на воспитание нарушителя т.е. юридическая

ответственность имеет также воспитательную функцию. Эффективная борьба

с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у

граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру

в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их

законные права и интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь

способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и

дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в

конечном счете — укреплению законности и устойчивости правопорядка.

В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на

формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес

общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным

поведением общественные отношения. В этом случае юридическая ответственность

осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее

ярко она проявляется в гражданском праве, предполагающем такие, например,

санкции, как возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ). Конечно, возмещение ущерба

возможно далеко не во всех случаях (нельзя воскресить убитого и т.д.). Однако

там, где это достижимо, компенсационная функция юридической ответственности —

одна из важнейших.

Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной

деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и

свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам

факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала

в деятельности общества.

§3. Виды юридической ответственности.

В теоретическом плане по мерам воздействия различают и виды юридической

ответственности.Прежде всего это уголовная ответственность, которая наступает

за преступления и содержит такие меры, как лишение свободы, штраф и иные

меры, в том числе смертную казнь.

В отношении последней в научной сфере и в практике ряда стран идут научные

споры – сохранить ее или устранить из арсенала уголовного наказания.

Аргументы против ее сохранения заключаются в том, что она в целом никак не

влияет на состояние преступности. Кроме того, судебную ошибку, а они, увы,

действительно имеют место, - исправить уже невозможно, последствия ошибки

становятся непоправимыми. Наконец, ссылаются еще и на то обстоятельство,

известное еще в древности, что эффективность наказания заключается не в его

жестокости, а его неотвратимости.

Устранение смертной казни в России обусловливается и фактом вхождения России

в Совет Европы, где это требование является одним из условий сотрудничества.

Словом, смертная казнь – это такой вид уголовной ответственности, который во

все времена вызывал и еще будет вызывать споры, столкновение мнений. Да он и

в отечественной истории не был однозначным, временами вводился, временами

отменялся, потом опять сохранял свою ужасающую силу.

Следует подчеркнуть, что уголовное наказание может назначить только суд. В

назначении такого наказания реализуется не только карательная функция

уголовного наказания, но, как упоминалось, восстановительная. Она имеет

предупредительный характер - общепревентивный и частнопревентивный. Иными

словами, наказание конкретного преступника имеет двух адресатов – самого

правонарушителя и общество, которому подается сигнал о неблагополучии,

неустойчивости в конкретном случае и о возможных неблагоприятных последствиях

для общества. Иногда можно встретить упования на расширение и ужесточение

уголовной ответственности как на панацею от всех зол, как на главный

инструмент наведения в обществе порядка. Предлагается, например, привлекать к

уголовной ответственности лиц, не исполняющих договорные обязательства.

Разумеется, такие попытки уже имели место в истории. Подобная криминализация

ответственности в имущественной сфере – это, в общем, пройденный этап в

правовом развитии человечества. Однако это вовсе не исключает в определенных

случаях (мошенничество, злоупотребление доверием и т.п.) и применение

уголовно-правовых мер.

Административная юридическая ответственность наступает за административный

проступок – противоправное, виновное действие, посягающее на государственный

или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан,

установленный порядок управления.

Эта ответственность наступает независимо от служебного положения и

подчиненности субъекта права. Она налагается специальными органами, в

частности инспекциями. Меры административной ответственности включают в себя

предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест,

конфискацию предмета, являвшегося орудием правонарушения, временное лишение

специальных прав ( например, на вождение автомобиля).

Меры дисциплинарной ответственности, наступающие за нарушение организационных

правили – внутреннего трудового распорядка, исполнительной дисциплины, за

невыполнение служебных обязанностей, также являются весьма многогранными. Это

замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на

срок до 3-х месяцев или смещение на другую должность на то же срок,

увольнение. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии

с прави­лами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в

соответствии с дисциплинарными уставами и положениями. Дисциплинарная

ответственность по прави­лам внутреннего трудового распорядка

распространяется на всех, работающих по найму, и налагается за нарушение

трудовой дисциплины руководителем организации. В порядке подчиненности

ответственность несут должностные лица, имеющие право приема на ра­боту, а

также находящиеся на выборных должностях, и некоторые другие. На них

нала­гаются дисциплинарные взыскания должностными лицами или органами, от

которых зависит назначение данных лиц на должность. Уставы и положения о

дисциплинарной ответственности предъявляют повышенные требования к дисциплине

работников и на­ряду с общими мерами дисциплинарной ответственности содержат

специальные нормы с более жесткими санкциями.

К этим же мерам относятся и предупреждение о неполном служебном соответствии,

понижение в классном чине.

Нарушение норм права в сфере имущественных и связанных с ними личных

неимущественных отношений влечет за собой гражданско-правовую, деликтную

ответственность.

Меры такой ответственности: опровержение сведений, порочащих честь,

достоинство и деловую репутацию, возмещение убытков, обращение в доход

государства, уплата неустойки (штрафа, пени), признание сделки

недействительной, принудительное устранение препятствия в осуществлении

гражданских прав, возмещение упущенной выгоды и т.д.

