бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Контрольная: Создание Татарской АССР и правительственная политика Казанского края в 16в бесплатно рефераты

Контрольная: Создание Татарской АССР и правительственная политика Казанского края в 16в

Введение................................2

Социально-политическое положение Казани после завоевания...........2

Организация управления Казанским краем во 2-ой половине XVIв.......3

Феодальная политика в Крае........................5

Система управления в XVII-XVIIIв.....................6

Введение................................7

Этапы создания национальной государственности.................7

Предпосылки создания Декрета ВЦИК..................8

Декрет ВЦИК от 27 мая 1920г......................10

Первые дни новой республики....................11

Культура и просвещение трудящихся ТАССР.................12

Заключение.............................13

Введение

Включение в 1552г. Среднего Поволжья в состав России имело большое

историческое значение. Если раньше Территория Руси замыкалась на группе

этнически единых, в основном земель, то теперь русские цари распространили

свою власть на области с нерусским населением и иными традициями, отличными

от Русского народа. Присоединение Казанского ханства привело к быстрому

расширению подвластной Москве территории сначала на юго-востоке Восточной

Европы, затем в Приуралье и Зауралье. Столь стремительное расширение границ

России не могло не привести к большим изменениям в системе политического

управления. Это должно было произойти ещё и потому, что к середине XVIв. была

преодолена феодальная раздробленность и начала создаваться централизованная

феодальная монархия. Политическая надстройка России в XVIв. переживала

большие изменения. Старые органы управления, справлявшиеся со своими задачами

в предшествующее время политической раздробленности, теперь не могли успешно

решать новые задачи перехода к социально-политической структуре единого

феодального государства, идущего по пути централизации.

С середины XVIв. начался процесс политических изменений и в местном

управлении, наместническая основа которого уже не могла отвечать задачам

сложения централизованной феодальной монархии. Попытки найти новую структуру

и форму органов местного управления прослеживаются в создании губных

учреждений, основная задача которых состоит в ограничении власти наместников.

В первое время функции контроля передаются в руки местных общественных сил,

что приводит к появлению элементов земского самоуправления, а это, в свою

очередь создаёт условия для развития сословно-представительной монархии в

России.

Особенно усложнились задачи развития органов власти в связи с включением в

состав России Среднего Поволжья, и необходимостью организовать управление

этим далёким от центра страны краем, расположенным, около терзаемых

феодальными междоусобицами степных районов. Для Москвы, для царского

правительства было ясно, что во вновь присоединенном к России крае

нецелесообразно и даже невозможно создавать привычные наместнические органы и

тем более вводить элементы губного и земского самоуправления.

Переломный характер XVIIв. как начала «нового» периода в истории России

[1] определил формы и методы организации и деятельности государственного

управления в России вообще, и местного в частности. Это было время поиска

наиболее пригодных форм административного управления для выполнения основных

задач феодального сословного общества, для утверждения и поддержания господства

служилого сословия в этом обществе, для удержания зависимости многочисленных

социальных слоёв общества, и прежде всего крестьянства. Вторая половина XVIв. и

весь XVIв. – это период наивысшего развития приказной системы центрального и

государственного управления, период оформления и развития воеводской системы.

История местного управления в Казанском крае во второй половине XVI-XVIIв.

является составной частью проблемы изучения социально-политической структуры,

сложившейся в это время в Среднем Поволжье. Территория под названием «Казанское

ханство», после включения в состав России имела большое значение в её

социально-экономическом и общественно-политическом развитии.

Необходимо отметить, что Среднее Поволжье представляло собой край с много

этническим составом населения: здесь жили татары, чуваши, марийцы, удмурты и

русские. Это определило необходимость рассматривать структуру органов

местного управления с учётом данных условий, что также является важной

задачей. Значение политического развития Среднего Поволжья в XVI-XVIIв.

заключается в том, что именно в этом крае сформировалась система воеводского

управления.

Социально-политическое положение Казани после завоевания

2 октября 1552г.под ударами войска Ивана Грозного ханская Казань пала. Ясно,

что главной заботой царя в первые дни после завоевания, была разработка

программы правительства и структуры органов управления в крае, создание

условий укрепления царской власти в Казани и распространение её на всю

территорию бывшего ханства. Через несколько недель после ухода из Казани

основной части войска весь край был охвачен восстанием, направленным на

восстановление самостоятельности ханства. Требовалось создание особой системы

местного управления, не похожей на управление другими областями, и вместе с

тем не противоречащей традиционным принципам. Новая система должна была

сочетать в себе военный характер и гражданские формы управления. Другими

словами, нужно было решить такие задачи, какие ещё не вставали перед

российским царским престолом, – ведь Казань была не просто новым

приобретением царя, она была центром экономически и политически развитого

края с большим культурным наследием, к тому же исповедующим иную религию –

мусульманство.

