бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Понятие, сущность, функции и принципы права бесплатно рефераты

Курсовая: Понятие, сущность, функции и принципы права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

НА ТЕМУ:

«ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА»

Выполнила:

студентка Ершова О.В.

группа ЗЮ-II

Проверила:

Селиваненко В.О.

КАЗАНЬ-2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3

ГЛАВА I. Развитие концепций права.............................................4

ГЛАВА II. Современная концепция права........................................12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................25

ВВЕДЕНИЕ

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.

Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации

человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой

организации людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы

сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений,

предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его

членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия

соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является

признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная

нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает

официальную социальную власть от господства физической силы и

непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает

наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает

тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в

первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.

Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.

На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как

всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и

государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и

развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа

существования свободных людей. Под государством понимается такая форма

официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в

соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет

права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права

и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс

права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя

фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его

основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его

существования.

ГЛАВА I. Развитие концепций права

История теории правовой мысли знает две основные концепции понимания права:

юридическую и легистскую. Легистская трактовка (от латинского "lex" – закон)

отождествляет право и закон. Право по ней – это продукт, норма официальной

власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление,

судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное (существующее,

действующее) право. Для легизма в целом характерно пренебрежение правами

человека и гражданина.

Для юридического типа понимания права (от латинского "jus" – право)

характерно, прежде всего, различие права как социального явления, которое

объективно существует и действует независимо от других, со своей сущностью,

принципами, функциями и позитивного права, выраженного в законе и

государстве. В рамках юридического правопонимания существуют два подхода:

естественно-правовой и современный либертарно-юридический.

Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право как данное человеку

изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право,

которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и

является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих

установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что

всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ

принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому

"искусственному", позитивному праву, которое справедливо и правильно

постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".

В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается

не естественное право в его различных формах, а бытие и нормативное выражение

принципа формального равенства, который понимается как единство трех основных

компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права нормы и меры,

свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер).

Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются

позитивным выражением права.

Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к

ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы

устройства общественной жизни людей. Они появились еще во времена

формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила и

установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к

сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением

естественного (т.е. божественного) порядка справедливости. Например, у

древних греков выражение такого порядка воплощено в богине справедливости

Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право). Исследования

представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в русле поисков

объективных основ полиса.

Так философ Гераклит, рассматривал полис и его законы как отражение

космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их

истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать

божественному порядку. К концепции Гераклита восходят те естественно-

правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума,

подлежащую выражению в позитивном законе. У Демокрита в развернутом виде

встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к

"природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости.

В дальнейшем многие философы четко противопоставляют искусственному закону

полиса право по природе как разумное начало. Причем некоторые, например,

Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы

устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в

господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам обосновывали идею

естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов). Они

утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же

проистекает из человеческих законов.

Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные,

идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия

закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о

нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает

"надлежащую меру, определенное равенство", –пропорциональное и

количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух

видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю,

естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит

от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель трактовал

право как политическую справедливость, а справедливость как норму

естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей

основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.

Понимание права и государства в рамках естественно-правовой доктрины

характерно и для древнеримской юриспруденции, которая опиралась на

древнегреческие учения. Поскольку первоначально право понималось как

божественное явление, то и впоследствии, после появления светского права, –

собственно юриспруденции, принцип правовой справедливости, т.е. "искусство

добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально

данное, а потому правильное. У всех выдающихся римских юристов: Цицерона,

Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-

правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое являлось

частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права носило не

просто обязательный, а сакрально-императивный характер, закон понимался как

"общая клятва республики", общий обет государства.

В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а

римское право было исходным пунктом их деятельности. С X-XI вв. в результате

синтеза римского и местного, обычного права появляется концепция, в основе

которой лежит разработанная римскими юристами идея правовой справедливости,

согласно которой несправедливая норма может быть отвергнута и заменена

правилом, диктуемым справедливостью.

У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.). В ее

представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и

позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при

этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли

значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его системной

логики.

Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-

XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало, выводимое

из природы вещей и соответствие его критериям необходимо для признания норм

закона (позитивного права).

С XVI в. в юриспруденции главенствует гуманистическое направление,

представители которого сосредотачивают внимание на согласовании норм римского

права с новыми историческими условиями. Право для них – прежде всего

позитивное право, хотя они не отрицали полностью нормы естественной

справедливости.