В совокупности гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение

правовых норм, договорных обязательств, причинение внедоговорного

имущественного вреда. Меры этой ответственности имеют самый различный

характер, но четко привязаны к имущественной природе деликтов.

Специфическими мерами юридической ответственности является отмена

неправомочных актов государственных органов. В этой сфере важная роль

принадлежит в России Конституционному Суду, органам прокуратуры.

Иногда выделяют и другие виды ответственности – материальную, семейную,

процессуальную, налоговую, конституционную.

Материальная ответственность - возмещение имущественного вреда,

нанесенного в ре­зультате неправомерных действий во время выполнения лицом

своих служебных обязан­ностей. ( 10 ).

Налоговая ответственность - это применение финансовых санкций за

совершение налого­вого правонарушения уполномоченными на то государственными

органами к налогопла­тельщикам и лицам, содействующим уплате налога. ( 4 ).

Прежде чем говорить о налоговой ответственности, следует определиться с

понятием и видами налоговых правонарушений.

Налоговые правонарушения - совершаемые налогоплательщиками или иными

лицами на­рушения налогового законодательства, связанные с правильным

исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и внебюджетные

фонды. Необходимо отме­тить, что если налоговым законодательством не установлен

какой-либо состав правонарушения, то налоговые органы не вправе применять

санкции.

Субъектами налоговой ответственности в налоговом законодательстве названы:

налогоплательщики, сборщики налогов, банки и иные кредитные организации. В

зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство

устанавливает три самостоятельных вида налоговой ответственности:

1. Ответственность налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и

уплаты налогов (ст.13 Закона об основах налоговой системы);

2. Ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и

перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (ст.22 Закона о

подоходном налоге);

3. Ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение

(несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков (ст.15

Закона об основах налоговой системы).

Суровость мер налоговой ответственности стала одним из самых серьезных

оснований для начала компании по реформированию налоговой системы в целом.

Кроме того, налоговое законодательство в настоящее время является

единственной отраслью, в которой жесткость системы наказаний сочетается с

отсутствием каких-либо гарантий, процедур и специальных механизмов наложения

и применения взысканий, неотъемлемо присущих любой другой системе мер

ответственности. В частности, в налоговом законодательстве до сих пор до

конца не решен вопрос об основаниях и условиях освобождения от

ответственности налогоплательщика при наличии в его деянии состава

правонарушения. Так, законодательные акты по налогообложению вообще не

регулируют этот вопрос, что вызывает ситуацию, при которой данный пробел

начинают заполнять подзаконные акты и акты правоприменительных органов, что

не всегда оправданно и обоснованно. Но в конце концов будет принят

долгожданный налоговый кодекс и станет ясно станет ли налоговая

ответственность отдельным видом юридической ответственности, вылившись в

финансовую ответственность или так и останется разновидностью

административной.

Отличие конституционной ответственности от политической состоит в том, что

основанием конституционной ответственности для высших должностных лиц

является нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая

ответственность означает только то, что занимающее высшую государственную

должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной

причины.

Меры юридической ответственности не следует смешивать с другими мерами,

которые также могут иметь принудительный характер и внешне очень сходны с

мерами юридической ответственности, но имеют совершенно другое назначение.

Это меры медицинского характера, когда лицо, совершившее внешне

противоправное действие, признается невменяемым и в зависимости от характера

и степени заболевания принудительно помещается в медицинское учреждение. Это

меры административного характера – изъятие оружия, запрет на выезд из

карантинной зоны и тому подобное.

Иногда можно встретить другое деление юридической ответственности на виды:

- Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо

административные или дисциплинарные проступки. Возникновение и движение этой

ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами

государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими

правомочиями. Этот вид ответственности включает следующие стадии:

1. обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления или

проступка;

2. исследование обстоятельств дела о правонарушении;

3. принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее

пределах конкретной меры наказания или взыскания;

4. исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю;

5. своеобразным последствием применения штрафной, карательной санкции

является «состояние наказанности» (судимость - в уголовном праве, наличие

взыскания - в трудовом и административном), влекущее некоторые

правоограничения и более строгую ответственность при рецидиве. К штрафной,

карательной ответственности относятся уголовная, административная,

дисциплинарная ответственность.

- Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении

незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной

обязанности. Особенность этого вида ответственности в том, что в ряде случаев

правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить

свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное

состояние. На этом основаны дополнительные санкции, применяемые к

правонарушителю в процессе осуществления этих отношений ответственности (пени,

штрафы, другие меры понуждения). Правовосстановительная ответственность

возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в

установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы

регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора (в суде,

арбитраже) или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок

(исполнительное производство).

В процессе осуществления ответственности могут применяться предусмотренные

законодательством принудительные меры, обеспечивающие производство по делу о

правонарушении - меры обеспечения доказательств (обыски, выемки и др.) или

исполнения решения (опись имущества или его изъятие и др.), а также меры

пресечения (отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и др.).

