бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Государственное устройство бесплатно рефераты

Курсовая: Государственное устройство

московский государственный индустриальный университет

межгосударственный университет

«рутения»

институт дитанционного образования

курсовая работа

по курсу: « теория государства и права»

на тему: « государственное устройство »

студента 1-го курса факультета идо

шелега сергея александровича

студенческий билет №

группа

оценка:_____________

проверил:______________________

подпись преподавателя

дата сдачи:_____________

принял:__________________________

подпись ответственного лиц

вильнюс

2000

содержание:

содержание_______________________________________2

введение___________________________________________3

раздел 1. Форма государственного устройства

____________________________________________5

раздел 2. унитарная форма государственного устройства________________________6

2.1. понятие и характеристика унитарного государства________________________6

2.2. унитарное государство____________________6

раздел 3. федеративная форма государственного устройства

__________________________________________10

3.1. понятие и характеристика Федеративного государства (деление

федерации)_________________________________10

3.2. федеративное государство_________________12

раздел 4. конфедеративная форма государственного

устройства______________________________________________19

4.1. понятие и характеристика Конфедерации______19

4.2. конфедерация_____________________________________20

раздел 5. Виды форм государственного устройства и их различия (

заключение)___________________________________20

список литературы_______________________________25

введение

Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме

государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму

национально-государственного и административно-территориального устройства,

политический режим.

И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит,

осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе,

как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные

структуры (органы государства),то Политический режим характеризует как,

каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с

помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное

назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту

граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи, форма

же национально-государственного и административно-территориального устройства

раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь

этого населения через различные территориальные и политические образования с

государством в целом.

Нетрудно заметить, что содержание такого понятия как “форма государства” -

три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным

характеристикам государства как особой политической, структурной и

территориальной организации общества, раскрывают предметно, конкретно, где,

собственно, эти характеристики можно наблюдать, “осязать” и соответственно

изучать.

Итак, вопрос о форме государства - это не только вопрос о форме правления и

политическом режиме, Но Это еще вопрос о национально-государственном и

административно-территориальном устройстве государства,

Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего следует обратить

внимание на многозначность понятия “ устройство государства” в теории

государства и права. Говорится об устройстве государства как форме

государства, об устройстве - как форме правления, об устройстве - как

территориальной организации. И это не случайно. Действительно во всех этих

случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства,

но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связи с

национально-государственной и административно-территориальной организацией

государства.

Система территориальных составных частей (единиц) образу­ет территориальное

деление государства. Оно представляет собой географическую основу

территориального устройства.

Проблема территориального устройства возникла после того, как увеличившиеся

размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с

окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для

управления периферией. Не вдаваясь далеко в историю, отметим, что в период,

абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-

территориальное деление страны — систему единиц, на которые делилась ее

территория и в которых действовали назначенные из центра должностные лица или

органы власти (губернаторы, префекты со своими ведомствами и др.). Надо

сказать, что деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не

определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось

с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями.

Учитывались при этом и административные задачи — интересы обороны,

полицейского контроля, удобство сбора налогов и т.д. В более крупных

государствах административно-территориальное деление становилось ступенчатым:

мелкие единицы, сохраняя свою обособленность, включались в крупные, и

чиновники, управлявшие мелкими единицами, ставились в подчинение чиновникам,

которым вверялось управление соответствующими крупными единицами.

Объединение мелких феодальных государств приводило к тому, что прежние

государства превращались в территориальные единицы нового крупного

государства, носящие исторический характер. В дальнейшем многие из них

перестали быть государственными единицами, как, скажем, Пьемонт в Италии,

Валахия в Румынии, Уэльс в Великобритании, тогда как другие сохранили

определенные государственные признаки (например, Бавария в Германии, Сицилия

в Италии).

