бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Конституция - основной закон государства бесплатно рефераты

Курсовая: Конституция - основной закон государства

Студент 1 курса, экономико- правового факультета, 1 группы

Мадилян Давид Амбарцумович

КОНСТИТУЦИЯ - ОСНОВНОЙ

ЗАКОН ГОСУДАРСТВА.

/ курсовая работа /

Научный

руководитель -

Мальцев Геннадий Васильевич.

Содержание:

1. Понятие конституционности государства.

2. Конституционный суд (на примере Западной Европы и США).

3. Правовое государство - государство судей.

Вместо вступления

Советские люди живут всамом демократическом обществе. Их широкие права и

свободы материально и юридически гарантированы. Привыкнув за десятилетия

Советской власти быть хозяевами страны, мы давно перестали удивляться этому.

Так здоровый человек не ощущает своего здоровья.

Гражданин СССР, честно выполняющий свои обязанности перед обществом и

одновременно получающий от общества необходимые блага, не замечает, что его

жизнь охраняется правовыми нормами, обеспечивающими материальное

благосостояние, духовные интересы, жизнь и здоровье. Он принимает это как само

собой разумеющееся. Между тем современная правовая система - это результат

длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат

героических десятилетий строительства социализма.

[1]

Курсовая: Конституция - основной закон государства

Мне хотелось бы оставить вышеизложенный текст, который я позаимствовал из

книги “Очерк истории Советской Конституции” Ю. С. Кукушкина и О. С. Чистякова

без моей личной оценки, на суд читателя, предоставляя ему право оценивать

достоверность и правильность изложенного, а также искренность авторов. Для

чего я привел эту выдержку? Мне кажется невозможным говорить о Конституции,

как Основном Законе, не затронув истории Конституции какого-либо государства.

А так как все мы живем в одной стране, я взял вкратце историю Конституции

нашего государства. И последнее, что мне хочется сказать в связи с этим

вступлением - это повторить, немного перефразировав, его последнее

предложение: “Вместе с развитием общества меняется и законодательство.”

Курсовая: Конституция - основной закон государства

Перед тем как перейти к основной части моей работы, я хочу сразу сделать

несколько оговорок. 1) Опять же, мне представляется нелогичным вести речь об

Основном Законе государства лишь в общих чертах, поэтому вместе со всеми

обощающими определениями я все же буду базироваться на конкретном примере, а

именно на Конституции РФ. И 2) так как цель моей работы - это не анализ

всех государственно-правовых проблем, которые включает в себя Конституция РФ

(это тема уже другого сочинения, скорее всего по конституционному праву), а

лишь доказательство тезиса “Конституция - это основной закон государства”, я

возьму только крохотную часть всех проблем, раскрываемых Конституцией РФ.

Например, права и свободы человека. И мне кажется, что наличие этих проблем в

Контистуции доказывает то, что Конституция - это именно Основной Закон

государства, если в нем присутствуют и разрабатываются столь важные и

основополагающие проблемы, как права и свободы человека.

Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, -

установлени, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон

государства, определяющий его общественное и государственное устройство,

избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и

управления, основные права и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего

взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для

того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы

граждан.

Развтие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени:

каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это

закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства

прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и

назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности.

Конституция устанавливает пределы и характер госкдарственного регулирования

во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с

человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую

юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его

честь и достоинство. Исключений сегодня практически не существует. Даже

Великобритания, в котрой нет единого и кодифицированного основного закона,

располагает комплексом юридических актов, начиная с “Хабеас корпус акт” и

“Билля о правах” (оба приняты еще в XVII в.), а также традиций, составляющих

в совокупности ее конституцию. Более того, для ХХ столетия, особенно его

второй половины, характерно обновление конституционного строя многих стран,

включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это

продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, присшедшими в

названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой

Конституции в России тоже является отражением серьезнейших общественных

потребностей.

Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если

представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде

определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то

конституция - это основание, стержнь и одновременно источник развития всего

права. На базе конституции происходит становление различных отраслей рпава,

как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с

учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12

декабря 1993 г., - не первая в истории страны. До ее принятия действовала

российская Конституция1978 года, которая имела своих предшественниц. Но

нынешняя конституция отличается от всех российских конституций советского

времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного,

действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле

Конституции, ее принятие связано с возрождением суверееной государственности

России и утверждением незыблемости ее демократической основы.

