Курсовая: Функции правоохранительных органов
преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот,
предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для
реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая
обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции
оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.
[5]
Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе
органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с
системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и
нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из
трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных
средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная
власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной
власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной
власти (ст. 118 и 128).
Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно
состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в
государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их
подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования
принимают окончательное решение.[6]
Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу,
не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к
правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по
крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или
иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его
независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру,
отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не
ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых,
исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к
отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем
лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом,
олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие
ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность
судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать
как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных
органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.
[7]
В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти
занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было
верно включать председателей судов в число членов комитетов по усилению
борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению Верховного
совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом.
Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса в ст. 8
Федерального закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (председатель
суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему
мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на
координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя.
Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не
только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более
общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только
указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.
Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и
закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые
предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным
правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена
правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного
режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то
время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и
следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”,
“тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.
В настоящее время уже проведены и разрабатываются меры по разукрупнению
ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее
КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности уже рассредоточены в
ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии
интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и
исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.
Следственный аппарат в настоящее время функционирует в рамках четырех
ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых
финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята
проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.
1.3. Основные направления деятельности.
От функций необходимо отличать основные направления деятельности
правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и
взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности
правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают
правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями,
то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных
органов, которые вытекают из правовой политики государства.
[8]
Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить,
участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем
это участие заключается. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в
последние годы много говорится о деполитизации правоохранительных органов. Во
времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в
качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией
однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало
очевидно, что правоохранительные органы не могут находится под влиянием
какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто
потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в
арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов.
Поэтому единственно верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных
органов – они должны служить государству, которое провозглашено всенародно
утвержденной Конституцией Российской Федерации, и следовательно,
руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью
социальной политики.
Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится
вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не
означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой
политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными
нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания
правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель),
сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:
- принятия новых федеральных законов, других законов и иных
правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
- совершенствования системы и деятельности правоохранительных
органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с
разграничением их полномочий и компетенции;
- установления принципиальных, исходных положений устройства,
организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на
сокращение преступности и всех правонарушений;
- взаимодействия правоохранительных органов при выполнении
возложенных на них функций;
- определения новых юридических и научно-технических средств,
методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
- возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным
органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие
государственные органы, государственные, общественные и частные организации,
а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
- развития финансовой и иной материально-технической базы для
деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и
всем правонарушениям.
Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных
органов, которые детализируются в различных системах правовой политики
государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-
правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии
период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение
неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих
рамки законопослушного поведения.
2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации.
2.1 Судебная система Российской Федерации.
Судебная система – это совокупность судебных органов, предназначенных для
осуществления судебной власти.
Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных
органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена
тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и
мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами:
Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и
подсистема федеральных арбитражных судов.
Конституционный суд РФ – это орган конституционного контроля,
предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий
судебную власть посредством конституционного производства.
[9]
Основным назначением конституционного контроля является выявление правовых
актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих
конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных
отклонений.
К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного
строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия
конституции РФ на всей территории РФ.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются в качестве высшего
органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют
конституционность законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о
компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на
нарушение конституционных прав.
Мировые судьи субъектов РФ – судьи общей юрисдикции – рассматривают
гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой
инстанции. Целью возрождения института мировых судей является обеспечение
доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры
рассмотрения несложных дел.
Мировые судьи могут рассматривать уголовные дела о преступлениях, за
совершение которых может быть назначено небольшое наказание, дела о
расторжении брака, незначительные дела по имущественным спорам, дела об
административных правонарушениях и иные дела, отнесенные к их компетенции.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ
может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.
В качестве суда первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела,
принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и
общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в
законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в
кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.
[10]
Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения
областных, городских судов, и иных судов.
В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и
законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в
законную силу, решения кассационных, надзорных приговоров и решений, принятых
судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной
инстанции.
Районный (городской) суд Рассматривает в качестве суда первой инстанции
многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся все
гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду
подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному,
краевому суду, военным и мировым судам.
Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает
дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы связанные с
исполнением приговора.
Районный (городской) суды являются апелляционной инстанцией, проверяющей
решения и приговоры мирового судьи. Он проверяет обоснованность и
справедливость решения или приговора мирового судьи.
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве
подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют
свою власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, формированиях, в которых
предусмотрена военная служба.
Военные суды могут рассматривать гражданские и административные дела о
защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих
Вооруженных сил РФ, других войск, формирований, граждан. Дела о
преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, или уволенные
с военной службы, дела об административных правонарушениях, совершенными
военнослужащими, или лицами имеющими отношение к Вооруженным Силам РФ.
Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:
· нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых
законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
· нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом
интересов местного самоуправления;
· нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом
интересов Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти.
Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов,
осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции
Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные
законодательством.[11]
Управления и отделы прокуратуры создаются в соответствии с основными
направлениями деятельности прокуратуры (управление по надзору за
расследованиями преступлений, управление по надзору за законностью судебных
постановлений по уголовным, гражданским делам, управление по надзору за
исполнением законов на транспорте и др).
Функции прокуратуры:
· надзор за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами
субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием
законам издаваемых ими правовых актов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной власти, представительными и
исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов администрациями органов и
Страницы: 1, 2, 3
|