Курсовая: Многопартийность и политические партии (статус)
Курсовая: Многопартийность и политические партии (статус)
Содержание
Введение.......................................................................2
1 Политические партии и многопартийность.......................................4
1.1 Юридическое понятие политической партии..................................4
1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий...................6
2 Этапы правового развития российской многопартийности........................14
2.1 Становление многопартийности в Российской Федерации...................... 14
2.2 Постсоветский период развития многопартийности............................19
Заключение....................................................................30
Список использованной литературы..............................................32
Введение
Многопартийность — существенная характеристика демократического правового
строя. У каждой страны свой путь к демократии, парламентаризму и
многопартийности; Особенность нашего пути была обусловлена долгим
господством тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными
темпами демократических преобразований.
После преодоления монополии КПСС в обществе бурно пошли процессы становления
политического плюрализма, формирования политических партий и движений.
Первоначально эти процессы в значительной мере были инициированы самим
обществом и намного опережали правовое регулирование в данной сфере. Позднее
укрепившаяся после октября 1993 г. демократическая власть, заинтересованная
в многопартийности парламентского типа, предприняла ряд важных шагов по
стимулированию ее развития. Главный из них — введение смешанной
пропорционально-мажоритарной избирательной системы со значительной долей
пропорционального представительства (когда половина депутатов Государственной
Думы избирается по партийным спискам).
Однако объективные сложности постсоциалистических преобразований, а также
ошибки в правовом регулировании процессов развития многопартийности привели к
тому, что к настоящему времени вместо многопартийной системы парламентского
типа мы имеем несистемную множественность партий, не объединенных, общей
приверженностью принципам идеям и ценностям действующей Конституции РФ. После
выборов в Государственную Думу 1995 г. стал вполне очевиден тот факт, что
широкое демократическое движение, преодолевшее монополию КПСС и добившееся
установления реального политического плюрализма, в конечном итоге получило
от режима многопартийности гораздо меньше своих основных оппонентов.
Политические партии не стали заметной движущей силой демократических
преобразований. На современном этапе задача состоит в том, чтобы на основе
анализа достижений и ошибок в данной сфере разработать стратегию правового
регулирования, способного переломить негативные тенденции в развитии
российской многопартийности и направить процесс в русло формирования
многопартийной системы парламентского типа, являющейся существенным
фактором нормального функционирования гражданского общества и правового
государства. Этим целям и посвящена настоящая работа.
В работе рассматриваются история и этапы формирования многопартийности в
России, раскрывается роль права в этом процессе, анализируется правовой
статус избирательных объединений и особенности участия политических
объединений в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ,
предлагаются концепция и основные положения нового закона о политических
объединениях, исследуется участие политических объединений в парламентском
процессе.
1 Политические партии и многопартийность 1.1 Юридическое понятие
политической партии
Естественно, что ни в странах англосаксонской системы права, ни в тоталитарных
государствах законодатель не уделял внимания выработке юридического понятия
политической партии. Напротив, в странах романо-германской системы права такое
определение часто дается. Правда, оно обычно не имеет «строгого» характера,
является в определенной мере описательным, но указывает на главные
отличительные черты политической партии как особого общественного
объединения. В таких определениях нет политологических характеристик, в
значительной мере навеянных марксистским подходом: передовой, наиболее
организованный отряд класса и т. п. В них названы юридические признаки
[1].
Разумеется, в разных странах эти определения не совпадают, не во всех из них
перечислены все наиболее существенные черты, но в синтезированном виде такое
понятие включает следующие признаки:
1) объединение граждан государства (в России это установлено ст. 2
Федерального закона «О политических партиях»), достигших совершеннолетия, как
правило, 18 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. В
некоторых странах, однако, натурализованные граждане не сразу могут
основывать партии и быть их членами, например, в Бенине и Тунисе — через 10
лет после получения гражданства. Лица без гражданства и иностранные граждане,
как правило, членами партии быть не могут. В некоторых странах запрещено
коллективное членство в партии (ФРГ), в других — в партиях есть коллективные
члены, в Лейбористской партии Великобритании они (профсоюзные организации)
составляют подавляющее большинство ее членского состава — четыре пятых;
2) устойчивая организация, объединяющая членов на длительной или постоянной
основе на базе идеологических факторов, прежде всего, общности политических
убеждений и целей, что концентрированно выражается в программных документах
партии: идеологический фактор, как обязательный признак членства, отличает
партию от других общественных объединений — профсоюзов, женских
организаций, обществ культурного характера и др.;
3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не является их
целью. Правда, партия может создавать какие-то организации, примыкающие к
ней, которые занимаются даже производством, но такое производство должно
соответствовать направлениям деятельности партии, например, изготовление
членских билетов, партийных документов и т. д., можно получать прибыль также
от лекционной и иной творческой работы;
4) партия имеет своей целью завоевание политической власти, участие в
формировании органов государства, прежде всего — правительства.
