Курсовая: Конституция - основной закон государства
Курсовая: Конституция - основной закон государства
Студент 1 курса, экономико- правового факультета, 1 группы
Мадилян Давид Амбарцумович
КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ
ЗАКОН ГОСУДАРСТВА.
/ курсовая работа /
Научный
руководитель -
Мальцев Геннадий Васильевич.
Содержание:
1. Понятие конституционности государства.
2. Конституционный суд (на примере Западной Европы и США).
3. Правовое государство - государство судей.
Вместо вступления
Советские люди живут всамом демократическом обществе. Их широкие права и
свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия
Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали удивляться этому.
Так здоровый человек не ощущает своего здоровья.
Гражданин СССР, честно выполняющий свои обязанности перед обществом и
одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что его
жизнь охраняется правовыми нормами, обеспечивающими материальное
благосостояние, духовные интересы, жизнь и здоровье. Он принимает это как само
собой разумеющееся. Между тем современная правовая система - это результат
длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат
героических десятилетий строительства социализма.
[1]
Мне хотелось бы оставить вышеизложенный текст, который я позаимствовал из
книги “Очерк истории Советской Конституции” Ю. С. Кукушкина и О. С. Чистякова
без моей личной оценки, на суд читателя, предоставляя ему право оценивать
достоверность и правильность изложенного, а также искренность авторов. Для
чего я привел эту выдержку? Мне кажется невозможным говорить о Конституции,
как Основном Законе, не затронув истории Конституции какого-либо государства.
А так как все мы живем в одной стране, я взял вкратце историю Конституции
нашего государства. И последнее, что мне хочется сказать в связи с этим
вступлением - это повторить, немного перефразировав, его последнее
предложение: “Вместе с развитием общества меняется и законодательство.”
Перед тем как перейти к основной части моей работы, я хочу сразу сделать
несколько оговорок. 1) Опять же, мне представляется нелогичным вести речь об
Основном Законе государства лишь в общих чертах, поэтому вместе со всеми
обощающими определениями я все же буду базироваться на конкретном примере, а
именно на Конституции РФ. И 2) так как цель моей работы - это не анализ
всех государственно-правовых проблем, которые включает в себя Конституция РФ
(это тема уже другого сочинения, скорее всего по конституционному праву), а
лишь доказательство тезиса “Конституция - это основной закон государства”, я
возьму только крохотную часть всех проблем, раскрываемых Конституцией РФ.
Например, права и свободы человека. И мне кажется, что наличие этих проблем в
Контистуции доказывает то, что Конституция - это именно Основной Закон
государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и
основополагающие проблемы, как права и свободы человека.
Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, -
установлени, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон
государства, определяющий его общественное и государственное устройство,
избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и
управления, основные права и обязанности граждан.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего
взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для
того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы
граждан.
Развтие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени:
каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это
закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства
прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и
назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности.
Конституция устанавливает пределы и характер госкдарственного регулирования
во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с
человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую
юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его
честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже
Великобритания, в котрой нет единого и кодифицированного основного закона,
располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и
“Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих
в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его
второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран,
включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это
продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, присшедшими в
названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой
Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных
потребностей.
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если
представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде
определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то
конституция - это основание, стержнь и одновременно источник развития всего
права. На базе конституции происходит становление различных отраслей рпава,
как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с
учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12
декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала
российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но
нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского
времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного,
действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле
Конституции, ее принятие связано с возрождением суверееной государственности
России и утверждением незыблемости ее демократической основы.
Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не
создает новое государство. Это государство существовало - в разных границах и
при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически
сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции.
Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов
такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.
[2]
Крах в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и дела, и
мысли граждан, означал начало создания правового государства. Это потребовало
изменения Основного Закона. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала
“десоветизацию” государственной власти. Были разделены законодательная,
исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком
подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и
гражданина 1789 г. провозгласила: “Всякое общество, в котором не обеспечено
пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции”.
И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как
конституционный, а не общественный.
Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе
страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты,
принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы,
конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения,
автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции
Российской Федерации. Это же относится к договорам о раграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о
конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.
1. Понятие конституционности государства.
Практически во всех современных государствах (независимо формы
государственного устройства и господствующей политической идеологии)
существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет
отождествлять его с “конституционным государством” в современном смысле.
Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем
существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный
компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное
государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не
исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим
действием, верховенством по отношению к остальным законам и может быть
изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не
достаточные признаки конституционной государственности.
В современном смысле конституционность государства — это прежде всего его
связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав человека
и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление.
Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения
правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с
субъектами гражданского общества.
“Конституционная запрограммированность” осуществления го сударственной власти
означает, что лежащие в основе законотворчества представления о праве и его
позитивности, о социальных функциях и инструментальном характере законов
подчинены идеологии прав человека как совокупности дозаконотворческих
требований, объективно возникающих из бытия человека в современном
индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют
конкретное практическое основание конституции и служат юридическим, а вовсе
не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера
государства. Другими словами, конституция содержит в себе критерии,
позволяющие судить о функционировании государственной власти с позиции права,
приводить осуществление власти в соответствие с правом.
Таким образом, в демократическом конституционном (правовом) государстве
система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть
закреплена прежде всего в конституции, а это предполагает прямое действие
конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. В
первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих
минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым
ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать
то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой
компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с
гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции
гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление
этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом,
то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем
конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и
свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и,
конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные
конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного
конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с
объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.
Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и
судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда)
конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и
собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя
полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех
отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если
законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки
зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом
государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы,
самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в
рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно
конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и
принципов права.
Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации
конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными,
нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя.
Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный
запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд
подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной
практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым
нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права
нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило,
не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно
защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не
связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики.
Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о
конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная
государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и
эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и
собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти
правами человека и гражданина.
Интересно отметить, что первый советский Основной закон -Конституция РСФСР
1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон
закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву:
избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники” (лица,
прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы,
коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели
преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы
собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств
массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических
и материальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской
бедноты”. Все так и было в действительности, правда, от имени “рабочего
класса и крестьянской бедноты” выступала тоталитарная бюрократия.
А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”, напротив, была
фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены многие из тех
прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.,
причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех “трудящихся”
(имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены). А в
действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом
сверхмощной машины тотального террора.
Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г.
Проекты первой Конституции Российской Федерации в принципе соответствуют
стандартам демократической правовой государственности, особенно в том, что
касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Но прежде чем все
это воплотится в реальность, необходимо дождаться тех времен, когда в стране
не только сформируется нормальное гражданское общество, но и практика
эффективной судебной защиты Конституции, конституционная юрисдикция,
являющаяся в современном правовом государстве важнейшим источником
Страницы: 1, 2
|