бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Многопартийность и политические партии (статус) бесплатно рефераты

Курсовая: Многопартийность и политические партии (статус)

Содержание

Введение.......................................................................2

1 Политические партии и многопартийность.......................................4

1.1 Юридическое понятие политической партии..................................4

1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий...................6

2 Этапы правового развития российской многопартийности........................14

2.1 Становление многопартийности в Российской Федерации...................... 14

2.2 Постсоветский период развития многопартийности............................19

Заключение....................................................................30

Список использованной литературы..............................................32

Введение

Многопартийность — существенная характеристи­ка демократического правового

строя. У каждой стра­ны свой путь к демократии, парламентаризму и

много­партийности; Особенность нашего пути была обуслов­лена долгим

господством тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными

темпами демокра­тических преобразований.

После преодоления монополии КПСС в обществе бурно пошли процессы становления

политического плю­рализма, формирования политических партий и дви­жений.

Первоначально эти процессы в значительной мере были инициированы самим

обществом и намного опережали правовое регулирование в данной сфере. Позднее

укрепившаяся после октября 1993 г. демокра­тическая власть, заинтересованная

в многопартийнос­ти парламентского типа, предприняла ряд важных шагов по

стимулированию ее развития. Главный из них — введение смешанной

пропорционально-мажори­тарной избирательной системы со значительной долей

пропорционального представительства (когда половина депутатов Государственной

Думы избирается по партий­ным спискам).

Однако объективные сложности постсоциалисти­ческих преобразований, а также

ошибки в правовом регулировании процессов развития многопартийности привели к

тому, что к настоящему времени вместо многопартийной системы парламентского

типа мы име­ем несистемную множественность партий, не объеди­ненных, общей

приверженностью принципам идеям и ценностям действующей Конституции РФ. После

выбо­ров в Государственную Думу 1995 г. стал вполне очеви­ден тот факт, что

широкое демократическое движе­ние, преодолевшее монополию КПСС и добившееся

установления реального политического плюрализма, в конечном итоге получило

от режима многопартийности гораздо меньше своих основных оппонентов.

Полити­ческие партии не стали заметной движущей силой де­мократических

преобразований. На современном этапе задача состоит в том, чтобы на основе

анализа достижений и ошибок в данной сфе­ре разработать стратегию правового

регулирования, способного переломить негативные тенденции в разви­тии

российской многопартийности и направить процесс в русло формирования

многопартийной системы пар­ламентского типа, являющейся существенным

факто­ром нормального функционирования гражданского об­щества и правового

государства. Этим целям и посвя­щена настоящая работа.

В работе рассматриваются история и этапы фор­мирования многопартийности в

России, раскрывается роль права в этом процессе, анализируется правовой

статус избирательных объединений и особенности уча­стия политических

объединений в выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ,

предлагают­ся концепция и основные положения нового закона о политических

объединениях, исследуется участие по­литических объединений в парламентском

процессе.

1 Политические партии и многопартийность

1.1 Юридическое понятие

политической партии

Естественно, что ни в странах англосаксонской системы права, ни в тоталитарных

государствах зако­нодатель не уделял внимания выработке юридического понятия

политической партии. Напротив, в странах романо-германской систе­мы права такое

определение час­то дается. Правда, оно обычно не имеет «строгого» характера,

является в определенной мере описа­тельным, но указывает на главные

отличительные черты политичес­кой партии как особого обществен­ного

объединения. В таких опреде­лениях нет политологических ха­рактеристик, в

значительной мере навеянных марксистским подходом: передовой, наиболее

организован­ный отряд класса и т. п. В них на­званы юридические признаки

[1].

Разумеется, в разных странах эти определения не совпадают, не во всех из них

перечислены все наиболее существенные черты, но в синтезированном виде такое

по­нятие включает следующие при­знаки:

1) объединение граждан государ­ства (в России это установлено ст. 2

Федерального закона «О политических партиях»), достигших совершеннолетия, как

правило, 18 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. В

некоторых странах, од­нако, натурализованные граждане не сразу могут

основывать партии и быть их членами, например, в Бенине и Тунисе — через 10

лет после получения гражданства. Лица без гражданства и иностранные граждане,

как правило, членами партии быть не могут. В некоторых странах запрещено

коллективное членство в партии (ФРГ), в других — в партиях есть коллективные

члены, в Лейбористской партии Великобритании они (профсоюзные организации)

составляют подавляющее большинство ее членского состава — четыре пятых;

2) устойчивая организация, объе­диняющая членов на длительной или постоянной

основе на базе иде­ологических факторов, прежде всего, общности политических

убеждений и целей, что концент­рированно выражается в программ­ных документах

партии: идеологи­ческий фактор, как обязательный признак членства, отличает

партию от других общественных объедине­ний — профсоюзов, женских

орга­низаций, обществ культурного ха­рактера и др.;

3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не является их

целью. Правда, партия может создавать какие-то организации, примыкающие к

ней, которые занимаются даже произ­водством, но такое производство должно

соответствовать направле­ниям деятельности партии, напри­мер, изготовление

членских биле­тов, партийных документов и т. д., можно получать прибыль также

от лекционной и иной творческой ра­боты;

4) партия имеет своей целью за­воевание политической власти, участие в

формировании органов государства, прежде всего — пра­вительства.

