бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Формы права бесплатно рефераты

образ права, ощущение права и законности.

[10]

Нормативный акт—доминирующий источник права во всех правовых системах

права. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1.Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части

изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные

процессы.

2.Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы,

что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для

применения или реализации.

3.Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых

норм, что помогает проводить единую политику, не допускать

произвольного толкования и применения норм.

4.Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае

нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и

наказываются на основании закона.

Нормативно-правовые акты:

· дифференцированы, поскольку механизм государства

имеет разветвленную систему органов с определенными правотворческими

полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются

с помощью издания юридических актов;

· иерархизированы (при ведущей роли конституции

государства), ибо эта система строится на основе равновеликой

юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права

находятся в зависимм положении по отношению к вышестоящим и не

могут им противоречить;

· конкретизированы по предмету регулирования, субъектам

исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в

источниках.

Как уже указывалось ранее, все нормативно-правовые акты носят

официальный характер, поскольку они издаются государством или отдельным

его органом. В связи с этим они обладают юридической силой.

Юридическая сила—это специфическая особенность нормативно-правовых

актов, которая раскрывает их соотношение и зависимость по формальной

обязательности и определяется местом правотворческого органа в

аппарате государства.Они носят властный характер и издаются в

пределах компетенции того или иного государственного органа или

всенародных или местных референдумов;должны иметь правовой характер,

отвечать Конституции, принципам правового государства и гражданского

общества или актам всенародного референдума.

Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи

между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями

правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная

форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для

граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения

законности и правопорядка.

Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также

имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным

структурным элементом нормативного акта является статья.Соотношение

нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры

фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института

или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости

юридической техники и технологии.

Нормативно-правовые акты классифицируются по разным критериям:

1.По субъектам их издания:

· акты органов государства;

· санкционированные государством акты общественных

организаций;

· акты органов самоуправления;

· акты непосредственного народного волеизъявления

(например, референдума).

К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления

актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства,

министерства, муниципального органа и т.д.

Федеральное собрание России издает законы и постановления;

Президент—указы. Органы исполнительной власти России издают такие

нормативно-правовые акты: Кабинет министров—декреты и постановления;

руководители министерств и ведомств—инструкции, указания, нормативные

приказы; местные советы—решения и нормативные утверждения; исполнительные

комитеты местных советов—решения, а руководители их управлений и

отделов и руководители областных и районных государственных

администраций—нормативные приказы; администрация государственных

предприятий, учреждений, организаций—нормативные приказы и инструкции.

2.По сфере действия:

· общеобязательные;

· специальные;

· локальные.

3.По степени конкретизации правовых норм:

· общие;

· конретизирующие.

4.По характеру волеизъявления:

· правоустанавливающие;

· правоизменяющие;

· правопрекращающие.

5.По отраслям законодательства:

· гражданские;

· уголовные;

· гражданско-процессуальные;

· уголовно-процессуальные и т.д.

6.По времени действия:

· определенно-срочные;

· неопределенно-срочные.

7.По юридической силе:

· законы;

· подзаконные нормативные акты.

Центральным и главным является подразделение нормативных актов в

соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации

основным критерием отнесения нормативных актов к тому или другому

виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место

акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от

положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его

полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему

законодательству. Деление нормативно-правовых актов на законы и

подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство

закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся

основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным

вопросам государственно-правовой общественной жизни.

Закон—это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической

силой правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым

вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке

высшими органами власти государства или непосредственно народом в ходе

референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу

общественного и государственного строя, принципов организации и

деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан,

крупных вопросов экономического и политического развития и т.п.

Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными

антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с

помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период

преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии,

повышения политической активности масс.

[11]

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей

юридической силой. Это означает, что:

1.все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда

не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует

последний ;

2.законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого

органа;

3.никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа,

который его издал.

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок

принятия—вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда

вытекают и требования к ним:

· законы должны регулировать действительно коренные вопросы;

· они должны быть совершеными по содержанию и по форме;

· их соблюдение должно быть неприкасаемым.

Все законы в России разделяются на три большие группы в зависимости

от их юридической силы:

1.Конституционные законы или основные:

Например, Конституция (основной закон) России, закон “О гражданстве”,

закон “О президенте России’’, Конституционный Договор между Федеральным

собранием России и Президентом от 10.06.1995 г., законы о выборах;

2.Обычные или текущие законы, которые регулируют иные важные

общественные отношения:

Например, закон “О статусе судей” от 15 декабря 1992 г., “О

предпринимательстве” от 7 февраля 1991 г.

