Курсовая: Понятие, сущность, функции и принципы права
Курсовая: Понятие, сущность, функции и принципы права
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ СОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСУ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НА ТЕМУ:
«ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА»
Выполнила:
студентка Ершова О.В.
группа ЗЮ-II
Проверила:
Селиваненко В.О.
КАЗАНЬ-2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
ГЛАВА I. Развитие концепций права.............................................4
ГЛАВА II. Современная концепция права........................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................25
ВВЕДЕНИЕ
Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.
Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации
человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой
организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы
сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений,
предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его
членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия
соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является
признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная
нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает
официальную социальную власть от господства физической силы и
непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает
наличие права. Право (оформленное в виде государственной власти) возникает
тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в
первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.
Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.
На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как
всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и
государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и
развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа
существования свободных людей. Под государством понимается такая форма
официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в
соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет
права и нет государства. Конечно, наличие несвободных людей (объектов права
и государства) не является их обязательным признаком. Исторический прогресс
права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя
фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его
основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его
существования.
ГЛАВА I. Развитие концепций права
История теории правовой мысли знает две основные концепции понимания права:
юридическую и легистскую. Легистская трактовка (от латинского "lex" – закон)
отождествляет право и закон. Право по ней – это продукт, норма официальной
власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление,
судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное (существующее,
действующее) право. Для легизма в целом характерно пренебрежение правами
человека и гражданина.
Для юридического типа понимания права (от латинского "jus" – право)
характерно, прежде всего, различие права как социального явления, которое
объективно существует и действует независимо от других, со своей сущностью,
принципами, функциями и позитивного права, выраженного в законе и
государстве. В рамках юридического правопонимания существуют два подхода:
естественно-правовой и современный либертарно-юридический.
Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право как данное человеку
изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право,
которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и
является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих
установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что
всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ
принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому
"искусственному", позитивному праву, которое справедливо и правильно
постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".
В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается
не естественное право в его различных формах, а бытие и нормативное выражение
принципа формального равенства, который понимается как единство трех основных
компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права нормы и меры,
свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер).
Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются
позитивным выражением права.
Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к
ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы
устройства общественной жизни людей. Они появились еще во времена
формирования первобытных человеческих сообществ. Согласно ним все правила и
установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к
сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением
естественного (т.е. божественного) порядка справедливости. Например, у
древних греков выражение такого порядка воплощено в богине справедливости
Фемиде (образ которой и сегодня символизирует право). Исследования
представлений о праве в Древней Греции развивались в целом в русле поисков
объективных основ полиса.
Так философ Гераклит, рассматривал полис и его законы как отражение
космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их
истокам и смыслу. Справедливость состоит в том, чтобы следовать
божественному порядку. К концепции Гераклита восходят те естественно-
правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума,
подлежащую выражению в позитивном законе. У Демокрита в развернутом виде
встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к
"природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости.
В дальнейшем многие философы четко противопоставляют искусственному закону
полиса право по природе как разумное начало. Причем некоторые, например,
Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы
устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в
господстве сильных над слабыми. Другие, например, Алкидам обосновывали идею
естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов). Они
утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же
проистекает из человеческих законов.
Сократ и Платон искали в полисных законах объективные, т.е. разумные,
идеальные, божественные начала. Так, Сократ считал, что мерой соответствия
закона естественной справедливости является знание (о добродетели, о
нравственно-прекрасном). Согласно Платону, справедливость предполагает
"надлежащую меру, определенное равенство", –пропорциональное и
количественное. Эти положения были развиты Аристотелем в его учении о двух
видах права: естественном и волеустановленном (позитивном). По Аристотелю,
естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит
от признания его положений, т.е. объективно существует. Аристотель трактовал
право как политическую справедливость, а справедливость как норму
естественного права. Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в своей
основе право, без чего он вырождается в средство деспотизма.
Понимание права и государства в рамках естественно-правовой доктрины
характерно и для древнеримской юриспруденции, которая опиралась на
древнегреческие учения. Поскольку первоначально право понималось как
божественное явление, то и впоследствии, после появления светского права, –
собственно юриспруденции, принцип правовой справедливости, т.е. "искусство
добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально
данное, а потому правильное. У всех выдающихся римских юристов: Цицерона,
Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-
правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое являлось
частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права носило не
просто обязательный, а сакрально-императивный характер, закон понимался как
"общая клятва республики", общий обет государства.
В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а
римское право было исходным пунктом их деятельности. С X-XI вв. в результате
синтеза римского и местного, обычного права появляется концепция, в основе
которой лежит разработанная римскими юристами идея правовой справедливости,
согласно которой несправедливая норма может быть отвергнута и заменена
правилом, диктуемым справедливостью.
У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.). В ее
представлениях, в случае конфликта между правовой справедливостью и
позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при
этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли
значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его системной
логики.
Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-
XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало, выводимое
из природы вещей и соответствие его критериям необходимо для признания норм
закона (позитивного права).
С XVI в. в юриспруденции главенствует гуманистическое направление,
представители которого сосредотачивают внимание на согласовании норм римского
права с новыми историческими условиями. Право для них – прежде всего
позитивное право, хотя они не отрицали полностью нормы естественной
справедливости.
Подобный подход к праву был развит Т. Гоббсом, который считал, что "правовая
сила закона состоит только в том, что он является приказом суверена"
[1]. Под законом он понимал все действующее, позитивное право. Такое
понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители различных
направлений юридического позитивизма.
Гуго Гроций источником естественного права считал саму разумную природу человека
как социального существа, которому "присуще стремление к ... руководимому
собственным разумом общению человека с себе подобными".
[2] Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а
волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий,
выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).
Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и
безопасности для всего человечества". Но в естественном состоянии нет
достаточных гарантий соблюдения естественного закона, поэтому необходимо
общественное согласие, которое ведет к общественному договору об учреждении
государства, причем "великой и главной целью объединения людей в государство и
передачи себя под власть правительства"
[3] является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и
собственность.
Шарль Монтескье в работе "Дух законов" исследовал причины, порождающие
законы. Он представлял их как связь различных факторов (религиозных,
национальных, социальных, культурных, хозяйственных, исторических), которые
влияют на законодательство. Правовой смысл "духа законов" по-разному
проявляется в различных формах права (церковном, государственном,
гражданском, международном), т.е. речь идет о разработке системы и структуры
общего учения о праве с учетом как их единства, так и различий между ними.
Огромное влияние на развитие теории права оказало учение Иммануила Канта. Он
разделял "чистое учение о праве" и эмпирическое учение о позитивном праве.
"Чистое", философское, рациональное право – это система априорных максим
(велений, долженствований), вытекающих из требований разума. Эти максимы
выступают как категорические императивы, т.е. требования должного. Правовой
императив гласит: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего
произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом".
[4]
На базе философского учения Канта о праве и государстве, немецкий юрист Г.
Гуго попытался объединить традиционное юридико-догматическое учение о
позитивном праве с его исторического трактовкой. Он считал, что
юриспруденция должна состоять из юридической догматики, философии права, и
истории права. В дальнейшем эта идея была воспринята К.Ф. Савиньи, Г.Ф.
Пухтой и другими сторонниками исторической концепции права. Они обосновывали
первичность исторически трактуемого права по отношению к праву позитивному.
Принцип историзма здесь заменяет принцип разума в естественно-правовых
концепциях. Вместо разумного права представители этого направления считали
"народный дух", т.е. правовые представления каждого народа в конкретное время
основным правообразующим фактором. Историчность права означает живую связь
права с жизнью народа, с развитием его культуры, языка, нравов. Отсюда
исходит консерватизм исторической концепции. Так, Савиньи отмечал, что
право, отвечающее характеру, духу и состоянию народа, вначале создается его
нравами и верованиями, а лишь затем – юриспруденцией, не произволом
законодателя, а незаметно действующими внутренними силами народной жизни.
Георг Гегель считал, что только философия права является подлинной наукой о
праве. Право, по Гегелю, – это действительность свободы, "наличное бытие
свободной воли", постижение основ которого возможно лишь с помощью правильного
мышления, философского познания права. Он считал, что "Законы природы
абсолютны и имеют силу так, как они есть ... . Чтобы знать, в чем состоит
закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными
могут быть лишь наши представления о них", для чего, – "В праве человек должен
найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим
занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции."
[5]. Такой подход обусловлен представлениями Гегеля о тождестве бытия и
мышления.
В конце XIX – начале XX вв. позитивистский подход доминировал в школе
аналитической юриспруденции. Видное место в ней занимает "чистое учение о
праве" Г. Кельзена. Под "чистым правом" Кельзен имел в виду науку о позитивном
праве, об официальных установлениях государства, без использования методов
других наук – психологии, социологии, этики, политической теории. В отличие от
них, опирающихся на причинно-следственное объяснение действительности,
правоведение по Кельзену – это нормативная наука с нормативными, т.е.
формально-логическими методами, опирающимися на долженствование, т.е. по сути
законоведение. Согласно его нормативизму "всякое государство и есть правовое
государство". "С точки зрения последовательного правового позитивизма право,
как и государство не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок
человеческого поведения . ."[6].
При этом он отвергает понятие правового государства, "которое отвечает
требованиям демократии и правовой безопасности", поскольку это, –
"предрассудок, основанный на теории естественного права"
[7]. Под правопорядком он понимает позитивное право с любым произвольным
содержанием. Такой нормативизм является юридическим оформлением авторитаризма
и деспотизма.
Нормативизм Кельзена оказал большое влияние на модернизацию позитивистского
Страницы: 1, 2, 3
|