бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Формы государства бесплатно рефераты

предметов ведения.

2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же

перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.

3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных

полномочий.

В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей

федеративных государств: основанные на националь­но-территориальном признаке,

и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и

асимметричные; договорные и конститу­тивные (конституционные).

2.3. Конфедеративное государственное устройство.

Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для

достижения определенных целей»[8].

Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее

благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут

носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского

экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего,

экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение

наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала,

денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как

правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое

государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы

управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел,

объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по

соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут

создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член

конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в

нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее

членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из

федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления,

имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо

преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.

были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против

британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией – США. Так и

созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская

республика) распалась моментально. Основными причинами подобной

нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации

обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода

субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не

подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами.

Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые

стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех

субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом

нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в

отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к.

фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства

(межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации.

Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки «ставить крест» на

конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно

конфедерация может стать «золотой серединой» в деле объединения ряда

государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав

Югославии; Северная и Южная Кореи.

Глава 3. Форма государственного политического режима.

3.1. Тоталитарный режим.

Тоталитарный режим является, как признано, порождением ХХ в., это фашистские

государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам

термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились

отделить социалистическое государство и искали четкое определение

социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней

формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как

всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Тоталитарный

режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии,

которая формируется и задается общественно-политическим движением,

политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в

большинстве случаев харизматическим. Тоталитарный режим допускает только одну

правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится

разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей

силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются

антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание

социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного

управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В

результате этого становится массовым явлением одновременное занятие

партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит,

государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц,

занимающих партийные посты. В государственном управлении тоталитарный режим

характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как

исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго

наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми

передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура

становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым,

справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое

отношение к нему пресекается.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима.

Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для

построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по

своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ

от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии,

правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Тоталитарные

режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и

других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов.

3.2. Авторитарный режим.

При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не

контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные

органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент

штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой

лиц (олигархией).

Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает

законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более

узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих

политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется

вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим

называют кликой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень

значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы,

рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей

командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная

личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его

вождем, но, тем не менее, ориентируется на эту сильную личность. Зачастую

авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуществляются для

проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства,

противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном

государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот

почему авторитарное государство не может существовать без опоры на

полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный

инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения

людей. Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут

участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться

на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются,

разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко

наказываются. Провозглашается полный приоритет интересов государства над

личностью, а права личности игнорируются.

В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во

многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.).

Почти все характеристики этого режима в своем «запасе» имеет на данный момент

и Россия.

3.3. Демократический режим.

Демократический режим (греч. democratia - народовластие) - это режим,

основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии

народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права

и свободы демократическое государство не ограничивается только их

провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно

обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает

конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и

свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это

становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как

правило, избираются, но меняются политические взгляды и профессионализм.

Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором

существует демократический политический режим. В основе деятельности народных

избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое

общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях

общественной жизни. При демократии существует множество институтов и

политический плюрализм. Референдумы, народные инициативы, обсуждения,

демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами

общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами

государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная

система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке

решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над

исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами

общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы

управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел, а

также контроль над исполнительной властью.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в

тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая

элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим

социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении

государственной власти. К странам с демократическим режимом на данном этапе

развития человечества можно с уверенностью отнести государства Западной

Европы и США.

Заключение.

В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три главные

характеристики формы государства: форма правления, форма государственного

устройства и форма политического режима. Именно изучение этих составляющих и

позволяет сделать истинно верные выводы о государстве.

Абсолютно естественным является вывод о том, что все выше перечисленные

составляющие активно влияют друг на друга. Так весьма сложно представить

демократической государство, которое по форме правления являлось бы

абсолютной монархией. Немаловажным является и тот факт, что выделение

главенствующего фактора представляется невозможным, т.к. форма правления,

режим и форма устройства государства оказывают взаимное равновеликое

воздействие друг на друга.

Наиболее прогрессивным в результате исследования можно признать

республиканский демократический строй. Вопрос государственного устройства не

требует однозначных выводов, т.к. его решение напрямую зависит от конкретных

условий, в рамках отдельного государства.

Главным ориентиром в развитии государства в любом случае должны оставаться

демократические ценности, либеральные реформы, а, следовательно, становление

либерально-демократического режима, усиление республиканских начал в

государственной власти.

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации – СПб.: Регата, Издательский Дом

«Литера», 2000.

2. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.

пособие – М: Юрист, 1999.

3. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право.

1991. №11. С. 135.

4. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М.

Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.

5. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М:

Проспект, 2000.

6. Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и

права», М: Гардарика, 1996.

7. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник для вузов, М: Юрист, 1999.

8. Якушев А.В. «Теория государства и права (конспект лекций)», М: Приор,

2001.

[1] Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория

государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999, С. 75

[2] Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003. С. 184.

[3] Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003. С. 185.

[4] Черниловский З.М. «Хрестоматия по

всеобщей истории государства и права», М: Гардарика,1996, С.183

[5] Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003. С. 187.

[6] Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003. С. 187.

[7] Ильин И.А. О государственной форме //

Советское государство и право. 1991. №11. С. 135.

[8] Теория государства и права: Учебник для

вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма,

2003. С. 189.

Страницы: 1, 2