бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Нормы права бесплатно рефераты

Курсовая: Нормы права

Нормы права

Введение

Сложность таких объектов как право и государство, приводит к тому, что они

изучаются многими юридическими науками. Право и государство как сложные

социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнообразных

компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их структуры сложны. В

зависимости от того, какие из этих компонентов, подсистем, структур и функций

или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки. В

отличии от них теория права и государства занимается общими специфическими

закономерностями развития права и государства. Это касается, в частности,

фундаментальных, основополагающих представлений о государстве и праве,

законности и конституционности, правотворчестве и правоприменении,

правонарушении и правомерном поведении, наконец, о месте и роли государства и

права в жизни обще­ства и политической системы.

Какие, например, функции выполняет право в жизни общества и какова его

реальная роль по отношению к государству? Меняются ли они применительно к

разным типам государства и права или же оста­ются неизменными?

Безусловно, меняются и весьма существенно вместе с изменением общества и

государства. Имея в виду неразрывную связь государства и права, можно с

полной уверенностью сказать, что каковым по своей сущности и назначению

является государство, таковым будет и право. Какова социально-классовая роль

в обществе государства, таковой бу­дет и роль права.

Следует отметить также, что государство и право не только зависимы друг от

друга, но в то же время они сохраняют и определенную самостоятельность. Если

государство издает правовые акты, обес­печивает их соблюдение и в случае

неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то

право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления

общеобяза­тельных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил

поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определя­ются рамки

их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и

взаимоотношений.

Независимо от типа, формы или просто привходящих обстоя­тельств по отношению

к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор

общественных отношении. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические,

политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной

стране государственный и общественный строй.

В этом заключается одна из его функций и назначение. Уста­навливая конкретные

права и обязанности сторон (граждан, должност­ных лиц, общественных и

государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и

государство, создает юридические предпосылки для его активности и

эффективности.

Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих

его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов,

распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно в таких

фундаментальных юридических актах, как Кодекс Наполеона, особо указывается на

то, что «законы являются подлежащими исполнению на всей французской

территории». Что «нельзя нарушать частными соглашениями законов,

затрагивающих общественный порядок и добрые нравы». И что судья, который

откажется судить «под предлогом молчания, темноты или не­достаточности

закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии».

Наряду с функциями закрепления и регулирования общественных отношений право в

любом обществе и государстве выполняет также воспитательную роль, которая

проявляется в том, что закон опирается не только на государственное

принуждение, но и на убеждение. И это положение имеет общее, фундаментальное

значение. Небезынтересно отметить, что еще римские юристы придавали огромное

нравственное и воспитательное значение праву.

Цицерон, например, считал, что «закону свойственно также и стремление кое в

чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». По его мнению,

каждому закону должно сопутствовать вве­дение (преамбула), цель которого —

укрепить «божественный ав­торитет закона» и использовать страх божьего

наказания для предотв­ращения его нарушения.

Рассматривая место теории государства и права в системе общественных наук,

можно заключить, что теория государства и права не обладает монополией на

рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде

всего, проблема опреде­ления самого понятия государства, проблема постижения

сущности го­сударства, проблема понимания происхождения государства, проблема

определения понятия права, проблема постижения сущности права, проблема

понимания происхождения права. Поэтому в теории государ­ства и права

представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда

других научных школ. Но у теории государ­ства и права есть особый ракурс

рассмотрения этих проблем. В теории государства и права особый акцент

делается на изучение политического компонента в праве и на изучение

юридического начала в функционировании государства

Так, только с учетом связи права с государством в отечественной теории

государства и права разрабатываются такие понятия, как понятие нормы права,

закона и подзаконных нормативно-правовых актов, правоотношения,

законодательного процесса, законности и пра­вопорядка, правонарушения и

юридической ответственности и др

В свою очередь, с учетом юридической составляющей государства, в

отечественной теории государства и права вырабатывается понятие государства,

государственного аппарата, государственной власти и др.

1. ПРИЗНАКИ И ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА

В юридической науке существуют различные понимания права (нормативное,

социологическое, этическое и др.), каждое из которых имеет свои обоснования.

Для правоприменения и других форм реализации права первостепенное значение

имеет понятие о праве как о системе норм.

Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали,

нормами каких-то отдельных (не го­сударственных) социальных общностей. От

других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер, своего рода

обезличенность, распространение на всех участников общественных от­ношений,

независимо от их воли и желания. Во-вторых, пра­вовая норма, в отличие,

например, от морали, призвана регу­лировать внешнее поведение людей, обращена

к их воле и соз­нанию в расчете на определенный поступок. В-третьих,

право­вая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в

качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством.

До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут

руководствоваться сами участники общественных отношений, но пока полномочные

органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму

трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один

отличительный признак правовой нормы — обеспеченность ее государственной

поддержкой, государственной защитой, силой государственного принуждения.

Рассмотрим существенные признаки правовых норм подробнее.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от

внут­ренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры),

так и от внешних обстоятельств (сте­пени упорядоченности общественных

отношений, обес­печенности нормы авторитетом, силой). Наибольшая

эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей

отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-

групповых, классовых интересов в условиях стабильности общест­венных

отношений.

2. Это форма определения и закрепления прав и обя­занностей. Последние

выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов

права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями

осуществляется именно через наделение правами одних и возложение

обязан­ностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер

выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных

(декла­ративных, дефинитивных). Различные субъекты право­отношений обычно

обладают комплексом прав и одно­временно несут большое количество

обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без

прав. Это один из принципов построения и функци­онирования любой правовой

системы.

