Курсовая: Органы внутренних дел в механизме государства
Курсовая: Органы внутренних дел в механизме государства
План
Введение
1
1. Понятие государственного аппарата 2
а). Понятие и виды органов государства 2
б). Принципы организации и деятельности органов государства 5
2. Роль и место ОВД в государстве 8
а). Правовые основы ОВД 8
б). Основные направления деятельности ОВД 10
в). Организация милиции в РФ 13
3. Система и структура ОВД 18
Заключение
23
Список используемой литературы
Введение
Важное место в государственном аппарате занимают правоохранительные органы и
силовые структуры. Государственное управление внутренними делами ведёт
специализированная государственная структура - Органы Внутренних Дел.
Внутренние дела - важнейшая сфера жизнедеятельности общества и государства,
представляющая собой комплекс общественных отношений, связанных с защитой
жизненно важных интересов личности, общества и государства от противоправных
посягательств и иных угроз, с обеспечением общественного порядка и
общественной безопасности. Положение дел в этой области во многом определяет
социальное самочувствие общества и поэтому является объектом пристального
внимания со стороны государства и его органов.
[1]
Государственное управление внутренними делами преследует цели защиты прав,
свобод и законных интересов личности, собственности, обеспечения в стране
правопорядка, создания безопасных условий для жизни людей.
Курсовая работа посвящена деятельности органов внутренних дел Российской
Федерации, цель работы – изучить систему и структуру ОВД и показать роль и
место этих органов в государстве.
При подготовке курсовой работы использовались законы, указы, постановления
Правительства Российской Федерации по вопросам законности и правопорядка в
стране: закон РФ “о милиции” 1991г., положение о Министерстве внутренних дел
РФ от 18 июля 1996 г.
При подготовке курсовой работы использовалась также имеющаяся научная и
учебная литература по деятельности органов внутренних дел: Гуценко К. Ф.
Правоохранительные органы, М.: Зерцало-М, 2001, Черданцев А. Ф. Теория
государства и права. – М.: Юрайт, 2001. Особо хочу отметить энциклопедию “МВД
России” приученную к 200-летию МВД. Вопросы курсовой работы рассмотрены с
учётом прогрессивных форм и методов практической деятельности органов
внутренних дел в современных условиях.
1. Понятие государственного аппарата
Механизм государства – это система государственных органов,
взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции
государства. В узком смысле – совокупность исполнительных (административных)
органов власти, выполняющих повседневное управление государством. Механизм
государства есть по сути дела само государство. Термины “механизм государства”
и “государственный аппарат” равнозначны. В государственный аппарат входят
только государственные органы.
а). Понятие и виды органов государства
Орган государства – это организация или единоличное должностное лицо,
наделённое властными полномочиями (компетенцией). Властность этих органов
проявляется в том, что они издают решения, обязательные для лиц, которым они
адресованы, осуществляют контроль за их исполнением и в случаях,
предусмотренных законом, применяют принудительные меры.
Следовательно, признаками государственного органа являются следующие.
1. Государственный орган – это единоличное лицо (президент,
прокурор и др.) или организация.
2. Государственный орган действует от имени государства. Он
наделён властными полномочиями. Это выражается в том, что государственный
орган принимает решения общего (нормативные акты) или индивидуального
характера (например, решение, приговор суда), обязательные для тех, кому они
адресованы. Властные полномочия могут быть выражены в контрольно–надзорной
деятельности и в применении физических принудительных мер.
3. Государственный орган – это всегда государственное учреждение,
состоящее на содержании государства, получающее материальные и финансовые
средства (здания, средства связи и прочее оборудование, деньги) от
государства, из бюджета государства, доходы которого формируются за счёт
налогов.
4. Людским человеческим субстратом государственного органа
являются граждане государства, работающие в государственных органах на
постоянной, профессиональной основе, получающие средства для своего
существования от государства.
Система органов государства разнообразна по своей структуре, формам
образования, сфере властвования, формам деятельности, выполняемым задачам и
функциям.
По формам государственно-правовой деятельности органы государства
подразделяются на:
Законодательные (представительные) органы – органы, принимающие законы
как нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу. Органы, принимающие иные
нормативные акты (подзаконные), к законодательным органам не относятся.
