Курсовая: Демократия
Курсовая: Демократия
«Люди время от времени
возвращались
к такой форме правления
как демократия, которая
является самой трудной
формой правления»
Уинстон Черчель
Вступление
Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля
Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась
мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет
человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов,
подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном
сознании. Мнения многих из них представлялись тем более значительными, что
они отнюдь не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической
идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием,
которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия
отдельных индивидуумов или групп людей.
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления
государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед
законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой
реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная
монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой
народного представительства.
Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими мыслителями.
В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление
всех”, в отличие от аристократии (правление избранных) и монархии (правлении
одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих
человечеству” демократию. Древнегреческий драматург Арисфан с нескрываемым
презрением относился к демократии. Перикл писал:” у нас государственный строй
таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для
других. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с
меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все
пользуются одинаковыми правами; не бывает также и того, чтобы человек,
способный принести пользу государству, лишен был к тому возможности, не
пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными
гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому
что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не
возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему .
Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам,
стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них которые
созданы в интересах обиженных. Богатством мы пользуемся скорее как условием
для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то
ре сознание в ней позорно для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы
выйти из нее.”
На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и
равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это
понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо
(Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX
— н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.
Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и
расставляла свои акценты на их значимости.
1. Понятие и признаки демократии
Слово «демократия» употребляется в разном значении:
· как форма государства;
· как политический режим;
· как принцип организации и деятельности государственных органов и
общественных организаций.
Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду
наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в
странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим
принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы
общества (органы государства, государственные организации, общественные
объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами
демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин
и народ.
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства,
характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
1) признание народа высшим источником власти;
2) выборностью основных органов государства;
3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их
избирательных прав;
4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но
степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества —
это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во
внутригосударственных, но и в международных гарантиях.
Современные демократические государства (а быть демократическим государством
престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:
1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;
2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
4) верховенство закона;
5) разделение властей и др.
Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным
содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к
которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия — политическая организация власти народа, при которой
обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и
общественными делами; выборность основных органов государства и законность в
функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав
и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Признаки демократии.
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным
органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как
непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не
может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным
органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической
процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных
и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на
поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления
общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер:
а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и
рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без
оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в
том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в
борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается
многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов
к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает
государственную цензуру и идеологический диктат.
Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов,
которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право
голоса; 2) равенство при выборах;
3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что ст.
15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине
основывается на принципах политического, экономического и идеологического
многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как
обязательная. Цензура запрещена»;
б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении
делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных
прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими
вариантами, т.е. политическими возможностями развития.
3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и
фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских,
социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с
международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая
декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и
политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах 1966 г., др.). Законом Украины «О действии международных
договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок
применения международных норм о правах человека.
4. Демократия предусматривает законность в качестве режима
общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается
в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они
же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам -
учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения
правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь
столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации
прав человека, их охраны и защиты.
5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и
гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения
действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины
подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.
Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью
государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и
гражданином является независимый и демократический суд.
2. Функции и принципы демократии
Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные
отношения, целью которых является повышение социально-политической активности
граждан в управлении обществом и государством.
Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее
функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались,
углублялись.
Функции демократии можно разделить на две группы:
· раскрывающие связь с общественными отношениями;
· выражающие внутренние функции деятельности государства;
К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:
1. Организационно-политическая — организация политической власти на
демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа
(самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в
наличии организационных связей между субъектами демократии: органами
государства, государственными организациями, общественными объединениями,
трудовыми коллективами;
2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма
деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и
компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг
интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения
данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов
демократии;
3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения
государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения
и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и
т.п.) при разработке и принятии государственных решений;
4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов
местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);
5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах
их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов;
подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата
(например, контроль представительных органов над исполнительными органами,
отчет последних перед первыми);
6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности,
чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности,
меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.
Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.
Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые
предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам
демократии.
Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется
стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.
Основными принципами демократии являются:
1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы
правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5
Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет
первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство,
но она предполагает равноправие;
2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную
ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед
судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или
ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных
убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного
положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект
равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют
одинаковые возможности для их реализации;
3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения -
предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем
народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и
взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные
права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное
время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие
граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;
4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение
разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит
препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и
равенства;
5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав
меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности,
находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном, политическом; отсутствие
дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при
принятии решений;
6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг
политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и
политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и
т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции.
Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип
плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим.
Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает
универсальное значение для современной демократии.
3. Формы и институты демократии
Функции демократии реализуются через ее формы и институты.
Форма демократии — это ее внешнее выражение.
Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:
1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами
(народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:
Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой
Страницы: 1, 2, 3
|