бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Формы государства бесплатно рефераты

время она сохранилась в “чистом” виде лишь в единичных странах (например,

султанат Оман). Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей

полноты власти (законодательной, исполнительной, высшей судебной, а иногда

религиозной, духовной) в руках монарха. В идеальной абсолютной монархии

конституция отсутствует (считается, что ее заменяет священная книга мусульман –

Коран), парламент не существует. Однако в современных условиях, когда во многих

монархиях, особенно в нефтедобывающих странах, феодальная знать перерастает в

крупную буржуазию, абсолютная монархия подвергается существенным изменениям. Во

многих странах приняты конституции и созданы парламенты. Однако, по существу,

такие монархии продолжают оставаться абсолютными: конституции, принятые без

участия избирателей или парламентов, а дарованные монархами (последняя – в

Саудовской Аравии в 1992 г.), устанавливают, что власть исходит от монарха, а

парламенты имеют лишь консультативный характер, да и они вскоре после создания

были распущены.

Современная абсолютная монархия, как и раньше, является, прежде всего, формой

господства феодальной и полуфеодальной знати, хотя сама эта знать существенно

изменилась, превращаясь в крупную, преимущественно финансовую буржуазию.

Развитие и усиление класса буржуазии, выступления широких слоев народа против

абсолютизма уже в ХVIII – XIX вв. В Европе привело к ограничению власти монарха

и замене абсолютной монархии дуалистической. Последняя стала

воплощением компромисса между растущей буржуазией и еще сильным дворянством. В

дуалистической монархии создается парламент, который обладает законодательной

властью; законы не могут издаваться помимо парламента. Управление государством

возглавляет король, он формирует правительство (совет, кабинет министров),

ответственный только перед ним, парламент не может путем вотума недоверия или

иным способом уволить правительство в отставку. Король к тому же обладает

определенными полномочиями, его указы могут регулировать многие сферы жизни и

не нуждаются в одобрении парламента. Король имеет право отлагательного вето по

отношению к законам парламента и право роспуска последнего.

Такая форма правления существовала в Германии, Турции, Таиланде, Ливии,

многих других странах. В настоящее время с точки зрения конституционных норм

ее в «чистом» виде уже нет. Но фактически пережитки дуалистической монархии

сильны во многих странах. Так, хотя устанавливается двойная ответственность

правительства (перед парламентом и перед королем), на деле реален лишь второй

вид ответственности, тем более что часто король на многие годы распускает

парламент и осуществляет беспарламентское правление (например, в Марокко).

Укрепление позиций буржуазии, рост численности и влияния «среднего» класса,

требования народных масс приводят к установлению парламентарной монархии

. В условиях данной формы в развитых странах (в Европе и Японии) помещиков уже

нет, а если и сохранились некоторые аристократические элементы, то как особый

слой общества они полностью утратили влияние на государственные дела,

господствует принцип юридического равенства всех граждан. Монарх является

главой государства, символом нации, но не возглавляет государственное

управление и не занимается им. Складывается положение, характеризующееся

известной формулой: «Царствует, но не управляет». Правительство (лидера

правительства, премьер-министра) он назначает по указанию парламента (из

состава партии или коалиции партий, имеющих большинство в парламенте или его

нижней палате), право вето по отношению к актам парламента он не имеет или не

принимает его в течение длительного времени (почти триста лет в Великобритании,

в связи с чем сложилась норма обычного права о неприменении вето).

В странах Азии и Африки (в Непале с 1990 г., Марокко, Иордании с 1991 г. и

др.) парламентарная по тексту конституций монархия обладает значительными

чертами дуализма, а то и королевского абсолютизма.

Процесс развития современного мира свидетельствует о сокращении числа

монархий, после второй мировой войны провозглашены республики в ранее

монархических Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции, Италии, Афганистане,

Эфиопии и некоторых других странах. Достоинством данной формы правления

нередко считают то, что монарх является беспартийным, его положение не

зависит от политических событий.

Три разновидности монархической формы правления представляют только основную

классификацию. Наряду с ними, а также в их рамках существуют и другие. Выше

уже упоминалось о «выборной монархии» в Малайзии, где пост главы государства

выборный.