Исполнительно-распорядительные органы представляют целую систему органов
во главе с правительством. Это органы исполнительные, ибо призваны исполнять,
реализовывать законы, распорядительные, ибо, исполняя законы, они принимают
решения (распоряжения) нормативного и индивидуального характера.
Судебные органы призваны осуществлять юрисдикционную деятельность, т. е.
разрешать конкретные юридические дела: применять меры наказания за
преступления, разрешать различного рода правовые споры, конфликты между
различными субъектами (имущественные, трудовые, семейные, административные и т.
п.).
Контрольно-надзорные органы осуществляют надзор за исполнением законов и
других нормативных актов. К их числу относятся органы прокуратуры, различного
рода государственные инспекции. Последние могут входить в состав
соответствующего министерства, ведомства.
Силовые структуры: армия, полиция, разведка, пенитенциарные органы. Само
название говорит о том, что они могут применять силу, прямое физическое
принуждение, оружие или различные другие технологические средства принуждения,
но в рамках и на основе закона.
Глава государства – это, как правило, единоличное лицо – монарх,
президент. Глава государства как минимум осуществляет представительские
функции: представляет государство в отношениях с другими государствами,
принимает верительные грамоты иностранных послов, обнародует законы, издаёт
акты и т.д.
По способу формирования государственные органы подразделяются на
первичные и вторичные. Первичные органы – это органы, формируемые
непосредственно самим народом путём выборов. Это, следовательно, органы
выборные. Хотя не каждый выборный орган является первичным. Некоторые выборные
органы избираются представительными органами.
В федеративном государстве органы подразделяются на федеральные и субъектов
федерации. К федеральным органам РФ относятся Президент, Федеральное
Собрание, органы прокуратуры, судебные органы, за исключением уставных судов и
мировых судов, Правительство РФ, федеральные ведомства с их местными органами.
По месту в иерархической системе органы подразделяются на высшие и
местные. В федеральных государствах наблюдаются две системы высших органов
власти: общефедеральные и субъектов федерации. К местным относятся органы
местного самоуправления. Хотя по Конституции РФ они не отнесены к
государственным органам, однако обладают всеми необходимыми признаками
последних. Органы местного самоуправления (главы администраций, мэры,
представительные органы) избираются населением.
По своей структуре органы подразделяются на единоначальные (президент,
министр, прокурор, командир военной части и др.) и коллегиальные
(представительные органы, правительство и др.). Различие состоит в том, что в
- первых решения принимает единоначальник, во вторых — коллегия (группа
должностных лиц).
По компетенции органы государства подразделяются на органы общей и
специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются
властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни:
экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и т. д. Во втором —
соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой, сферой. К
первым относятся, прежде всего, представительные органы, правительство, главы
администраций и др.; ко вторым - министерства, ведомства, прокуратура, суды и
др.
б). Принципы организации и деятельности органов государства
Принципы — это основные начала, идеи, которые положены в основу организации
органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности.
Принцип потому и принцип, что он требует, чтобы его придерживались,
соблюдали его. Принципы организации и деятельности государственного
аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и
соответствующих законах, посвященных отдельным ветвям власти, отдельным
системам (точнее, подсистемам) механизма государства: законах о судебных
системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т. д.
Одни из этих принципов четко сформулированы в законах, другие выведены,
вычленены из законов путем некоторого обобщения, индуктивным путем. Ниже я
рассмотрю только наиболее общие принципы, касающиеся, так или иначе,
механизма государства в целом.
Заметим, что относительно принципов механизма государства мы не встретим
единства в научной и учебной литературе по той причине, что выделение тех
или иных положений как основополагающих носит оценочный характер.
В ряду указанных принципов рассмотрим нижеследующие.
Принцип территориальности положен в основу организации системы органов.
Государство — организация территориальная, его власть, суверенитет
распространяются на определенную территорию. Территория государства делится на
территориальные единицы. По этим единицам, как уже отмечено, подразделяется
подвластное государству население. Но и сама система государственных органов
привязывается к этим единицам. Каждый орган действует в определенном
территориальном пространстве, очерченном административно-территориальными
единицами. Это относится не только к местным органам, но и к низовым
федеральным органам.