По мере разложения абсолютизма и перехода к индустриальному строю в низовых

территориальных единицах — городских и сельских общинах — начало

формироваться местное самоуп­равление (впрочем, некоторые города пользовались

правами самоуправления и в феодальную эпоху), а затем оно стало

рас­пространяться и на более крупные территориальные единицы. Происходил,

кроме того, процесс объединения государств, а также, что чаще, аннексия, то

есть насильственное присоединение слабых государств к сильным с сохранением

иногда признаков государственности у присоединенных.

После определенного порога численности граждан и размеров территории

возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли,

области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на

этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти.

Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными

органами власти и управления.

Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своими корнями

в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи - делились на

провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти

территориальные образования и свои органы власти и управления.

Разумеется, государство - это не сумма его территориальных образований, но

без этой структуры государство функционировать не может.

Теория государства и права выделяет несколько видов территориального

(национально-государственного и административно-территориального) устройства

государства.

раздел 1. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства -национальное и администpативно-

теppитоpиальное строение госyдаpства, котоpое pаскpывает хаpактеp

взаимоотношений междy его составными частями, междy центpальными и местными

оpганами и госyдаpственной власти. Оpганизация госyдаpства pассматpивается с

точки зpения pаспpеделения госyдаpственной власти и госyдаpственного

сyвеpенитета в центpе и на местах, их pазделения междy составными частями

госyдаpства. Фоpма госyдаpственного yстpойства показывает:

* из каких частей состоит внутренняя структура государства;

* каково пpавовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

* как строятся отношения между центpальными и местными госyдаpственными

оpганами;

* в какой госyдаpственной фоpме выpажаются интеpесы каждой нации, пpоживающей

на теppитоpии данного госyдаpства.

По фоpме госyдаpственного yстpойства все госyдаpства можно подpазделить на

тpи основные гpyппы:

1. унитарные

2. федеративные

3. конфедеративные

раздел 2. унитарная форма государственного устройства

2.1. понятие и характеристика унитарного государства

Унитарное государство-форма государственного устройства, при котором

территория государства, в отличии от федерации не имеет в своем составе

федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные

единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и

признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

* Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие

представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют

руководство соответствующими местными органами.

* На территории унитарного государства действует одна конституция,проводится

обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая

и кредитная политика.

* Составные части унитарного государства(области, департаменты, округа,

провинции, графства)государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют

своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований,

внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же

время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и

значительной самостоятельностью.

* Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по

численности национальности, широко допускает национальную и законодательную

автономию.

* Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы,

которые официально представляют страну на международной арене.

* Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми

осуществляется центральными органами государственной власти.

2.2. унитарное государство

В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное

территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во

многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего

типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы

общей администрации, так и специального, где действуют специализированные

государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности

населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая:

иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных.

Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то

Франция — четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления

заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных

регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового

выс­шего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии.

Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом

удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства

транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и

оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в

данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко

не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных

городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые

территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем

случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и

сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым

передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их

реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства

можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и

централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное

распределение полномочий между центральной властью и территориальными

единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в

пределах основных принципов, установлен­ия законами государства, и при

условии непротиворечия национальным интересам и интересам других областей

область мо­жет издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация

ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин,

местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а

также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также

могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь

общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует

признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу

компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие

от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за

пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.

По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами

передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут

осуществлять административные функции, причем государство может переда­ть

областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти

функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.

Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить

препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным

занятиям граждан.

Каждая область имеет устав (статут), кото­рый в соответствии с Конституцией и

законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации

области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и

административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и

регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным

большинством его со­става и утверждается законом республики. Пять областей,

наде­ленных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы,

принятые конституционными законами. Здесь.

Области, в свою очередь, имеют децентрализованную струк­туру. Провинции и

общины, будучи автономными единицами в рамках установленных зако­нами

республики принципов, обеспечивают государственную и областную

децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может

разделяться на округа с исключи­тельно административными функциями (т.е. там

нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями

администраторы).

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в

которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным

образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.

Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает:

"Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением.

В ней не допускаются автономные территориальные образования". Нетрудно

Страницы: 1, 2, 3