Особая форма монархии, существует в ряде мусульманских стран, связана с

концепцией халифата – справедливого государственного строя, который по

преданию, был основан пророком Мухаммедом. В замещении поста монарха здесь

особая роль принадлежит семейному совету правящей семьи – неофициальному, но

очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха (не всегда это

старший сын), может заставить монарха отречься от престола (это имело место в

последние десятилетия в Саудовской Аравии). В управлении государством

применяется концепция аш-шура (консультации правителя с авторитетными людьми,

ибо в мусульманской доктрине считается, что выборы не самый надежный

институт: выбранными могут быть не самые достойные). Монарх, как правило,

является высшим духовным лицом государства – имамом. Данная форма монархии в

своей основе – теократическая монархия.

Своеобразная разновидность монархии существует в странах Тропической Африки и

Океании, где сильны пережитки патриархального строя. В этих странах

(Свазиленде, Тонга и др.) особое значение имеют различные советы племенных

вождей, а общегосударственный совет вождей определяет преемника монарха.

Наконец, особая разновидность монархии существует в некоторых государствах –

членах британского Содружества (многие его члены – республики). Обычно это

мелкие островные государства, бывшие колонии (Антигуа и Барбуды, Барбадос,

Ямайка и др.), которые имеют своим главой монарха Великобритании,

представленного в этих странах генералом-губернатором. Последний практически

назначается правительством не Великобритании, а данного государства, хотя это

назначение подтверждается британским монархом. По существу, это своеобразная

форма парламентарной монархии.

Республиканская форма правления

Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (например,

демократическая республика в Афинах и аристократическая – в Риме),

республиками являлись многие города-государства (с прилегающими районами) в

средние века (Дубровник в Югославии, Бремен – в Германии, Новгород – в

России). Но наиболее широкое распространение эта форма получила в новое

время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с

такими революциями, стали США.

В республике глава государства – президент, избираемый на определенный срок

(обычно от 4 до 7 лет, в Латвии – на 3 года) из среды граждан государства (в

Аргентине, Ирландии, Исландии, Филиппинах, Шри-Ланке и некоторых других

странах на этот пост избирались не только мужчины, но и женщины).

Переизбрание на очередной срок в некоторых странах допустимо без каких-либо

ограничений (например, в Египте), в других допускается лишь на два срока (как

в России), в третьих президент не может быть избран на следующий срок

(Мексика). Эти положения направлены против возможного президентского

авторитаризма.

Согласно нормам конституций ряда стран, президентом может быть лицо,

родившееся от граждан данного государства, достигшее определенного возраста

(обычно от 35 до 40 лет) и не превысившее возрастной барьер (обычно 65 лет),

обладающее политическими и гражданскими правами.

Президент избирается: путем прямых выборов гражданами государства (Франция,

Шри-Ланка, Россия, Бразилия и др.); косвенными выборами (Аргентина, США);

парламентом (Ливан, Турция, Израиль, Мальта, Сингапур др.) или специальным

надпарламентским органом (народным консультативным конгрессом в Индонезии);

избирательными коллегиями, состоящими из членов парламента и представителей

законодательных собраний штатов либо местных органов самоуправления (Италия,

Индия др.).

Президент обычно по конституции обладает исполнительной властью (иногда на

ряду с правительством), но на практике в парламентарной республике эту власть

реализует за него правительство.

Принято различать две основные республики: президентскую и парламентарную. В

обеих главой государства является президент, но в первой правительство

(Совет, кабинет министров) и отдельных министров он назначает по своему

усмотрению, и они несут ответственность перед ним, а не перед парламентом.

Даже если есть должность премьер-министра, юридически, а тем более фактически

главой государства является президент. Он может быть досрочно смещен со своей

должности либо в результате незаконного государственного, военного

переворота, либо путем обвинения в государственной измене и особой судебной

процедуры и рассмотрения дела в специальном высшем суде, либо импичмента.

Эта форма республики отличается стабильностью, поскольку парламент не вправе

сместить правительство, но и президент не может распустить избранный

парламент («система сдержек и противовесов»). Таким образом, на период

полномочий президента страной управляют лидеры из его партии, хотя в

парламенте большинство принадлежать другой партии или партиям. В развитых

странах такая система работает на базе установившихся десятилетиями, а то и

столетиями процедур, поисков компромиссов и консенсуса. В развивающихся

странах иногда принимаются специальные меры для обеспечения стабильности.

Конституции предусматривают такие механизмы выборов, чтобы пост президента и

парламентское большинство принадлежали одной и той же партии. Такой порядок

служит усилению власти президента, который обычно является лидером партии

большинства в парламенте, ведет к ограничению демократического принципа

разделения властей и системы сдержек и противовесов.

