бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Курсовая: Демократия бесплатно рефераты

Курсовая: Демократия

«Люди время от времени

возвращались

к такой форме правления

как демократия, которая

является самой трудной

формой правления»

Уинстон Черчель

Вступление

Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля

Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась

мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет

человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов,

подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном

сознании. Мнения многих из них представлялись тем более значительными, что

они отнюдь не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической

идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием,

которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия

отдельных индивидуумов или групп людей.

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления

государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед

законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой

реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная

монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой

народного представительства.

Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями.

В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление

всех”, в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении

одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих

человечеству” демократию. Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым

презрением относился к демократии. Перикл писал:” у нас государственный строй

таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для

других. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с

меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все

пользуются одинаковыми правами; не бывает также и того, чтобы человек,

способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не

пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными

гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому

что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не

возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему .

Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам,

стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них которые

созданы в интересах обиженных. Богатством мы пользуемся скорее как условием

для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то

ре сознание в ней позорно для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы

выйти из нее.”

На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и

равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это

понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо

(Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX

— н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.

Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и

расставляла свои акценты на их значимости.

1. Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

· как форма государства;

· как политический режим;

· как принцип организации и деятельности государственных органов и

общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду

наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в

странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим

принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы

общества (органы государства, государственные организации, общественные

объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами

демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин

и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства,

характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их

избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но

степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества —

это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во

внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

Современные демократические государства (а быть демократическим государством

престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:

1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

4) верховенство закона;

5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным

содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к

которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия — политическая организация власти народа, при которой

обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и

общественными делами; выборность основных органов государства и законность в

функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав

и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Признаки демократии.

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным

органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как

непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не

может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным

органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической

процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных

и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на

поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления

общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и

рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без

оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в

том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в

борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается

многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов

к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает

государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов,

которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право

голоса; 2) равенство при выборах;

3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что ст.

15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине

основывается на принципах политического, экономического и идеологического

многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как

обязательная. Цензура запрещена»;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении

делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных

прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими

вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и

фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских,

социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с

международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая

декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и

политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и

культурных правах 1966 г., др.). Законом Украины «О действии международных

договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок

применения международных норм о правах человека.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима

общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается

в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они

же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам -

учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения

правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь

столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации

прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и

гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения

действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины

подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.

Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью

государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и

гражданином является независимый и демократический суд.

2. Функции и принципы демократии

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные

отношения, целью которых является повышение социально-политической активности

граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее

функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались,

углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

· раскрывающие связь с общественными отношениями;

· выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

1. Организационно-политическая — организация политической власти на

демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа

(самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в

наличии организационных связей между субъектами демократии: органами

государства, государственными организациями, общественными объединениями,

трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма

деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и

компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг

интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения

данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов

демократии;

3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимально­го служения

государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения

и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и

т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов

местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах

их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов;

подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата

(например, контроль представительных органов над исполнительными органами,

отчет последних перед первыми);

6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности,

чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности,

меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые

предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам

демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется

стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основными принципами демократии являются:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы

правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5

Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет

первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство,

но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную

ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед

судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или

ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных

убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного

положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект

равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют

одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения -

предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем

народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и

взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные

права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное

время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие

граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение

разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит

препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и

равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав

меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности,

находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном, политическом; отсутствие

дис­криминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при

принятии решений;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг

политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и

политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и

т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции.

Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип

плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим.

Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает

универсальное значение для современной демократии.

3. Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии — это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами

(народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой

Страницы: 1, 2, 3