бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Функции правоохранительных органов бесплатно рефераты

преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот,

предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для

реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая

обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции

оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

[5]

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе

органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с

системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и

нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из

трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных

средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная

власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной

власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной

власти (ст. 118 и 128).

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно

состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в

государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их

подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования

принимают окончательное решение.[6]

Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу,

не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к

правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по

крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или

иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его

независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру,

отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не

ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых,

исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к

отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем

лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом,

олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие

ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность

судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать

как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных

органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.

[7]

В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти

занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было

верно включать председателей судов в число членов комитетов по усилению

борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению Верховного

совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом.

Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса в ст. 8

Федерального закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (председатель

суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему

мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на

координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя.

Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не

только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более

общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только

указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и

закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые

предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным

правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена

правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного

режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то

время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и

следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”,

“тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее время уже проведены и разрабатываются меры по разукрупнению

ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее

КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности уже рассредоточены в

ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии

интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и

исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.

Следственный аппарат в настоящее время функционирует в рамках четырех

ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых

финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята

проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.

1.3. Основные направления деятельности.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности

правоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях и

взаимно дополняют общую характеристику организации и деятельности

правоохранительных органов. Если функции связаны с задачами, которые решают

правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями,

то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных

органов, которые вытекают из правовой политики государства.

[8]

Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить,

участвуют ли правоохранительные органы в политике, и если участвуют, в чем

это участие заключается. Данный вопрос возникает в связи с тем, что в

последние годы много говорится о деполитизации правоохранительных органов. Во

времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в

качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией

однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало

очевидно, что правоохранительные органы не могут находится под влиянием

какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто

потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в

арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов.

Поэтому единственно верным выходом оказалась деполитизация правоохранительных

органов – они должны служить государству, которое провозглашено всенародно

утвержденной Конституцией Российской Федерации, и следовательно,

руководствоваться в своей деятельности его правовой политикой как частью

социальной политики.

Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится

вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не

означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой

политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными

нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания

правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель),

сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

- принятия новых федеральных законов, других законов и иных

правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;

- совершенствования системы и деятельности правоохранительных

органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с

разграничением их полномочий и компетенции;

- установления принципиальных, исходных положений устройства,

организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на

сокращение преступности и всех правонарушений;

- взаимодействия правоохранительных органов при выполнении

возложенных на них функций;

- определения новых юридических и научно-технических средств,

методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;

- возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным

органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие

государственные органы, государственные, общественные и частные организации,

а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;

- развития финансовой и иной материально-технической базы для

деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и

всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных

органов, которые детализируются в различных системах правовой политики

государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-

правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии

период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение

неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих

рамки законопослушного поведения.

2. Функции правоохранительных органов Российской Федерации.

2.1 Судебная система Российской Федерации.

Судебная система – это совокупность судебных органов, предназначенных для

осуществления судебной власти.

Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных

органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена

тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и

мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами:

Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и

подсистема федеральных арбитражных судов.

Конституционный суд РФ – это орган конституционного контроля,

предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий

судебную власть посредством конституционного производства.

[9]

Основным назначением конституционного контроля является выявление правовых

актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих

конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных

отклонений.

К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного

строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия

конституции РФ на всей территории РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются в качестве высшего

органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют

конституционность законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о

компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на

нарушение конституционных прав.

Мировые судьи субъектов РФ – судьи общей юрисдикции – рассматривают

гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой

инстанции. Целью возрождения института мировых судей является обеспечение

доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры

рассмотрения несложных дел.

Мировые судьи могут рассматривать уголовные дела о преступлениях, за

совершение которых может быть назначено небольшое наказание, дела о

расторжении брака, незначительные дела по имущественным спорам, дела об

административных правонарушениях и иные дела, отнесенные к их компетенции.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским,

уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных

федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и

дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ

может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.

В качестве суда первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела,

принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и

общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в

законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в

кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.

[10]

Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения

областных, городских судов, и иных судов.

В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и

законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в

законную силу, решения кассационных, надзорных приговоров и решений, принятых

судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной

инстанции.

Районный (городской) суд Рассматривает в качестве суда первой инстанции

многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся все

гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду

подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному,

краевому суду, военным и мировым судам.

Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает

дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы связанные с

исполнением приговора.

Районный (городской) суды являются апелляционной инстанцией, проверяющей

решения и приговоры мирового судьи. Он проверяет обоснованность и

справедливость решения или приговора мирового судьи.

Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве

подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют

свою власть в Вооруженных силах РФ, других войсках, формированиях, в которых

предусмотрена военная служба.

Военные суды могут рассматривать гражданские и административные дела о

защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих

Вооруженных сил РФ, других войск, формирований, граждан. Дела о

преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, или уволенные

с военной службы, дела об административных правонарушениях, совершенными

военнослужащими, или лицами имеющими отношение к Вооруженным Силам РФ.

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

· нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых

законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом

интересов местного самоуправления;

· нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом

интересов Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти.

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов,

осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции

Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Помимо этого прокуратура выполняет и другие функции, установленные

законодательством.[11]

Управления и отделы прокуратуры создаются в соответствии с основными

направлениями деятельности прокуратуры (управление по надзору за

расследованиями преступлений, управление по надзору за законностью судебных

постановлений по уголовным, гражданским делам, управление по надзору за

исполнением законов на транспорте и др).

Функции прокуратуры:

· надзор за исполнением законов федеральными

министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными

органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами

субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием

законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными

федеральными органами исполнительной власти, представительными и

исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления,

органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими

оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и

Страницы: 1, 2, 3