Главное в деятельности партии — достижение политических целей, даже если она
создана для участия в политической жизни общества (как сказано в ст. 2 ФЗ «О
политических партиях»), а не защита социальных и иных интересов своих членов,
как, например, у профсоюзов. Это нашло свое отражение и в упомянутом законе
СССР 1990 г. об общественных объединениях, где говорилось об участии партий
в формировании органов государственной власти и управления, в том числе
через избираемых в Советы представителей. Основным путем к завоеванию
политической власти считают участие партии в выборах, особенно
общегосударственных. Согласно Закону ФРГ о политических партиях 1967 г.,
который много раз дополнялся и изменялся, партия утрачивает свой статус и
связанные с ним права, если она в течение шести лет не выдвигает своих
кандидатов на выборах в парламент или ландтаги, местные представительные
органы земель — субъектов федерации.
Специального закона о политических партиях, как это имеет место во многих
самых разных государствах, в СССР и РСФСР не было, с чем связаны многие
проблемы становления многопартийности в России. Правда, в СССР в период
«перестройки» в 1990 г. был принят Закон об общественных объединениях, где
содержалось несколько норм, специально относящихся к партиям. Но эта
тенденция не была поддержана позднейшим российским законодательством: в
Законе об общественных объединениях 1995 г. партии особо не выделяются и в
отличие от закона СССР 1990 г., некоторые положения которого (ст. 6 и 9) в
соответствии с российским законом 1995 г. остаются действующими, не
упоминаются. Так, ст. 7 Закона об общественных объединениях 1995 г. среди
«организационно-правовых форм общественных объединений» называет:
общественные организации, общественные движения, общественные фонды,
общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.
Между тем, в политологии, теории конституционного права партии выделяют
особо, учитывая их исключительную роль в обществе, участие в формировании
государственного аппарата и деятельности парламентов и правительств,
отличая их от других общественных объединений и различных групп давления. В
связи в этим развитие зарубежного законодательства, хотя и не во всех
странах, в целом идет по пути дифференциации: отдельно регулируются
объединения коммерческого характера (товарищества, акционерные общества и
др.), отдельно — некоммерческие организации, среди которых партии
выделяются особо. Помимо других реквизитов, в том числе количества членов
партии и процента собранных голосов, важнейшим требованием, предъявляемым
законом к национальной партии, является публичный, а не частный интерес,
преследуемый ею в своей деятельности.
1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий
Уже отмечалось, что в современном законодательстве существует множество
разнообразных определений политических партий. Все их, однако, можно свести к
двум основным группам в зависимости от подхода законодателя к трактовке
общего предназначения политических партий в обществе и государстве.
В одних странах законодательные определения их предназначения отражают
традиционный для политико-правовых доктрин XIX в. взгляд на политические
партии лишь как на главный субъект избирательного процесса, что в целом
соответствовало их действительной роли. Политические партии представляли
собой организации, предназначенные преимущественно для проведения выборов, и
не проявляли заметной активности в периоды между выборами ("избирательные
машины"). Американские партии, - писал, например, М. Острогорский, - являются
лишь аппаратом для производства выборов и для получения тех выгод, которые
дают эти выборы". Этот вывод справедлив и для большинства европейских партий
того периода.
В другой группе стран соответствующие определения исходят из более широкой
трактовки общего предназначения политических партий. В них находят отражение
современные взгляды на политические партии как на постоянно действующий
институт политической системы, роль которого отнюдь не ограничена лишь
участием в выборах. Именно такой подход характерен для новейшего
законодательства о политических партиях. На конституционном уровне
признается их важная роль не только в избирательном процессе (содействие
формированию и выражению народной воли), но и в политическом процессе в
целом, о чем уже говорилось. Соответствующие конституционные положения о
партиях как основных инструментах политического участия, об их участии в
формировании национальной политики, в организации и осуществлении
государственной власти являются исходными для определения многообразных
задач и функций политических партий, которые закреплены в некоторых
специальных законах (Ангола, Гвинея, Кабо-Верде, Мексика, Португалия, ФРГ), а
в ряде стран и в конституциях (Мозамбик, Toгo).
