бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Сущность государства бесплатно рефераты

Контрольная: Сущность государства

Домашнее задание по Теории Государства и Права.

План работы:

ü Понятие сущности государства.

ü Общесоциальная сущность государства.

ü Классовая сущность государства.

ü Список литературы.

Сущность государства.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных госу­дарству, его

сущность рассматривается однозначно с классовых пози­ций — как орудие

неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных

теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент

примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего

общества.

Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его

содержание, цели функционирование, т. е. власть, ее принадлежность.

Государство, как это было показано выше возникает тогда, когда развитие

экономики достигает определенного уровня, при котором су­ществовавшая на

протяжении многих тысячелетий система уравнитель­ного распределения

общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего

развития общества необходимо выделе­ние определенного элитарного слоя,

занимающегося управлением: либо в сфере политической (в «восточном»

обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе) Это привело

к социальному рас­слоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая

всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в

интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов

Однако зарождение социального неравенства, социальной неспра­ведливости

объективно носит прогрессивный характер в условиях еще крайне низкой

производительности труда появляется хотя бы у части людей возможность

освободиться от повседневною тяжелого физичес­кого труда Это приводит не

только к существенному улучшению соци­ального управления, но и к

возникновению науки и искусства, к замет ному росту экономического и военного

могущества такого общества

Итак возникновение государства всегда связано с изменением характера общинной

власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие от

власти первобытного общества, в интересах главным образом привилегированной

части общества Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа

характера такой власти, для определения сущности государства

Однако характер государственной власти не всегда одинаков Так, в древних

Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает Власть

однозначно принадлежит классу рабовладельцев, ко­торые являются

собственниками и основных средств производства (зем­ли), и самих

производителей — рабов Последние не только не участву­ют в осуществлении

государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются

«говорящими орудиями» Аналогично положение власти и в феодальном обществе Она

находится в руках класса феодалов — земельных собственников Крестьяне не

имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридичес­ких прав и

нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов И в

рабовладельческом, и в феодальном обществе налицо явное социальное

неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти

Более сложна оценка характера власти в буржуазном государстве Формально все

люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется

юридически в декларациях и конституциях Фактичес­ки же в раннебуржуазном

обществе законы вопреки декларациям уста­навливают имущественный,

образовательный и иные цензы, ограни­чивающие избирательные права малоимущих

слоев населения Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти

экономически господствующему классу — буржуазии

В восточных государствах власть находилась в руках бюрократическою

чиновничьего аппарата (точнее, его верхушки) При этом она также в

значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих

социальных групп, стоящих власти Во многих случаях эти социальные группы

фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым

местом в системе распределения общественного продукта, присваивая

значительную его часть и особым отношением к средствам производства,

становясь фактически их реаль­ными собственниками, закабаляя и самих

производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя

формально они свободны и являются собственниками земли.

Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного)

аппарата может иметь место и в обществе с господству­ющей частной

собственностью на основные средства производства Государственный аппарат

приобретает «чрезвычайную относительную самостоятельность», становится во

многих случаях практически от об­щества независимым. Это может достигаться, в

частности, за счет балансирования между антагонистическими классами,

натравливания их друг на друга, как это имело место во Франции при

бонапартист­ском режиме в 50—60 х. гг. XIX в Но тот же результат нередко

получа­ется посредством осуществления жестких мер подавления любого

инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки Такое поло­жение было,

например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или

авторитарных режимов стран Латинской Америки

Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты

государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные проти­воречия Ведь во все

исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев

общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная

власть восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии.

Франции, Германии. Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и

т.п.

Тем не менее установление классового (сословного) характера госу­дарственной

власти не исчерпывает проблемы сущности государства и использование только

классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания

государства и политической власти

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках срав­нительно

небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того

или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых

интересах (бонапартизм, тоталитарные бю­рократические режимы)

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости,

нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных

классов не обладает достаточной силой и организо­ванностью, чтобы взять

власть. Поэтому при наличии там общенаци­ональных интересов (обретение

независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть

блока различных классов и не­классовых социальных групп, включающего

национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию,

ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором

власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку

общенародные интересы станут преобладать над более узкими классовыми или

групповыми.

И наконец, самое важное! Общество всегда едино, несмотря на нередко

раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть

рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием

существования чиновничьего аппарата в «вос­точном» государстве является труд

общинников и т. д. Поэтому сто­ящий у власти класс (или социальная группа)

всегда вынужден забо­титься в какой-то мере об угнетенных классах, об

эксплуатируемых слоях населения.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осущест­вляет) обще

социальные функции, действовать в интересах всего общес­тва. И любое

государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-

то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является

средством его объединения, способом его интеграции.

Обшесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая

неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону

его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или

групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.

Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических

условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению

другой.

В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в

рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав,

возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующе­му классу.

Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях

жизни, принудительном характере труда, беззащит­ности от любого произвола,

видимо, преувеличено. Низкая производи­тельность труда неизбежно приводила к

тому, что число рабов много­кратно превышало число свободных. При этом раб,

занятый на сельско­хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда —

мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло

быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали

и иные методы воздействия: идеологические, в том числе религиозные,

разжигание национальной и социальной розни (по­ложение рабов не было

одинаковым. В Афинах, например, рабы выпол­няли обязанности полицейских), и,

несомненно, экономические мето­ды — материальная заинтересованность раба в

результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать

семью и т. п.). В оп­ределенной степени рабы были защищены юридически — как и

любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно счита­лось,

общесоциальную роль рабовладельческого государства.

Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по

мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к

капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном

обществе: высокие налоги на прибыль и, пред­принимателей, государственное

регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных

программ привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные

противоречия является необходимость в мерах подавления классовых противников,

кото­рых, естественно, становится меньше, повышается политическая

ста­бильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением со­циальной

составляющей государственной деятельности снижается доля его классового

содержания.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его

сущности, недостаточно только классового подхода, — следует ис­пользовать

положения и других теорий государства — элитарной, тех­нократической,

плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

Список использованной литературы:

ü В.М. Корельский и В.Д. Перевалов, Теория

государства и права. Учебник. ИНФРА- М- НОРМА, М., 1997 г.

ü Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и

сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993 г. № 7 с. 16.

ü Гимплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47.