Разумеется, Конституция 1993 года не носит учредительного характера, она не

создает новое государство. Это государство существовало - в разных границах и

при разных формах правления - многие столетия. Идея сохранения исторически

сложившегося государственного единства подчеркивается в самой Конституции.

Вместе с тем Конституций Российской Федерации 1993 года выделяется в ряду актов

такого ранга тем, что с ней связывается новая эпоха в российской истории.

[2]

Крах в России тоталитарного государства, контролировавшего и слова, и дела, и

мысли граждан, означал начало создания правового государства. Это потребовало

изменения Основного Закона. Новая Конституция в нашей стране зафиксировала

“десоветизацию” государственной власти. Были разделены законодательная,

исполнительная и судебная ветви власти, что является важнейшим признаком

подлинной демократии. Ведь еще французская Декларация прав человека и

гражданина 1789 г. провозгласила: “Всякое общество, в котором не обеспечено

пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции”.

И, наконец, государственный строй в Российской Федерации определен как

конституционный, а не общественный.

Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе

страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты,

принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы,

конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения,

автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции

Российской Федерации. Это же относится к договорам о раграничении предметов

ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о

конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

1. Понятие конституционности государства.

Практически во всех современных государствах (независимо формы

государственного устройства и господствующей политической идеологии)

существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет

отождествлять его с “конституционным государством” в современном смысле.

Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем

существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный

компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное

государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не

исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим

действием, верховенством по отношению к остальным законам и может быть

изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не

достаточные признаки конституционной государственности.

В современном смысле конституционность государства — это прежде всего его

связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация прав человека

и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление.

Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающего узаконения

правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с

субъектами гражданского общества.

“Конституционная запрограммированность” осуществления го сударственной власти

означает, что лежащие в основе законотворчества представления о праве и его

позитивности, о социальных функциях и инструментальном характере законов

подчинены идеологии прав человека как совокупности дозаконотворческих

требований, объективно возникающих из бытия человека в современном

индустриальном и постиндустриальном обществе. Эти требования составляют

конкретное практическое основание конституции и служат юридическим, а вовсе

не моральным или политическим критерием оценки конституционного характера

государства. Другими словами, конституция содержит в себе критерии,

позволяющие судить о функционировании государственной власти с позиции права,

приводить осуществление власти в соответствие с правом.

Таким образом, в демократическом конституционном (правовом) государстве

система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть

закреплена прежде всего в конституции, а это предполагает прямое действие

конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. В

первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих

минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым

ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать

то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой

компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с

гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции

гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление

этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом,

то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем

конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и

свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и,

конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные

конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного

конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с

объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и

судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда)

конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и

собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя

полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех

отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если

законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки

зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом

государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы,

самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в

рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно

конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и

принципов права.

Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации

конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными,

нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя.

Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный

запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд

подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной

практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым

нарушающее конституционные права граждан. А если конституционные права

нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как правило,

не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно

защитить права в таких случаях может только конституционный суд, ибо он не

связаны никакими обыкновениями законоприменительной практики.

Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о

конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная

государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и

эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и

собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти

правами человека и гражданина.

Интересно отметить, что первый советский Основной закон -Конституция РСФСР

1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон

закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву:

избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники” (лица,

прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы,

коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели

преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы

собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств

массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических

и материальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской

бедноты”. Все так и было в действительности, правда, от имени “рабочего

класса и крестьянской бедноты” выступала тоталитарная бюрократия.

А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”, напротив, была

фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены многие из тех

прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.,

причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех “трудящихся”

(имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены). А в

действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом

сверхмощной машины тотального террора.

Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г.

Проекты первой Конституции Российской Федерации в принципе соответствуют

стандартам демократической правовой государственности, особенно в том, что

касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Но прежде чем все

это воплотится в реальность, необходимо дождаться тех времен, когда в стране

не только сформируется нормальное гражданское общество, но и практика

эффективной судебной защиты Конституции, конституционная юрисдикция,

являющаяся в современном правовом государстве важнейшим источником

Страницы: 1, 2