бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Функции современного государства бесплатно рефераты

Курсовая: Функции современного государства

Курсовая работа

по предмету:

ТЕОРИЯ ПРАВА

Тема:

Функции современного государства.

АЛМАТЫ 1997 г.

Теория права.

Функции современного государства.

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.

4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

ВСТУПЛЕНИЕ.

В своей речи, посвященной Дню Независимости, Н.Назарбаев говорил:

“Мы создали основы новой государственности . Тот эволюционный процесс, что

был прерван столетие назад, вернулся в нормальное русло. А то, что

закладывается сегодня, по масштабам нельзя сравнивать ни с одним периодом

национального прошлого” (“Независимость Казахстана: уроки истории и

современность” . Доклад Н.А. Назарбаева на торжественном собрании,

посвященном 5 летию независимости РК.. “Казахстанская Правда” от 17 декабря

1997 года). Все, что касается строительства государства для Казахстана- это

приоритетные вопросы.

Знание этих вопросов потребуется для деятельности любого юриста. Постоянное

обращение к ним поможет более качественно реформировать экономику, политику,

право, все области общественной жизни Казахстана

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Научное познание государства любого исторического типа обязательно

предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие

качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как

особой организации публичной власти, но и общества в целом.

Функции государства — это основные направлен

ия внутренней и внешней деятельности

государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и

общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Профессор Марченко добавляет: “которые (функции) определяются также стоящими

перед ним (государством) на том или ином этапе его развития целями, задачами

и его социальным назначением”. (Теория государства и права. Курс лекций под

редакцией профессора М.Н. Марченко. 1996. Стр. 80)

В этих определениях выделены наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и

предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их

содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и

частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная

роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется

разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной

арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим

задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством

осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво

сложившиеся основные направления его деятельности.

Так, в условиях, войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед

государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на

первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не

подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более

экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее

подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются

экономические функции.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и

объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика

социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни

общества.

Раньше широко допускалось отождествление функций государства как основных

направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко

это прослеживалось, например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении

деятельности государства как “чисто юридического феномена”, сугубо

юридического лица и как своеобразной корпорации. Государство, пишет в связи с

этим Г.Кельзен в своей широко известной работе “Общая теория права и

государства”, если рассматривать его “чисто правовой феномен, как юридическое

лицо”, есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной

мере охватываются общим понятием корпорации. “Вопрос, однако, заключается в

том, как государство - корпорация отличается от других корпораций”.

Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между

ним и другими корпорациями заключается в “нормативном порядке”, который сам

устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения

“проблема государства - корпорации по своему существу есть проблема

национального правового порядка”(Kelsen H. General Theory of Law and State.

New-York, 1961. P.181).

В связи с тем что государство выполняет множество функций, содержание которых

весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются:

во-первых, особенности объекта государст

венного воздействия, своеобразие тех общественных отношений. на которые

государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых,

обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е.

более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной

деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жи

зни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства,

разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических —

они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции

государства — это, например, экономическая, экологическая, функция развития

культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны,

обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции основные

и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности

государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих

перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в них

наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства,

его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие направления

деятельности государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи,

обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в

международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и

др., с другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства,

осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами

(например, здравоохранение, социальное обеспечение,

высшее образование, финансовая деятельность. дипломатия, внешняя торговля и

т.д.), основные функции относятся к деятельности государства в целом,

выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного

аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция

носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она

воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решаю

щих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее

объектом является широкий круг обладающих известным схо

дством общественных отношений в какой-то определенной большо

й области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватыв

ают, группируют по наиболее важным направлениям

государственного воздействия на общественные отношения множество других его

функций, именуемых неосновными функциями. Последние, будучи составными

структурными частями основных функций, представляют

собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной

, и в этом смысле более узкой, сфере

общественной жизни.

Необходимо помнить, что термин «неосновные функции»

условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает

выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему

и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а определенная,

проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных

направлений деятельности государства. Эта система отличается от соста

вляющих ее элементов.

От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции

органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей

отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном

механизме и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный

процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций

отдельных государственных органов. Соотношение

между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику

общего, особенного и единичного в деятельности государства.

Рассмотрение понятия основных функций государства требует ответа и на вопрос об

их взаимодействия с его задач

ами и принципами деятельности.

Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но

не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая

миссия в тот или иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по

отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой.

В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на

развитие функций государства.

В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации,

выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством

осуществления его функций.

Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования

и деятельности.

Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного

Казахстанского государства обеспечение народовластия. видят основное

назначение такой функции в осуществлении государством посредством

представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству

обществом. В действительности же обеспечение народовластия, развитие

демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего

Казахстанского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции

Республики Казахстан основных принципов его организации и деятельности, одну

из основ конституционного строя. Этот и другие принципы Казахстана

пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие,

лежат в основе выполнения каждой из них.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят

изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое

содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются

свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-

классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным

назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с

учетом его принадлежности к определенному типу государства.

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

Казахстан переживает один из важнейших этапов развития своей государственности.

Данный этап начался переходным периодом

осуществления коренных политических, социально-экономических и духо

вных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике

гражданского общества.

Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм воздействия

государства на экономические отношения, создала

условия для развития частной собственности и свободного предприниматель

ства, привела к разгосударствлению экономики. Демонтаж

административно-командной системы устранил монополию государственного

руководства экономикой, свойственную хозяйственно-организаторской

функции социалистического государства, расчистил дорогу рыночным отношениям.

В обстановке экономической независимости система уравнительного распределения

материальных благ перестала соответствовать новым экономическим отношениям, пр

евратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала

необходимость в функции государственного контроля за мерой труда и мерой

потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем осложнилось

содержание хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и других

внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским государством; в одну из

основных превратилась функция сбора налогов.

Соответственно возникла необходимость внести уточнения как в саму систему

функций, так и в их названия. В современный период

государству присуши следующие основные внутренние

функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и

образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и

свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется современная роль

государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит жизненно

необходимая реальная рыночная реформа, призванная коренным образом

трансформировать экономический механизм Казахстана.

За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений:

экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг.

Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия

государства в экономических процессах, налаживания

эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными

механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного

государства по сравнению с хозяй

ственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему

руководству экономикой.

Сегодня экономическая функция охватывает такие

направления государственной деятельности, как структурная перестройка экономики

Казахстана, при которой будет производиться только продукция, жизненно

необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественн

ая поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально

значимых для Казахстана производств, прежде всего добычи полезных ископаемых, и

прежде всего - нефти; демонополизация производства; реальная поддержка

производителей , в том числе малого предпринимательства пока не дала серьезных

результатов, но политика привлечения иностранных инвестиций; отстаивание

интересов Казахстана на внутреннем и мировом рынке: продолжение приватизации;

реформа экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение

Страницы: 1, 2