3. Норма права представляет собой правило поведе­ния общеобязательного

характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в

течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или

иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому

обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий

характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и

каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность

нормы проявляется в со­держании, объеме прав и обязанностей, четких

указани­ях на последствия ее нарушения. Внешняя определен­ность заключается в

том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального

документа — нор­мативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантиро­ванное государством.

Возможность государственного пра­вового принуждения в случаях нарушения прав

граж­дан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

6. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном

построении нормы, в специ­ализации и кооперации норм различных отраслей и

институтов права.

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государст­вом общеобязательное

правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных

отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве

образца, эталона, масштаба поведения.

. Норма — это правило должного, обращенное в будущее. В отличие от команд,

велений, рас­поряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному

лицу, а кругу лиц; действие нормы не исчерпывается исполнением, а рассчитано

на неограниченное число случаев; она продолжает действо­вать после реализации

ее в общественных отношениях и поведения людей. От других социальных норм

правовые нормы отличаются не­разрывной связью с государством, которое

устанавливает или санкционирует (официально признает) правовые нормы и

охраняет их от нарушений.

Правовая норма носит общий характер. Она определяет типичные черты жизненных

ситуаций, в которых подлежит реализации, видовые признаки общественных

отношений и их участников, чье поведение регулируется нормой; само правило

выражено в общей форме как мо­дель поведения; в общей форме определены и меры

принуждения, применяемые к нарушителям нормы.

Норма права рассчитана на регулирование не отдельного, единичного отношения,

а вида отношений; этим она отличается от актов применения права (решений

государственных органов по конк­ретным делам), договоров, индивидуальных

распоря­жений. В решении по делу, представляющему собой вывод из правовой

нормы применительно к индивидуальному случаю и отношению, всегда обозначено

конкретное лицо, содержание его прав или обязанностей. Правовая норма

адресована кругу лиц определенных видовыми признаками (граждане, родители,

супруги, налоговая инспекция, коо­ператив, прокуратура, районный суд и др.).

В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначенным лицам и

действующего до его исполнения (распоряжение о строительстве здания, о

проведении этой осенью прививок против гриппа и дифтерии, о передаче точно

определенного имущества, о выплате премии, об увольнении и т.п.), правовая

норма не исчерпывается исполнением. Она обращена в будущее в том смысле, что

рассчитана не только на данный случай (отно­шение), а на вид, неопределенное

число определенных в общей форме случаев и отношений (заключение договора,

передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и др.) и реализуется

каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации

(возникновение конкретных прав и обязанностей, предоставление работнице

отпуска по рождению ребенка и др).

Правовая норма, как и право в целом, рассчитана на регулирование поведения

людей посредством особого рода отношений, связь участников которых состоит во

взаимных правах (обеспеченная государством возможность определенного

поведения) и обязанностях (не­обходимость определенного поведения, нарушение

которой влечет применения мер государственного принуждения). Такой способ

регулирования общественных отношений и поведения людей составля­ет

специфическую черту реализации права. Нормы права носят предоставительно-

обязывающии характер: когда в развитии общественных отношений создаются или

возникают предусмотренные нормой условия ее реализации, у участников этих

отношений возникают конкретные права и обязанности, образующие

правоотношение. Норма как модель правоотношения в общем виде определяет

возможное поведение одной стороны будущего отношения (работник имеет право на

ежегодный отпуск, автор имеет право на неприкосновенность созданного им

произведения) и юридическую обязательность каких-либо действий или

воздержания от действий другой стороны этого отношения (администрация обязана

предоставить каждому работнику ежегодный отпуск; при использовании

произведения запрещается без согласия ав­тора вносить в это произведение

изменения).

Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компе­тентными органами

государства. Выраженная в норме государственная воля направлена на

регулирование определенного вида общественных отношений, адресована воле

участников этих отношений, лиц, которые должны сообразовывать свое поведение

с содержащейся в норме обязанностью или запретом. Норма всегда рассчитана на

возможные жизненные ситуации, при которых существует выбор разных вариантов

поведения; именно поэтому участникам общественных отношений, которые могут

поступить по-разному, указывается требуемый, должный вариант.

Специфическим признаком правовых норм является их охрана государством.

Нарушение обязанности или запрета (правонарушение) влечет применение мер

государственного принуждения. Этим правовые нормы отличаются от норм морали,

норм общественных организаций и других социальных норм, а также от

содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений.

Меры государствен­ного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых

норм, разнообразны: они направлены на восстановление нарушенного права либо

на реализацию невыполненной обязанности, а также на наказание

правонарушителя.

Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрыв­ной связи с

условиями его реализации и мерами принуждения к соблю­дению; связь этих

определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру:

«если — то — иначе». Структура правовой нормы является применением к каждой

из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: «находясь

на территории государ­ства (или: будучи гражданином государства), необходимо

соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к

нарушителю правовых норм меры принуждения». Конкретизация этого положения

применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто, и при

каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее

реализации, какими мерами государст­венного принуждения она охраняется от

нарушений.

2. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА. ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ГИПОТЕЗ,

ДИСПОЗИЦИЙ, САНКЦИЙ

Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение

такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность,

конкретность, позволяющие прак­тику решить юридическое дело. Конкретность

содержания не означает вместе с тем непременно казуистического построения

правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием

от индивидуальных особенностей регулируе­мых отношений, формулированием

наиболее общих правил, охватывающих суть правовой материи.

Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без

формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения,

могут однозначно понимать свои права и обязанности, однопланово трактовать

Страницы: 1, 2