В большинстве президентских республик в развивающихся странах такие меры не

предусмотрены законодательством, существуют даже внешние атрибуты взаимных

ограничений власти президента, парламента, суда, но система сдержек и

противовесов фактически не действует или действует в очень слабой степени. В

странах Латинской Америки власть президента на практике значительно сильнее,

чем это предусмотрено правовыми нормами, в связи с чем они получили название

суперпрезидентских республик.

В парламентарных республиках единство действий президента и правительства

обеспечивается отмеченным выше правилом, согласно которому президент

действует по указанию правительства. В полупрезидентских, полупарламентских

республиках такое единство обусловлено тем, что министров назначает

президент, а министры, занимающие наиболее важные посты (так называемые

силовые министры, а так же министр иностранных дел) подчинены непосредственно

президенту; премьер-министр фактически не руководит их деятельностью.

Парламентарных республик в мире существует гораздо меньше, чем президентских

и полупрезидентских. В результате применения смешанных характеристик довольно

трудно вычленить формы «чистой» парламентарной республики, но, видимо, их

насчитывается в мире не более одной пятнадцатой части всех государств с

республиканской формой правления. При данной форме правления правительство

лишь формально назначается президентом, а на деле оно формируется партией

(партиями), располагающими большинством мест в парламенте: в противном случае

оно не получит вотума доверия в данном органе. Оно несет политическую

ответственность только перед парламентом. Здесь существует «слабый»

президент.

Достоинством этой формы является то, что состав и политика правительства

непосредственно отражают соотношение сил в парламенте – органе народного

представительства. Однако это же становится крупным недостатком: при

отсутствии прочного большинства у какой-либо одной партии (устойчивого союза

нескольких партий), при переходе депутатов парламента из одной партии в

другую, при расколах правящей партии и появлении фракции (фракций),

голосующих вместе с ее противниками, правительство утрачивает стабильность,

его часто «свергают» путем вотума недоверия, принятой парламентом.

Как говорилось, в современных условиях «чистые» формы президентских и

парламентарных республик сравнительно редки. С одной стороны, в президентских

республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической

ответственности министров, с другой стороны возникают гибридные формы

полупрезиденстских, полупарламентарных республик.

Премьер-министра и членов правительства назначает президент, правительство

несет ответственность перед парламентом. Последнее отличает данную форму от

президентской республики и сближает с парламентарной.

Гибридные формы республики обладают определенными позитивными чертами: они

обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным

конъюнктурным, партийным соображениям и т.д. С другой стороны, есть и

определенные минусы: нарушается разделение властей, система сдержек и

противовесов, усиливается президентская власть, и ее носители иногда

обнаруживают тенденцию к авторитаризму.

Территориально-политическое устройство государства

Для характеристики территориальной организации государства, организации

государственной власти с территориальной группировкой населения в юридической

литературе долгое время употреблялся, да и сейчас используется (особенно в

работах по теории государства и права) термин «государственное устройство».

Он применяется в неодинаковых значениях в обыденной речи, политической

литературе, юридических исследованиях. В первых двух случаях ему придается

обычно очень широкое значение: речь идет о государственном, а иногда и

общественном строе в целом. В юридической литературе имеется в виду лишь

устройство территории государства, соотношение государства как целого с его

составными частями. Это политико-территориальное деление (унитарное

государство и федерация, национальные и иные государственные образования –

субъекты федерации: штаты, султанаты, земли, кантоны и др.), автономные

образования (автономные республики, области и др.) и административно-

территориальные единицы (провинции, районы, округа и т.д.).

Что касается конфедераций, сообществ, союзов, содружеств государств, то,

строго говоря, они к проблеме территориально-политической организации

государства не относятся: речь в данном разделе идет о внутренней организации

государства, а перечисленные формы – это межгосударственные, международные

объединения государств. Но вопросы касаются государствоведческой

проблематики, хотя они изучаются не в конституционном (государственном), а в

международном праве. В государствоведении они практически не исследуются.

Унитарное государство

Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”, что

значит один, единственный. Унитарное – это слитное государство, не

разделенное на более мелкие государственные образования, а состоящее, как

правило, из административно-территориальных единиц. Унитарные государства

бывают двух видов: простые и сложные. Простые состоят только из

административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия,

Вануату и др.), сложные имеют в своем составе те или иные формы автономии

(Италия, Филиппины, Никарагуа и др.)

Административно-территориальное деление в разных странах строится по

неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев.

Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно

делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых

состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в

территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы,

охватывающие несколько областей – регионы. Они создаются не актами

центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего,

преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие

объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную

роль в Бразилии. В России тоже создаются региональные объединения субъектов

Страницы: 1, 2, 3, 4