Курсовая: Федерация Независимых Профсоюзов России
деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений.
Правовую основу деятельности Комиссии помимо указанного Закона составляют
Конституция Российской Федерации, другие федеральные законы, международные
договоры и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений
профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей,
Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны
Комиссии.
Статья 2 регламентирует нижеследующие принципы формирования Комиссии:
- добровольности участия общероссийских объединений
профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в
деятельности Комиссии;
- полномочности сторон;
- самостоятельности и независимости каждого
общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского
объединения работодателей, Правительства Российской Федерации при определении
персонального состава своих представителей в Комиссии.
Правом направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны
Комиссии обладает каждое общероссийское объединение профессиональных союзов,
общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном
порядке.
Членами Комиссии являются представители сторон, количество которых от каждой
из сторон не должно превышать 30 человек.
Спорные вопросы, касающиеся представительства общероссийских объединений
профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в
Комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или
в суде.
Основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых
отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.
Основными задачами Комиссии являются:
o ведение коллективных переговоров и подготовка проекта
генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных
союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации (далее - генеральное соглашение);
o содействие договорному регулированию социально-трудовых
отношений на федеральном уровне;
o проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой
проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в
сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального
обеспечения;
o согласование позиций сторон по основным направлениям социальной
политики;
o рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе
выполнения генерального соглашения;
o распространение опыта социального партнерства, информирование
отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию
социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;
o изучение международного опыта, участие в мероприятиях,
проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-
трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии
консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением
международных трудовых норм.
Основными правами Комиссии являются:
▪ право проводить с федеральными органами государственной
власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с
разработкой и реализацией социально-экономической политики;
▪ право разрабатывать и вносить в федеральные органы
государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в
области социально-трудовых отношений;
▪ право согласовывать интересы общероссийских объединений
профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной
власти при разработке и реализации проекта генерального соглашения;
▪ право осуществлять взаимодействие с отраслевыми,
региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых
отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки и реализации проекта
генерального соглашения, регулирующего социально-трудовые отношения;
▪ право получать от федеральных органов исполнительной
власти в установленном Правительством Российской Федерации порядке
информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки
проекта генерального соглашения, нормативные правовые акты, а также проекты
федеральных законов в области социально-трудовых отношений;
▪ право принимать по согласованию с Правительством
Российской Федерации участие в подготовке разрабатываемых им проектов
федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-
трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат
Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении
ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации;
▪ право принимать по согласованию с общероссийскими
объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями
работодателей и федеральными органами государственной власти участие в
заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием
социально-трудовых отношений.
При этом решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все
три стороны. А члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе
требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.
Координатор Комиссии назначается Президентом Российской Федерации и не
является членом Комиссии. По данному закону на координатора возлагаются
следующие обязанности:
- организация деятельность Комиссии, председательство на ее
заседаниях;
- утверждение состава рабочих групп;
- оказание содействия в согласовании позиций сторон;
- подписывание регламента Комиссии, плана работы и решений
Комиссии;
- руководство секретариатом Комиссии;
- запрашивание у органов исполнительной власти информации о
заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые
отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии
по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых
отношений;
- приглашение для участия в работе Комиссии представителей
общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских
объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не
являющихся членами Комиссии (ученых и специалистов, представителей других
организаций);
- проведение в пределах своей компетенции в период между
заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам,
требующим принятия оперативных решений;
- информирование Президента Российской Федерации, федеральные
органы государственной власти о деятельности Комиссии;
- информирование Комиссию о мерах, принимаемых Президентом
Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в области
социально-трудовых отношений.
Однако при всех перечисленных полномочиях координатор Комиссии не вмешивается
в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.
Деятельность каждой из сторон организует координатор, представляющий
общероссийские объединения профессиональных союзов, общероссийские
объединения работодателей, Правительство Российской Федерации соответственно
и избираемый (назначаемый) перечисленными сторонами.
В обязанности координаторов каждой из сторон входит:
- внесение координатору Комиссии предложения по проектам планов
работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей
стороны в рабочих группах;
- информирование Комиссии об изменениях персонального состава
стороны;
- организация совещания представителей стороны в целях
уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии;
- вносение координатору Комиссии предложения о проведении
внеочередного заседания Комиссии (в этом случае координатор Комиссии обязан
созвать заседание Комиссии в течение двух недель со дня поступления
указанного предложения);
- приглашение для участия в работе Комиссии соответственно
представителей общероссийских объединений профессиональных союзов,
общероссийских объединений работодателей и федеральных органов
государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и
специалистов, представителей других организаций.
Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии. Так же
член Комиссии вправе знакомиться с соответствующими нормативными правовыми
актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации,
информационными и справочными материалами.
Социальное партнерство: реалии и перспективы
Радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными
процессами конституирования демократического политико-правового механизма
управления социальными явлениями. В государственной жизни со значительным
противоборством утверждается разделение властей: законодательной,
исполнительной, судебной. Социально-политическая сфера власти импульсивно
наполняется различными формами непосредственного взаимодействия народа,
общественных организаций и движений с государством и его структурами. В
социально-экономическом пространстве с участием государства формируется
неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в
мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования
становятся актуальными в практической политике России.
Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической
деятельности объективно привел к конституционному выводу о необходимости
социального государства, которое основано на социальном партнерстве между
человеком и государством, работником и работодателем, производителем и
потребителем.
Центральным звеном социального партнерства являются взаимоотношения
работников и работодателей. Они осуществляются при трехстороннем
представительстве, т.е. такой системе трудовых отношений, при которой
государство, предприниматели и трудящиеся выступают как независимые стороны,
каждая из которых выполняет свои особые функции.
Благодаря методу трехстороннего представительства (трипартизма) демократия
пустила глубокие корни в странах, избравших эту форму политической
организации и социальных отношений. В современном мире все большее число
стран приходит к выводу, что для выхода из захлестнувшего их кризиса
требуется, чтобы разработка и осуществление приемлемой в социальном плане
экономической политики проходили в обязательном порядке через диалог,
консультации и переговоры предпринимателей, органов исполнительной власти,
профсоюзов.[7]
Главное значение в становлении системы социального партнерства имеет
определение его целей, основных задач, принципов и сфер трехстороннего
представительства. В настоящее время в Российской Федерации к таким целям
официально относятся: установление общих принципов согласованного проведения
социально-экономической политики, регулирование условий труда, занятости и
социальных гарантий; согласование социально-экономических интересов
работников, работодателей и всего населения; содействие договорному
регулированию трудовых отношений; развитие системы социального партнерств;
содействие урегулированию трудовых споров (конфликтов).
Приоритетными определены задачи: предотвращение спада производства; усиление
государственного регулирования процессов стабилизации социально-экономической
обстановки; формирование рыночных отношений; развитие трудовой и
предпринимательской активности; проведение активной политики занятости;
сокращение разрыва между стоимостью жизни и доходами населения; обеспечение
мотивации производительного труда; обеспечение охраны труда и здоровья
работников на производстве и экологической безопасности населения.
Для развития социального партнерства образованы и продолжают формироваться
органы трехстороннего и двухстороннего представительства на федеральном,
территориальном и локальном уровнях. Появляется механизм консультаций по
вопросам принятия нормативных актов, создания и деятельности государственных,
общественных и смешанных организационных структур, ведающих социально-
экономическими вопросами. Накапливается опыт процедур социального
партнерства, ведения переговоров, разрешения разногласий и конфликтов.
Развивается система правовых актов, созданных на договорной основе и
гарантируемых сторонами социального партнерства (международные конвенции,
рекомендации, резолюции; генеральные, отраслевые (тарифные) и территориальные
соглашения, коллективные договоры). Создано и одновременно нуждается в
дальнейшем развитии законодательство о социальном партнерстве и трехстороннем
представительстве.
С появлением механизма социального партнерства принципиально по-новому должен
быть определен подход к правовому регулированию социальных и прежде всего
трудовых отношений. Изменяется не только система правовых актов - в нее уже
включены соглашения и коллективные договоры. Принятие новых законодательных
актов, указов Президента, постановлений Правительства по социально-
экономическим, трудовым вопросам целесообразно осуществлять на основе
предварительных соглашений, заключаемых в органах трехстороннего
представительства. Промежуточной стадией мог бы стать государственный
механизм повышения юридической силы и расширения сферы действия
соглашений.[7] Более правовой характер должно приобрести содержание
коллективных договоров и соглашений. Требуется выработка концепции механизма
обеспечения договорного регулирования трудовых отношений и создание
оптимальных структур примирения, посредничества, арбитража, трудового
судопроизводства, инспекций труда.
Путь, ведущий к трехстороннему представительству и социальному партнерству,
проходит через преодоление препятствий, существующих в практике договорного
регулирования трудовых отношений. Главные трудности - это незначительные
экономические возможности в маневрах при ведении коллективных переговоров и
продолжающаяся государственная регламентация большой части социально-трудовых
вопросов.
Основные меры по развитию системы социального партнерства определяются в
ежегодных генеральных соглашениях между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством
Российской Федерации. Реализация согласованных позиций сторон, подписывающих
генеральное соглашение, требует объединения практических действий с научными
рекомендациями по проведению социально-экономической политики, регулированию
трудовых отношений, обеспечению социальных гарантий, гражданского мира и
согласия в обществе. Углубленные исследования практики договорного
регулирования социально-экономических отношений могли бы содействовать
выработке новых политических и правовых идей будущих соглашений в российской
системе социального партнерства.
III. Федерация Независимых Профсоюзов России
Данный раздел представляет собой многоплановый информационный материал о
Федерации Независимых Профсоюзов России, рассматривающий деятельность
организации в настоящее время, проблематику образования и начинаний в области
законодательства и административно-правовых норм, политику влияния на
социально-трудовые отношения в целом и перспективы развития в будущем.
В современном российском обществе есть немало желающих подорвать деятельность
профдвижения. Для реализации подобных планов в ход пускаются всевозможные
механизмы на тему "незаконности" владения ФНПР профсоюзной собственностью,
лоббирование идей «на заказ» и прочие действия.[7] Ответом профсоюзов стал
официальный сборник-архив, собранный за период между III и IV съездами,
выдержки из которого приведены в этой работе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|