Включение Среднего Поволжья в состав России для Москвы было не слишком

удачным. Поскольку после завоевания царскому правительству предстояло

выдержать четыре с половиной года тяжёлой борьбы со значительной частью

населения Казанского края, возглавляемого местными феодалами. Первые

мероприятия по созданию системы управления относятся к весне 1554г. учитывая

сложность политической обстановки и особенности окраинного края в основном с

нерусским населением, правительство решило создать новую систему воеводского

управления. То есть: выделить из числа воевод «больших» и «меньших», провести

разделение на городовых (осадные) и полевых (так. наз. «на вылазке»), ввести

отсутствие соподчинённости воевод разных городов по отношении друг к другу,

отменить местничество не только во время военных действий, а и в мирное

время.

Очень крупным мероприятием административного характера было образование в 1555г.

Казанской епархии во главе с архиепископом, который должен был стать высшим

церковным представителем в крае и взять на себя функцию идеологического

воспитания населения в нужном для царизма духе.

[2] Архиепископ Казанский и Свияжский занял высокое положение в церковной

иерархии. Огромна была и территория подчинения казанскому архиепископу, в

первое время она включала все земли бывшего Казанского ханства, бассейн р. Суры

и Вятскую землю. После присоединения к России Астраханского ханства его

территория так же вошла в состав Казанской епархии. Впоследствии Вятка была

выведена из-под влияния Казани в церковном отношении, а в Нижнем Поволжье

образовалась самостоятельная епархия «Астраханская и терская». О политическом

значении и влиянии Казанской епархии говорит и тот факт, что после смерти

митрополита Макария (1563г.) кандидатура казанского архиепископа Германа была

первой среди претендентов на Русскую митрополию. Роль церкви тогда имела

большое значение в системе государственного управления.

Поскольку 80-е г. XVIв. характеризуются народными восстаниями, не следует

считать борьбу народов Среднего Поволжья присущей только для Казанского края, и

видеть её только под политическими лозунгами сепаратистских татарских феодалов.

Широкие слои местного населения участвовали в восстании, прежде всего, в целях

сопротивления растущей феодальной эксплуатации, выступали против постоянно

повышающихся норм сбора ясака и других налогов, против закрепощения всё новых и

новых категорий крестьянства. Восстания в это же время происходили и в других

районах России: в 1583г. например, в Шацком уезде произошло выступление

русского и мордовского крестьянства ряда деревень, которые поднялись против

феодальной эксплуатации Черняевского монастыря.

[3] Происходили волнения и в других местах.

Восстания 70 – 80-х гг. XVIв. в Среднем Поволжье затрудняли процесс

становления органов местной администрации, создание её чёткой структуры.

Царскому правительству приходилось не просто формировать состав управления в

крае, но искать его формы, которые были пригодны для много этнического района

при отсутствии среди коренного населения значительной русской прослойки.

Кроме того, нужно было учитывать окраинное положение Поволжья в XVIв.

Организация управления Казанским краем во 2-ой половине XVIв.

В момент завоевания Казани была создана единственно логичная форма управления

через привычные в России должности воевод как военных начальников. Должность

воеводы возникла ещё в Древней Руси. Тогда это был начальник княжеской дружины

или глава народного ополчения. В XIV-XVв. воеводская должность существовала

рядом с наместнической и отличалась тем, что если наместник сосредотачивал в

своих руках административно-финансовую и судебную власть в уезде, то воевода

был начальником ратных (военных) сил. Правда в первое время местное управление,

созданное Иваном IV в Среднем Поволжье, внешне носило оболочку наместнической

власти и первые казанские воеводы не редко назывались наместниками.

[4]

В дальнейшем элементы наместнического управления отмирают, а воеводское

управление приобретает черты гражданского управления. Воеводское управление,

введённое в Казанском крае как гражданское одним из первых показывает свою

жизнеспособность в Среднем Поволжье с нерусским составом коренного населения,

а в дальнейшем (в начале XVII в.) распространяется на всю Россию.

Бывшая территория Казанского ханства первоначально была разделена на два

воеводства – Казанское и Свияжское. Оба они были независимыми друг от друга,

равноправными в своих отношениях с центральной властью. Но постепенно

определяется более важное политическое значение Казанского.

Во второй половине XVIв. административное управление возглавлялось «большим»

воеводой, который концентрировал в своих руках всю полноту власти в крае.

Рядом с ним были «меньшие», число которых было различно в разных городах в

разные годы.