Подобный подход к праву был развит Т. Гоббсом, который считал, что "правовая

сила закона состоит только в том, что он является приказом суверена"

[1]. Под законом он понимал все действующее, позитивное право. Такое

понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители различных

направлений юридического позитивизма.

Гуго Гроций источником естественного права считал саму разумную природу человека

как социального существа, которому "присуще стремление к ... руководимому

собственным разумом общению человека с себе подобными".

[2] Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а

волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий,

выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).

Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и

безопасности для всего человечества". Но в естественном состоянии нет

достаточных гарантий соблюдения естественного закона, поэтому необходимо

общественное согласие, которое ведет к общественному договору об учреждении

государства, причем "великой и главной целью объединения людей в государство и

передачи себя под власть правительства"

[3] является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и

собственность.

Шарль Монтескье в работе "Дух законов" исследовал причины, порождающие

законы. Он представлял их как связь различных факторов (религиозных,

национальных, социальных, культурных, хозяйственных, исторических), которые

влияют на законодательство. Правовой смысл "духа законов" по-разному

проявляется в различных формах права (церковном, государственном,

гражданском, международном), т.е. речь идет о разработке системы и структуры

общего учения о праве с учетом как их единства, так и различий между ними.

Огромное влияние на развитие теории права оказало учение Иммануила Канта. Он

разделял "чистое учение о праве" и эмпирическое учение о позитивном праве.

"Чистое", философское, рациональное право – это система априорных максим

(велений, долженствований), вытекающих из требований разума. Эти максимы

выступают как категорические императивы, т.е. требования должного. Правовой

императив гласит: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего

произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом".

[4]

На базе философского учения Канта о праве и государстве, немецкий юрист Г.

Гуго попытался объединить традиционное юридико-догматическое учение о

позитивном праве с его исторического трактовкой. Он считал, что

юриспруденция должна состоять из юридической догматики, философии права, и

истории права. В дальнейшем эта идея была воспринята К.Ф. Савиньи, Г.Ф.

Пухтой и другими сторонниками исторической концепции права. Они обосновывали

первичность исторически трактуемого права по отношению к праву позитивному.

Принцип историзма здесь заменяет принцип разума в естественно-правовых

концепциях. Вместо разумного права представители этого направления считали

"народный дух", т.е. правовые представления каждого народа в конкретное время

основным правообразующим фактором. Историчность права означает живую связь

права с жизнью народа, с развитием его культуры, языка, нравов. Отсюда

исходит консерватизм исторической концепции. Так, Савиньи отмечал, что

право, отвечающее характеру, духу и состоянию народа, вначале создается его

нравами и верованиями, а лишь затем – юриспруденцией, не произволом

законодателя, а незаметно действующими внутренними силами народной жизни.

Георг Гегель считал, что только философия права является подлинной наукой о

праве. Право, по Гегелю, – это действительность свободы, "наличное бытие

свободной воли", постижение основ которого возможно лишь с помощью правильного

мышления, философского познания права. Он считал, что "Законы природы

абсолютны и имеют силу так, как они есть ... . Чтобы знать, в чем состоит

закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными

могут быть лишь наши представления о них", для чего, – "В праве человек должен

найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим

занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции."

[5]. Такой подход обусловлен представлениями Гегеля о тождестве бытия и

мышления.

В конце XIX – начале XX вв. позитивистский подход доминировал в школе

аналитической юриспруденции. Видное место в ней занимает "чистое учение о

праве" Г. Кельзена. Под "чистым правом" Кельзен имел в виду науку о позитивном

праве, об официальных установлениях государства, без использования методов

других наук – психологии, социологии, этики, политической теории. В отличие от

них, опирающихся на причинно-следственное объяснение действительности,

правоведение по Кельзену – это нормативная наука с нормативными, т.е.

формально-логическими методами, опирающимися на долженствование, т.е. по сути

законоведение. Согласно его нормативизму "всякое государство и есть правовое

государство". "С точки зрения последовательного правового позитивизма право,

как и государство не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок

человеческого поведения . ."[6].

При этом он отвергает понятие правового государства, "которое отвечает

требованиям демократии и правовой безопасности", поскольку это, –

"предрассудок, основанный на теории естественного права"

[7]. Под правопорядком он понимает позитивное право с любым произвольным

содержанием. Такой нормативизм является юридическим оформлением авторитаризма

и деспотизма.

Нормативизм Кельзена оказал большое влияние на модернизацию позитивистского

Страницы: 1, 2, 3