бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Форма государства бесплатно рефераты

в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое

положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не

могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Население унитарного государства имеет единую государственную

принадлежность. Никакие административно-территориальные образования

собственного гражданства не имеют. Для унитарного государства характерной

является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной

закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо

изъятий и ограничений. Также, действует единая судебная система, которая

осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для

всех государственных образований нормами материального и процессуального

права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы,

представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как

правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные

регионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация

всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль

над местными органами власти.

2.2 Федеративное государственное устройство.

Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) есть «сложное союзное

государство, части которого являются государствами или государственными

образованиями, обладающими суверенитетом»

[18]. В строго научном смысле федерацией называют союз государств,

основанный на договоре или конституции. «При этом федеральные конституции

устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства

сохраняют свою «самостоятельность» а в чем они ее утратят»

[19]. Сейчас в мире 25 федераций, существенный рост государств с

федеративной формой устройства наблюдался после окончания Второй мировой войны.

Обычно это крупные государства, существующие на всех континентах планеты:

Германия и Россия — в Европе, Индия и Пакистан — в Азии, Нигерия и Эфиопия — в

Африке, США и Бразилия — в Америке, Австралия в Океании и др. Среди них есть

неболь­шие высокоразвитые государства (Австрия, Бельгия), страны среднего

уровня развития (Мексика), отсталые государства (Исламская Федера­тивная

Республика Коморских Островов), есть и совсем малые госу­дарства (Федерация

Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне с населением 50 тыс. человек).

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них образовались

на основе объединения ранее самостоятельных го­сударств, ставших членами

(субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствие объединения штатов, Танзания

в результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные

Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким же образом был образован и СССР 31 декабря

1922 г. Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие

федерации были, однако, созданы при принятии конституций или специальными

законами (Индия, Паки­стан и др.), другие — сочетали те или иные способы

(Россия).

Любая федерация — это сложное государство, состоящее из госу­дарств-членов

или государственных образований. Это отличает феде­рацию от унитарного

государства с одной или несколькими автоно­миями, занимающими обычно

незначительную часть страны (исклю­чение — КНР). Территориальные образования

в федерации носят название субъекты и имеют равноправные функции. Они

называются по-разному: штаты, эмираты, провинции, кантоны и т.д. В России же

Конституцией предусмотрено 6 различных наименований субъектов.

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм

государственного устройства:

· существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и

республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне

федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного

союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов

федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного

представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата

формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его

регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на

местном уровне;

· наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином

федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это

закрепляется конституциями государств;

· функционирует правовая система, построенная на принципе централизации,

единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще

всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной

конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии

законов), где федеральная конституция и федеральные законы стоят на верхней

позиции;

· высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит

общефедеральным органам – федеральному президенту, правительству, парламенту,

судам;

· субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему.

Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности

судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для

построения судебной системы в субъектах федерации;

· используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта

федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом

распределяются по субъектам;

· наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни,

подчиняющихся центральному аппарату.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между

союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает,

что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех

принципов:

1. Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение

предметов ведения.

2. Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же

перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.

3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных

полномочий.

В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей

федеративных государств: основанные на националь­но-территориальном признаке,

и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и

асимметричные; договорные и конститу­тивные (конституционные).

2.2.1 Территориальная федерация.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по

территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как

правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия).

Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их

субъектов не соответствует числу национальных групп. «В США нет компактно

проживающих нацио­нальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четы­ре

языковые группы (используется французский, немецкий, итальян­ский,

ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии прожи­вают немцы (есть

компактно проживающее славянское меньшинство — сорбы), но созданы 16 земель

(субъектов федерации)»[20]. По

территориальному принципу были построены латиноамерикан­ские федерации

(Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австра­лия, многие федерации в новых

государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения,

федерация Египта и Сирии и др.). В основном территориальный принцип лежит в

основе федерации в Малайзии, Пакистане.

2.2.2 Национальная федерация.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения

проживающего населения по национальности. Тезис о создании федера­ций только

по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской

теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и

РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в

1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах то­талитарного социализма

рассматривалась только как средство реше­ния национального вопроса,

объединения распавшейся многонацио­нальной страны, преодоления национальных

противоречий и установ­ления их сотрудничества. Национальные федерации

наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них

имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд

черт:

1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и

национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга

национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями,

религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения

составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из

представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для

решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории

федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и

малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее

субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - «право наций на

самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению

выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с

другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как

правило, не требуется.

Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретить и так

называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид федераций -

национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов

которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами

национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32

субъекта, которые создана на основе проживающей в ней национальности, в том

числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные

образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная

Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население

которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Подобный

принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с

обширными территориями и разнородным населением.

2.2.3. Симметричная федерация

В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные

части одинаковы и равноправны. Такая федерация состо­ит только из субъектов

федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъек­ты являются

частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмира­ты), Аргентине

(провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно

симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами

существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней

палате парламента — бундесрате (от трех до шести голосов независимо от

численности пред­ставителей земли), в однопалатном совещательном Национальном

со­брании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты

имеют свои конституции и называются в федеральной Кон­ституции государствами

(хотя и в скобках), другие — нет, и т.д. На данный момент только в Ав­стрии,

Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового

положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.

2.2.4. Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодина­ковых по своему

правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою

очередь может быть неодинаков. В США по­мимо штатов (субъектов) существуют

небольшие территории (владе­ния)— Виргинские Острова, Восточное Самоа,

федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов

(их население, в част­ности, не участвует в выборах парламента США). В Индии

есть шесть “союзных территорий”, статус которых ниже статуса штатов: штаты

имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются

федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австра­лии,

некоторых других государствах.

Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым. «В Индии

некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с

другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции,

законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права

мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора

может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам,

регулируемым племенными обычаями»[21]

. В Ма­лайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы

госу­дарства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть только

субъекты (с разными названиями). Хотя Конституция говорит, что все они

равноправны (ст. 5), по той же Конституции их правовой статус не совсем

одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут

иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов

(области, края, города федерального зна­чения, автономная область и автономные

округа) такими правами не обладают.

2.2.5. Нетрадиционные федерации.

Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные,

учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как

результат свободного объединения ряда государств и государственных

образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации

возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных

федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их

частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или

конституционные федерации создаются “сверху”, путем принятия конституции

(реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в

1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956 г.).

2.3. Конфедеративное государственное устройство.

Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для

достижения определенных целей»[22]

. Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее

благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут

носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского

экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего,

экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение

наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала,

денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как

правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое

государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы

управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел,

объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по

соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут

создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член

конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в

нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее

членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из

федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления,

имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо

преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.

были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против

Страницы: 1, 2, 3, 4