Нормативно устанавливаются политические, идеологические и воспитательные
задачи и функция политических партий. К политическим относятся: участие в
формировании и деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления; рекрутирование политических кадров (ст. 2 закона ФРГ; партии
воспитывают граждан, способных принимать на себя ответственность за дела
общества; ст. 2 закона Анголы: подготовка граждан к принятию ими
политической ответственности в государственных органах); содействие
осуществлению политических прав граждан (ст. 20 закона Мексики: обеспечение
социальной активности и демократического участия граждан; ст. 2 закона
Португалии: содействие осуществлению гражданами политических прав);
осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая
функция (ст. 2 закона ФРГ: забота о постоянной живой связи между народом и
государственными органами; ст. 4 закона Кабо-Верде: содействие укреплению
связей между народом и органами государства или местных автаркии).
Важное значение придается идеологической функции - агитационно-
пропагандистской деятельности, направленной на формирование общественного
мнения (Ангола, Мозамбик, ФРГ) и политического сознания граждан (Ангола,
Гвинея-Бисау). Характерно, что законодательство некоторых стран признает
агитационно-пропагандистскую деятельность политических партий в качестве
постоянной функции, проводя различие между общей и предвыборной агитацией
(Австрия, Бельгия, ФРГ).
Таким образом, как мы видим, определяя задачи и функции политических партий,
законодательство придает им общественный характер. Как сказано в законе ФРГ,
политические партии "посредством свободного, постоянного участия в
политическом волеизъявлении народа... выполняют общественные задачи,
возложенные на них и закрепленные за ними Основным законом"
[2]. Как отмечалось, концепция "публичных функций", которые осуществляют
политические партии (например, в процессе выдвижения своих кандидатов на
выборные государственные должности), была сформулирована и Верховным судом
США, указавшим, что "действия частных актеров могут быть публичными по своему
характеру".
Такая трактовка роли и деятельности политических партий обусловливает объем
и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.
Предоставляемые политическим партиям права должны, с одной стороны,
обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом
общественных задач, а с другой - гарантировать существование и нормальное
функционирование многопартийной системы. Последнее подчеркивается, например,
конституцией Словакии, ст. 31 которой содержит общее положение о том, что
"законодательное регулирование всех политических прав и свобод, их толкование
и использование должны создавать возможность для свободного соперничества
политических сил в демократическом обществе и его защиты".
Если суммировать соответствующие положения законодательства отдельных стран,
то можно выделить следующие права политических партий:
1) политические права и свободы: право участвовать в формировании и
деятельности государственных органов; свобода пропаганды своей идеологии и
программы; свобода распространения информации о своей деятельности; свобода
организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и
т. д.); право свободного доступа к государственным средствам массовой
информации и право учреждать свои средства (издательства, радио- и
телестанции, печатные органы); право создавать с другими политическими
партиями различного рода коалиции и блоки (избирательные, парламентские и
правительственные); право устанавливать международные связи с зарубежными
политическими партиями и их международными объединениями;
2) имущественные права: право собственности; право заниматься разрешенной
законом предпринимательской деятельностью; право получать от государства
материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и косвенное
государственное финансирование, предоставление различного рода налоговых
льгот и привилегий).
Подробно все эти права рассматриваются в последующих разделах настоящей
монографии. Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства. Первое: все
права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них
совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат
не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как
специфическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими. Второе -
и это следует особо отметить - новый подход к правовому регулированию прав и
свобод политических партий, заключающийся в том, что некоторые из них
закрепляются конституцией, т. е. приобретают характер основных,
конституционных. Как правило, это право участвовать в формировании и
деятельности государственных органов, которое формулируется по-разному (в
одних конституциях это право ограничено лишь участием в избирательном
процессе, в других оно распространено также на участие в формировании
правительства, деятельности парламента и т. д.).
Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое распространение
Страницы: 1, 2, 3, 4
|