3.Чрезвычайные законы, которые принимаются в необходимых случаях,

предусмотренных Конституцией. Но Россия пока что таких законов не

имеет.

По субъектам издания законы в России делятся на:

1.Законы, принятые Федеральным собранием России;

2.Законы бывшего СССР, которые регулируют отношения, которые не

регламентированы законами России и не противоречат Конституции и

законам России;

3.Законы АРК (действуют только на территории Крыма).

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает

невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и

государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и

общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, глупых вторжений в

сферу личного со стороны власти. Такое вторжение не возможно без

оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных

случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных

актах.

Подзаконные нормативно-правовые акты—это такие акты, которые приняты

компетентными государственными органами или уполномоченными государством

иными субъектами на основе закона, в соответствии с законом и в

порядке его исполнения.

Подзаконных нормативных актов чрезвычайно много, но их можно

классифицировать на пять больших групп:

1.акты государственных органов России (Указы Президента, Декреты,

Постановления Кабинета Министров, Постановления Государственной Думы

России, инструкции и приказы министерств, администраций области, района,

предприятий);

2.акты бывшего Президента СССР, Совета Министров по вопросам, которые

не урегулированы, и не противоречат законам России;

3.акты АРК;

4.международные договоры, заключенные и ратифицированные Государственной

думой России в соответствии с Законом России “о действии

международных договоров на территории России” от 10.12.1991 г.

5.иные подзаконные нормативные акты:

· акты Всероссийского и местных (локальных) референдумов;

· решения отдельных гражданских объединений, уполномоченных

государством (делегированное законодательство);

· решения трудовых коллективов (сборов и советов трудового

коллектива);

· протесты органов прокуратуры по поводу незаконности

нормативных актов, если ими приостанавливается действие таких актов.

Все эти акты должны иметь определенные реквизиты: кто издал, дата

издания, название акта, подпись уполномоченного лица, печать.

[12]

4. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В

ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ И ПО КРУГУ ЛИЦ.

Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов

действия нормативно-правовых актов. Она включает в себя три вопроса:

1. с какого времени и на какое время нормативный акт имеет

юридическую силу (действие во времени);

2. на каку территорию он распространяет свое регулирующее влияние

(действие в прстранстве);

3. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативно-правовых актов—это их фактическое влияние на

общественные отношения. Каждый нормативно-правовой акт предназначен для

регулирования определенных социальных ситуаций, поэтому установление

границ его действия является необходимым условием обеспечения

правомерности использования и применения предписаний, которые составляют

содержание этого акта.

Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом

приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.

Нормативно-правовые акты вступают в силу:

а) с момета, указанного в самом нормативном акте, согласно которому

этот нормативно-правовой акт вступает в силу;

б) с момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом

нормативно-правовом акте;

в) с момента опубликования нормативно-правового акта;

г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не

указан момент вступления в силу, приобретают ее на всей территории

России одновременно после окончания 10-дневного срока с момента

опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликова

ны не позднее 7-дневного срока после их принятия;

д) с момента, когда они дошли до адресата, что присуще ведомственным

нормативным актам.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу :

а) вследствии окончания обусловленного периода действия;

б) вследствии изменения обстоятельств, для урегулирования которых они

были предназначены;

в) вследствии отмены данного акта иным или специально предназначенным

актом.

Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на

отношения которые возникают после приобретения ими юридической силы.

Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов

попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу.

Это касается:

а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет наказание;

б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые находятся в самом

нормативно-правовом акте;

Подобное действие нормативно-правовых актов называется “обратной силой

Закона”.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве—это распространение

их влияния на определенную территорию (государства в целом или

отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра,

внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и

водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей

в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не

входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия

нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию.

Иностранное законодательство применяется на территории конкретного

государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей

форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами.

Международными договорами регулируется и так называемое

экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство

данного государства распространяется за пределами его территории

(действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территори

других государств).

В России нормативно-правовые акты высших органов законодательной и

исполнительной власти приобретают юридическую силу на всей территории

государства, а местных—на территории сответствующего региона. На

территории региона действуют нормативно-правовые акты различной

юридической силы, между которыми возможна коллизия (противоречие) . В

таком случае действует тот нормативный акт, который имеет высшую

юридическую силу, или при ее равнозначности—тот, который принят

позднее.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение

нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной

сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три

исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и

консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане

пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим

иммунитетом), и , следовательно, к ним не могут быть применены меры

ответственности и меры государственного принуждения за нарушение

уголовного законодательства и законодательства об административных

правонарушениях.

Во-вторых, проживающие на территории государства иностранные лица и

лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свбод

наряду с гражданами, в некоторых правонарушениях не могут выступать

носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в

органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в

вооруженных силах и органах внутренних дел.