Эти принудительные меры носят вспомогательный характер. Их применение зависит

от тяжести правонарушения, но не содержит его итоговой правовой оценки (их

применением не исчерпывается и не решается вопрос об ответственности за

правонарушение), при применении санкции они поглощаются назначенным

наказанием, взысканием, принудительным исполнением.

§4. Основания освобождения от юридической ответственности.

Презумпция невинности.

Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от

нее существенно отличаются друг от друга. У них разные основания.

Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые

ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или

физического состояния лица, то во втором — ответственность уже имеет место и

речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее.

Такими основаниями могут быть:

1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние

перестает быть общественно опасным.

Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий

по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения

правонарушения. Это может быть связано с политическими, экономическими,

организационно-хозяйственными изменениями в масштабе страны и т.д.

2. Само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего

безупречного поведения и добросовестного отношения к труду.

Под безупречным понимается такое поведение, которое соответствует требованиям

норм права. Безупречность представляет собой отсутствие оснований для упрека

или нареканий в процессе производственных отношений, а также честное

выполнение лицом своих трудовых обязанностей.

3. Замена уголовного наказания другим (административным, дисциплинарным) или

передача лица на поруки, в товарищеский суд. Основаниями наступления не

уголовной, а иных видов ответственности служат обстоятельства,

характеризующие как деяние, так и лицо, его совершившее:

а) преступление не представляет большой общественной опасности;

б) исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания.

4. Условно-досрочное освобождение от наказания. Эта мера заключается в

освобождении осужденного при определенных, указанных в законе, основаниях от

дальнейшего отбывания наказания до истечения срока, назначенного приговором

суда, под условием несовершения преступления в течение оставшейся неотбытой

части наказания, от отбытия которой осужденный освобождается. Условно-

досрочное освобождение может быть применено к осужденному лишь том случае

если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое

исправление, но после фактического отбытия не менее половины назначенного

срока наказания.

5. Освобождение от уголовной ответственности, особенно в отношении

несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 90 УК несовершеннолетний, впервые совершивший

преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от

уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может

быть достигнуто путем применения мер воспитательного воздействия.

При этом суд может обязать осужденного в определенный срок устранить

причиненнЫй вред, поступить на работу, не посещать определенные места, не

выезжать с места постоянного жительства и т.д.

6. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии.

. .

7. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта помилования.

8. Освобождение от наказания за совершёние деяния, преступность и

наказуемость которого были после вступления в законную силу приговора суда,

назначившего это наказание, устранены уголовным за коном.

Презумпция невиновности гражданина — это предположение, согласно которому

лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в

установленном законом порядке. Презумпция невиновности есть проявление общей

добропорядочности гражданина.

Смысл и назначение презумпции невиновности состоит в требовании полной и

несомненной доказанности твердо установленными фактами обвинения как

основания выводов предварительного следствия в обвинительном заключении и

суда в обвинительном приговоре. Из презумпции невиновности вытекает также

правило, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого.

Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе.

Презумпция невиновности гражданина действует во всех отраслях права. Свое

четкое выражение получила она в Основном Законе Российского государства и в

Декларации прав и свобод человека и гражданина: «Каждый человек, привлекаемый

к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не

будет установлена судом в рамках надлежащей правовой процедуры. Право на

защиту гарантируется».

Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по

уголовному делу, сдерживающим фактором не обоснованного осуждения гражданина,

нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования

правового государства.

Заключение

В настоящее время весьма остро поставлен вопрос об искоренении правонарушений

во всех сферах общественной жизни, о необходимости усиления ответственности

за соблюдение общегосударственных, общенародных интересов, решительной борьбы

против различных видов деяний, несущих в себе анти-социальный характер.

В своей работе я привел и рассмотрел теоретический материал, касающийся

правонарушений и юридической ответственности наступающей при их совершении.

В работе рассмотрены и проанализированы основные элементы

правонарушений(признаки, юридический состав), приведены причины и условия

правонарушений в современном Российском обществе, что позволяет углубиться в

проблему которая непосредственно касается каждого россиянина. Так же

рассмотрены меры, способы и методы воздействия на правонарушителей.

Я считаю, что цель, которая подразумевает анализ теоретического материала по

правонарушению и юридической ответственности, достигнута и в целом тема

работы раскрыта.

Библиография:

  1. Алексеев С.С. «Теория государства и права».
  2. Венгеров А.В.

    «Теория государства и права».

  3. Малеин Н.С. «Правонарушение:

    Понятие, причины, ответственность».

  4. Матузов Н.И., Малько А.В.

    «Теория государства и права». Курс лекций.

  5. Марченко М.Н. «Теория

    государства и права в вопросах и ответах».Учебное пособие.

  6. Нерсесянц В.С. «Общая теория государства и права».

  7. Топорнин Б.Н.

    Юридическая энциклопедия».

Страницы: 1, 2, 3