бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Политико-правовые учения ислама бесплатно рефераты

еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы

о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии

человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В

Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять

терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же

образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и

государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и

обладателям власти среди вас" (4.62).

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его

целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась

идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское

право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип.

Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат,

сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и

превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной

мировой системой права.

Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах

Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы

общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и

всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и

Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего

Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на

Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной

Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло

за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при

толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением

двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в

шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое

направление - шиизм

Предписания и запреты ислама. К числу предписании шариата относятся

нормы, касающиеся прав и положе­ния женщины. Об этих правах точнее, о бесправии

жен­щин в исламских странах известно немало. Официаль­ная процессуальная норма

шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при

свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже

четыре жены (если имеют средст­ва содержать их), не считая рабынь-наложниц,

количе­ство которых практически не ограничено. Кроме того,

..муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена права па

развод не имеет, она обя­зана соглашаться с любым решением мужа, в том чис­ле

и в случае развода. Жена и рабыня должны соблю­дать верность своему

господину, прелюбодеяние жесто­ко карается. Правда, практика побивания

неверной жены камнями — это более норма адата, чем официально

канонизированного шариата. Однако в случае, если не­верность жены доказана,

подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к

про­винившейся.

Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафикси­рованы и определенные права

женщины—как граж­данские, так и имущественные. Так, женщину, в том чис­ле и

рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае раз­вода с женой, продажи рабыни),

если последний нуж­дается в ее уходе. Практически это означает, что до семи

лет ребенок при любых условиях остается с мате­рью, в дальнейшем он может

быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За

жен­щиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании,,

разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за

жену, калым,—это тоже более практика адата, чем канони­ческая норма шариата,

женщин, в том числе и мало­летних девочек, их родственники часто продавали,

да­рили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену.

Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные затворничество

женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на людях. Женщинам

практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо ответственной

деятельности.

Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд ограничений

на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом

запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя

начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Хоть этот

запрет соблюдался не очень строго, он всё же оказывал своё воздействие и

являлся регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты. Как

и иудеи, мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и

падаль. Запрещены так же азартные игры: азарт сминает человека, отвлекает его

от обязанностей, в том числе и от обязательной пятикратной молитвы.

К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет этого

рода, ведший своё начало от борьбы с идолопоклонничеством язычников, в исламе

был доведён до логического конца. И хотя в живописи он соблюдался очень

строго (всегда существовало искусство миниатюры с изображениями небольших

фигурок людей и животных), он оказал своё влияние на характер исламского

искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены

архитектурой и орнаментом. Зато и архитектура и орнамент достигли высокого

развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети – подлинные шедевры

мировой культуры.

2.2 Школы и течения мусульманского права

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы:

ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей).

Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального

толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского

населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство

в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных

областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения.

Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех

богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение

суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах

шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось

влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали

большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания,

мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до

пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или

эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного

представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое

значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое

течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских

фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.

Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих

монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были

признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали

монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих

и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь

обирают своих послушников - мюридов.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие

первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом

(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть

учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других

неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе

(Кази-Мулла, Шамиль) против русских.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий

вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке

возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в

котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских

купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте

жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и

запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными

влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После

жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в

государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с

городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем

обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и

крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,

принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом).

Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство

всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя

преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение

Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение

бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко

подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год).

Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя.

Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище

"Бехаулла", существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже

проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр.

Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение,

непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей.

Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По

имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не

отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в

интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,

модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной

Европе и в Америке.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она

энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная

жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые

отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком

религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело

место полное сращивание государственной и церковной власти: глава

государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство

составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц.

И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе

- шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские

богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше

светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, это,

собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток шариата.

Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопросах шариата.

Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет

улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе

мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам

- видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом

разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права

считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто

религиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы

медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты

изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык

преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская

система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для

них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономической

силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество

считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф). Вакуфные земли

состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и

пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех

обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные

доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями

(в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские

верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти

повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных

святых.

3. Источники мусульманского права.

Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых кратко

остановлюсь.

3.1. Коран.

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение

вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв

и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи

находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых

памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти.

Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец,

в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.

Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции

произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть

"обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его

правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его

как арабский судебник" (2.165-166).

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов стихов (аята).

Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500

стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При

этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в

основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются

религиозного ритуала и обязанностей

Большая часть положений Корана носит казуальный харктер и представляет собой

конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие

установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл

в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей

судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно

свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко

и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу

продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная

война".

Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную

преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются

проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда

еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство

защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В

позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей

настойчивостью.

"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтье первые. Бог

ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте

их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не

сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут

на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут

заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами,

доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против

превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте

Страницы: 1, 2, 3, 4