В-третьих, некоторые нормативные акты, например, предусматривающие

уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от

места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание

по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные

группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Каждая система права (правовая система) – германо-романская или англо-

саксонская – имеют свои особенности, присущие источникам права, в том числе

проявляющиеся в иерархии, приоритете источников права.

В качестве основных видов источников права необходимо назвать нормативно-

правовые акты, судебные и административные прецеденты, правовые обычаи. В

некоторых странах в качестве источников права рассматриваются международные

договоры и доктрина.

Право занимает важное место в системе нормативного регулирования общественных

отношений. Особенности права более рельефно проявляются в процессе

нормативного воздействия на общественные отношения совместно с моралью

другими социальными нормами.

В любом современном государстве источники права (и прежде всего

законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую

систему, особенно акты подзаконного нормотворчества, правовые обычаи и

прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных

юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.

Учение о правах человека признается одной из фундаментальных концепций

современной человеческой цивилизации. Законодательное закрепление и

обеспечение прав человека – принципиальное требование правового государства.

Право формируется в результате и по мере общественного развития, прежде всего

общественного производства и распределения общественных благ.

Оно олицетворяет справедливость в силу предназначения являться наиболее

значимым, общесоциальным, универсальным, обязательным для всех без исключения

регулятором. В праве необходимо воплощение общепризнанной справедливости, а

такая справедливость возможна только политическая, то есть, исходящая от

государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гражданское право. Учебник. Часть 1.Издание 2, переработанное и

дополненное/ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстова. — М.: Проспект,1997.—600

с.

2. Молдован В.В. Конституционное право. Опорные конспекты. — М.,

1996.—224 с.

3. Конституционное право. Учебник отв. ред. А.Е.Козлов—М.:

Издательство БЕК, 1996.—464 с.

4. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред.

В.В.Лазарева.—2-е издание.,перераб и доп.—М.: Юристъ,1996.—472 с.

5. Теория государства и права. Учебник для юридических факультетов

и вузов. / Под редакцией В.М.Корельского и В.Д.Перевалова.—М.:

Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998—570 с.

6. Теория права: Курс лекций. Учебное пособие для юридических

факультетов и вузов — М.: Вентури,1996—208 с.

7. «Общая теория государства и права», А.Ф. Вишневский. – М., 2002

8. «Общая теория государства и права»: Курс лекций/А.Ф. Вишневский, Н.А.

Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. А.Ф. Вишневского. – М.: Тесей, 1998

9. Общая теория права и государства: Учебник/ Под редакцией В.В.

Лазарева. – М.. 1996

10. «Прецедент в английском праве», Кросс Ю. Под. общ. ред. Ф.М.

Решетникова – М: юрид. л-ра, 1985

11. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / под ред. проф.

В.М. Корельского. М, 2000

12. «Теория закона» /АН СССР; Институт государства и права; отв. ред. В.П.

Казимирчук. – М.: Наука, 1982

13. Философский энциклопедический словарь. М., 1983

[1] . Теория гос-ва и права /

Сурилов А.В. – Одесса.: Астропринт , 1998.—с.109.

[2] . Общая теория гос-ва и

права / Под редакцией В . В . Копейчикова . — М., 1997.—с.162.

[3] Общая теория права и

гос-ва: Учебник / Под ред. Лазарева .—2-е издание.,перераб. и

доп.—М.:Юристъ,1996.—с.140.

[4] Общая теория права и гос-ва

: Учебник/ Под редакцией В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и

доп.—М.:Юристъ,1996.—с.143.

[5] Теория гос-ва и права.

Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и

В.Д Перевалова—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.—с.288-289.

[6] Теория гос-ва и права.Учебник

для юридических вузов и факультетов.Под ред.В.М.Корельского и

В.Д.Перевалова—М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1998.—С.305.

[7] Договор в народном хозяйстве

(вопросы общей теории). М.К,Сулейменов, Б.В,Покровский и др. Алма-Ата,1987.

С.32.

[8] Конституционное право. Опорные

конспекты. В.В. Молдован.—К.:Вентури, 1996.—с.206.

[9] Теория права: Курс лекций:

Учебное пособие для юридических факультетов и вузов.—М.,1996.—с.38.

[10] Теория права:Курс лекций:

Учебное пособие для юридических факультетов и вузов.—М., 1996.—с.39.

[11] Общая теория права и

гос-ва: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева.—2-е изд.,перераб. и доп.—М.:

Юристъ, 1996.—с.145.

[12] Теория права: Курс

лекций;Учебное пособие для юридических факультетов и вузов.—М., 1996,

с.43.

Страницы: 1, 2, 3, 4