Принципы иерархичности. Государство — это единый, слаженный механизм его
органов. Такое единство ему придает принцип иерархичности, заключающийся в том,
что органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы
подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих.
Иерархичность по-разному проявляется в разных частях системы государственных
органов. Одно дело иерархичность в исполнительных, органах внутренних дел, в
армии и совсем другое — в системе представительных или судебных органов.
Принципы централизма или децентрализма в деятельности государственных
органов проявляются в том, на каком уровне принимаются решения: принимаются ли
они центральными органами и в силу иерархичности нижестоящие органы только их
исполняют, или важные решения принимаются и территориальными местными органами
с учетом местных условий. В зависимости от степени самостоятельности
территориальных органов может преобладать централизм или децентрализм в
принятии решений. Здесь важно оптимальное соотношение централизма и
децентрализма. Первый придает определенное единство государственной политике,
второй способствует развитию инициативы нижестоящих органов и учету местных
условий.
Централизм может быть ярко выраженным бюрократическим (например, в армии)
или демократическим, когда решения центральных органов принимаются с учетом
общественного мнения, представительных местных и исполнительных органов или
же с их прямого согласия.
Принципы выборности и назначаемости противоположны в своей сути. Первый
отражает демократические, а второй — бюрократические начала в формировании
государственных органов. Оба принципа присущи современным государствам и
реализуются в разных частях государственного механизма.
Принципы коллегиальности и единоначалия. Первый выражает
демократические, второй — бюрократические начала. Разным органам в силу их
специфики свойственны разные принципы. Представительным и судебным органам
свойственна коллегиальность, другим же, например прокурорским и в особенности
военным органам, органам МВД, — единоначалие.
Принципы гласности, открытости или тайны. Первый принцип, безусловно,
свойствен демократическому государству, второй — государству
недемократическому, бюрократическому. Однако даже и в демократическом
государстве деятельность некоторых органов или некоторые стороны деятельности
не являются гласными и открытыми (вопросы государственной тайны, следственной
тайны и т.д.).
Принцип законности в организации и деятельности органов государства
состоит, во-первых, в том, что в государстве существуют и действуют органы,
только предусмотренные конституцией и иными законами; во-вторых, в том, что эти
органы создаются согласно процедуре, предусмотренной законами; в-третьих, в
том, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на
основе закона и согласно процедуре, установленной законами. Сам факт
существования правовых норм, требующих соблюдения законности, не является
достаточным для установления подленного режима законности в обществе.
[2] Важно, чтобы существовали надежный механизм, обеспечивающий соблюдение
закона, каждым гражданином, должностным лицом, государственными органами.
Принцип разделения властей заключается в разделении функций между
государственными органами, но оно предполагает наличие у основных ветвей власти
специальных полномочий, которые выражаются в так называемой системе сдержек и
противовесов. Эти полномочия одной ветви власти преследуют цель поставить
преграды, ограничения стремлениям другой ветви власти выйти за круг своих
полномочий, незаконно расширить сферу своей власти, проникнуть во властную
сферу другой ветви власти, в конечном счете, узурпировать власть, поставить её
выше власти общества.
Разделение властей призвано обеспечить верховенство закона, а, следовательно,
подчинение государства обществу и обеспечить реальность прав и свобод
личности.
2. Роль и место ОВД в государстве
а). Правовые основы ОВД
Правовой основной деятельности МВД являются: Конституция Российской
Федерации, Федеральные законы, акты Государственной Думы,
указы и распоряжения Президента РФ, постановления
и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного
права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ,
а так же приказы, инструкции и другие нормативные акты
МВД РФ.
Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и
соблюдения, прав человека и гражданина, законности,
гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной
власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами
массовой информации.
В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные
приобретенные направления в деятельности органов
внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные
программы совершенствования их деятельности, участвует в
формировании и выполнении государственных федеральных целевых
программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.
МВД организует и проводит научные исследования проблем
охраны общественного порядка, предупреждения, выявления,
раскрытия и расследования преступления, исполнения уголовных
наказаний, безопасности дорожного движения и пожарной
безопасности. Деятельности внутренних войск в сложных условиях,
Страницы: 1, 2
|