Главное в деятельности партии — достижение политических це­лей, даже если она

создана для участия в политической жизни общества (как сказано в ст. 2 ФЗ «О

политических партиях»), а не защита социальных и иных интересов своих членов,

как, например, у профсоюзов. Это на­шло свое отражение и в упомяну­том законе

СССР 1990 г. об общественных объединениях, где гово­рилось об участии партий

в фор­мировании органов государственной власти и управления, в том числе

через избираемых в Советы пред­ставителей. Основным пу­тем к завоеванию

политической власти считают участие партии в выборах, особенно

общегосудар­ственных. Согласно Закону ФРГ о политических партиях 1967 г.,

ко­торый много раз дополнялся и из­менялся, партия утрачивает свой статус и

связанные с ним права, если она в течение шести лет не выдвигает своих

кандидатов на вы­борах в парламент или ландтаги, местные представительные

органы земель — субъектов федерации.

Специального закона о полити­ческих партиях, как это имеет место во многих

самых разных го­сударствах, в СССР и РСФСР не было, с чем связаны многие

проблемы становления многопартийности в России. Правда, в СССР в период

«перестройки» в 1990 г. был принят Закон об общественных объедине­ниях, где

содержалось несколько норм, специально относящихся к партиям. Но эта

тенденция не была поддержана позднейшим российс­ким законодательством: в

Законе об общественных объединениях 1995 г. партии особо не выделяют­ся и в

отличие от закона СССР 1990 г., некоторые положения ко­торого (ст. 6 и 9) в

соответствии с российским законом 1995 г. остают­ся действующими, не

упоминают­ся. Так, ст. 7 Закона об обществен­ных объединениях 1995 г. среди

«организационно-правовых форм общественных объединений» назы­вает:

общественные организации, общественные движения, обще­ственные фонды,

общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Между тем, в политологии, те­ории конституционного права партии выделяют

особо, учитывая их исключительную роль в обществе, участие в формировании

го­сударственного аппарата и деятель­ности парламентов и правительств,

отличая их от других общественных объединений и различных групп давления. В

связи в этим развитие зарубежного законодательства, хотя и не во всех

странах, в це­лом идет по пути дифференциации: отдельно регулируются

объедине­ния коммерческого характера (то­варищества, акционерные обще­ства и

др.), отдельно — некоммер­ческие организации, среди кото­рых партии

выделяются особо. Помимо других рекви­зитов, в том числе количества чле­нов

партии и процента собранных голосов, важнейшим требованием, предъявляемым

законом к нацио­нальной партии, является публич­ный, а не частный интерес,

пресле­дуемый ею в своей деятельности.

1.2 Задачи, функции, права и обязанности политических партий

Уже отмечалось, что в современном законодательстве существу­ет множество

разнообразных определений политических партий. Все их, однако, можно свести к

двум основным группам в зависимости от подхода законодателя к трактовке

общего предназначения поли­тических партий в обществе и государстве.

В одних странах законодательные определения их предназна­чения отражают

традиционный для политико-правовых доктрин XIX в. взгляд на политические

партии лишь как на главный субъект избирательного процесса, что в целом

соответствовало их действи­тельной роли. Политические партии представляли

собой организа­ции, предназначенные преимущественно для проведения выборов, и

не проявляли заметной активности в периоды между выборами ("избирательные

машины"). Американские партии, - писал, например, М. Острогорский, - являются

лишь аппаратом для производ­ства выборов и для получения тех выгод, которые

дают эти выбо­ры". Этот вывод справедлив и для большинства европейских партий

того периода.

В другой группе стран соответствующие определения исходят из более широкой

трактовки общего предназначения политических партий. В них находят отражение

современные взгляды на полити­ческие партии как на постоянно действующий

институт политичес­кой системы, роль которого отнюдь не ограничена лишь

участием в выборах. Именно такой подход характерен для новейшего

законо­дательства о политических партиях. На конституционном уровне

признается их важная роль не только в избирательном процессе (содействие

формированию и выражению народной воли), но и в политическом процессе в

целом, о чем уже говорилось. Соответ­ствующие конституционные положения о

партиях как основных инструментах политического участия, об их участии в

формирова­нии национальной политики, в организации и осуществлении

госу­дарственной власти являются исходными для определения много­образных

задач и функций политических партий, которые закреп­лены в некоторых

специальных законах (Ангола, Гвинея, Кабо-Верде, Мексика, Португалия, ФРГ), а

в ряде стран и в консти­туциях (Мозамбик, Toгo).

