Курсовая: Политико-правовые учения ислама
еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы
о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии
человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В
Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять
терпение и смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же
образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и
государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и
обладателям власти среди вас" (4.62).
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его
целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе - утвердилась
идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское
право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип.
Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат,
сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и
превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной
мировой системой права.
Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах
Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы
общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и
всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и
Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего
Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на
Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной
Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло
за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при
толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением
двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в
шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое
направление - шиизм
Предписания и запреты ислама. К числу предписании шариата относятся
нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах точнее, о бесправии
женщин в исламских странах известно немало. Официальная процессуальная норма
шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при
свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже
четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц,
количество которых практически не ограничено. Кроме того,
..муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена права па
развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе
и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность своему
господину, прелюбодеяние жестоко карается. Правда, практика побивания
неверной жены камнями — это более норма адата, чем официально
канонизированного шариата. Однако в случае, если неверность жены доказана,
подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к
провинившейся.
Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные права
женщины—как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и
рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи рабыни),
если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что до семи
лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может
быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За
женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании,,
разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за
жену, калым,—это тоже более практика адата, чем каноническая норма шариата,
женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники часто продавали,
дарили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену.
Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные затворничество
женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на людях. Женщинам
практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо ответственной
деятельности.
Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд ограничений
на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом
запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя
начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Хоть этот
запрет соблюдался не очень строго, он всё же оказывал своё воздействие и
являлся регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты. Как
и иудеи, мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и
падаль. Запрещены так же азартные игры: азарт сминает человека, отвлекает его
от обязанностей, в том числе и от обязательной пятикратной молитвы.
К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет этого
рода, ведший своё начало от борьбы с идолопоклонничеством язычников, в исламе
был доведён до логического конца. И хотя в живописи он соблюдался очень
строго (всегда существовало искусство миниатюры с изображениями небольших
фигурок людей и животных), он оказал своё влияние на характер исламского
искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены
архитектурой и орнаментом. Зато и архитектура и орнамент достигли высокого
развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети – подлинные шедевры
мировой культуры.
2.2 Школы и течения мусульманского права
В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы:
ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей).
Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального
толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского
населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство
в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных
областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения.
Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех
богословских школ нет.
В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение
суфизма (от слова "суфи" - грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах
шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось
влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали
большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания,
мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог - во всем мире, весь мир - проявление или
эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного
представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое
значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое
течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских
фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих
монахов - дервишей - во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих
и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь
обирают своих послушников - мюридов.
С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом
(слово "тарикат" по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть
учение фанатиков, проповедовавших "священную войну" против христиан и других
неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе
(Кази-Мулла, Шамиль) против русских.
В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий
вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке
возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в
котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских
купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте
жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и
запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными
влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После
жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в
государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с
городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем
обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и
крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али,
принявший прозвище "Баб" ("врата" в смысле посредника между людьми и богом).
Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство
всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя
преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение
Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение
бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко
подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год).
Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя.
Один из бывших последователей Баба - Мирза Хусейн Али, принявший прозвище
"Бехаулла", существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже
проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр.
Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение,
непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей.
Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По
имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не
отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в
интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,
модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной
Европе и в Америке.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она
энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная
жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые
отношения, суд, культурный уклад - все это должно быть подчинено целиком
религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело
место полное сращивание государственной и церковной власти: глава
государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство
составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц.
И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе
- шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские
богословы.
Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, это,
собственно, учитель в церковной школе. Кади - это судья, знаток шариата.
Муфтий - более высокий духовный чин - главный авторитет в вопросах шариата.
Улем - ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет
улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе
мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам
- видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом
разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права
считались непререкаемым законом.
Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто
религиозным. Низшие школы - мектебы - состояли при мечетях. Высшие школы
медресе - представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты
изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык
преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская
система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для
них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономической
силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество
считается неотчуждаемым (вакф, множественное число - вакуф). Вакуфные земли
состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и
пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех
обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные
доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.
Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями
(в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские
верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти
повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных
святых.
3. Источники мусульманского права.
Шариат отличает множественность источников, на рассмотрении которых кратко
остановлюсь.
3.1. Коран.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение
вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв
и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи
находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых
памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти.
Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец,
в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.
Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции
произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть
"обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его
правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его
как арабский судебник" (2.165-166).
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов стихов (аята).
Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500
стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При
этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в
основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются
религиозного ритуала и обязанностей
Большая часть положений Корана носит казуальный харктер и представляет собой
конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие
установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл
в зависимости от того. какое содержание в них вкладывается. В последующей
судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно
свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко
и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Чтобы не быть голословным, привязываясь к тексту Корана, хочу
продемонстрировать, как, откуда и почему появилось грозное понятие "священная
война".
Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную
преданность и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются
проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом. Когда
еще до хиджры Мухаммад взял с ансаров "клятву мужей", т.е. обязательство
защищать его оружием, идея священной войны была уже, очевидно, принята им. В
позднейших сурах Корана, данных в Медине, эта идея утверждается с большей
настойчивостью.
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайтье первые. Бог
ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте
их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не
сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут
на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут
заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами,
доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против
превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте
Страницы: 1, 2, 3, 4
|