Функции воевод и их действия определялись наказами, которые выдавались сначала

царём, а потом центральным органом по управлению Поволжьем – Приказом

Казанского дворца. Среди обязанностей Казанских и Свияжских воевод, безусловно,

на первое место были поставлены военные вопросы. Они отвечали за безопасность

города и посада. Городские ворота ежевечернее запирались, а ключи от ворот

передавались воеводе, они должны были каждую ночь объезжать город, досматривать

на стороже людей[5] и

контролировать ситуацию. В документах, особенно в писцовых книгах

прослеживается, что кроме ответственности за военную безопасность в уезде и

обеспечения внутреннего порядка, одной из обязанностей воевод было руководство

хозяйственной жизнью города, торговыми операциями, строительством и.т.д.

Одним из важнейших полномочий воевод было наделение поместьями служилых людей

(«испомещение их») на основе верстания центральной властью – «государевых

присыльных грамот».[6] Одной из

обязанностей было составление списка служилых людей и контроль за их службой.

Всё это показывает, что воеводы обладали широкой и иногда почти не

контролируемой властью в рамках управляемого ими уезда. Правда, фактическое

положение не соответствовало их юридическим правам. Формально их власть была

ограниченна царскими грамотами и указами.

Казанский край был районом много этническим, и это накладывало отпечаток на

организацию управления в нём. Согласно царским грамотам правительство

запрещало воеводской власти применять насилия по отношению к местному

нерусскому населению, требовать от него приношений и допускать «волокиту» при

ведении дел.

Итак, после присоединения Среднего Поволжья к России созданное здесь

управление строится по воеводскому принципу с большим количеством должностных

лиц приказного характера. Но чёткой структуры управления выработано не было.

Наблюдается много случайного и трудно проследить какие-то общие

закономерности и черты. Применительно к этому времени можно скорее говорить

об отдельных учреждениях, а не о системе. Но нужно отметить, что в Среднем

Поволжье не получили развития органы дворянского местного управления. В

созданной структуре администрации края отсутствуют и наместнические органы с

их кормленным принципом управления.

Источники дают возможность утверждать, что в течение второй половины XVIв. в

Казанском крае происходило становление воеводской системы, определялись их

функции и правовые нормы.

До настоящего времени нет связного изложения истории оформления центрального

учреждения по управлению Казанским краем. Нет никаких свидетельств о

существовании в 50-е и начале 60-х г. XVIв. специального органа по управлению

Казанским краем в центре, в столице России.

Процесс создания органов приказного центрального управления был в

значительной степени бессистемен и даже случаен. Принципы деятельности

приказов и центральных органов власти создавались без плана. Всё это даёт

основания полагать, что оформленного центрального органа по управлению

Поволжьем в 50-е и начале 60-х г. не существовало. В этот период времени

район Поволжья был окраиной России, и здесь сохранялась военная обстановка.

От середины 60-х г. XVIв. встречаются бесспорные свидетельства существования

«Казанской избы» – прообраза будущего приказа Казанского Дворца. О постоянном

функционировании приказа Казанского дворца применительно к 90-м г. XVIв. и

началу XVIв. говорят уже многие документы.

[7]

Приказ Казанского дворца существовал до проведения первой областной реформы

Петра I и прекратил своё существование после создания Казанской губернии

(1708г.), которая включила в себя почти всю территорию подведомственную

приказу Казанского дворца.

Компетенция его была своеобразной: осуществлял административное, финансовое и

судебное управление подведомственной ему территорией, ведал натуральным сбором

с нерусского населения, контролировал составление ясачных книг.

[8]

Приказ ведал территорией со значительным и разнообразным коренным нерусским

населением, где основной задачей было формирование национальной политики

России. Относясь к областным учреждениям, он становится территориальным

органом. Власть Приказа распространялась не только на территорию бывшего

Казанского и Астраханского ханств, но и включала в себя частично

Нижегородский край и мещерские города, и до 1637г. всю территорию Сибири.

Феодальная политика в Крае

Основной массе татар было предложено креститься. Христианизация представителей

верхов враждебной России династии Казанских ханов имела целью создать послушную

царскому правительству прослойку казанских татар. Кое-чего удалось добиться.

Часть казанских феодалов, по-видимому, не только приняла крещение, но и вошла в

состав служилого сословия российского дворянства. К примеру, в Новгородской

области были сформированы татарские отряды, которые участвовали в походе к

шведскому рубежу.[9]

В отношении основной массы населения бывшего Казанского ханства проводилась иная

политика – политика возвышения части средних слоёв до положения господствующих

кругов среди нерусской части населения. Таким образом формировались две

основные группы нерусского населения: служилые татары, которые в

определённом смысле получали права, чем то напоминающие права русского

служилого сословия. И ясачные люди, которые должны были содержать

феодальное государство и подвергались эксплуатации со стороны, как местных

Страницы: 1, 2, 3