Нормативно устанавливаются политические, идеологические и воспитательные

задачи и функция политических партий. К полити­ческим относятся: участие в

формировании и деятельности государ­ственных органов и органов местного

самоуправления; рекрутирование политических кадров (ст. 2 закона ФРГ; партии

воспитывают граждан, способных принимать на себя ответственность за дела

об­щества; ст. 2 закона Анголы: подготовка граждан к принятию ими

политической ответственности в государственных органах); содей­ствие

осуществлению политических прав граждан (ст. 20 закона Мексики: обеспечение

социальной активности и демократического участия граждан; ст. 2 закона

Португалии: содействие осуществле­нию гражданами политических прав);

осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая

функция (ст. 2 зако­на ФРГ: забота о постоянной живой связи между народом и

государственными органами; ст. 4 закона Кабо-Верде: содействие укрепле­нию

связей между народом и органами государства или местных ав­таркии).

Важное значение придается идеологической функции - агита­ционно-

пропагандистской деятельности, направленной на форми­рование общественного

мнения (Ангола, Мозамбик, ФРГ) и поли­тического сознания граждан (Ангола,

Гвинея-Бисау). Характерно, что законодательство некоторых стран признает

агитационно-про­пагандистскую деятельность политических партий в качестве

по­стоянной функции, проводя различие между общей и предвыбор­ной агитацией

(Австрия, Бельгия, ФРГ).

Таким образом, как мы видим, определяя задачи и функции политических партий,

законодательство придает им общественный характер. Как сказано в законе ФРГ,

политические партии "посред­ством свободного, постоянного участия в

политическом волеизъяв­лении народа... выполняют общественные задачи,

возложенные на них и закрепленные за ними Основным законом"

[2]. Как отмечалось, концепция "публичных функций", кото­рые осуществляют

политические партии (например, в процессе выдвижения своих кандидатов на

выборные государственные дол­жности), была сформулирована и Верховным судом

США, указав­шим, что "действия частных актеров могут быть публичными по своему

характеру".

Такая трактовка роли и деятельности политических партий об­условливает объем

и характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.

Предоставляемые политическим партиям права должны, с од­ной стороны,

обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом

общественных задач, а с другой - гарантировать существование и нормальное

функционирование многопар­тийной системы. Последнее подчеркивается, например,

конституци­ей Словакии, ст. 31 которой содержит общее положение о том, что

"законодательное регулирование всех политических прав и свобод, их толкование

и использование должны создавать возможность для свободного соперничества

политических сил в демократическом об­ществе и его защиты".

Если суммировать соответствующие положения законодатель­ства отдельных стран,

то можно выделить следующие права поли­тических партий:

1) политические права и свободы: право участвовать в форми­ровании и

деятельности государственных органов; свобода пропа­ганды своей идеологии и

программы; свобода распространения ин­формации о своей деятельности; свобода

организации массовых мероприятий (митингов, собраний, демонстраций, шествий и

т. д.); право свободного доступа к государственным средствам массовой

информации и право учреждать свои средства (издательства, радио- и

телестанции, печатные органы); право создавать с другими поли­тическими

партиями различного рода коалиции и блоки (избира­тельные, парламентские и

правительственные); право устанавли­вать международные связи с зарубежными

политическими партия­ми и их международными объединениями;

2) имущественные права: право собственности; право занимать­ся разрешенной

законом предпринимательской деятельностью; пра­во получать от государства

материальную и финансовую поддержку в различных формах (прямое и косвенное

государственное финанси­рование, предоставление различного рода налоговых

льгот и привилегий).

Подробно все эти права рассматриваются в последующих разде­лах настоящей

монографии. Здесь следует подчеркнуть лишь два об­стоятельства. Первое: все

права политических партий являются кол­лективными, ибо хотя многие из них

совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат

не отдельным индивидам, а их объединениям - политическим партиям - как

специ­фическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими. Второе -

и это следует особо отметить - новый подход к правовому регулированию прав и

свобод политических партий, заключающийся в том, что некоторые из них

закрепляются конституцией, т. е. приоб­ретают характер основных,

конституционных. Как правило, это пра­во участвовать в формировании и

деятельности государственных ор­ганов, которое формулируется по-разному (в

одних конституциях это право ограничено лишь участием в избирательном

процессе, в других оно распространено также на участие в формировании

правительства, деятельности парламента и т. д.).

Вместе с тем в новейших конституциях все более широкое рас­пространение

Страницы: 1, 2, 3, 4